Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.П.Чехов
тест по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Свою писательскую деятельность Чехов начинал в юмористических журналах «Стрекоза» и «Осколки».Ранние рассказы печатались под псевдонимами Антоша Чехон-те, Человек без селезёнки.В литературе того времени происходит обновление тематики- судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интел-лигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Пи-сатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт Но эта чеховская недо-говорённость действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую кар-тину жизни в мельчайших её деталях. В коротких рассказах даёт такое явление жизни, которым посвятили романы Гоголь, Тургенев, Толстой. («Краткость – сестра таланта»,- афоризм Чехова). Чехов – мастер детали. Сюжетным стержнем рассказов является исто-рия одного героя. Рассказом «Смерть чиновника» Чехов завершил галерею образов «маленького человека» в русской литературе 19 в., начатую Пушкиным («Станционный смотритель»), Гоголем («Шинель»), Достоевским («Бедные люди»).
1900 г. Чехова избирают членом Академии наук по разряду изящной словесности.
Маленькая трилогия (жанр- рассказ в рассказе):
рассказы 1)«Человек в футляре» (1898)
Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) «Крыжовник» (1898)
Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) «О любви» (1898)
Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ «Ионыч» (
Тема рассказа – протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства.
Идея – «Берегите в себе человека!»
Кольцевой характер композиции: в начале и в конце рассказа представлена «талантливая» семья Туркиных, на фоне жизни которой и происходит превращение Старцева в Ионыча.
5 глав – 5 ступеней деградации Старцева: 1) «любит говорить о своей больнице», совершает пешие прогулки, «чтобы развлечься», способен трезво оценивать людей, но ему уже покойно и удобно в доме, где царит пошлость; 2)хочет любить, способен делать глупости, но главное – «своя пара лошадей и кучер» и «не надо бы полнеть!»: 3)трезво размышляет о приданом и спокойно воспринимает отказ; 4) пополнел и неохотно ходит пешком, торопится к богатым клиентам, а потом в Дялиже принимает «спешно»; 5)жизнь посвящена стяжательству.
Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1898 – пьеса «Чайка». Работа для Московского художественного театра.
1899 – пьеса «Дядя Ваня»
1901 – пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе О.Я.Книппер
1903-1904 – пьеса «Вишнёвый сад»
-Чеховские драмы пронизывает атмосфера неблагополучия. В них нет счастливых людей. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности.
- Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столе-тия и нового общественного подъёма
- нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение;
- нет главного, ведущего героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных (полифонизм)
- новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст.
- речевая индивидуализация героев стушёвана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы
- события в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы
- пьесы состоят из 4 актов:
1)медленное вступление, экспозиция к действию, идёт знакомство с героями
2)общий характер – лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев
3)кульминация, действие оживлённое, захватывающие события
4)действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет
-характер героя раскрывается не в деятельности, а в переживаниях
- в пьесах Чехова сильно «подводное течение» (определение В.И.Немировича-Данченко). За всеми понятными, употреблёнными в прямом значении словами скрывается неясное, глубинное содержание.
Пьеса «Вишнёвый сад» (1903-1904)
Обращение к новым людям = «строгим и честным» - требовало, по утверждению Чехова, новых тем, новых художественных решений: «нужно писать не так…». Замысел «Вишнё-вого сада» относится к началу 1901г. В 1892 формировался сюжет, с а с конца 1903 г пьеса писалась с перерывами из-за болезни. Пьеса включает в себя немало автобиографическо-го. Прошлое Лопахина напоминает родословную писателя: Дед Чехова был крепостным, отец, как и Лопахин, открыл своё собственное «дело».За неуплату долга Семье Чеховых грозила продажа дома с аукциона. Сосед, обещая спасти положение, купил дом Чеховых, после чего юный Чехов, как и Аня в «Вишнёвом саде» становится свободным человеком.
Рассказывая о предстоящей продаже имения, Чехов хочет рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении её будущего в этом процессе.
Жанр – лирическая комедия. В ней автор передал своё отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения её богатств. Лирическое отношение Чехова к Родине, к её природе, боль за разрушение её красоты и богатств составляют как бы «подводное течение» пьесы. Это отношение выражено то в подтексте, то в авторских ремарках. Чехов принципиально подчеркивал, что «В.С.» - это комедия (драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени). Показывая столкновение, конфликт своих героев, социальное положение которых указано в перечне действующих лиц, Чехов решает их в соответствии с самой историей.
Композиция кольцевая: опоздание к приходу поезда («забыли» Лопахина) в начале и к отходу поезда («забыли» Фирса) – в конце; приезд Раневской из заграницы в начале и её отъеэд в финале.
Экспозиция (Д I)- зритель знакомится с персонажами, которые не самораскрываются в диалогах; даётся ряд нравоописательных сцен; герои ещё надеются на спасение;
Завязка – причины разорения Раневской – отнесена в прошлое;
Развитие действия (ДII) – нервозное ожидание дня, когда состоятся торги;
Кульминация (Дiii) – веселье как способ заглушить беспокойство; торги, решающие дальнейшую судьбу вишнёвого сада;
Развязка – (ДIV) – решение основного и множества частных конфликтов); расставание с прошлым; возвращение героев к будням.
Конфликт внешний, социальный – продажа вишнёвого сада;
Конфликт внутренний, подтекстовый – человек в историческом потоке
Название «Вишнёвый сад» имеет конкретное и обобщённо-поэтическое содержание. Вишнёвый сад – характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, её богатств, красоты, поэзии.
Герои ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы.
1.Что вы знаете об общественной деятельности Чехова?
2.Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов.
3.На занавесе какого театра изображена чайка как символ исторической связи этого театра с творчеством Чехова?
4.Как назвал Чехов своё последнее драматическое произведение?
5.В каком произведении Чехова герои Иван Иваныч, Фёдор Тимофеич и Тётка вовсе не люди?
6.В каком произведении Чехов назвал современную ему жизнь «не запрещённой цирку-лярно, но и не разрешённой вполне»?
7.Чей это портрет : «он был замечательно хорош тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате»
8. «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благо-творительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно». Кто это?
9.Кто из персонажей произведений Чехова ездил на свидание с любимой на кладбище?
10.Кто любил употреблять слова: «недурственно», «он не имеет никакого римского права», «здравствуйте пожалуйста», «умри, Денис, лучше не напишешь»?
11.Кто в течение нескольких минут не один раз менял своё мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей?
12.Какой приём использует Чехов в рассказе «Ионыч» для раскрытия внутреннего мира героя?
13.К какому роду литературы принадлежит «Вишнёвый сад»?
14.Каково авторское определение жанра?
15.Укажите фамилию персонажа пьесы «В.С.», которому принадлежит реплика «Вся Россия – наш сад».
16.Укажите имя героини пьесы, которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла».
17.Назовите фамилию героя пьесы, которого Петя Трофимов называет «хищным зверем».
18.Укажите фамилию персонажа пьесы, пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.
19.Кто из действующих лиц пьесы обращался к шкафу с торжественной речью?
20.Кто съел сразу полведра огурцов?
21.Кто имел прозвище «двадцать два несчастья»?
22.Кто с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?
23.Кто хорошо умела показывать фокусы?
24.Кто отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?
25.Кто назвал раскрепощение крестьян несчастьем?
26.Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках?
27.Кто, прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?
28.Назовите девичью фамилию Раневской.
29.Чьё имя означает «жезл, увитый виноградными лозами»?
30.Кто из героев пьесы произносит слова: «…ваш дед, прадед, и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаеие дальше передней…»?
31.Всех героев пьесы объединяет атмосфера всеобщего неблагополучия. «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье»,- говорит Епиходов. Какое прозвище ему дали?
32. «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, что мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…» Кому из героев пьесы не спится от таких мыслей?
33.Какой персонаж радуется предстоящему отъезду в Париж после продажи с торгов вишнёвого сада?
34.Как Фирс называет своего хозяина, подчёркивая его неумение жить?
35.Назовите героя, который считает, что в России «народ безнравственный, и по временам мычит»?
36.Кто из героев пьесы был крепостным Гаевых?
37.Назовите термин, определяющий художественный образ, повторяющийся в пьесе, в процессе повторения и варьирования обрастающий ассоциациями, сздающий настроение, являющийся эмоциональным тоном произведения. («Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны…»)
38.Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе?
39.Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея).Кто стал хозяином вишнёвого сада?
40.Назовите год, в который произошло «несчастье». (Фирс. Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь. Гаев. Перед каким несчастьем? Фирс. Перед волей)
41.Как называется тип высказывания, представляющий собой законченное развёрнутое высказывание.
42.Назовите несколько раз упомянутую в ремарках предметную деталь, которая симво-лизирует смену хозяев имения как смену хозяев жизни (Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит. Смеётся. Хохочет. Топочет ногами. Поднимает ключи, ласково улыбаясь. Звенит ключами. )
43.Действие в пьесе часто сопровождается комментариями «Смеётся», «Хохочет», «Топо-чет ногами». Как в драматургии называют подобные авторские комментарии?
44.Как в произведении называется непримиримое противоречие между героями или в сознании персонажа?
45.Почему литературоведы спорят, является ли пьеса Чехова «Вишнёвый сад» комедией?
46.Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе «Вишнёвый сад»?
47.Как вы понимаете выражение «футлярный человек»?
48.Осуждает или восхваляет Лопахина Чехов?
49. Кто виновен в гибели вишнёвого сада?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе А.П.Чехов
Презентация по литературе А.П.Чехов...
Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть1)
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть1)...
Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть2)
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть2)....
Урок по литературе "А.П.Чехов. Рассказ "Хирургия" (5 класс)
Урок литературы. Тема: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хирургия» (5 класс) Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; развивать умение размышлять на...
урок литературы. А.П. Чехов "Ионыч"
Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова " Ионыч"...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ А.П. ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» ПАНОРАМНЫЙ УРОК
Конспект панорамного урока по теме "Развитие коммуниктивной компетентности на уроках литературы" основан на содержании рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий!, который изучается в 7 классе, но может бы...
Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"
Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....