Литературная игра "Знатоки сказок" для учащихся 5 класса
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель: повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах , закрепить знания учащихся о сказках, развивать память, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_igra.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие разработала и провела учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 Петько С.Л.
Литературная игра «ЗНАТОКИ СКАЗОК» (5 класс)
Цель: повторить сведения о писателях – сказочниках, о русских народных и авторских сказках, их отличительных чертах , проверить знания учащихся о сказках, развивать память, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников.
Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Слово учителя:
-Добрый день, ребята! Я приглашаю Вас совершить путешествие в волшебную страну сказок. Это мероприятие проводится в рамках недели русского языка и литературы. Сегодня мы узнаем, кто же из нас самый внимательный читатель. Итак, путешествие началось. Я приглашаю три человека для преодоления первого испытания.
3адание 1. Назовите сказку. Итак, начинает сказка сказываться.
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали»
(Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».)
- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому»
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. « Сказка о золотом петушке».)
4. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. «Конек-горбунок»)
5. Жил – был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Сказка Жуковского «Спящая царевна»
6. Жила на свете одна женщина. Детей у неё не было, а ей очень хотелось иметь ребенка. Пошла она к старой колдунье.
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
7. Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
Награждаются победители медалью «Лучшему знатоку зачина сказок»
2. Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
- «На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать»
(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. «Царевна-лягушка».)
- Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
- Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица - П. П. Ершов. «Конек-горбунок».)
- «Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
- «Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут...»
(Пьеро - А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- «Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...»
(Незнайка - Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Вручается медаль «Лучшему знатоку героев сказок».
- Проводится с залом. Учитель: Наш путь в сказку продолжается. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
1.«Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою»
(Зверь лесной, чудо морское - девице, купеческой дочери - С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. «Айболит»)
«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании»
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. - С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
«В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников»
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
Вручается медаль «Лучшему почтальону»
Учитель: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить - в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Итак, кто так поет? Вам надо назвать исполнителя песни и сказку. Итак, первый номер нашей программы:
1.Петушок, петушок, золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
Лиса в сказке «Петушок – золотой гребешок»»
2. Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Петух в сказке «Кот, петух и лиса»
3. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. -Русская народная сказка «Колобок».)
4. Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. - Русская народная сказка «Волк и коза».)
5. Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
6. Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. - С. В. Михалков «Три поросенка».)
7. «Кто и в какой сказке «при честном при всем народе поет песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белка -А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
8.Битый небитого везет,
Битый небитого везет!
Лиса – Волку в сказке «Лисичка сестричка и серый волк»
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».
Учитель: Проводится с залом.Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный.
Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
1.«Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие»
(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».)
2. «Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!»
(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка «Лиса и журавль»".)
3. «Съешь моего ржаного пирожка.
Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!»
(Печка - девочке. - Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
4. Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Огрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. - А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут...
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. - П. П. Ершов. «Конёк-горбунок».)
Вручается медаль «Участнику сказочного дома»
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена. Звучит песня «В мире много сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина для учащихся 7 класса
Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....
Литературная викторина для учащихся 5 классов «Знатоки сказок»
Цель: Развивать интерес к литературе; повышать мотивацию к изучению предмета; Совершенствовать навыки речевого высказывания; Развивать память, внимание, логику...
Сценарий литературной гостиной для учащихся 11 класса
Литературная гостиная в форме "Заседания литературного кружка "И жизнь, и слёзы, и любовь..."...
Сценарий литературной гостиной для учащихся 8 класса "Мой Пушкин" 2012.
Материал может быть применен для внеклассной работы по литературе и в качестве творческого зачета в 8 классе после изучения раздела "А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Неформальная обстановка, з...
Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»
Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...
Литературная викторина для учащихся 7 класса
Данная викторина повышает интерес у учащихся к литературе, заставляет их более внимательно прочитывать художественные тексты....
Литературная викторина для учащихся 5 классов "В Стране пушкинских сказок".
Викторин по сказкам Пушкина много, я предлагаю свою версию работы с этим удивительным материалом....
Комментарии
Литературная игра "Знатоки сказок"
Предоставленный материал состоит из презентации и методического сопровождения.
Литературная игра "Знатоки сказок"
Предоставленный материал состоит из презентации и методического сопровождения.