Вальс, вальс, вальс…
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Пыхтина Татьяна Васильевна

Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.

Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской истории XX века и его значение в русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vals_vals_vals.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Вальс, вальс, вальс…

Музыкально-поэтическая композиция с использованием интегрирования (литература – история - музыка) и фрагментов презентации.

Цель композиции – показать важную роль вальса в отображении страниц русской истории XX века и его значение в русской культуре.

Участники:

2 ведущих

Исполнители вокальных партий

Хор

Чтецы

Ответственный за компьютерное обеспечение

Слово учителя: История России в XX веке да и история мира в целом отмечена трагическими знаками. Русско-японская война, I мировая, революция и гражданская война, Великая Отечественная. Но так уж устроено мироздание, что наряду со злом существует добро, с уродством – красота, с желанием разрушать – стремление созидать, с готовностью убивать – готовность защищать. К несчастью, неизбежны в жизни войны, несущие смерть, кровь и боль. Но к счастью, торжествуют в мире жизнь, красота и гармония. А гармонию в мир всегда вносило искусство, не гибнущее и не исчезающее в самые трагические моменты истории. Музыка и один из ее жанров вальс – особая страница в судьбе России. Почему? Потому что в вальсе отразилась история нашей страны с ее падениями и взлетами, с ее поражениями и победами. С ее великой победой в 1945 году.

_____________________________________________________________________________

(Звучит вальс «На сопках Маньчжурии»).

Выходят 2 ведущих.

Ведущий 1: Вальс устарел, -  

                     Говорит кое-кто, смеясь.

                     Век усмотрел

                     В нем отсталость и старость.

Ведущий 2: Робок, несмел,

                      Наплывает мой первый вальс…

                      Почему не могу

                      Я забыть этот вальс?

(Звучит романс «Я помню вальса звук прелестный». Музыка и слова Николая Листова.)

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час,

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, тот был вальс прелестный, томный,

Да, это был дивный вальс!

Теперь зима, и те же ели,

Покрыты сумраком, стоят,

А под окном шумят метели,

И звуки вальса не звучат…

Где ж этот вальс, старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс?!

Чтец 1 исполняет стихотворение В. Брюсова «В ресторане»:

Вспоминаю под жалобы скрипки,

В полусне ресторанных огней,

Ускользающий трепет улыбки –

Полудетской, желанной твоей.

С тихим вальсом, знакомо печальным,

В темный парк ускользают мечты.

Липы дремлют в наряде венчальном,

И во мгле улыбаешься – ты.

Этот вальс, этот зов, эти звуки

Возвращают и годы, и дни.

Я целую дрожащие руки,

Мы – во сне, мы – в тени, мы – одни.

Вижу вызовы дерзкого взгляда,

Вижу алые губы, как кровь…

Ах, не надо, не надо, не надо,

Душу снова качает любовь.

Неподвижны у стойки лакеи,

Искры брызжет вино и хрусталь…

Мы идем по вечерней аллее

В непостижимо-прозрачную даль.

Ведущий 1: А «в непостижимо-прозрачной дали» уже осталась русско-японская война, но уже являлся грозный лик I мировой.

Чтец 2 исполняет стихотворение Т. Щепкиной-Куперник:

Пылает мир огнем, жизнь кровью залита,

Текут по все земле кровавые потоки,

Но голос бархатный и нежный и глубокий

Поет о том, что есть на свете красота!

Летит он над землей, звучит везде в эфире,

Как солнца яркий луч он разрезает тьму,

Он говорит о том, что будет счастье в мире,

Что победит любовь, - и верим мы ему!

Летит он над землей и чудно слух ласкает,

Вливая силы в грудь героя и бойца,

И в наши от тоски усталые сердца

Волшебной лаской проникает.

Ведущий 2: Вальс воевал,

                      Он в шинели шел, запылен,

                      Вальс напевал

                      Про Маньчжурские сопки,

                      Вальс напевал,

                      Нам на фронте осенний сон.

                      И, как друг фронтовой,

                      Не забудется он.

(Звучит музыка вальса «На сопках Маньчжурии»).

Ведущий 1: Какая знакомая мелодия… Да, это вальс «На сопках Маньчжурии». К нему существует множество вариантов текста, которые сейчас вряд ли кто помнит. Но… Мелодию знают все. Но вряд ли кто знает имя человека, сочинившего эту музыку.

Ведущий 2: Интересная, парадоксальная вещь жизнь. Существует множество песен, романсов, мелодий до боли знакомых всему миру, но авторы которых неизвестны.

Ведущий 1: К счастью, история сохранила имя создателя вальса «На сопках Маньчжурии» и пусть оно станет достоянием гласности.

Чтец 3 исполняет стихотворение В. Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере Илье Шатрове»:

Вот он вращается, вот он возник,

Черной воды чуть блистающий диск.

Кружится, кружится вальс над водой:

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой».

Белой луны не меняется лик.

Грозной войны изменился язык.

А над водой, над водой, над водой

Вновь капельмейстер возник молодой.

Это над стаей притихших ветров

Встал он, Илья Алексеевич Шатров,

Полузабытый людьми офицер,

Вальс сочинивший на старый манер.

Ведущий 1: Илья Алексеевич  Шатров… С детства он увлекался музыкой и успешно закончил Варшавский музыкальный институт, где получил звание военного капельмейстера.

Ведущий 2: В начале русско-японской войны часть,  в которой служил Шатров была отправлена в Маньчжурию. В 1905 году его полк участвовал в кровопролитных боях. Своим погибшим друзьям И. А. Шатров посвятил вальс.

Чтец 4 исполняет стихотворение В. Лифшица «Вальс»:

Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…

Милосердные сестры в палатах дежурили.

Госпитальные койки – железные, узкие.

Терпеливые воины – ратники русские.

Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…

Нежный запах духов. Вуалетки ажурные.

И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,

Наклонились над раненным юные фрейлины.

Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии»…

Перед вами, едва лишь глаза вы зажмурили,

Катит волны Цусима, и круглые, плоские,

Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.

Ведущий 1 читает один из вариантов текста вальса «На сопках Маньчжурии» (под музыку вальса):

Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.

Вот из-за туч блеснула луна,

Могилы хранят покой.

Белеют кресты – это герои спят.

Прошлого тени кружат давно,

О жертвах боев твердят.

Чтец 5 читает текст вальса «Амурские волны» (под музыку вальса):

Плавно Амур свои волны несет,

Ветер сибирский им песни поет.

Тихо шумит над Амуром тайга,

Ходит пенная волна

Пенная волна плещет,

Величава и вольна.

Там, где багряное солнце встает,

Песню матрос об Амуре поет.

Песня летит над широкой рекой,

Льется пеня широко

Песня широко льется,

И несется далеко.

Чтец 6 исполняет стихотворение В. Кострова «Лунное пение трубы войсковой…».

Ведущий 2: В 1941 году в ходе массовых казней, проводимых фашистскими оккупантами, Кюсс был расстрелян.

Чтец 7 исполняет отрывок из стихотворения В. Лазарева «Воспоминания о военном капельмейстере Илье Шатрове»:

Нет, нас не сломит земная юдоль.

Словно родник, прорывается боль, -

Слышно сквозь пепел второй мировой:

«Тихо вокруг, сопки покрыты мглой…»

Чтец 8 исполняет стихотворение А. Межирова «Предвоенная баллада»:

Летних сумерек истома

У рояля на крыле.

На квартире замнаркома

Вечеринка в полумгле.

Пограничная эпоха,

Шаг от мира до войны,

На «отлично» и на «плохо»

Все экзамены сданы.

И опять над радиолой

К потолку наискосок

Поднимается веселый,

Упоительный вальсок.

И под вальс веселой Вены,

Шаг не замедляя свой,

Парами – в передвоенный,

Роковой, сороковой.

Ведущий 1 читает отрывок из стихотворения А. Межирова «Музыка»:

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,

Все и для всех – не по ранжиру.

Осилим… Выстоим… Спасем…

Ах, не до жиру – быть бы живу…

Солдатам головы кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

(Звучит вальс «Осенний сон». Музыка А. Джойса).

Выходит чтец 9 и читает текст вальса:

Тучи низко кружат над садом,

Ветер, воя, бьет в окно…

Сердце, тоскуя, плачет о прошлом,

Призрак счастья исчез давно.

Ведущий 2:

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон»

Играет гармонист.

(М. Исаковский «В лесу прифронтовом»)

Учащийся исполняет на баяне вальс «Осенний сон».

На сцену под музыку выходит хор учащихся и исполняет песню «В лесу прифронтовом» (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского).

Ведущий 1:

Пел солдат на тропке перевала,

Пел солдат в теплушке у окна.

И всегда по-новому звучала

Песня безыскусная одна.

Незаметно расправлялись плечи,

Прибавлялось мужества и сил.

И солдат надеялся на встречу

С тем, кто эту песню сочинил.

(Б. Дубровин «Баллада о встрече»).

Ведущий 2: И сейчас прозвучит песня М. Фрадкина и Е. Долматовского «Случайный вальс».

Чтец 10:

Пусть былое ворвется в беседы…

Хоть оно порастает быльем,

Каждый год, накануне Победы,

Мы солдатские песни поем.

(Н. Старшинов «Памяти Алексея Фатьянова»).

Чтец 11:

Прекрасны ритмы песен новых,

Любите их и пойте их.

Но годы проверяют слово,

И в увлечениях своих –

Не забывайте песен старых,

Они о многом расскажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

(Е. Долматовский «Старые песни»).

Ведущий 1: Тем более, что эхом в них отражается прошлое.

(В исполнении трио девушек звучит песня «Тучи в голубом». Авторы: А. Журбин и В. Аксенов).

Ведущий 2: Вальс, вальс, вальс… Конечно же, он звучал и послевоенное время, с ним прошли и 50-е, и 60-е, и 70-е, и…

Ведущий 1: Вальс, вальс, вальс… Он звучал всегда и повсюду: в концертных залах, уютных квартирах, на танцплощадках, в палатках у костра, в Сибири, и на Юге.

Ведущий 2:

Вальс у костра

Где-то снова в тайге сейчас.

И Ангара

Подпевает, волнуясь.

И до утра

С нами солнце танцует вальс…

Пусть проходят года,

Все равно никогда

Не состарится вальс.

(Е. Евтушенко «Вальс о вальсе»).

Ведущий 1: В 1961 году родился вальс про Домбай. Известнейшая бардовская песня, песня романтиков поколения 60-х и… романтиков всех времен.

Ведущий 2: Давно нет Юрия Визбора, но живет «Домбайский вальс».

(Звучит песня Ю. Визбора «Домбайский вальс» в исполнении группы учащихся (под гитару)).

Ведущий 1:  Вальс, вальс, вальс… Как он многолик! Старинный и современный; печальный и веселый, вальс разлук и встреч, вальс последний и первый. Сказочный, школьный, вальс прощания и знакомств.

Ведущий 2: Белый вальс, вальс любви.

(Звучит песня  «Белый вальс» в исполнении дуэта девушек. Музыка Д. Тухманова, слова О. Вардашева).

Ведущий 1:

Вальс устарел, -

Говорит кое-кто, смеясь.

Век усмотрел

В нем отсталость и старость.

Робок, несмел,

Наплывает мой первый вальс…

Почему не могу

Я забыть этот вальс?

Ведущий 2:

Смеется вальс

Над всеми модами века,

И с нами вновь

Танцует старая Вена.

И Штраус где-то тут

Сидит, наверно,

И кружкой в такт стучит,

На нас не ворчит,

Не ворчит…

(Звучит песня «Вальс о вальсе» в исполнении Марка Бернеса. Музыка Э. Колмановский, слова Е. Евтушенко).

                     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Великий король венского вальса."

Цель:    Расширить знания о классической музыке            1.Дать учащимся представление о жизни и творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса. ...

Презентация "Чудесный танец.Вальс"

Презентация к уроку №2 за 8 класс по теме 2 четверти "Музыка серьёзная и легкая"...

Классный час - ВЕЧЕР ВАЛЬСА.

Цели:·         познакомить ребят с хорошей музыкой;·        учить чувствовать её;·        создать хорошее настроение.Подготовка к вечеру: подобрать музыку, позаботиться о зале, научить танцевать вальс...

Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»

Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...

Внеклассное мероприятие "Вальс о вальсе"

Мероприятие для старшеклассников....

Внеклассное мероприятие "Вальс о вальсе"

Мероприятие для старшеклассников....

Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».

Тема урока: «Фигурный вальс». Отработка движений фигурного вальса. Постановка танца «Фигурный вальс».Цель урока: изучить  элементы  танца «Фигурный  вальс...