Рабочая программа по литературе в 11 классе
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass_literat.docx | 74.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
2. Обязательного минимума содержания образования.
3.Программы В. Я. Коровиной.
4. Учебника литературы под редакцией В.А.Чалмаева, С.А.Зинина
Программа рассчитана на 102 часов ( 3 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Результаты изучения предмета «Литература» ( из Новых образовательных стандартов)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
- определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
- соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;
- выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;
- рецензировать прочитанные произведения;
- самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
- Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Произведения для самостоятельного чтения:
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»
А.М.Горький. «Дело Артамоновых»
А.Блок. «Скифы», «Возмездие»
Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов
В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)
М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»
А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)
М.Шолохов. «Поднятая целина»
В.Белов. «Кануны»
Б.Можаев. «Мужики и бабы»
Ч.Айтматов. «И дольше века длится день…»
В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»
Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
Произведения для заучивания наизусть
Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей…»
М.И.Цветаева «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор
М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»
А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»
С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»
В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»
Н.Заболоцкий. На выбор
А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)
Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «О, знал бы я, что так бывает…», стихи из романа «Доктор Живаго»
Н.Рубцов. На выбор
Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)
И.Бродский. На выбор
Учебно-методический комплект.
Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»
Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»
Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского университета
Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М., «Дрофа»
Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив»
Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»
Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»
Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»
Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»
Бельская Л.Л. Литературные викторины – М., «Просвещение»
Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной)
общеобразовательной школе – Наб. Челны
Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»
Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»
Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»
Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»
Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа»
Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа»
Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»
Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»
Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Мультимедийные пособия.
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№ у р о к а | Сроки | Тема урока | Оборудование Планируемый результат | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля, формы урока | Информаци- онное сопровождение |
Вводные уроки (2 часа) | ||||||
1 | Россия на рубеже веков. Русская литература начала XX века. | Знать особенности развития лит-ного процесса начала XX века, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической лит-ры ; исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.); Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Введение в речь новых слов-понятий, формулировка устных ответов. | Фронтальный опрос. Урок-беседа | Выставка книг, портреты, учебник, метод. лит-ра | |
2 | Поэтические индивидуальности «серебряного века». | Знать понятия «серебряный век», «модернизм», «декаданс»; Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), | Сообщ. уч-ся, выразительное чтение эпизодов прозы; анализ эпизода. | Выборочный опрос. Урок-практикум | Портреты поэтов, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов. | |
Леонид Николаевич Андреев ( 2 часа) | ||||||
3 | Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза. | Знать основные этапы жизни и творчества Л.Андреева. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Чтение эпизодов вслед за автором. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Портрет, метод. лит-ра, карточки | |
4 | Тема одиночества в рассказах «Баргамот и Гараська», «Жили-были». | Уметь анализировать текст, определять основной конфликт; знать особенности языка и тематики Андреева; Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), | Размышления о смысле человечес-кого бытия; сравнение и сопоставление героев. | Фронтальный опрос. Урок-исследование. | Текст рассказа, метод. лит-ра | |
Иван Алексеевич Бунин (3 часов) | ||||||
5 | И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в расска-зе «Антоновские яб-локи». Поэтический дар писателя. | Знать основные этапы жизни и творчества И.Бунина, своеобразие его стиля, уметь анализировать. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Запись плана лекции учителя, выразительное чтение и анализ эпизода рассказа. | Выборочный опрос. Урок-анализ эпизода. Урок освоения нового материала. | Портрет писателя, текст рассказа, сборники стихов, ИКТпрезентация о жизни И.Бунина. | |
6 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | Знать историю создания рассказа, его философское содержание. Уметь анализировать, выделять главную мысль; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | беседа, аналитическое чтение, размышление (устное высказывание) | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Текст рассказа, метод. лит-ра | |
7 | Обращение И.А.Бунина к «вечной теме» (рассказы о любви). Цикл «Тёмные аллеи». | Уметь видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать отличительные особенности бунинской прозы; Владеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), | Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение, обсуждение прочитанного | Выборочный опрос. Урок-практикум. | эпиграф, сборники рассказов | |
Александр Иванович Куприн (3 часа + 1 час развития речи) | ||||||
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. Воплоще-ние нравственных идеалов в повести «Олеся». | Знать основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна- «кулунчаковская татарская кровь» Куприна. Знать историю создания, сюжет повести, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести, авторскую позицию в повести. | Доклад ученика, аналитическая беседа | Выборочный опрос. Урок-анализ эпизода. | Портрет писателя, текст повести, метод. лит-ра, карточка | |
9 | Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок». | Аналитическая беседа, комментированное чтение Сообщение учащегося, работа с текстом, аналитическая беседа. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Текст повести, метод. лит-ра текст повести, метод. лит-ра | ||
10 | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». | Знать роль детали в рассказе. Прийти к пониманию того, что Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художест-венные особенности повести. | Аналитическая беседа, комментированное чтение. | Фронтальный опрос. Урок-исследование. | МПС – музыка (Вторая соната Бетховена). Текст рассказа, метод. лит-ра, эпиграф, запись 2-ой сонаты Бетховена. | |
11 | Развитие речи. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. | Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты; знать особенности изображения любви Буниным и Куприным . | Сопоставительный анализ произведений, составление опорного плана. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | МПС – русский язык (способы цитирования). Темы сочинений, тексты произведений. | |
«Серебряный век» русской поэзии (3 часа + 1 часа развития речи) | ||||||
12
| «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Брюсова. Акмеизм. Творчество О.Мандельштама. «Серебряный век» русской поэзии. Футуризм. Творчество И.Северянина. Новокрестьянская поэзия. Творчество Н.Клюева. | Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия, их основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения. Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе. | Работа с учебником, запись осн.теор.понятий; Чтение наизусть стихотворений, их анализ; Работа с таблицей «Поэты серебряного века» | Урок освоения новых знаний. Урок-практикум | Портреты, сборники стихов, эпиграф, карточки, метод. лит-ра | |
| ||||||
13 | «Прерванный на творческом взлёте путь…» Трагическая судьба Н.С.Гумилёва. Мир образов Николая Гумилёва. | Знать трагическую судьбу Н.Гумилёва, его значение в разработке нового течения – акмеизма, в создании «Цеха Поэтов». Уметь анализировать лирическое произведение. | Сообщения уч-ся, чтение наизусть. Беседа по теории лит-ры, анализ стихотворений. | Урок-семинар. Фронтальный опрос. | Портрет поэта, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов | |
14 | «Моим стихам … настанет свой черёд». Сложная судьба Марины Цветаевой. Поэтический мир Марины Цветаевой. | Знать сложную судьбу М.Цветаевой, особенности её поэтической манеры. Уметь анализировать лирическое произведение. | Сообщение уч-ся, выразительное чтение, краткий анализ Комментарии к прочитанным стихам | Урок-концерт. Индивидуальный опрос. | Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов, карточки
| |
15 | Развитие речи. Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века». | Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Развитие письменной речи | Урок развития речи. | Темы сочинений, сборники стихов | |
Максим Горький (8 часов ) | ||||||
16 | Анализ сочинений и работа над ошибками. «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться». Жизнь и творческая судьба Максима Горького. | Знать основные вехи биографии и творчества Горького. Знать особенности романтизма Горького. Уметь анализировать прочитанное. | Защита реферата. Составление опорного плана услышанного материала. | Лекция с элементами беседы. | Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники рассказов | |
17 | Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»). |
Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. Овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романти-ческих произведений. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Аналитическая беседа; выборочное чтение и анализ эпизодов; | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Иллюстрации к творчеству Горького. | |
18 | Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». |
Знать новаторство Горького. Уметь определять состав-ляяющие жанра и конфликта в пьесе; Понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение. | Аналитическая беседа. | Урок-исследование Выборочный опрос.
| Текст пьесы. | |
19 | «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». |
Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения на образ Луки и его жизненную позицию; понимать значение образа Луки в пьесе. | Аналитическая беседа, дискуссия | Урок-дискуссия. Фронтальный опрос. | Дополнительный материал из учебника. | |
20 | Вопрос о правде в драме М.Горького. | Текст пьесы, метод. лит-ра Уметь выявлять позиции героев и авторскую позицию. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Аналитическая беседа, дискуссия | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Критическая литература. | |
21 | Рассказы М.Горького о любви («О первой любви», «Отшельник», «Рассказ о безответной любви»). | Проанализировать рассказы Горького о любви, доказать не меньшую их значимость в творчестве писателя, наряду с революционно-романтическими рассказами; выявить концепцию любви у Горького. Прийти к пониманию актуальности темы любви. | Аналитическая беседа, дискуссия, сообщения учащихся, подбор высказываний о любви; Знать о теме любви в творчес-тве писателей XIX и XX веков. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Тексты рассказов, ИКТ компьютерная презентация. | |
22 | ВН.ЧТ. «Фома Гордеев»-повесть, которой Горький хотел пробудить стыд в людях. (дом.соч. «Страстные поиски смысла жизни» по произведениям Горького) | Знать, как влияют на судьбы людей переломные моменты в истории государства; Уметь делать правильные выводы из прочитанных произведений; понимать актуальность проблем, поднятых в повести. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Сообщение уч-ся, выразительное чтение, краткий анализ Комментарии к прочитанным главам. | Индивидуальный опрос. Урок-дискуссия. | Сообщения по материалам сети Интернет. | |
23 | Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («Интеллигенция и революция»). |
Знать общее и различное в подходах к проблеме революции в России Блока и Горького. | Отработка навыков конспектирования. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | ||
Александр Блок (4 часа) | ||||||
24 | А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока. Р.Р. Стихотворение А.Блока «Незнакомка». | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. о влиянии символизма на его тв-во. Уметь анализировать «Стихи о Прекрасной Даме». Уметь анализировать лирическое произведение; Знать особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. | беседа, выразительное чтение стихов и их разбор беседа, выразительное чтение стих-ия и его анализ | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов метод. лит-ра, репродукция картины Врубеля, сборники стихов | |
25 | «Это всё – о России». Тема Родины в творчестве А.Блока. | Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализиро-вать стих-я; Понимать приёмы изображения Родины в русской лирике XIX века. | Беседа, выразительное чтение и анализ стих-ий | Выборочный опрос. Урок-анализ лирики. | метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов | |
26 | «Россия, нищая Россия…» Чтение цикла «На поле Куликовом». | Знать идейно-художественное своеобразие цикла; Уметь определять позицию автора; находить средства выразительности. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Выразительное чтение стих-ий, сопоставительный анализ, работа по вопросам. | Урок-практикум. Выборочный опрос.
| ||
27 | Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. Мистика и символизм в поэме. |
Знать об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы «12», разноречивые высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме | Аналитическое чтение поэмы, работа по вопросам, изучение дополнительной литературы. | Фронтальный опрос. Урок-исследование. | «Высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме» - материал из источников сети Интернет. | |
Сергей Есенин (5 часов) | ||||||
28 | «Поющее сердце России». Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина, национального поэта. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. особенности творческого метода поэта. | беседа, выразительное чтение и анализ стих-ий. | Урок усвоения нового материала. | Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи. | |
29 | Любовная лирика С.Есенина. | Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина; особенности изображения темы любви в русской лирике XIX века. | Беседа, аналитическое чтение. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Портреты, фотографии, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи песен и романсов на стихи Есенина. | |
30 | «Чувство Родины – основное в моём творчестве» (С.Есенин). | Сформировать навык самостоя-тельного анализа лирического про-изведения; уметь видеть особенности изображения Родины в русской лирике XIX века. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Беседа, аналитическое чтение. Работа по презентации. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов, аудиозаписи. ИКТ Презентация по одной из тем Есенина. | |
31 | Поэма С.Есенина «Анна Снегина». | Сформировать навык анализа лирического произведения; понимать причины угасания «дворянских гнёзд», показ. в творчестве И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина. | Доклад уч-ся, беседа, аналитическое чтение. | Выборочный опрос. Урок-анализ эпизода. | ||
32 | СЕМИНАР по творчеству А.Блока и С.Есенина | Уметь анализировать и синтезировать лирику Блока и Есенина; знать основные направления в их творчес-тве; понимать взаимосвязь истории и литературы.
Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Индивидуальные сообщения проблемного содержания; Чтение с выражением и наизусть понравившихся стихотворений Блока и Есенина. | Урок-семинар | ИКТ Домашние сообщения по материалам сети Интернет | |
Владимир Маяковский (2 часа + 2 часа развития речи) | ||||||
33 | Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. «Дрянцо – хлещите рифм концом». Сатира В.В.Маяковского. | Знать основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэта. Навык анализа лирического произведения.
Навык анализа лирического произведения. Знать способы создания сатирических образов | беседа, доклад уч-ся, чтение и анализ стих-ий, комментированное чтение беседа, анализ стих-ий | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Портреты, метод. лит-ра, эпиграф, сборники стихов | |
34 | «Любовь – это сердце всего». Любовная лирика В.В.Маяковского
| Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Знать взгляды Маяковского на поэтическое искусство, о роли поэта и поэзии в жизни общества | беседа, анализ стих-ий анализ стих-ий | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Стихотворения Маяковского. | |
35-36 | Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского (или защита рефератов). | Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Составление плана, написание текста сочинения. | Урок развития письменной речи. | Сборники стихов, темы сочинений | |
Александр Фадеев (1 час) | ||||||
37
| Роман А.А.Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А.А.Фадеева «Разгром». | Иметь представление о личности писателя. Уметь определять особенности жанра и композиции романа Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика | беседа Аналитическая беседа, выразительное чтение | Индивидуальный опрос. Урок-беседа. | МПС – история (гражданская война) | |
Евгений Замятин (2 часа) | ||||||
38 | Жизнь и творчество Е.Замятина. Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы». | Эпиграф, текст романа, портрет, метод. лит-ра Знать понятие антиутопия, биографию писателя. Уметь разбираться в проблематике романа | разъяснение понятий, беседа по тексту романа | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Портретная галерея. | |
39 | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.Замятина «Мы»). | Выявить гуманистическую направленность произведения Замятина, человеческие ценности, утверждаемые писателем. | Обсуждение вопросов домашнего задания, работа с текстом | Фронтальный опрос. Урок-беседа. | текст романа, метод. лит-ра | |
Андрей Платонович Платонов (2 часа + 1 час Р.Р.) | ||||||
40 | Судьба Андрея Платонова и его книг. Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован». | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь видеть актуальность повести «Котлован». | аналитическая беседа по тексту повести; закрепление понятия «утопия». | Урок-лекция с элементами беседы. | МПС – история (годы коллективизации) Портрет, текст повести, метод. лит-ра. | |
41 | Рассказы Платонова о жизни людей в новых условиях. «Песчаная учительница», «Третий сын» и др.
| Показать философский, обобщающий смысл категорий пространства и времени в повести; Понимать разрушающее действие тоталитарного государства на личность человека. Знать значение метафоричности, образов-символов для понимания художественного замысла Платонова | Разбор вопросов домашнего задания, обобщение-анализ текста Обсуждение вопросов домашнего задания, беседа по содержанию повести, выявление ключевых слов, образов, фраз | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Портрет, текст повести, метод. лит-ра. | |
42 | Р.Р. Сочинение о жизни людей в новых условиях. | Проверка уровня усвоения получен-ных знаний о влиянии государства на личность человека и отображении этой проблемы в литературе. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Написание мини-сочинения по опорным вопросам. | Урок развития речи. | ||
Михаил Афанасьевич Булгаков (5 часов + 2 часа развития речи) | ||||||
43 | Анализ сочинения и работа над ошибками. М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Сатира Булгакова. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»). | Знакомство с трагической судьбой Булгакова. Знать о тяжёлых отношениях писателя с властью. Иметь представление об основных булгаковских произведениях, их жанровом многообразии. Знать судьбу повести «Собачье сердце», её тему, идею, сатирическую направленность. Уметь определять авторскую позицию. | беседа Повторение, закрепление понятий, постановка проблемного вопроса для обсуждения, развитие речевых навыков. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. | Выставка книг, портрет, метод. лит-ра, Эпиграф, тексты сатирических произведений, метод. лит-ра | |
44 | Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова. Анализ начальных глав романа. | Знать историю создания романа. Сформировать представление о жанре произведения, композиции и сюжете. Уметь выявлять нравственные вопросы, поставленные автором. Помочь учащимся увидеть образ дьявола в произведениях русских и зарубежных классиков XIX века | Комментированное чтение и анализ отдельных глав. | Выборочный опрос. Урок-погружение в мир творчества Булгакова. | Текст романа. Фрагменты фильма «Мастер и Маргарита». | |
45 | Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | Раскрыть приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов | Обмен мнениями, беседа по содержанию, чтение и краткий пересказ эпизодов. | Выборочный опрос. Урок-анализ эпизодов. | Текст романа, метод. лит-ра. Фрагменты фильма «Мастер и Маргарита». | |
46 | Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника. | Текст романа, метод. лит-ра Уметь прослеживать сюжетную линию, определять композиционную роль образов | Беседа по содержанию трёх сюжетных линий романа, запись основных положений в тетрадь. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Фрагменты фильма «Мастер и Маргарита». | |
47-48 | Р.Р. Написание контрольного сочинения по творчеству М.А.Булгакова. | Текст романа, темы сочинений Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Развитие письменной речи | Индивидуальный опрос. Урок-контроль. | ||
Алексей Николаевич Толстой (5 часов) | ||||||
49 | Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого. Обзорное изучение романа А.Н.Толстого «Пётр I». Панорама русской жизни в романе. | Знать биографию писателя, причины, побудившие Толстого написать роман о Петре I Уметь соотносить реальное время и время художественное. Знать главную проблему романа. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | Выборочный пересказ, анализ текста, углубление знаний по теории лит-ры, по истории. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | портрет, метод. лит-ра, эпиграф интеграция с историей. ИКТ Презентации по теме урока. | |
50 51 52 53 | Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр I». Детство Петра. Сподвижники и единомышленники Петра. Реформы Петра. Р.Р. Роль сильной личности в истории государства. | портрет, метод. лит-ра, эпиграф, иллюстрации Знать о методе писателя. Уметь анализировать образ литературного героя. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое; Воспитывать чувство ответственности и справедливости, чувство коллективизма и сплочения. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. Воспитывать чувство патриотизма, желание занимать активную жизненную позицию; Уметь готовить реферат по теме, представлять его тезисы, защищать его. | Пересказ первых глав романа, составление рассказа о Москве, о власти, о детстве Петра. Составление рассказа о взрослении Петра, анализ отдельных эпизодов. Сообщения уч-ся о реформах Петра, их значении в развитии России. Защита рефератов по теме урока. | Индивидуальный опрос. Урок-практикум. Выборочный опрос. Урок-практикум. Фронтальный опрос. Урок-исследование Индивидуальный опрос. Урок-исследование. | портрет, метод. лит-ра, эпиграф иллюстрации материалы по биографии Петра. Поэмы А.С.Пушкина «Полтава» И «Медный вадник» ИКТ защита рефератов «Роль сильной личности в истории государства». | |
Анна Андреевна Ахматова (5 часов) | ||||||
54 | Ранняя лирика Анны Ахматовой. | Знать важнейшие биографические сведения о поэтессе ; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; Знать о личности поэтессы, о мотивах и настроениях ранней лирики. | сообщ. уч-ся, коммент. Чтение лирики, восприятие. | Выборочный опрос. Урок-исследование. | Репродукции портретов, сборники стихов, метод. лит-ра | |
55 | А.А.Ахматова – «голос своего поколения». | Знать особенности творчества поэтессы «после акмеизма». Уметь анализировать лирическое произведение. | беседа, повт. пройд. мат, анализ стихов . Чтение наизусть с выражением лирики. | Фронтальный опрос. Урок-концерт. | Репродукции портретов, сборники стихов, метод. лит-ра | |
56 | Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой. | портреты, сборники стихов, метод. лит-ра Навык самостоятельного анализа лирического стихотворения. | беседа, анализ стихов | Фронтальный опрос. Урок-концерт. | Прослушивание диска – CDзаписи Ахматовой. | |
57 58 | Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». Цветаева и Ахматова. Две судьбы. | Текст поэмы, эпиграф, метод. лит-ра Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; систематизировать материал о герое; Воспитывать чувство ответственности и справедливости. | анализ основных тем и мотивов поэмы, чтение «Реквиема», восприятие, анализ. Заполнение сравнительной таблицы творчества двух поэтесс. | Выборочный опрос. Урок-практикум. Выборочный опрос. Урок-исследование. | Текст «Реквиема», Доп.литература. Защита проектов по творчеству поэтесс. | |
Николай Алексеевич Заболоцкий (2 часа) | ||||||
59 | Н.А.Заболоцкий. Основные вехи биографии. Обзор поэзии. | Знать основные вехи биографии Заболоцкого, основные темы творчества. Уметь анализировать лирическое произведение. | Аналитическая беседа, работа с учебником, чтение и анализ стихов. | Выборочный опрос. Урок-беседа. | портреты, сборники стихов, метод. лит-ра, эпиграф | |
60 | Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого. | сборники стихов, метод. лит-ра Навык самостоятельного анализа лирического стихотворения. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | беседа, чтение наизусть и анализ стихов.
| Индивидуальный опрос. Урок-концерт. | Иллюстрации – пейзажи русской природы. | |
Михаил Александрович Шолохов (7 часов + 2 часа развития речи) | ||||||
61 | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности стиля писателя. Уметь работать с критикой, дневниками; находить особенности ранних рассказов. | Сообщения уч-ся по дополнительной литературе. | Выборочный опрос. Урок-погружение в атмосферу периода творчества Шолохова. | Портрет, оформление доски, метод. лит-ра. Презентация о жизни казаков. | |
62 | Картины жизни донских казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон». | Текст романа, метод. лит-ра Знать историю создания «Тихого Дона», содержание, композицию, систему образов Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | Анализ первых глав романа, составление рассказа о традициях казачества; беседа по прочитанному материалу. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Иллюстрации к роману. | |
63 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении М.Шолохова. | Знать о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Сообщение уч-ся об историческом времени, когда писался роман; Пересказ эпизодов о войне, анализ эпизодов. |
Выборочный опрос. Урок-анализ произведения. | Текст романа, метод. лит-ра; Фрагменты фильма «Тихий Дон». Интеграция с историей. | |
64 | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А.Шолохова | Уметь анализировать эпизоды, делать самостоятельный вывод; Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Самостоятельный анализ указанных учителем эпизодов. | Выборочный опрос. Урок-анализ эпизода.
| Текст романа, метод. лит-ра, репродукции картин, аудиозаписи | |
65 | Судьба Григория Мелехова (по роману «Тихий Дон»). | Текст романа, метод. лит-ра, план уч-ся Уметь анализировать образ литературного героя, составлять сюжетный план, высказывать своё отношение к герою. | коррект. сост. уч-ся плана, беседа по плану | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Текст романа, метод. лит-ра | |
66 | Григорий и Аксинья (по роману «Тихий Дон»). | Текст романа, метод. лит-ра Уметь анализировать эпизоды, производить сопоставительный анализ, делать самостоятельный вывод. | анализ эпизодов, выявл. автор. позиции | Выборочный опрос. Урок-анализ произведения. | Портрет, оформление доски, метод. лит-ра | |
67 | Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон». | Текст романа, записи в тетради, метод. лит-ра Проверить знания учащихся, подготовиться к сочинению. | Работа по основным вопросам романа. | Индивидуальный опрос. Урок-исследование. | Текст романа, метод. лит-ра | |
68-69 | Р.Р.Написание контрольного сочинения по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | Темы сочинений, текст романа Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Творческая работа учащихся. | Урок-контроль. | ||
Современная проза о Великой Отечественной войне (6 часов) | ||||||
70 | Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор. | Знать о роли лит-ры в годы войны, знать обзорно произведения разных жанров ; Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; | Беседа о прочитанных произведениях о Вов. | Фронтальный опрос. Урок-беседа. | Портреты писателей, иллюстрации по теме ВОв, метод. лит-ра | |
71 | Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия. | Знать обзорно поэзию времён ВО войны, уметь анализировать лирическое произведение, давать свою оценку событиям. Навык выразительного чтения наизусть. | Выразительное чтение, чтение наизусть, аналитическая беседа | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Портреты поэтов, иллюстрации по теме ВОв, метод. лит-ра, сборники стихов | |
72 73
74 | Правда о войне. Сталинградская битва в исторических документах, мемуарах, художественной литературе. Роман Юрия Бондарева «Горячий снег». Жестокая явь войны в повести В.Кондратьева «Сашка». Три испытания героя повести «Сашка». Глубокий нравственный смысл повести. ВН.ЧТ . К.Воробьёв.«Убиты под Москвой». Ещё одна правда о войне. | Текст романа, эпиграф, карточки, портрет, иллюстрации, сборники стихов, метод. лит-ра Осознать актуальность произведения. Навык анализа художественного произведения. Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания тексты произведений; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | сообщения уч-ся, беседа по анализу романа, выразительное чтение отдельных эпизодов. Работа по вопросам. Беседа по содержанию и проблемам повести, запись в тетрадь основных положений. Обмен впечатлениями от прочитанной повести. Дебаты по проблеме повести. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. Индивидуальный опрос. Урок-исследование. Выборочный опрос. Урок развития устной речи с элементами дебатов. | Портреты поэтов, иллюстрации по теме ВОв, метод. лит-ра, сборники стихов Текст повести, метод. лит-ра, репродукции картин, аудиозаписи Портрет, оформление доски, метод. лит-ра | |
Александр Трифонович Твардовский (2 часа + 2 часа развития речи + 1 час Вн.чт.) | ||||||
76 | А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «По праву памяти». | Портреты, эпиграф, текст поэмы, метод. лит-ра Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы. | беседа по вопросам, анализ поэмы | Ранее изученная лирика Твардовского | МПС – истории (сталинские репрессии) | |
77
| Лирика А.Т.Твардовского разных лет. Народный характер поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». | Знать особенности лирического героя Твардовского. Уметь анализировать лирическое произведение. Знать о роли поэмы в годы Вов, её место в литературе, народность и новаторство | беседа, анализ стих-ий беседа, анализ эпизодов, обсуждение прочитанного | Выборочный опрос. Урок-беседа. | Портрет, оформление доски, метод. лит-ра Эпиграф, сборники стихов, метод. лит-ра текст поэмы, метод. лит-ра, иллюстрации | |
78 79 | Р.Р. Сочинение по произведениям о войне.
ВН.ЧТ. «Матерь человеческая» Виталия Закруткина. | Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Творческая работа учащихся. Составление учащимися рассказа о впечатлениях от повести. | Индивидуальный опрос. Урок развития речи. Выборочный опрос. Урок-впечатление. | Материал, изученный на предыдущих уроках. Портрет, оформление доски, метод. лит-ра | |
Борис Леонидович Пастернак (2 часа ) | ||||||
80 | Б.Л.Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика. Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». | Портреты, эпиграф, сборники стихов, метод. лит-ра Текст романа, метод. лит-ра Знать биографию писателя-поэта, иметь представление о раннем творчестве Пастернака. Уметь анализировать текст. Знать о судьбе романа. Уметь анализировать отдельные сцены и эпизоды. | доклад, представление презентации, анализ стих-ий беседа, анализ эпизодов, обсуждение прочитанного. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Портретная галерея, ИКТ Презентация О жизни Пастернака в Переделкино. | |
81
| Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». Стихотворения Юрия Живаго. | Текст романа, метод. лит-ра Текст романа, метод. лит-ра Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака, Уметь определять композицию романа, значение композиционных частей | Обсуждение вопросов дом. зад., коммен. чтение эпизодов беседа, анализ стих-ий | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Материалы о романе. | |
Александр Исаевич Солженицын (4 часа + 2 часа развития речи) | ||||||
82 | А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. На материале произведений писателя прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. | Запись лекции учителя, дополнение её материалом из сети Интернет. | Урок-лекция. | Материалы из сети Интернет. | |
83 | Трагедия народа в романе А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» (обзор). | Урок-практикум. | Текст романа, метод. лит-ра. | |||
84 | Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | Текст рассказа, метод. лит-ра Уметь видеть публицистичность рассказа, обращённость его к читателю. Уметь анализировать текст. | Аналитическая беседа, коммен. чтение | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Текст рассказа, критическая литература. | |
85 | Анализ рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор». | Понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. Развить тему: «Праведники» в русской литературе. Н.С.Лесков «Очарованный странник» | Аналитическая беседа, сопоставление героев, выявление их жизненных приоритетов. | Индивидуальный опрос. Урок-исследование. | Текст рассказа, метод. лит-ра, эпиграф | |
86-87 | Р.Р.Написание контрольного сочинения по творчеству А.И.Солженицына. | Темы сочинений, тексты рассказов Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании. | Творческая работа учащихся | Индивидуальный опрос. Урок-контроль. | ||
88 | Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели». «Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова. | Знать понятие «шестидесятники», обзорную характеристику поэзии «шестидесятников». Уметь анализировать лирическое произведение. Знать о жизни Н.Рубцова. Уметь анализировать поэтический текст. Отработка навыка худ. чтения поэтического произведения. | сообщения уч-ся, выразит. чтение стих-ий аналитическая беседа, выразит. чтение стих-ий |
Фронтальный опрос. Урок-беседа. | Портреты и произведения поэтов, метод. лит-ра; Портреты, эпиграф, сборники стихов, метод. лит-ра, репродукции картин Левитана. | |
89 | В.Г.Распутин. Жизнь и творчество. | Знать биографию писателя, краткий обзор его творчества, проблемы, которые ставит писатель; Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | сообщения уч-ся, аналитическая беседа | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Портрет, выставка книг, метод. лит-ра. | |
90-91 | «Прощание с Матёрой». Тема памяти в повести. | Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Аналитическая беседа по содержанию повести; составление рассказа о героях и их жизненных ценностях. | Фронтальный опрос. Урок-открытие человеческих ценностей. | Текст повести, метод. лит-ра, эпиграф. | |
92 | ВН.ЧТ. В.Распутин «Женский разговор». Проблемы морали и нравственности в рассказе. | Уметь делать выводы и умозаключения по содержанию текста; аргументировать своё мнение по проблеме текста; развивать логическое мышление, устную речь, умение самостоятельно анализировать текст; воспитывать правильное отношение к человеческим ценностям. | Чтение рассказа, работа по вопросам учителя, восприятие и анализ текста; составление развёрнутого ответа на вопрос. | Фронтальный опрос. Урок-исследование. | Текст рассказа, критическая литература. | |
93 | Литература русского зарубежья. Обзор творчества В.В.Набокова. | Знать краткую хар-ку лит-ры русского зарубежья «первой волны». Попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова. | аналитическая беседа, коммен. Чтение отдельных эпизодов. | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Портрет, выставка книг. | |
94 | Литература последних десятилетий. Творчество Ф.Абрамова, Ч.Айтматова и В.Астафьева. | Портреты писателей, выставка книг, метод. лит-ра Знать обзорно литературу последних десятилетий, творчество Абрамова, Айтматова, Астафьева. | доклады учеников, защита проектов. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Портреты писателей, иллюстрации по теме . ИКТ Защита проектов по теме урока. | |
95 | Р.Р. Сочинение по самостоятельно прочитанным произведениям писателей и поэтов последних десятилетий (60-90 годы). | Темы сочинений Уметь составлять тезисный план, письменно высказываться по теме сочинения. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | Творческая работа учащихся | Индивидуальный опрос. Урок-контроль. | ||
96 | Литература на современном этапе. | Знать понятие постмодернизм, тенденции современной литературы; Понимать замыслы современных писателей, мотивы написания произведений. | Обсуждение сочинений, беседа по прочитанным произведениям | Урок-ознакомление с творчеством . | Сообщения по материалам сети Интернет. | |
97 | Семинар по теме «Литература на современном этапе». | Обобщить, повторить материал по новейшей русской литературе; Уметь определять тему произведения, идею, главную мысль, проблемы произведения. | Монологическое высказывание на тему. | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Портреты писателей, иллюстрации по теме . | |
98 | Поэзия Иосифа Бродского. | Развивать навыки самостоятельного ознакомления с творчеством поэта, умене выбирать преимущества в литературе, читать наизусть с выражением; Уметь проводить сопоставительный анализ. | Запись вступительного слова учителя, выразит. чтение стихов, их анализ | Фронтальный опрос. Урок-практикум. | Материалы о жизни и творчестве поэта. | |
99 | Новейшая русская поэзия. | Знать понятия «бронзовый век» русской поэзии, ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое направления, соц-арт, центон, минимализм, митьки. | выразит. чтение стихов, их анализ | Выборочный опрос. Урок-практикум. | Сборники стихов, метод. лит-ра | |
100 | Контрольное тестирование за курс 11 класса. | Тестовые задания Знать изученные произведения, сведения по теории и истории литературы. Уметь применять полученные знания при анализе и оценке художественных произведений. | Самостоятельная тестовая работа учащихся в формате ЕГЭ. | Индивидуальный опрос. Урок -контроль. | ||
101 | Обобщение и систематизация изученного в 11 классе. | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Вопросно-ответная беседа с элементами диспута. | Фронтальный опрос. Урок развития речи. | Материалы предыдущих уроков. | |
102 | Резерв. |
Содержание обучения
- Вводные уроки -2 часа
- Л.Андреев -2 часа
- И.Бунин -3 часа
- Александр Иванович Куприн - 3 часа + 1 час развития речи
- «Серебряный век» русской поэзии - 3 часа + 1 часа развития речи
- Максим Горький - 8 часов
- Александр Блок -4 часа
- С.Есенин -5 часов
- Владимир Маяковский -2 часа + 2 часа развития речи
- А.Фадеев - 1 час
- Е.Замятин – 2 часа
- Андрей Платонович Платонов -2 часа + 1 час Р.Р.
- Михаил Афанасьевич Булгаков -5 часов + 2 часа развития речи
- Алексей Толстой - 5 часов
- Анна Ахматова - 5 часов
- Николай Алексеевич Заболоцкий -2 часа -
- Михаил Александрович Шолохов - 7 часов + 2 часа развития речи
- Современная проза о Великой Отечественной войне -6 часов
- Александр Трифонович Твардовский -2 часа + 2 часа развития речи + 1 час Вн.чт.
- Борис Пастернак - 2 часа
- Александр Исаевич Солженицын - 4 часа + 2 часа развития речи
- Новые темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» - 5 часов
- Литература последних десятилетий- 10 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...