Конспект урока по литературе. Ранний Маяковский
план-конспект урока по литературе

Абдулаева Анжелика Казанфаровна

Ранний период творчества интересен уже тем, что Маяковский более непосредственно, чем после революции, выражает себя. Е.Эткинд:"Ранняя лирика Маяковского - это крик отчаяния и ненависти, обращение к обществу и человечеству, мольба о сострадании.Последний вопль надежды."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayakovskiy-konspekt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Тема урока: Ранний Маяковский

Цель урока: выработка личностного понимания концепции творчества поэта, основанной на признании абсолютных духовных ценностей: любви человека к человеку, доброты, веротерпимости.

Ход урока:

Откройте тетради, запишите на полях число, общую тему Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) и тему сегодняшнего урока: Ранний Маяковский (1913-1917).

Эпиграфом к уроку послужили слова Е.Эткинда: «Ранняя лирика Маяковского – это крик отчаянья и ненависти, обращение к обществу и человечеству, мольба о сострадании. Последний вопль надежды». Мы к нему вернемся в конце урока.

Слово учителя: ранний период творчества интересен уже тем, что Маяковский более непосредственно, чем после революции, выражает себя. Насколько лирическое «я» поэта равно биографическому – особая тема. Надеюсь, что сам текст, его интерпретация позволит Вам сформировать мнение на эту тему.

Проверим домашнее задание: дома нужно было самостоятельно прочесть стихотворение «Ночь» М., выбрать понравившуюся/непонравившуюся метафору, визуализировать ее с помощью мульмимедиа, т.е. пойти вслед за М. –живописцем (кубофутуристом). Итак, называя метафору, объясните выбор картины.

Представьте себя внутри картины стихотворения? Что Вы видите? (Окна и двери, бульвары и площади и плывущая толпа. Краски в движении - бездуховное существование города). В чем особенность метафоры и как она строится, или может быть рисуется (Маяковский ведь живописец)?

Вернемся к стихотворению «Ночь». Ранний М. – это поэт города. Пейзаж в его стихах – это почти всегда городской пейзаж.

Что Вы можете сказать о пространстве стихотворения? (Это город, Земля, Вселенная?, оно большое или маленькое?). Трехмерное пространство. Толпа как Вселенная. Лирический герой находится в широкой пространственной сфере.

А время: настоящее, будущее, прошедшее? (Сиюминутное). Чем можно объяснить несоответствие пространственной и временной структуры стихотворения? (атмосфера эпохи – хаос; М. – неплохой художник, связь футуризма с авангардизмом). А еще М. страстно увлекался теорией относительности. Этому будет посвящено следующее задание.

Слово учителя: пространство легче постигается и поддается конструированию. Время же связано с памятью, с ощущением человеком своей принадлежности к истории страны, с ощущением себя частью народа, семьи. А этого в раннем М. нет. Его герой существует в трехмерном пространстве и сиюминутном времени. Сегодня в физике А.Эйнштейном вводятся новые представления о времени и пространстве. Вводится понятие о четырехмерном пространстве. Иначе говоря, изменения промежутков времени и расстояний в пространстве оказываются зависящими от того, в какой системе отсчета производят измерения. Система отсчета – лирическое «я» М. Что нужно сделать, чтобы пространственный интервал сократился – удлинить временной (вернуть М. к истории страны, сделать его частью народа).

Что стоит в центре физического мира в стихотворении? (Я поэта).

«Я сам» - автобиография, «Владимир Маяковский» - первая трагедия; «Я» - цикл стихов 1913 г.; бесконечный эгоцентрический ряд – «Я – бесценных слов транжир и мот», «я, сохранивший бесстрашную душу; «Я златоустнейший»; «Вот я – весь боль и ушиб, всем завещаю я сад фруктовый моей великой души» «если б я был маленький, как Великий океан».

Т.о., предлагаю сформулировать первый тезис-вывод под запись в тетрадь.

Основным принципом авторского мироустройства является … эгоцентризм.

Следующий неполный тезис, который мы будем доказывать (запишите)

«Великая душа» в поэзии М. живет в напряженном … противопоставлении себя окружающему миру.

Найдите в стихотворениях печатной тетради, что же лежит в основе мира М. Мир (люди) и М. в каких отношениях?

Да, мир  мыслится и ощущаются как ничтожное, обывательское, по отношению к которому возможно самое резкое – до хулиганского отношение. Для изображения мира выбирается сниженная лексика.

Мало извозчиков?

Тешьтесь ложью.

Видна ли шутка площе чья!

Улицу врасплох огляните –

Из рожь ее

Чья

Не извозчичья?

Никчемное самоутешение (1916)

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,

Характер – как из кости слоновой точен,

А этому взял бы и дал по роже:

Не нравится он мне очень.

Мое к этому отношение (1915)

Зачем М. постоянно ставит себя в оппозицию к миру? – Эпатаж? Конфликт с буржуазным обществом? (извозчик – буржуа?)

2 варианта: мир не так идеален, он действительно не интеллигентен.

Эпатаж – эстетизируется (эстетика – наука о красоте) и нравственно оправдывается хулиганство и хамство, «уличная форма» выяснения отношений между людьми.

Подобная форма поведения реализовывалась и в жизни. Из воспоминаний И.А.Бунина: «Но над всеми возобладал поэт М. Я сидел с Горьким и финским художником Галеном. И начал М. с того, что без всякого приглашения подошел к нам, вдвинул стул между нами и стал есть с наших тарелок и пить из наших бокалов. Гален глядел на него во все глаза – так, как глядел бы,  вероятно, на лошадь, если бы ее, например, ввели в эту банкетную залу. Горький хохотал. Я отодвинулся. Маяковский это заметил.

- Вы меня очень ненавидите? – весело спросил он меня.

Я  без всякого стеснения ответил, что нет: слишком было бы много чести ему».

Вернемся к тезису, что бы Вы дописали о «великой душе» М.

Следующий тезис мы будем строить как доказательство от обратного.

Оппозиции «я – мир» рождает напряженное чувство ненависти, постоянное ощущение, что рядом враг.

Образ врага в творчестве М. – важная, еще не исследованная тема, проходящая через все творчество поэта.

В ранней поэзии враг – в большинстве случаев мещанин, обыватель, после революции образ врага формируется в соответствии с государственной политикой. Это – классовый враг, это история, искусство, это женщины, это Бог.

А мы

Не Корнеля с каким-то Расином –

Отца, -

Предложи на старье меняться, -

Мы

И его

Обольем керосином

И в улицы пустим

- для иллюминаций (Той стороне (1918).

Вам были даны индивидуальные задания: подготовить выразительное чтение манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу», написанного Бурлюком, Крученых, Хлебниковым и Маяковским в 1912 году.

Ваше отношение к манифесту футуристов – какого героя русской литературы они Вам напоминают (Базаров с его нигилизмом).

Сравним с манифестом акмеистов Городецкого. Отрицание другого искусства, причем того, из чего вышли символизма.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты

Жмитесь в раю!

Ерошьте перышки в испуганной тряске.

Я тебя пропахшего ладаном, раскрою.

Отсюда и до Аляски.

(облако в штанах).

Дайте любую,

Юную, души не растрачу и в сердце насмешку плюну ей.

(ко всему 1916)

Хотя в дальнейшем именно в любви прорывается иной лирический герой:

Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое, женское.

И вот громадный горблюсь в окне

Плавлю лбом стекло крошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная.

Лиличке (1915)

В автобиографии «Я сам» есть строки: «1915 г. Знакомлюсь с Бриками. М. переживает свой солнечный удар (по Бунину). Лиля Брик на долгие годы будет единственной женщиной М. и все стихи будут посвящены ей. Но она его не любит, а любит мужа, который ее разлюбил. Все остальное на следующем уроке: Любовная лирика М.

Итак, вернемся к тезису, что это за оппозиция :я и все другое.

Ранний Маяковский и Родина

Прочитаем стихотворение «Эй» из печатной тетради. Есть ли в этом стихотворении любовь к Родине, ощущение себя русским, переживание сопричастности ко всему, что исходит из семьи, детства, глубины веков?

Сопоставим поэзию М. и Блока  и Есенина.

А.Блок

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви! (Чье стих - Блок)

Гой ты, Русь моя родная.

Хаты, в ризах образа…

Не видать конца и края –

 Только синь сосет глаза. Есенин

Блок и Есенин ведомы любовью к Родине. А М.? Конкретно в этом стихотворении М. выступает носителем вненационального космополитического сознания, т.е. как гражданин мира. Есенин и Блок .. Здесь полное совпадение лирического «я» с биографическим. А Маяковский?

На следующем уроке мы изучим особенности акцентного стиха М., особенности его рифмы, метафоры, гиперболы и литоты на примере любовной лирики (Д.з. принести стихотворения о любви).

На стихи М. написано множество пародий. Прочитаю Вам одну из них В.К.Жака (1905-1984). В конце, после изучения творчества М., я Вас прошу какие произведения послужили материалом для пародиста. Сейчас другой вопрос. Достигает ли пародия цели? Какова жанровая характеристика текста: пародия, стилизация, эпиграмма?

Обобщение о М. будет таким. Были даны индивидуальные задания: прочитать очерки о М. А.Платонова (писателя – современника М.) и Карабчиевского (литературного критика). Выбрать ключевое. Пожалуйста.

Вернемся к эпиграфу. Переосмыслите его с точки зрения изученного. Каков для Вас М.? Напишите. Ранний М. для меня это - . Это может быть эпиграмма, пародия, стилизация, несколько слов-ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам....

Конспект урока по литературе по теме "Тема любви в творчестве А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина."

Цели:Образовательная: раскрыть особенности любовной лирики А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина; выявить своеобразие поэтики каждого из поэтов.Развивающая: развивать навыки выразительного чтения и анализ...

Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"

Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....

Конспект урока по литературе в 11 классе по теме: «Дореволюционный период творчества В.Маяковского».

Обучение работе с поэтическим текстом.Представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, знакомство с биографией поэта. Анализ поэтического текста....

План-конспект урока по литературе "Первая встреча с Маяковским"

Данный материал разработан  для проведения урока по литературе в 7 классе при изучении стихотворения В.В.Маяковского "Необычайное приключение..."...