Сценарий литературной гостиной для учащихся 11 класса
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Литературная гостиная в форме "Заседания литературного кружка "И жизнь, и слёзы, и любовь..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_literaturnoy_gostinoy.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя  литературы в МБОУ СОШ №35

Заседание литературного кружка на тему «И жизнь, и слёзы, и любовь…»

Автор : учитель русского языка и литературы Любезнова Ю.В.

Цели мероприятия:

Развитие творческих способностей учащихся, воспитание любви к поэзии.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Я спросил у ясеня…»

Вед1: Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она - источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюблённости многие учёные делали открытия, совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…

Стих-е Р.Рождественского  «Всё начинается с любви»

Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

Вед 2

Сегодня мы вас пригласили на заседание литературного кружка под названием «И жизнь, и слёзы, и любовь…»

О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выход в слове, радости и муки в любви взывают к поэзии. Сколько произведений, шедевров искусств посвящено волнующей теме любви!

Вед 1

Айседора Дункан, Анна Керн, Лаура, Беатриче, Лиля Брик, Наталья Гончарова… Им посвящали свои произведения поэты.

Вед2

Однажды на празднике девятилетний мальчик Данте увидел девочку Биче Портинари. Она была в одежде удивительного  алого цвета. Так началась история его любви. В «Божественной комедии» он обессмертил свою любовь. Всю жизнь он будет обращать стихи к своей возлюбленной. Кто знает, стал бы он великим поэтом, если бы не было в его жизни встречи с Беатриче?

Ученик рассказывает стихотворение

В своих очах Любовь она хранит;
Блаженно все, на что она взирает;
Идет она - к ней всякий поспешает;
Приветит ли - в нем сердце задрожит.

Так, смутен весь, он долу лик склонит
И о своей греховности вздыхает.
Надмение и гнев пред нею тает.
О донны, кто ее не восхвалит?

Всю сладость и все смиренье дум
Познает тот, кто слышит ее слово.
Блажен, кому с ней встреча суждена.

Того ж, как улыбается она,
Не молвит речь и не упомнит ум:
Так это чудо благостно и ново.

Вед 1

Человек ждёт любви… К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум маскарада в маске «печали», как к Золушке – с двенадцатым ударом дворцовых часов…

Вед2

Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» - это гимн торжествующей любви, любви, побеждающей смерть, это трагедия великой страсти…

Вед 1

Любить можно по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого великого чувства – любовь безграничную и беззаветную, настоящий образец идеальной любви…

Инсценировка «Ромео и Джульетта»

( со слов «Им по незнанью эта боль смешна… до слов «Святая ночь…»)

Вед 1

Да. Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Не суждено быть вместе любящим сердцам

Из-за вражды семей и глупых предрассудков.

Вед2

Любовь – какое прекрасное и возвышенное слово! Во все времена ради неё совершались безумные и отважные поступки, творили, надеялись, жили и умирали.

Вед1

Так в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»  повествуется о любви  цыганки Земфиры и юноши Алеко.

Поэма написана А.С.Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823—1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.

Вед2

Содержание поэмы «Цыганы» — критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.

 На протяжении двух лет Алеко  кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность.

Инсценировка поэмы «Цыганы»

( со слов «Цыганы шумною толпою… до слов «Умру любя…»)

Вед 1

Несмотря ни на что, любовь – прекрасное состояние души: хочется просто летать на крыльях, петь, совершать самые необдуманные поступки. Например,  подставить подножку или просто треснуть портфелем по голове.

Выходит мальчик

Помню, меня любовь посетила в первом классе, что тогда со мной творилось… словами просто не передать.

Чувство
У меня возникло чувство,
Сильное, большое…
Понимаете, влюбился,
Ну и… прочее такое!
Я стесняюсь и боюсь
Ей в любви признаться.
Помогите мне, друзья,
В чувствах разобраться!
У меня дрожат колени,
В сердце – полный кавардак!
И душа моя в смятенье –
Это вовсе не пустяк!
Мне совсем не до ученья,
Я забросил все дела.
До такого помраченья
Всё любовь вот довела!
Как же справиться с проблемой,
Прекратить страдания?
Меня чувства довели
До полного отчаяния!
Всё! Я, кажется, решился!
Завтра смело подойду…
Тресну, чтобы наконец узнала,
Как же я
её
люблю!

Вед 2

Перенесёмся в 20 век .

Сценка

1-й посетитель кафе: Это так не эстетично! Какой еще Есенин! Господа! Сегодня перед нами выступит настоящий, возвышенный поэт. Говорят, он начал писать свои откровения после общения с духами на сеансе спиритизма! Просим! Просим!

Все хлопают.

2-й посетитель (поэт-декадент):

Ах, возвышенные дали!
Их немногие видали!
Смерть! Скорей приди ко мне,
Буду облаком в небе!

3-й посетитель: Божественно!

1-й посетитель: Это так возвышенно!

2-й посетитель: Поэтично!

3-й посетитель: Настоящее искусство!

1-й посетитель: А кстати, об искусстве! Вы слыхали? Скоро приедет Айседора Дункан!

2-й посетитель: Как! Знаменитая танцовщица?

3-й посетитель: Да, ей рукоплескала вся Европа!

1-й посетитель: Что вы, богиня! Вы слышали? Она связалась с Есениным!

2-й посетитель: Как с Есениным? Он же мужик! Грубиян!

3-й посетитель: Хулиган!

1-й посетитель: Дебошир! Скандалист!

2-й посетитель: Он связался с какими-то имажинистами!

На сцену выходят имажинисты – 3 чел.

– Имажинисты, вперед! Главное – образ!
– Слушайте настоящих поэтов!
– Эй, Серега!

Поют песню «Я обманывать себя не стану»

1-й посетитель: Кошмар!

2-й посетитель: Моветон!

3-й посетитель: Это не поэзия! Слишком грубо!

1-й посетитель: Он сам называет себя хулиганом!

Сестра Есенина: Я Александра, сестра Сережи. Как же вы не понимаете! Почему вы не хотите послушать его, вчитаться в строки, ведь все это выстрадано! Вы не знаете Есенина, если считаете его только гулякой!

Дама с собачкой: Вы говорите о Есенине? Я от него в восторге! Моя Пусечка ему очень понравилась! Он так понимает животных! Мне кажется, они его тоже очень-очень любят. Моя Пусечка ему даже лапку подала!

Сестра Александра: Сергей замечательно писал о любви, потому что был любящим, нежным человеком. Он помогал нам, сестрам, и маме. Мама говорила о нем: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

Есенина обнял за плечи хозяин студии:
- Сережа, мы тебя заждались. Почитай нам свои стихи.

Есенин:

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Жить - так жить,  
          Любить - так уж влюбляться.

Вед 1

- "Когда порой влюбляется поэт, он в рамки общих мерок не вмещается. Не потому что он избранник - нет. А потому что в золото и свет душа его тогда переплавляется". Это одно из программных  стихотворений Э.Асадова.

Асадов по натуре своей был  романтиком. В стихотворении "Дорожите счастьем, дорожите!.." написал, что надо уметь увидеть в малом - большое, в обычном - необычное: "Красоту увидеть в некрасивом, разглядеть в ручьях разливы рек! Кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек».

 Вед2

В «Поэме о первой нежности», Асадов рассказывает о любви, о первой любви девушки и юноши, в которой были все периоды юношеской любви: и «дразнилки», и дружеские отношения, и глупые, мелочные обиды и расставания, и любовь, и первая нежность… И ни обиды, ни ссоры – ничто не смогло их разлучить…

Вед 1

У Асадова есть очень интересное стихотворение «Сатана». У этого стихотворения очень интересное название. Оно и пугает и заинтересовывает. Когда я впервые увидела название, я даже не представляла, что стихотворение это – пример любви, которая бывает в юности каждого….

Ученик читает стихотворение «Сатана»

Вед 1

Обратимся к творчеству Саши Чёрного.

Настоящая фамилия Саши Черного – Гликберг, а секрет появления на свет данного псевдонима предельно прост. Вот что об этом писал сам поэт: «Нас было двое в семье с именем Александр. Один брюнет, другой блондин. Когда я еще не думал, что из моей «литературы» что-нибудь выйдет, я начал подписываться этим семейным прозвищем».

Вед 2

А.Куприн писал в 1932 о Чёрном: «Милый поэт, совсем своеобразный, полный доброго восхищения жизнью, людьми, травами и животными, тот ласковый и скромный рыцарь, в щите которого, заменяя герольда, смеется юмор и сверкает капелька слезы».

Вед 1

В эмиграции главной и любимой аудиторией Саши Чёрного становятся дети. Он практически полностью посвящает себя детской теме: пишет сказки, стихи, рассказы для маленького читателя.

Не имея своих детей, Саша любил их безумно, и они отвечали ему такой же любовью. Об этом — одно из самых прелестных его стихотворений «Мой роман»:

Ученик читает стихотворение С.Чёрного «Мой роман»                      

Вед 1

О любви можно говорить бесконечно.  Она не имеет границ во времени и пространстве. О любви написано множество стихов. Кому-то нравятся стихи Марины Цветаевой, кому-то – Бориса Пастернака. Кто-то  любит стихи Анны Ахматовой, а кто-то в восторге от поэзии Петрарки, кто-то восхищается поэзией Пушкина, а кому-то нравятся стихи Маяковского.

Вед2

Поэты всех времён и народов писали о любви. Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной.

Безответной и безрассудной.

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает.

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И счастливой любви не стоит.

Жизнь, слёзы и любовь…

Слово я своё исполню:

Их рифмами наполню,

И не нужно лишних слов…

Звучит финальная  песня (по выбору учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной для учащихся 8 класса "Мой Пушкин" 2012.

Материал может быть применен для внеклассной работы по литературе  и в качестве творческого зачета в 8 классе после изучения раздела "А. С. Пушкин. "Капитанская дочка". Неформальная обстановка, з...

А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).

Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...

А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).

Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...

Литературная гостиная (для учащихся 9-10 классов). Листая страницы «Войны и мира».

Предлагаемый материал содержит текстовый вариант разработки и презентацию к нему.Цели и задачи внеклассного мероприятия: - сформировать представление об отражении событий Отечественной войны1812г. На ...

Литературная гостиная для учащихся 8 - 9 классов "Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой..."

Литературная гостиная "Поэты русские свершают жребий свой, не кончив песни лебединой..." предназначена для учащихся 8 - 9 классов и посвящена творчеству М. Ю. Лермонтова. В ходе подготовительного этап...

Литературная гостиная для учащихся 5 класса. " Волшебная Сказочница с берегов Байкала" ( творчество Тамары Григорьевны Долбуновой)

Встреча посвящена замечательной писательнице, поэтессе,  байкальчанке Тамаре Григорьевне Долбуновой. С 1985 года Тамара Григорьевна- одна из первых членов литературного объединения " Прибой...