Внеклассное мероприятие. Лекция и презентация, материал к уроку МХК "Великий мастер Высокого Возрождения" 530-летию Рафаэля Санти посвящается
презентация к уроку (изобразительное искусство, 7 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой;
Где море теплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый;
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы;
Где Рафаэль живописал;
Где в наши дни резец Кановы
Послушный мрамор оживлял,
И Байрон, мученик суровый,
Страдал, любил и проклинал?
Александр Пушкин
«Волшебным краем, страной высоких вдохновений» назвал Италию Александр Сергеевич Пушкин. Именно здесь, в Италии, в ХIV–ХVI веках искусство достигло наибольшего расцвета. После схоластики и аскетизма Средневековья здесь начался удивительный взлет мировой культуры – «эпохи Возрождения», возрождения в новых условиях античных идеалов гармонии и красоты. Это было время больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел преобразили облик средневековой Европы. Поэзия Возрождения поражает глубиной, изяществом и утонченностью. Кто не слышал о прекрасной Лауре, воспетой Франческо Петраркой, о Беатриче, вдохновившей Данте Алигьери на «Божественную комедию»
(одну из самых великих книг созданных человечеством) ?
Прославленными мастерами любовных сонетов (новой стихотворной формы, появившейся в эпоху Возрождения) были Гвидо Кавальканти, Джованни Боккаччо и Никколо Макиавелли. В изобразительном искусстве этой эпохи утверждалась вера в могущество творческих сил человека.
На экране демонстрируется слайд «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля, росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело.
Олицетворением главных ценностей итальянского Возрождения: интеллекта, гармонии, мощи – стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Томмазо Мазаччо, Филиппо Липпи, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто и многие другие мастера. Почему их называют мастерами? Да потому, что это были очень разносторонне талантливые люди, создававшие шедевры в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре и даже науке. В произведениях Ренессанса поведение человека не подчиняется канону и ритуалу, а все чаще логике и гармонии.
Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения, но по сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится более сложным и многогранным.
Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма ( от.лат. humanus-«человечный»)-течения общественной мысли, которое зародилось в XIVв. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека, обладающего неограниченными духовными и творческими возможностями. Героика, титанизм характеров и страстей типичны для ренессансного искусства. Образы, созданные великими мастерами Возрождения, воплощают гордое сознание своих сил и веру в свободу воли человека. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет», — эти слова, известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола, созвучны многим произведениям искусства Возрождения.
В отличие от эпохи средневековья, когда главными заказчиками произведений искусства были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, городские власти и частные лица — как знать, так и бюргеры.
В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские общественные здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, воспитательные дома, рынки, склады и т. п.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилища богатого бюргера, а также тип загородной виллы, складываются новые системы фасадного убранства.
Как правило, проектируя здание, архитекторы Ренессанса сами руководили осуществлением его в натуре, принимая в этом непосредственное участие. Обычно они владели и другими, смежными с архитектурой специальностями: были скульпторами, иногда декораторами, живописцами, что способствовало повышению художественного качества сооружений.
Изменяется положение художника в обществе – его удостаивают высоких почестей. Освобождение живописи и скульптуры от строгого подчинения зодчеству приводит также к их обособлению и к развитию новых жанров искусства — портрета, пейзажа, исторической живописи.
Жизнь и творчество Рафаэля Санти.
(Текст подкрепляется видеорядом )
На экране демонстрируется слайд – заставка Автопортрет Рафаэля
Почему во все времена дети и взрослые любят легенды и сказки?
Наверно потому, что запечатленный в них мир героев, королей и простых людей, гармоничен, исполнен добра и зла. И как-бы коварно не было зло, в каких бы обличиях не выступало, обычно уступает добру, и счастливый конец венчает сказочный рассказ.
Творчество художника, о котором пойдет сегодня речь, подобно легенде. Да и жизнь его, за более чем 5 вековую историю со дня рождения, обросла многими легендами.
* Слайд- «вид Урбино»
В городе Урбино, столице карликового княжества расположенного в центре Апеннинского полуострова, в страстную пятницу 6 апреля 1483 года родился мальчик. Событие это произошло в семье человека неординарного - художника, поэта, архитектора, церемониймейстера состоявшего на службе при дворе графа Федериго да Монтефельдо, Джованни Санти. Назвали мальчика Рафаэлло. Ко времени его рождения уже во всю творит Леонардо да Винчи, ему 31 год, растет Микеланджело - ему 8 лет.
Синьор Джованни ни к чему не принуждал сына. Рафаэль во всем помогал отцу. Страстный интерес ребенка в большей степени проявился к живописи, к тому же при явных способностях. Это обстоятельство позволяло надеяться на успех. И в 1500 году, когда Рафаэль подрос, его отправили на учебу к знаменитому Пьетро Вануччи по прозвищу Перуджино.
С именами живописцев тогда особенно не церемонились. Имеешь привычку ходить не переодевшись, измазанный краской, значит, Мазаччо. Откуда взялся? Из Перуджи? Значит - Перуджино. Так они и вошли в историю.
Учеба пошла хорошо. Способный мальчик вскоре изучил манеру Перуджино так, что подражал ей настолько точно и решительно во всем, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его учителя, и нельзя было установить никакой разницы между его вещами и вещами Пьетро. Об этом ясно свидетельствуют такие ранние работы Рафаэля-
* Слайд «Ангел» - Фрагмент росписи
* «Сон рыцаря»
Юному рыцарю на этой картине, как возможно и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Художник как бы дает понять, что человек постоянно, во сне иль наяву, находится перед непростым выбором - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем, между Доблестью и Наслаждением между осознанием, поиском и созерцанием.
Декоративная манера письма и некоторая схематичность в построении композиции характеризуют работы художника в этот период. Тонкой поэтичностью и искренностью чувств также проникнуты его ранние работы.
В 17 лет Рафаэль получает звание «мастер». Многие ли могут в столь юные годы похвастать такими успехами?
* Слайд «Вид Флоренции»
В 1504 году Пьетро Перуджино с учениками, в числе коих и Рафаэль, перебирается во Флоренцию, Мекку искусств. Флоренция - столица Тосканы, области в центральной Италии, - была в то же время и неформальной столицей итальянской художественной жизни. Молодому мастеру очень хотелось удивить Флоренцию, где уже во всю гремела слава Леонардо из города Винчи и флорентийца Микеланджело. Город его мечты встретил Рафаэля более чем благосклонно. Но флорентийские знатоки, к сожалению, почти не заметили той небольшой разницы между ним и учителем, которой он так гордился. Второй Перуджино - совсем не так уж плохо, с этим можно было жить, и даже весьма обеспеченно, но смириться было нельзя. И тут на помощь молодому художнику пришло одно жизненно важное свойство, которое многим людям отчасти заменяет талант, а талантливым позволяет добиться максимальных успехов - самообучаемость.
Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
* Слайд «Святой Георгий, побеждающий дракона»
Пластика фигур говорит о влиянии мастера Возрождения - Леонардо. Все в ранних работах, к ним относится, «Святой Георгий, побеждающий дракона» (1504) – разработка сюжета, композиционные приемы, сочетания красок, очертания фигур, рисунок, плавно облегающий формы – передает ту мягкую манеру исполнения, которой Рафаэль научился у своих первых наставников, и которая была свойственна ему самому в то время.
Главная тема живописи флорентийского периода – «Мадонна с младенцем», которой посвящено не менее 10 работ. Среди них « Мадонна в зелени» (1505), « Мадонна дель Грандука» (1504)
* слайды « Мадонна в зелени»
* « Мадонна дель Грандука»
Его мадонны поражают разнообразием и совершенством. Они стоят, сидят, лежат на траве, играют с младенцами Иисусом и Иоанном, о чем-то шепчутся с ними или просто в задумчивости молчат. И каждая из них полна такой прелести, какой не найти ни в одной, пусть даже самой совершенной натурщице, а можно только собрать по капле из множества источников.
* Слайд «Мадонна Конестабиле»
Особенно удалась одна в «тондо» (круг - излюбленная форма Возрождения, олицетворяющая гармонию, равновесие): очень милая, на фоне весеннего пейзажа с тоненьким деревцем. Она и младенец тихо углубились в книгу. «Мадонна Конестабиле» ( 1503) .
Сюжет полон естественности, пленительного очарования. Возможно, как и во многих других образах Мадонны, духовным и эмоциональным камертоном была любовь художника к своей рано умершей матери, сохранившаяся в его душе на протяжении всей жизни и питавшая искусство Рафаэля исключительно сильно и глубоко.
Завершениием раннего этапа творчества Рафаэля стала композиция «Обручение Марии» (1504), написанная для церкви Чита дель Кастелло.
Молодой художник обращается к библейскому сюжету с которым в свое время работал и Перуджино, однако сравнение с картиной ученика явно не в пользу учителя. Но из многого, что воспринял Рафаэль от Пьетро Перуджино - стремление с одной стороны к созданию архитектурно-пространственных композиции, а с другой – любовь к изображению расстилающихся волнистых линий ландшафта, подобных холмам окружавшим его родной Урбино.
* Слайд фрагмент пейзажа
У Рафаэля мы видим ландшафт с далекой перспективой и устремленный в небо храм. Здесь пейзаж и архитектура сливаются в единый образ, имеющий глубокий смысл. Природа-создание бога, и храм-создание человека выступают на картине Рафаэля в гармоническом единстве, причем творение рук человеческих, храм-ротонда, возвышается над окружающим его пространством.
На фоне вполне современной Рафаэлю купольной постройки, изображенной с великолепным архитектурным чутьем, старичок священник сочетает браком Иосифа и Марию.
* Слайд «Обручение Марии»
Согласно христианской легенде, претендентов на руку и сердце Марии было несколько. Поэтому для разрешения конфликта первосвященник повелел положить с вечера в храме каждому по сухому пруту. На утро один из прутьев, тот, что был оставлен плотником Иосифом, расцвел. И вот, смиренно приняв божественное указание, неудачливые женихи соучаствуют в церемонии, и только один из них с досадой ломает свой нерасцветший прут о колено. Все происходит в такой счастливой, упоительной тишине, что, кажется, слышно, как соприкасаются складки одежды и звенит под нагретыми сводами храма струящийся воздух.
В позах, движениях, жестах покоряет гибкость, певучесть.
Именно в этом произведении наметилось основное направление его стилистических исканий последующих лет.
* Слайд вид Рима,
Рим, относительно урегулировав государственные проблемы, ринулся догонять и перегонять Флоренцию по части интеллектуального и эстетического потенциала. Настало «время собирать камни» и Папа Юлий II, отстранившись (насколько это вообще было возможно) от политических и военных баталий, энергично занялся созиданием. Надо было срочно расписывать небольшие залы на втором этаже обновленного ватиканского дворца (так называемые станцы), и этим уже занималась группа известных художников. Архитектор Браманте, начавший в это время строить собор Святого Петра, порекомендовал «своего земляка и дальнего родственника». В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим.
Работа над фресками (роспись по сырой штукатурке) шла по общей, подробно разработанной программе, под девизом «Истина, Добро, Красота». Получил свою стенку и Рафаэль - «Станце дела Сеньятура» (1508-1511).
* Слайд « станце делла Сеньятура»
Богато украшены разнообразной росписью потолок и стены.
* Фрагменты росписи потолка
Композиции фресок состоят из крупных частей, динамичны и выразительны. Колорит - мягкий и гармоничный. Цвета дополняют друг друга, радуя глаз разнообразными и изысканными сочетаниями красок от фиолетовых до нежно–зеленых, песочных и абрикосовых.
* Фреска «Диспута».
Первая фреска - так называемая «Диспута» - спор о таинстве причастия. Но на самом деле здесь не оспаривается, а утверждается этот важнейший догмат церкви. Тема фрески - триумф высшей истины ( истины религиозного откровения).
Рафаэль достиг особой свободы в обрисовке поз и внешности героев росписи, представив их в разнообразных ракурсах и многоцветных одеждах. На земле по обе стороны алтаря кого только нет! Отцы Церкви, папы чуть ли не всех времен, священнослужители…
* Фрагмент
Вот в монашеской одежде поэт Данте, чью «Божественную комедию» некоторые современники считали документальным подтверждением его путешествия в загробный мир, и потому шарахались от него на улице. А вот забредший сюда без приглашения архитектор Браманте, тот самый, что «устроил» Рафаэля в Ватикан (он слева у перил), вон на заднем плане строится по его проекту собор Святого Петра - символ всей Католической Церкви.
* Фреска «Диспута».
А в небе над ними – Святая Троица, апостолы пророки, святые, ангелы. И от туда на участников диспута нисходит с небес умиротворяющее сияние божественной Истины.
* Фреска «Афинская школа»,
Следующая фреска еще более знаменита – «Афинская школа» (1510-1511). Это собрание античных философов и ученых, далеко не все они жили в одно время, многих разделяют столетия. Но все они современники по мысли, по истине. Здесь тоже спорят: Платон (с чертами Леонардо) указывает на небо, подчеркивая духовную сущность мира, а Аристотель - его ученик, ставший непримиримым противником, - на землю. И за каждым своя неисчерпаемая правота. Десятки фигур стремительно идут на зрителя, стоят, сидят, а Диоген вообще лежит на ступеньках - ему везде хорошо.
* фрагмент
У лестницы справа Эвклид (Браманте) чертит на грифельной доске, а слева
Пифагор с учениками читает книгу.
В числе присутствующих есть и автор произведения. Вот он скромно выглядывает у правого края.
* фрагмент
А в центре, на переднем плане, в задумчивости примостившись на ступенях расположился Микеланджело – «каменщик».
* фрагмент
В ХХ веке на репродукциях «Афинской школы» - азбуке мизансцены и монтажа училось не одно поколение кинематографистов.
Столкновения философий, судеб, характеров запечатлены и на других росписях
* фреска «Парнас»
«Парнас» (1510) посвящен теме «Искусство». На вершине Парнаса Апполон сидит у источника поэтического вдохновения в окружении 9 Муз и знаменитых поэтов: Данте, Вергилия, Петрарка, Боккаччио, Гомера, Горация.
В одних фресках Рафаэль трактует по существу светские сюжеты
* «Месса в Больсене»,1512
в других использует библейсие и исторические темы.
* « Изгнание Илиодора из храма»,1512
* «Освобождение апостола Петра из темницы».
Жизнеутверждающий сюжет «Освобождение апостола Петра из темницы»(1513-1514) - победа добра над злом, праведных сил над темными. Ангел чудесным образом выводит из темницы апостола Петра мимо спящих стражников.
Композиции фресок состоят из крупных частей, динамичны и выразительны. Колорит - мягкий и гармоничный. Цвета дополняют друг друга, радуя глаз разнообразными и изысканными сочетаниями красок от фиолетовых до нежно–зеленых, песочных и абрикосовых.
Много изобретательности, выдумки, композиционного мастерства проявил Рафаэль, расписывая небольшой зал (8-10 м) со сводчатым потолком, со стенами прорезанными оконными и дверными проемами. Он так продумал композиции, что проемы кажутся необходимым возвышением для изображения. Реальные своды повторяются в изображении.
Сначала умер Папа Юлий II, потом Браманте. Новый Папа, Лев Х, исполненный безграничной верой в возможности Рафаэля, навалил на него все, что только можно придумать: от строительства собора Святого Петра - до эскизов дверных ручек. А Рафаэль и не собирался отказываться, брался за все. Приходилось только больше и больше передоверять работу ученикам и помощникам, оставляя себе общее руководство.
В Риме портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. Он выполняет заказы отцов церкви. Пишет портреты папы, кардиналов, многочисленные светские портреты.
* портрет графа Бальдассаре Кастильоне
Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1515г) один из самых знаменитых. Цельная, гармонично уравновешенная натура предстает перед нашим взором. Друг Рафаэля, интеллектуал, писатель, дипломат, философ - такая личность отвечала представлениям художника об идеальном человеке.
Заказ на «Мадонну» поступил из монастыря Святого Сикста в Пьяченце, на севере Италии. Там строили новую церковь, и понадобился алтарный образ. Многие почему-то считают, что «Сикстинская мадонна» (1513-1514) создана Рафаэлем за год до смерти. И в самом деле, трудно поверить в то, что у человека могут быть еще какие-то дела на этой земле после такого творения. А иные, наоборот, утверждают, что художник написал Ее, когда ему едва минуло тридцать лет.
Кто послужил моделью?
Рафаэль - за редкими исключениями - никогда не воспроизводил в мадоннах натурщиц (подходящих просто не было, да и быть не могло). В этих случаях он, по его словам, руководствовался какой-то особой, интуитивно постигаемой идеей.
* «Донну Велату»
Что-то говорили о некой его римской знакомой, с которой он написал так называемую «Донну Велату»- «Даму под покрывалом» (1514).
Впервые образ мадонны решается как небесное действо.
* «Сикстинская мадонна»
Мотив раздвигающегося занавеса - введение в тему: рождается ощущение неожиданного, чудесного появления мадонны. Царственно-величавая она нисходит на землю, неся свое дитя человечеству. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, в этом жесте и любовь и скорбь, она отдает его на муку. В широко открытых глазах – затаенная тревога. Не по-детски серьезен младенец Христос, как бы провидящий свое будущее, свою гибель.
На картине те двое, что внизу - это святой Сикст и святая Варвара, жестоко замученные на заре христианства. Они-то вполне заслужили, чтобы явилась им Богоматерь. Заодно приглашают и нас.
Святой Сикст указывает Марии путь с небес (Может показаться, что у Сикста 6 пальцев), а Варвара благоговейно провожает Богоматерь, заранее скорбя.
Для восприятия такой живописи нельзя экономить время. Надо дождаться, когда она заговорит с тобой на том особом языке, с которого нет перевода. И тогда станет понятно, зачем она вообще существует, и может быть, откроется то, ради чего существуем мы.
В XVIII веке монастырь продал ЕЁ саксонскому курфюрсту Августу III для Дрезденской галереи, где Она благополучно пробыла до самого конца Второй мировой войны.
Когда бомбы американских «союзников» в пыль и щебень разбили Дрезден только за то, что он должен был неминуемо оказаться в Советской оккупационной зоне, ЕЁ в городе уже не было. Вместе с другими коллекционными полотнами её наспех затолкали в сырой тоннель, где все равно ей грозила гибель, хотя и не такая быстрая, как от бомбежки. Советские саперы нашли ее там.
Десять лет Она хранилась в Москве. Прежде чем отправить отреставрированные картины обратно в Германию, лучшую часть Дрезденского собрания выставили для осмотра, и летом 1955 года очереди в Москве стояли не за хлебом единым.
Заметный след Рафаэль оставил и в итальянской архитектуре. Среди его построек маленькая церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (заложена около 1509)
* церковь Сант Элиджо дельи Орефичи)
с ее строгим интерьером. Сооружение имеет форму греческого равноценного креста. При небольших размерах обращает на себя внимание разнообразие пропорций.
*Капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512)
Интерьер Капеллы Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена около 1512) которой являет пример (редкого даже для эпохи Возрождения) единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем - росписей, мозаики, скульптуры.
* Флорентийское палаццо Пандольфини
здание Флорентийское палаццо Пандольфини двухэтажно, что необычно. Композиционная система фасадов получит в дальнейшем широчайшее развитие.
* вилла Мадама
Недостроенная вилла Мадама задумана как система террас, увенчанная основным зданием с вестибюлем.
* Автопортрет Рафаэля
Он умер 6 апреля 1520 году, тридцати семи лет, тоже в Страстную пятницу, когда и родился. Неведомая болезнь сожгла его за неделю. Одни видели причину в изматывающей работе, другие - в какой-то инфекции, якобы подхваченной им во время археологических раскопок. Прах его был похоронен в римском Пантеоне с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. Эпитафия на могиле Рафаэля гласит: «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая прародительница всего сущего боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть». Что означает: сама природа боялась быть побежденной Рафаэлем, творцом бессмертных произведений; когда же оказалось, что Художник бессилен перед смертью, то и природа стала бояться, что она тоже не вечна.
Заключение
Подлинные события личной жизни Рафаэля малоизвестны, а те, что можно было бы считать вполне достоверными, на протяжении столетий обросли домыслами и небылицами. Сам художник, по воспоминаниям современников, не смотря на приветливость, мягкость и отзывчивость, был очень сдержан. И по этому даже его личная переписка не может служить достаточным источником для изучения его биографии.
Но вместе с тем мы о Рафаэле знаем главное - мы знаем многие его произведения. Именно они рассказывают о художнике самое существенное. Благодаря им имя Рафаэля сохранилось в памяти человечества. Каждое произведение Рафаэля является украшением картинной галереи или коллекции любого музея мира, будь то Лувр (Париж), Эрмитаж (Санкт-Петербург), музей Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Вашингтон), Британский музей (Лондон), Галерея Уффици (Флоренция) и другие известные собрания, не говоря уже о музеях Ватикана и Галерее Питти во Флоренции.
Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. К третьему десятилетию XVI века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась. Историческая действительность разрушила иллюзии ренессансного гуманизма. Возрождение подходило к концу. Драматические ноты - отклик на конфликты времени, постепенно и необратимо менявшего свою духовную ориентацию. Но они были чужды Рафаэлю. Он был рожден для того, чтобы выразить гармонический дух Ренессанса, его мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире, воплотить идеалы эпохи, какой она хотела быть, какой она хотела видеть себя - вопреки всем сложны проблемам, всем тревогам времени.
Викторина
1. Какие века захватывает период Возрождения? (XV – XVI)
2. Как еще можно назвать эпоху Возрождения? (Ренессанс)
3. Кто из великих мастеров итальянского Возрождения вам известен? (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Томмазо Мазаччо, Филиппо Липпи, Петро Перуджино, Сандро Боттичелли, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто,…)
4. Всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» хранится в музее Лувр, в Париже. Скажите второе название этой картины. («Мона Лиза»)
5. Чьим учеником был великий Рафаэль? (Перуджино)
6. В каком музее хранится «Сикстинская мадонна» (Дрезденская картинная галерея)
7. Сколько пальцев на правой руке святого Сикста? (5)
8. Что такое «фреска»? (Роспись стен или потолков, выполняемая по свежей штукатурке)
9. К каким видам изобразительного искусства относятся произведения Рафаэля? (Живопись, архитектура)
10. Назовите одну из самых знаменитых фресок Рафаэля «Станца дела Сеньятура» (Афинская школа)
11. К какому жанру изобразительного искусства принадлежит произведение воспроизводящее природу? (пейзаж) Человека? (портрет)
12. Как называется дощечка для смешивания красок? (палитра)
13. При смешивании каких цветов можно получить зеленый цвет? (синий и желтый)
Список литературы
1. И.Е. Пруст «Рафаэль». Изобразительное искусство. М. 1983
2. М. Лебедянский «Великие мастера прошлого. Рафаэль»
Изобразительное искусство. М. 1995
3. Энциклопедия для детей. Т.2. «Искусство» ч.1. «Аванта + » М. 1997
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великий мастер Высокого Возрождения
Предварительный просмотр:
Викторина
1. Какие века захватывает период Возрождения? (XV – XVI)
2. Как еще можно назвать эпоху Возрождения? (Ренессанс)
3. Кто из великих мастеров итальянского Возрождения вам известен? (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Томмазо Мазаччо, Филиппо Липпи, Петро Перуджино, Сандро Боттичелли,Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Тинторетто,….)
4. Всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» хранится в музее Лувр, в Париже. Скажите второе название этой картины.(«Мона Лиза»)
5. Чьим учеником был великий Рафаэль? (Перуджино)
6. В каком музее хранится «Сикстинская мадонна» (Дрезденская картинная галерея)
7. Сколько пальцев на правой руке святого Сикста? (5)
8. Что такое «фреска»? (Роспись стен или потолков, выполняемая по свежей штукатурке)
9. Назовите одну из самых знаменитых фресок Рафаэля «Станца дела Сеньятура» (Афинская школа)
10. К какому жанру изобразительного искусства принадлежит произведение воспроизводящее природу?(пейзаж), человека (портрет) ?
11. Как называется дощечка для смешивания красок?( палитра)
12. При смешивании каких цветов можно получить зеленый цвет?
( синий и желтый)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Капустник ко Дню матери"
Внеклассное мероприятие, которое проводится с привлечением родителей, бабушек как праздничное поздравительное мероприятие,...
Внеклассное мероприятие: Видеосалон, посвященный Дню матери
Наша школа - самая маленькая и самая удалённая школа в районе. Поэтому наши учащиеся лишены возможности посещать музыкальные и художественные школы. Но, благодаря развитию средств массовой коммуникаци...
Внеклассное мероприятие по литературе "Сердце матери".
С давних времён россияне почитали и бережно относились к своим матерям, и это касалось абсолютно всех слоёв населения независимо от статуса и чина.Самым дорогим человеком для всех нас всегда остаётся ...
Внеклассное мероприятие Аудиовыпуск ко "Дню матери"
Сценарный план ко дню матери:Проведение аудиовыпуска ко «Дню матери». На каждой перемене звучат прекрасные и веселые песни о маме, переплетаясь с выразительным чтением стихотворений, посвященных ...
Отчет о внеклассном мероприятии-лекции.
Лекция "Пушкин и лицей" в 5 классе....
Внеклассное мероприятие: Лекция-концерт "Вечер гитарной музыки"
Лекция-концерт для обучающихся струнно-щипкового отделения младших классов....
Презентация внеклассного мероприятия на тему: "День Матери" 5 класс.
Тема: "Презентация ко Дню Матери". Предмет: педагогика.. Для учеников 5 класса.Форматpptx (powerpoint)Количество слайдов10Аудитория5 КЛАСССловаПЕДАГОГИКАКонспектОтсутствует...
Комментарии
Ольга Олеговна!Интересная
Ольга Олеговна!Интересная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316