Вальс, вальс, вальс…
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.
Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской истории XX века и его значение в русской культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vals_vals_vals.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Вальс, вальс, вальс…
Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.
Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской истории XX века и его значение в русской культуре.
Участники:
2 ведущих
Исполнители вокальных партий
Хор
Чтецы
Ответственный за компьютерное обеспечение
Слово учителя: История России в XX веке да и история мира в целом отмечена трагическими знаками. Русско-японская война, I мировая, революция и гражданская война, Великая Отечественная. Но так уж устроено мироздание, что наряду со злом существует добро, с уродством – красота, с желанием разрушать – стремление созидать, с готовностью убивать – готовность защищать. К несчастью, неизбежны в жизни войны, несущие смерть, кровь и боль. Но к счастью, торжествуют в мире жизнь, красота и гармония. А гармонию в мир всегда вносило искусство, не гибнущее и не исчезающее в самые трагические моменты истории. Музыка и один из ее жанров вальс – особая страница в судьбе России. Почему? Потому что в вальсе отразилась история нашей страны с ее падениями и взлетами, с ее поражениями и победами. С ее великой победой в 1945 году.
_____________________________________________________________________________
(Звучит вальс «На сопках Маньчжурии»).
Выходят 2 ведущих.
Ведущий 1: Вальс устарел, -
Говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел
В нем отсталость и старость.
Ведущий 2: Робок, несмел,
Наплывает мой первый вальс…
Почему не могу
Я забыть этот вальс?
(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный». Музыка и слова Николая Листова.)
Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, тот был вальс прелестный, томный,
Да, это был дивный вальс!
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?!
Чтец 1 исполняет стихотворение В. Брюсова «В ресторане»:
Вспоминаю под жалобы скрипки,
В полусне ресторанных огней,
Ускользающий трепет улыбки –
Полудетской, желанной твоей.
С тихим вальсом, знакомо печальным,
В темный парк ускользают мечты.
Липы дремлют в наряде венчальном,
И во мгле улыбаешься – ты.
Этот вальс, этот зов, эти звуки
Возвращают и годы, и дни.
Я целую дрожащие руки,
Мы – во сне, мы – в тени, мы – одни.
Вижу вызовы дерзкого взгляда,
Вижу алые губы, как кровь…
Ах, не надо, не надо, не надо,
Душу снова качает любовь.
Неподвижны у стойки лакеи,
Искры брызжет вино и хрусталь…
Мы идем по вечерней аллее
В непостижимо-прозрачную даль.
Ведущий 1: А «в непостижимо-прозрачной дали» уже осталась русско-японская война, но уже являлся грозный лик I мировой.
Чтец 2 исполняет стихотворение Т. Щепкиной-Куперник:
Пылает мир огнем, жизнь кровью залита,
Текут по все земле кровавые потоки,
Но голос бархатный и нежный и глубокий
Поет о том, что есть на свете красота!
Летит он над землей, звучит везде в эфире,
Как солнца яркий луч он разрезает тьму,
Он говорит о том, что будет счастье в мире,
Что победит любовь, - и верим мы ему!
Летит он над землей и чудно слух ласкает,
Вливая силы в грудь героя и бойца,
И в наши от тоски усталые сердца
Волшебной лаской проникает.
Ведущий 2: Вальс воевал,
Он в шинели шел, запылен,
Вальс напевал
Про Маньчжурские сопки,
Вальс напевал,
Нам на фронте осенний сон.
И, как друг фронтовой,
Не забудется он.
(Звучит музыка вальса «На сопках Маньчжурии»).
Ведущий 1: Какая знакомая мелодия… Да, это вальс «На сопках Маньчжурии». К нему существует множество вариантов текста, которые сейчас вряд ли кто помнит. Но… Мелодию знают все. Но вряд ли кто знает имя человека, сочинившего эту музыку.
Ведущий 2: Интересная, парадоксальная вещь жизнь. Существует множество песен, романсов, мелодий до боли знакомых всему миру, но авторы которых неизвестны.
Ведущий 1: К счастью, история сохранила имя создателя вальса «На сопках Маньчжурии» и пусть оно станет достоянием гласности.
Чтец 3 исполняет стихотворение В. Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере Илье Шатрове»:
Вот он вращается, вот он возник,
Черной воды чуть блистающий диск.
Кружится, кружится вальс над водой:
«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой».
Белой луны не меняется лик.
Грозной войны изменился язык.
А над водой, над водой, над водой
Вновь капельмейстер возник молодой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он, Илья Алексеевич Шатров,
Полузабытый людьми офицер,
Вальс сочинивший на старый манер.
Ведущий 1: Илья Алексеевич Шатров… С детства он увлекался музыкой и успешно закончил Варшавский музыкальный институт, где получил звание военного капельмейстера.
Ведущий 2: В начале русско-японской войны часть, в которой служил Шатров была отправлена в Маньчжурию. В 1905 году его полк участвовал в кровопролитных боях. Своим погибшим друзьям И. А. Шатров посвятил вальс.
Чтец 4 исполняет стихотворение В. Лифшица «Вальс»:
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
Милосердные сестры в палатах дежурили.
Госпитальные койки – железные, узкие.
Терпеливые воины – ратники русские.
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
Нежный запах духов. Вуалетки ажурные.
И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонились над раненным юные фрейлины.
Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…
Перед вами, едва лишь глаза вы зажмурили,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Ведущий 1 читает один из вариантов текста вальса «На сопках Маньчжурии» (под музыку вальса):
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Белеют кресты – это герои спят.
Прошлого тени кружат давно,
О жертвах боев твердят.
Чтец 5 читает текст вальса «Амурские волны» (под музыку вальса):
Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос об Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой,
Льется пеня широко
Песня широко льется,
И несется далеко.
Чтец 6 исполняет стихотворение В. Кострова «Лунное пение трубы войсковой…».
Ведущий 2: В 1941 году в ходе массовых казней, проводимых фашистскими оккупантами, Кюсс был расстрелян.
Чтец 7 исполняет отрывок из стихотворения В. Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере Илье Шатрове»:
Нет, нас не сломит земная юдоль.
Словно родник, прорывается боль, -
Слышно сквозь пепел второй мировой:
«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой…»
Чтец 8 исполняет стихотворение А. Межирова «Предвоенная баллада»:
Летних сумерек истома
У рояля на крыле.
На квартире замнаркома
Вечеринка в полумгле.
Пограничная эпоха,
Шаг от мира до войны,
На «отлично» и на «плохо»
Все экзамены сданы.
И опять над радиолой
К потолку наискосок
Поднимается веселый,
Упоительный вальсок.
И под вальс веселой Вены,
Шаг не замедляя свой,
Парами – в передвоенный,
Роковой, сороковой.
Ведущий 1 читает отрывок из стихотворения А. Межирова «Музыка»:
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Все и для всех – не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру – быть бы живу…
Солдатам головы кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
(Звучит вальс «Осенний сон». Музыка А. Джойса).
Выходит чтец 9 и читает текст вальса:
Тучи низко кружат над садом,
Ветер, воя, бьет в окно…
Сердце, тоскуя, плачет о прошлом,
Призрак счастья исчез давно.
Ведущий 2:
С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
(М. Исаковский «В лесу прифронтовом»)
Учащийся исполняет на баяне вальс «Осенний сон».
На сцену под музыку выходит хор учащихся и исполняет песню «В лесу прифронтовом» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).
Ведущий 1:
Пел солдат на тропке перевала,
Пел солдат в теплушке у окна.
И всегда по-новому звучала
Песня безыскусная одна.
Незаметно расправлялись плечи,
Прибавлялось мужества и сил.
И солдат надеялся на встречу
С тем, кто эту песню сочинил.
(Б. Дубровин «Баллада о встрече»).
Ведущий 2: И сейчас прозвучит песня М. Фрадкина и Е. Долматовского «Случайный вальс».
Чтец 10:
Пусть былое ворвется в беседы…
Хоть оно порастает быльем,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поем.
(Н. Старшинов «Памяти Алексея Фатьянова»).
Чтец 11:
Прекрасны ритмы песен новых,
Любите их и пойте их.
Но годы проверяют слово,
И в увлечениях своих –
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
(Е. Долматовский «Старые песни»).
Ведущий 1: Тем более, что эхом в них отражается прошлое.
(В исполнении трио девушек звучит песня «Тучи в голубом». Авторы: А. Журбин и В. Аксенов).
Ведущий 2: Вальс, вальс, вальс… Конечно же, он звучал и послевоенное время, с ним прошли и 50-е, и 60-е, и 70-е, и…
Ведущий 1: Вальс, вальс, вальс… Он звучал всегда и повсюду: в концертных залах, уютных квартирах, на танцплощадках, в палатках у костра, в Сибири, и на Юге.
Ведущий 2:
Вальс у костра
Где-то снова в тайге сейчас.
И Ангара
Подпевает, волнуясь.
И до утра
С нами солнце танцует вальс…
Пусть проходят года,
Все равно никогда
Не состарится вальс.
(Е. Евтушенко «Вальс о вальсе»).
Ведущий 1: В 1961 году родился вальс про Домбай. Известнейшая бардовская песня, песня романтиков поколения 60-х и… романтиков всех времен.
Ведущий 2: Давно нет Юрия Визбора, но живет «Домбайский вальс».
(Звучит песня Ю. Визбора «Домбайский вальс» в исполнении группы учащихся (под гитару)).
Ведущий 1: Вальс, вальс, вальс… Как он многолик! Старинный и современный; печальный и веселый, вальс разлук и встреч, вальс последний и первый. Сказочный, школьный, вальс прощания и знакомств.
Ведущий 2: Белый вальс, вальс любви.
(Звучит песня «Белый вальс» в исполнении дуэта девушек. Музыка Д. Тухманова, слова О. Вардашева).
Ведущий 1:
Вальс устарел, -
Говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел
В нем отсталость и старость.
Робок, несмел,
Наплывает мой первый вальс…
Почему не могу
Я забыть этот вальс?
Ведущий 2:
Смеется вальс
Над всеми модами века,
И с нами вновь
Танцует старая Вена.
И Штраус где-то тут
Сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит,
Не ворчит…
(Звучит песня «Вальс о вальсе» в исполнении Марка Бернеса. Музыка Э. Колмановский, слова Е. Евтушенко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Великий король венского вальса."
Цель: Расширить знания о классической музыке 1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса. ...
Презентация "Чудесный танец.Вальс"
Презентация к уроку №2 за 8 класс по теме 2 четверти "Музыка серьёзная и легкая"...
Классный час - ВЕЧЕР ВАЛЬСА.
Цели:· познакомить ребят с хорошей музыкой;· учить чувствовать её;· создать хорошее настроение.Подготовка к вечеру: подобрать музыку, позаботиться о зале, научить танцевать вальс...
Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»
Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...
Внеклассное мероприятие "Вальс о вальсе"
Мероприятие для старшеклассников....
Внеклассное мероприятие "Вальс о вальсе"
Мероприятие для старшеклассников....
Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».
Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».Цель урока: изучить элементы танца «Фигурный вальс...