Рабочие программы по литературе
творческая работа учащихся (литература, 7 класс) по теме

 

Мое портфолио:

  •  это презентация материалов, подтверждающих мой педагогический опыт, свидетельствующих о моих методических находках. 
  • Это обобщение моего педагогического опыта.
  • Это достижения мои и моих учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы урока

Краткое содержание по теме

Дата проведе

ния по плану

Фактиче

ская дата проведе

ния

Введение

1

Введение. «Книга – мой друг».

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель-книга- читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации).

Из мифологии

2

Античный миф. «Рождение Зевса»

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса»,

Р.р. подбор ключевых слов и словосочетаний, словесное рисование.

Теория литературы: миф, легенда, предание, мифологический герой, мифологический персонаж.

3

«Олимп», «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

 «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссея» Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Р.р. пересказ, выборочное чтение эпизодов

Теория литературы: мифологический сюжет.

Из устного народного творчества

4

Устное народное творчество, его основные виды. Загадки

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки

Теория литературы: загадки, (развитие представлений), антитеза, антонимы, иносказание.

5.

Пословицы и поговорки

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Пословицы, поговорки

Теория литературы: пословицы, поговорки, (развитие представлений)

6

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка».

Сказки. Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал.

Теория литературы: Особенности сказок: присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнение).  Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Образы животных, образ-пейзаж.

7.

Нравственная проблематика сказки.

Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.

Теория литературы: сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей.

8.

«Чего на свете не бывает».

«Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках.

9

Р.р. Сказывание сказки.

Сказывание сказки.

10

Сказки народов России. «Падчерица»

Сказка и миф: сходства и различия.

«Падчерица». Сказки народов России.

11

Р.р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению

Подготовка к сочинению собственной сказки.

Из древнерусской литературы

12

Из «Повести Временных лет: «Расселение славян»

Создание первичных представлений о древнерусской литературе. История: исторические события

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе, летопись.

13

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в  древнерусской литературе. Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Право на вымысел у древнерусского автора.                            

Р.р. пересказ текста    древнерусской литературы                      

Басни народов мира

14

Басни народов мира. Эзоп «Ворон и лисица»

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и лисица». Раскрытие характеров персонажей  в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Р.р. выразительное чтение.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык, синонимы, сюжет.

15.

Р.р. «Чем басни Эзопа интересны современному читателю»

Письменный ответ на вопрос.

Русские басни

16.

Русские басни. В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса»

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен.  В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

17.

А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса».  

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».  

Р.р. Выразительное чтение.

Теория литературы: басенный сюжет, мораль.

18.

Басни И.А. Крылова. «Ворона и Лисица»

Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и лисица»,

Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен.

Р.р. Чтение наизусть.

Теория литературы: аллегория, сравнение, гипербола.

19.

И.А. Крылов «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»

«Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»

Р.Р.  инсценирование басни, чтение по ролям

20.

Русская басня в XX веке.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика

Р.р. чтение по ролям..

21.

Р.Р. Сочинение басни

Сочинение басни, используя сюжет одной из изученных басен

Из литературы XIX века

22

Краткие сведения об  А.С. Пушкине.

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга.

23.

А.С.Пушкин «Няне»

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна.

Р.р. Выразительное чтение.

24.

Образы природы в стихотворениях поэта.

«Зимняя дорога»

Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога».

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике.

25.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 «Пушкинская сказка – прямая наследница народной».

Гуманистическая направленность сказки.

Р.р. Отрывок наизусть.

26.

Добро и зло в пушкинской сказке.

Герои и персонажи в «Сказке…».  Добро и зло в сказке.

Р.р. Рассказ о герое, словесное рисование.

Теория литературы: риторическое обращение, фольклорные элементы.

27.

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Литературная сказка и её отличие от фольклорной. Чувство благодарности, верность, преданность, зависть, подлость. Отношение автора к героям.

28

А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».(отрывок)

Сказочные элементы в поэме. Богатство выразительных средств.

Р.р. письменный ответ на вопрос.

Поэзия XΙX века  о родной природе

29.

Поэзия XΙX века  о родной природе.

.

А.Фет.  «Чудная картина…»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»,  «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..».

И.З. Суриков. «В ночном».

30.

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.

Краткие сведения о детских годах писателя.

31

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Любовь к Родине в стихотворении «Бородино».

История создания стихотворения.

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. История и литература. Любовь к Родине, верность долгу

Р.р. чтение наизусть.

32

Средства художественной выразительности в стихотворении

Художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

33

Р.р. Творческая работа «на Бородинском поле»

«На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма)

34

Краткие сведения о Н.В. Гоголе.

Краткие сведения о писателе.  Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

35

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Оксана и кузнец Вакула

Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.

Р.р. Словесное рисование.

мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении,

36

Р.р. Краткий выборочный пересказ.

Краткий пересказ эпизода

37

Фантастика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством»

Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы:

фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

38

Р.р. Творческая работа.

Подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы.

39

Краткие сведения об И.С. Тургеневе

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

40

И.С. Тургенев. «Муму». Образ Герасима. Герасим и Муму.

.

Центральные образы. Образ «Муму».

Р.р. Краткий выборочный пересказ,

Теория литературы: рассказ.

41

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие. Добродетельность, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.

Р.р. Рассказ о герое по плану.

Теория литературы: углубление представлений о теме художественного произведения.

42

Подготовка к анализу эпизода рассказа «Муму»

 «Спасение Муму"

Выбор эпизода для анализа. Подготовка к анализу эпизода.

43.

Анализ сочинений

Анализ сочинений. Редактирование текстов.

44.

Стихотворение в прозе «Воробей».

Теория литературы: стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

45

Стихотворение в прозе «Русский язык».

И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Р.р. Чтение наизусть.

46.

Итоговый контроль: тестирование

47.

Краткие сведения о Н.А. Некрасове.

Детские впечатления   поэта.

48.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Особенности композиции произведения.

Р.р. выразительное чтение

49.

Основная тема  стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

Основная тема  стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

Р.Р. рассказ о герое

50.

Н.А. Некрасов. «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении, строфа, эпитет, сравнение (развитие представлений). Работа со словарями.

Р.р. Выразительное чтение, наизусть.

51.

Краткие сведения о Л.Н. Толстом.

Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.

Творческая история рассказа.

Теория литературы: рассказ, портрет, завязка, кульминация, развязка.

52.

Л.Н.Толстой  «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин в плену.

Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.

Р.Р. выборочное чтение

53.

Две жизненные позиции в рассказе «кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

Своеобразие сюжета рассказа.

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Р.р. Дискуссия. Письменная формулировка вывода.

54.

Р.р. Подготовка к сочинению «о чем меня заставил задуматься рассказ «кавказский пленник»

Подготовка рабочих материалов, сочинение

55.

Краткие сведения об А.П. Чехове.

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова.

56.

А.П.Чехов «Злоумышленник»

Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.

Р.р. Пересказ

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа. Антитеза, метафора, градация.

57

Р.р. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

Подготовка материалов для сочинения, их анализ и отбор

Из литературы XX века

58

Краткие сведения об И.А. Бунине.

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина.

59

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Тема  природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении.

Письменный ответ на вопрос.

Р.р. Чтение наизусть.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных.

60

И.А. Бунин. Рассказ «В деревне».

Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние  персонажа. Выразительные средства создания образов.

Р.р.Составление цитатного плана.

Р.р. Пересказ.

61.

Краткие сведения о.Л.Н. Андрееве.

Краткие сведения о писателе.

62.

Л.Н.Андреев «Петька на даче» Мир города в рассказе..

Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа

Образ героя в рассказе «Петька на даче».

Р.р. Составление вопросов

Р.р. Краткий, выборочный пересказ.

63.

Л.Н.Андреев «Петька на даче» . противопоставление города и дачи.

Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

64.

Краткие сведения об А.И. Куприне.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух».

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений).

65.

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Тема, особенности создания образа.

Р.р. Пересказ от другого лица.

Теория литературы: характеристика персонажа, портрет героя.

66.

Р.р. Устный  отзыв об эпизоде.

Отзыв об эпизоде.

67.

Краткие сведения об А.А. Блоке.

Детские впечатления А.Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

68.

А.А.Блок «Летний вечер», «полный месяц встал над лугом…»

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.

 Стихотворение «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Р.р. Выразительное чтение, чтение наизусть

Теория литературы: антитеза.

69.

Краткие сведения о С.А. Есенине.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

70.

С.А. Есенин Стихотворение  «Ты запой мне ту песню…»,

Стихотворения  «Ты запой мне ту песню». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Р.р. Чтение наизусть.(по выбору)

Теория литературы:  эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

71.

С.А. Есенин Стихотворение   «Поет зима, аукает…», «Нивы сжаты…»

Стихотворения  «Ты запой мне ту песню». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Р.р. Чтение наизусть.(по выбору)

Теория литературы:  эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях

72.

Краткие сведения об А.П. Платонове.

Краткие биографические  сведения о писателе.

Р.Р. рассказ о писателе

73.

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребенка

Мир глазами ребенка (беда и радость, злое и доброе начало в окружающем мире).Образ Никиты.

Составление словаря для характеристики предметов и явлений

Р.р. художественный   пересказ фрагмента..

74.

Краткие сведения о П.П. Бажове.

Краткие сведения о писателе.

75.

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе Бажова.

Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).

Р.Р. пересказ от другого лица.

Теория литературы: сказ.

76.

П.П.Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа  .

Приемы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

Теория литературы: герой повествования, афоризм.

77.

Краткие сведения о Н.Н. Носове.

Краткие сведения о писателе.

78

 Н.Н.Носов «Три охотника». Тема. Система образов.

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка.

Р.р. Пересказ

79.

Р.Р. Сочинение «Забавная история»

Подготовка к сочинению

80.

Краткие сведения об Е.И.Носове.

Краткие сведения о писателе.

81.

Е.И.Носов «как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребенка.

Добро и доброта. Юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувств милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Р.Р. пересказ от другого лица; инсценированное чтение

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

82.

Родная природа в произведениях писателей XX века

В.Ф.Боков. «Поклон».

 Н.М.Рубцов.  «В осеннем лесу».

 Р.Гамзатов.  «Песня соловья»

83.

В.И. Белов «Весенняя ночь»

В.И. Белов «Весенняя ночь»

84.

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби» (отрывок).

В.Г. Распутин. «Век живи – век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

85.

Краткие сведения о  Д.Дефо.

Краткие сведения о писателе.

86.

Д.Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок).

Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Р.р. Пересказ.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, путешествие (первичные представления).

87.

Краткие сведения о Х.К. Андерсене.

Краткие сведения о писателе, его детстве.

88.

Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота.

Сказка «Соловей».

Теория литературы: волшебная сказка ( развитие представлений).

89

Сказка «Соловей». Благодарность.

Сказка «Соловей».

 Внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: авторский замысел и способы его характеристики

90.

Р.р. Письменный отзыв об эпизоде.

Письменный отзыв об эпизоде.

91

Краткие сведения о М.Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена.

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.

92.

М Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых.

Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок).

Р.р. Пересказ.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

93.

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера

Мир детства и мир взрослых.

Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Р.Р.Чтение по ролям

94.

Р.р. Письменный отзыв о герое.

Письменный отзыв о герое.

95

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем.  «Борьба за огонь».

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).

96.

Гуманистическое изображение древнего человека  в повести «Борьба за огонь».

Гуманистическое изображение древнего человека.

Р.р. Составление плана.

97.

Человек и природа в повести.

Человек и природа в повести, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

98.

Р.р. Характеристика героя.

Письменная и устная характеристика героя.

99

Краткие сведения о Дж. Лондоне.

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.

100.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

«Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни). Добро и зло, благородство, уважение взрослых

Р.р. Пересказ.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

101

А. Линдгрен. Роман.

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

102

Итоговый урок. Презентация или защита проектов.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»).

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е  изд. – М.: «Русское слово», 2008.
  2. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. Электронное пособие «Уроки литературы в 5 классе».
  5. Поурочное планирование для 5 класса Г.С. Меркин.
  6. Интернет ресурсы.

Лист изменений



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Настоящая программа по литературе составлена на основе

авторской программы Геннадия Самуйловича Меркина (Москва «Русское слово», 2009 г.) по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Уровень данной программы – базовый.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 6 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Цели курса:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

• воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.

Задачи:

  • развитие  представления о литературе как об искусстве слова
  • воспитание культуры читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
  • развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся,

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений
  • Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть
  • Осмысление и анализ изучаемого или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести ит.д.)
  • Умение определять принадлежность произведения к одному из родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований
  • Умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении
  • Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения
  • Умение составлять простой план изучаемого произведения
  • Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника
  • Умение владеть монологической и диалогической речью
  • Умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях

Формы и средства контроля

  • Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение,  развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, сопоставление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина.
  • Итоговый (за полугодие): тестирование (задания, с выбором ответа, с кратким ответом, творческий зачет (презентация), защита проектов.

 Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Краткое содержание по теме

Дата

по плану

Факти-

чес

кая дата

Введение

1

Введение. О литературе, писателе и читателе.

Книга и её роль в жизни человека. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации).

Из греческой мифологии

2

«Пять веков»

Стремление познать мир и реализовать свою мечту в мифологическом произведении

Мифы: «Герои».

Р.р. пересказ

Теория литературы: мифологический сюжет.

3

Мифы о героях: «Прометей »

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.

4

«Яблоки Гесперид»..

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме.

Р.р.изложение с элементами сочинения

Из устного народного творчества

5

Устное народное творчество. Предания, сказки.

«Солдат и смерть»

Сказка и ее художественные особенности,

Р.р. Сказывание сказки.

Теория литературы: предание.

6

«Как Бадыноко победил одноглазого великана».

Предание и его художественные особенности. Краткость, образность, афористичность. Народные представления о добре и зле.

7

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. 

Теория литературы: структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

8

Р.р. Сочинение сказки

Написание сказки, сказывание сказки

Из древнерусской литературы

9

Древнерусская литература.

«Сказание о белгородских колодцах».

Сказание.

Автор и герой. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

Р.р. Простой план.

Теория литературы: сказание, автор и герой.

10

Древнерусская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Поучительный характер древнерусской литературы (жестокость, слава, бесславие).

Р.р. Пересказ.

Теория литературы: древнерусская повесть.

11

Житие. «Поучение Владимира Мономаха» (фрагмент).

Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость, мудрость). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие.

Из литературы XVIII века

12

 Русская литература XVIII века. М.В.Ломоносов.

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта.

Теория литературы: иносказание. многозначность слова и образа

13

М.В. Ломоносов.

«Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф».

«Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф». Тема и ее реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Р.р. Выразительное чтение

Теория литературы: аллегория, риторическое обращение.

Из литературы XIX века

14

Русская литература XIX века. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе.

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Баллада. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского.

Теория литературы: баллада, реальное, фантастическое.

15

В.А. Жуковский «Светлана». Творческая история произведения

Связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии.

Р.р. выразительное чтение.

Теория литературы: фабула.

16

Анализ  баллады «Светлана».

Тема любви в балладе. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное.

Особенности языка и образов.

17

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.

18

А.С. Пушкин. «Деревня»

Стихотворения: «Деревня.  Лирика природы

Р.р. Выразительное чтение

19

«Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро»

Лирика природы

Р.р. Выразительное чтение, чтение наизусть..

20

 «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

Историческая правда и художественный вымысел. Интерес к истории России.

 Р.р. Пересказ.

Теория литературы: роман (первичные представления).

21

А.С. Пушкин. «Дубровский». Причины ссоры Дубровского и Троекурова

Нравственные и социальные проблемы  романа: преданность, справедливость, несправедливость

22

А.С. Пушкин. «Дубровский». Отец и сын

Основной конфликт романа; центральные персонажи

Р.р. Цитатный план.

Теория литературы: авторское отношение к героям.

23

А.С. Пушкин. «Дубровский». Дубровский и Маша Троекурова

Нравственные и социальные проблемы  романа: любовь, искренность, постоянство 

Теория литературы: авторское отношение к героям.

24

Р.р. Мастерская творческого письма

Изложение с элементами рассуждения.

25

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове. Стихотворения»Тучи», «Парус»

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Стихотворение: «Тучи», «Парус». Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля).

Теория литературы: метафора, инверсия.

26

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение: «Листок».

Вольнолюбивые мотивы в лирике (независимость).

Многозначность художественного образа.

Р.р. выразительное чтение наизусть.

27

Р.р. Двусложные  размеры стиха.

Стопа, типы стоп.

28

Р.р. Конкурс творческих работ

Письменный отзыв о прочитанном

29

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести.

Историческая основа повести.

Теория литературы: героическая повесть.

Связь с другими искусствами: Работа с иллюстрациями.

30

 «Бранное, трудное время…» Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя.

Лирическое и эпическое в содержании повести. Тема и проблематика повести (любовь к родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)..

Р.р. Различные виды чтения и устного пересказа.

Теория литературы: типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

31

Повесть «Тарас Бульба».  Андрий и Остап..

Центральные образы и приемы их создания

32

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н. В.Гоголя.

Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля.

Теория литературы: типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

33

Р.р. Письменный отзыв на эпизод.

Письменный отзыв на эпизод.

34

И.С. Тургенев. «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции

Творческая история и своеобразие композиции.

35

И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк».

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта. Образ лесника. Позиция писателя.

Р.р. сложный план, цитатный план.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

36

Вн.чт. по рассказам из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева.

Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

37

Н.А. Некрасов. Основные темы творчества.

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60 – 70-е годы.  Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.

«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему.

Р.р. Выразительное чтение, чтение наизусть.

38

Н.А. Некрасов. Отношение автора к героям и событиям.

Способы создания женщины-труженицы, женщины-матери. Коллективный портрет.

39

Р.р. Творческая работа.  Микросочинение с данным эпиграфом.

Подбор эпиграфов, микросочинение с данным эпиграфом.

40

Р.р. Трехсложные размеры стиха.

Трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест.

41

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство».

 «Детство» (глава).  Взаимоотношение в семье.

Р.р. различные типы пересказа.

Теория литературы:  автобиографическая проза.

42

Главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого.

«Maman», Что за человек был мой отец?». Взаимоотношение в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого.

43

Уроки доброты Л.Н.Толстого. Рассказ «Бедные люди».

Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Р.р. Пересказ.

44

Р.р. Сочинение-зарисовка.»спешите делать добрые дела»

Составление  плана, написание сочинения

45

В.Г. Короленко. Повесть. «В дурном обществе».

Отец и сын.

Краткие сведения о писателе. Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

Система образов. Авторское отношение к героям.

Р.р. Пересказ.

46

В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Дружба Васи, Валека и Маруси.

Проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

Система образов. Авторское отношение к героям.

Р.р. План характеристики эпизода, персонажа, подготовка вопросов для обсуждения.

47

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказ «Шуточка»

Рассказ «Шуточка». Темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Р.р. выразительное чтение.

Теория литературы:  юмор, юмористическая ситуация.

48

А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Р.р. Пересказ.

Теория литературы:  конфликт в юмористическом произведении.

49

А.П. Чехов. «Налим».

Теория литературы: деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Р.р. Подбор афоризмов и крылатых фраз из произведения А.П. Чехова.

50

Р.р. Творческая мастерская. Смешной случай из жизни

Написание юмористического рассказа.

Из литературы XX века

51

Русская литература XX века.. Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина.

Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…».

Р.р. Чтение наизусть.

Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа

52

И.А. Бунин «Лапти».

Душа крестьянина в изображении писателя.

Р.р. Составление словаря языка персонажа,  письменный отзыв об эпизоде.

53

А.И. Куприн. Повесть «Белый пудель».

Детские годы писателя. Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

54

А.И. Куприн. «Тапер».

Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Р.р. Пересказ.

55

Р.р. Письменный отзыв об эпизоде.

Письменный отзыв об эпизоде.

56

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «песнь о собаке»

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения.

Р.р. Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении.

Теория литературы: поэтический образ.

57

С.А. Есенина Стих отворение «Разбуди меня завтра рано…».

Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина.

Р.р. Словарь тропов и фигур стихотворения.

Теория литературы: цветообраз, метафора, эпитет.

58

Краткие сведения о М.М. Пришвине. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Краткие сведения о писателе. Родная природа в изображении писателя.

Р.р. Пересказ.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы.

59

Настя и Митраша. Смысл названия сказки –были «Кладовая солнца»

Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Р.р. Сочинение-зарисовка

60

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина».

 

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении.

Образный строй.

Р.р. выразительное чтение, чтение наизусть.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Из поэзии о Великой Отечественной войне

61

Поэзия о Великой Отечественной войне.

А.А. Ахматова. «Мужество, «Победа», С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…», К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…».

Изображение войны, проблема подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине.

Р.р. Чтение наизусть.

62

Изображение войны в стихотворениях поэтов.

Изображение войны, проблема жестокости, справедливости, подвига в стихотворениях Д.С. Самойлова «Сороковые», Расула Гамзатова «Журавли», М.В. Исаковского. «В прифронтовом лесу».

Р.р. Выразительное чтение.

63

В.П. Астафьев. Рассказ  «Конь с розовой гривой».

Краткие сведения о писателе. Тематика, проблематика рассказа.

Из зарубежной литературы

64

«Сказка о Синбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

История создания, тематика, проблематика.

Создание иллюстрации к произведению.

65

Якоб и Вильгельм Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Краткие сведения о писателях. Тематика, проблематика сказки.

66

О.Генри. Рассказ «Вождь краснокожих».

Краткие сведения о писателе. О детстве – с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

Р.р. Рассказ от другого лица.

67

Джек Лондон. Рассказ «Любовь к жизни».

Краткие сведения о писателе. Жизнеутверждающий пафос рассказа. Гимн мужеству и отваге в произведении. Сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения «Любовь к жизни».

Р.р. Пересказ по плану, составление вопросов для обсуждения, цитатный план.

68

Итоговый урок. Защита проектов

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е  изд. – М.: «Русское слово», 2008.
  2. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 7-е изд. – М.: «Русское слово», 2009.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. Электронное пособие «Уроки литературы в 6 классе».
  5. Поурочное планирование для 6 класса Г.С. Меркин.
  6. Интернет - ресурсы.

Лист изменений



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы урока

Краткое содержание по теме

Дата проведе

ния по плану

Фактиче

ская дата проведе

ния

Введение

1.

Любите читать!

Знакомство со структурой и особенностями учебника

Своеобразие курса.

Литературные роды.(Лирика, эпос, драма.) Жанр и жанровое образование. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Из устного народного творчества

2.

Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец Соловей-разбойник».

Устное народное творчество. Былины.  «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец Соловей-разбойник». Событие в былине, поэтическая речь, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине.

Работа с иллюстрациями.

3.

А.К. Толстой. «Илья Муромец».

Событие в былине, поэтическая речь, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Р.р. Отзыв на эпизод.

4.

Русские народные песни.

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Из древнерусской литературы

5.

Из «Повести временных лет» :«И вспомнил Олег коня своего»

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»). Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы: эпические жанры и жанровое образование в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

6.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Р.р. Подробный пересказ.

Из литературы XVIII века

7.

Жизнь и судьба М.В. Ломоносова, просветителя, ученого.

Жизнь, судьба М.В. Ломоносова, просветителя, ученого.

8.

Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»)

«О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений, особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Р.р. чтение наизусть.

Р.р. Сочинение с элементами рассуждения.

«Слава науке»

Теория литературы: ода, тема, мотив.

Подготовка и написание сочинения

9.

Биография Г.Р. Державина.  Стихотворение «Властителям и судиям».

Биография Г.Р. Державина.по страницам книги Ходасевича «Державин».  Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения, своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Р.р. чтение наизусть.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

10.

Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. «Недоросль». Основной конфликт комедии, ее проблематика.

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль»

Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

Теория литературы: драма как литературный род, юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род, жанр комедии. Литературное направление (классицизм) -создание первичных представлений.

     

11.

Образы комедии «Недоросль».

Портрет, характер, поступки, мысли, язык, образование и образованность.

Р.р. устное сочинение.

Теория литературы: «говорящие»  фамилии

12.

Общественно- политические и философские взгляды Правдина и Стародума

Воспитание и семья, образование и образованность. Отцы и дети.

Социальные вопросы в комедии, позиция писателя.

Р.р. чтение по ролям.

Теория литературы: классицизм.

Из литературы XIX века

13.

А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта, дружба и тема долга: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы»), «Во глубине сибирских руд»

 Теория литературы: тропы и фигуры: риторическое обращение, эпитет, метафора, жанровое образование – дружеское послание.

14.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча»

Человек и природа  в стихотворении 

Теория литературы: тропы и фигуры:эпитет, метафора,

15.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С. Пушкина, мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение, вера и суеверие.

Р.р. чтение наизусть (отрывок).

Теория литературы: художественный образ и прототип.

16.

Поэма А.С. Пушкина «Полтава».

Творческая история создания произведения. Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа).

Р.р. выразительное чтение

 Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов.

17.

Р.р. Сочинение с элементами рассуждения.

Подготовка и написание сочинения «ПетрI и Карл XII в поэме «Полтава»

18.

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.

М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников.

19.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом произведении.

Р.р. чтение наизусть.

Теория литературы: жанры лирики, углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения.

20.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Родина в эпическом произведении, проблематика и основные мотивы (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество, отвага, независимость, личность и власть).

Р.р. рассказ о событии.

21.

Фольклорные элементы в произведении М.Ю. Лермонтова.

Центральные персонажи повести и художественные приемы их создания, речевые элементы в создании характеристики героя. Художественное богатство «Песни…»

Р.р. рецензия

Теория литературы: фольклорные элементы в авторском произведении, стилизация как литературно-художественный прием, прием контраста, вымысел и верность исторической правде, градация.

22.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Повесть  «Шинель».

Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности.

Р.р. подробный пересказ, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа.

Теория литературы: сатирическая повесть, «говорящие» фамилии.юмористическая ситуация.

Основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Р.р. написание рассказа по заданному сюжету.

23.

И.С. Тургенев. О жизни писателя в 60-е годы. «Записки охотника».

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы.

Общая характеристика книги «Записки охотника».

Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.

Теория литературы: портрет и характер.

24.

И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева; природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.

25.

И.С. Тургенев. «Певцы». Тема искусства в рассказе.

Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

26.

И.С. Тургенев. «Нищий». Тематика. Художественное богатство стихотворения.

Стихотворение в прозе: тематика, художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: Стихотворение в прозе (углубленное представление).

27.

Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»,

Р.р. чтение наизусть.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», Доля народная – основная тема произведений; своеобразие поэтической музы поэта.

28.

Н.А.НЕКРАСОВ. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда». «Железная дорога»,

«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.

Р.р. чтение наизусть. (отрывок)

29.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

Р.р. выписки для характеристики героев.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

30.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».

Итоговое тестирование.

Основная проблематика произведений: верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

31.

Краткие сведения о М.Е. Салтыкове-Щедрине. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Краткие сведения о писателе.

Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость.

Р.р. пересказ.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок.

32.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

Приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Р.р. письменный отзыв на прочитанную сказку.

Теория литературы: мораль, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении, тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

33.

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.  Творческая история «Севастопольских рассказов».

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

Р.р. устное сочинение-рассуждение.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

34.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце».

Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Р.р. Составить рассказ очевидца                         обороны Севастополя в форме письма с фронта по плану.

35.

Краткие сведения о Н.С. Лескове. Повесть «Левша».

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Особенность проблематики повести и центральная идея повести.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе.

36.

Образный мир повести «Левша».

Образный мир произведения.

Теория литературы: Расширение представлений о сказовом характере прозы.

37.

Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Стихотворения: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Р.р. чтение наизусть(по выбору)

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

38

Произведения русских поэтов XIX века о России.

А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам…», Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.М. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

Р.р. чтение наизусть.

39.

А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Рассказ «Хамелеон»

Рассказ «Хамелеон»

Разоблачение корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя.

Р.р.составление словаря языка персонажа.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

40.

Рассказ «Смерть чиновника»

Разоблачение корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов.

Р.р. пересказ, близкий к тексту

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Из литературы XX века

41.

М.Горький. Автобиографическая проза.

Повесть «Детство» (главы по выбору). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

Р.р. пересказ глав по выбору.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе.

42.

М.Горький. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

Становление характера мальчика.

Р.р. цитатный план.

43

М. Горький. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).  Проблематика рассказа.

Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция. Контраст как основной прием раскрытия замысла.

Р.р. пересказ

 Теория литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

44.

Человек и природа в стихотворениях И.А. Бунина.

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Человек и природа в стихах И.А. Бунина, размышление о своеобразии поэзии. «Как я пишу».

Р.р. выразительное чтение.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

45.

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка».

Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Р.р. выразительное чтение

46.

А.И. Куприн. Рассказ  «Куст сирени»,

Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа  и подтекст; художественная идея.

Р.р. подготовка вопросов для дискуссии.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

47.

А.И. Куприн. Рассказ «Allez!».

Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа  и подтекст; художественная идея.

48.

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Стихотворение «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Р.р. выразительное чтение.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

49.

С. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…».

Стихотворение  «Я покинул родимый дом…». Тематика лирического  стихотворения, Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

50.

С. Есенин. Стихотворение                                                                                                            «Отговорила роща золотая…»                                                                                                                      

Стихотворение «Отговорила роща золотая. Тематика лирического  стихотворения. Лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Р.р. чтение наизусть(по выбору)

Устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

51.

И.С. Шмелев. Рассказ «Русская песня».

Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Р.р. устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

52.

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река».

Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Р.р. составление тезисов.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной  речи, градация.

53.

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона».

Главы: «Обыкновенная земля», «Первое знакомство

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза, выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, пейзаж как сюжетообразующий фактор.

54.

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона».

Главы: «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору.

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Р.р. мини- изложение с элементами сочинения.

Теория литературы: лирическая проза, выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, пейзаж как сюжетообразующий фактор.

55.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…».

Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность и духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

Р.р. чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторические восклицания, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

56.

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матерям»), «На дне моей жизни…».

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями…» (из цикла «Памяти матерям»), «На дне моей жизни…».

Р.р. чтение наизусть «На дне моей жизни»

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

57.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Р.р. выразительное чтение.

58.

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны.

Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М. Джалиль «Последняя песня», Вс. Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

59.

Б.Л. Васильев. «Экспонат №…».

Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

60.

«Экспонат №…». Рассказчик и его роль в повествовании.

Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Р.р. комментирование эпизода.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

61.

Краткие сведения о В.М.Шукшине «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Рассказ «Микроскоп».

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Р.р. сочинение-рассуждение.

Р.р. составление словаря языка персонажей

Теория литературы: способы создания характера.

62.

Русские поэты XX века о России.

А.А. Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…», А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д. Демьянов «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Р.р. развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение наизусть.

63.

«Вечные» темы в сонетах У. Шекспира.

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Темы и мотивы. «Вечные» темы в сонетах: любовь, жизнь, смерть, красота.

Р.р. чтение наизусть.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

64.

Р. Бёрнс. Стихотворения.

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и зле.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

65.

Р.Л. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ».

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

Р.р. чтение, комментирование.

Теория литературы: приключенческая литература.

66.

Мацуо Басё. Хокку.

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Р.р. попытка сочинительства.

Теория литературы: хокку (хайку).

67.

А.де Сент-Экзюпери. Лирическая проза.

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка « Маленький принц» - по выбору. Добро и справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

68.

Я. Купала. Отражение судьбы белорусского народа в стихах.

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», « Алеся». М. Горький и М. Исаковский – переводчики Я. Купала.

Р.р. сопоставительная характеристика оригинала и перевода.

Итоговый контроль: презентации проектов

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е  изд. – М.: «Русское слово», 2008.
  2. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 7-е изд. – М.: «Русское слово», 2009.
  3. Журнал «Литература в школе»
  4. Электронное пособие «Уроки литературы в 7 классе».
  5. Поурочное планирование для 6 класса Г.С. Меркин.
  6. Интернет ресурсы.

Лист изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...