Литературная гостиная.
план-конспект урока по литературе по теме
Разработка мероприятия "Литературная гостиная" в корекционной школе - интернат 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературная гостиная | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сизова Т.Г.
г. Борзя, Забайкальский край.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ.
Мне не спится, нет огня,
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздаётся близ меня.
Парки, бабье лепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Ведущий: Просто и ясно: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Прост и ясен язык Пушкина, но вот уже всё новые и новые поколения людей говорят, читая Пушкина: «Я понять тебя хочу». Некоторым целой жизни не хватает, чтоб понять эту ясность и простоту. Так пусть будет счастлив тот, кому Пушкин станет другом. Приглашаем вас в нашу литературную гостиную!
Начинается парад костюмов героев произведений А.С. Пушкина. Гости – зрители угадывают героев по костюмам и отрывкам из сказок.
Здравствуй, красная девица, (Царь Салтан)
будь царица
и роди богатыря мне
к исходу сентября.
Свет мой, зеркальце, скажи, (Царица-мачеха)
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
- Воротись, поклонись рыбке: (Старик и старуха)
Не хочу быть столбовою дворянкой,
Хочу быть вольною царицей!
-Что ты, баба белены объелась?
Ни ступить; ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство!
Кому нужен работник – (Балда)
повар, конюх и плотник?!
В год по три щелка Вам по лбу,
Есть же мне варёную полбу!
Здравствуй, князь ты мой прекрасный (Царевна Лебедь)
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Ки-ри-ку-ку! (Золотой Петушок)
Царствуй, лёжа на боку!
Ведущий: В гостиную приглашаются герои других произведений А.С. Пушкина! Кто это, и из какого произведения?
Сцена из повести «Дубровский» (разговор Маши и Дубровского)
Дубровский: Я всё знаю. Вспомните ваше обещание.
Маша: Вы предлагаете мне своё покровительство, но не сердитесь – оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помочь?
Дубровский: Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.
Маша: Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите – я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…
Дубровский: Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
Маша: Ещё есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит.
Дубровский: Не надейтесь по-пустому – в этих слезах увидит он только обыкновенную боязливость и отвращение, общее всем молодым девушкам, когда идут они замуж не по страсти, а из благоразумного расчёта; что, если возьмёт он себе в голову сделать счастие ваше вопреки вас самих; если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа?..
Маша: Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною – я буду вашей женою.
(Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем…)
Дубровский: Соберитесь всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам, представьте ему весь ужас будущего, вашу молодость, увядающую близ хилого и развратного старика, решитесь на жестокое объяснение. Скажите, что если он останется неумолим, то … то вы найдёте ужасную защиту … скажите, что богатство не доставит вам ни одной минуты счастия; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки на одно мгновение; не отставайте от него, не пугайтесь ни его гнева, ни угроз, пока останется хоть тень надежды, ради бога, не отставайте. Если ж не будет уже другого средства…
(Маша плачет)
Дубровский: Бедная, бедная моя участь. О, как должен я ненавидеть того – но чувствую, теперь в сердце моём нет места ненависти.
(Он тихо обнял её и привлёк к своему сердцу)
Дубровский: Если решитесь прибегнуть ко мне, то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба, я буду знать, что делать.
Сцена из романа «Евгений Онегин» (Таня, няня, автор)
Автор: …Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит.
Татьяна: Не спится няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Няня: Что, Таня, что с тобой?
Татьяна: Мне скучно,
Поговорим о старине.
Няня: О чём же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла.
Татьяна: Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?
Няня: И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.
Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?
Няня: Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели,
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую…
Да ты не слушаешь меня…
Татьяна: Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..
Няня: Дитя мое, ты не здорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси…
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь…
Татьяна: Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена
Няня: Дитя моё, Господь с тобою!
(няня крестит девушку)
Татьяна: Я влюблена.
Няня: Сердечный друг, ты не здорова.
Татьяна: Оставь меня: я влюблена.
Автор: И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слёз, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке;
И всё дремало в тишине
При вдохновительной луне.
И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
Ведущий: Цыгане шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
(Входит группа цыган, исполняется цыганский танец)
Ведущий: А теперь проводится викторина «Знаешь ли ты Пушкина?»
- 1798г., 1799., 1800г. В каком году родился А.С. Пушкин?
- Надежда Осиповна жена
Мария Алексеевна мать
Наталья Николаевна бабушка
Кто есть кто?
- Назвать населённые пункты, связанные с жизнью А.С. Пушкина.
- В каком году состоялась дуэль Пушкина, в которой он был смертельно ранен: 1835г., 1835г., 1837г.?
- Решить кроссворд.
По горизонтали:
- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина?
- Злой, сварливый, жадный персонаж сказки.
- Исполнитель песни «Во саду ли в огороде».
- Место встречи попа с Балдой.
- Плод, ставший причиной смерти молодой царевны.
По вертикали:
- Кличка собаки из сказки «О мёртвой царевне…»
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики.
- Как звали няню А.С. Пушкина?
- Имя жениха молодой царевны в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях».
1Б | 6А | Л | Д | А | ||||||
2С | Т | А | Р | У | Х | А | ||||
О | И | |||||||||
3Б | 7Е | Л | К | А | Н | |||||
Л | О | 4Б | А | З | А | Р | ||||
И | Л | У | ||||||||
С | К | 5Я | Б | Л | О | К | О | |||
Е | О | Н | ||||||||
Й |
Ведущий: А сейчас мы предлагаем четырём участникам найти диалоги героев произведений А.С. Пушкина и прочитать их по ролям. (первый и второй участники – 1,2,3,4,5,6,7,8; третий и четвёртый участник – А,В,С,Д,Е)
- ––Папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою.
- –Это что значит? До сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда всё решено, ты задумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться, этим со мной ничего не выиграешь.
- -Не губите меня, за что гоните меня от себя прочь и отдаёте человеку нелюбимому? Разве я вам надоела? Я хочу остаться с вами по-прежнему. Папенька, вам без меня будет грустно, ещё грустнее, когда подумаете, что я несчастлива, папенька, не принуждайте меня. я не хочу идти замуж…
- Всё это вздор, слышишь ли. Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слёзы тебе не помогут, после завтра будет твоя свадьба.
- Послезавтра! Боже мой! Нет, нет, невозможно, этому не быть. Папенька, послушайте. если уже вы решились погубить меня, то я найду защитника, о котором вы и не думаете, вы увидите, вы ужаснётесь, до чего меня вы довели.
- Что? Что? Мне угрозы? Дерзкая девчонка! Да знаешь ли ты, что я с тобою сделаю то, что ты и не воображаешь. Ты смеешь меня стращать защитником. Посмотрим, кто будет этот защитник.
- -Владимир Дубровский!
- –Добро. Жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате, ты из неё не выйдешь до самой свадьбы.
- -Что с вами сделалось? Как вы бледны!
- – Всё кончено!
- -Видно мне не судьба. Родные ваши не хотят меня в свою семью. Будь во всём воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Пётр Андреевич; будьте хоть вы счастливы.
- - Этому не бывать! Ты меня любишь, я готов на всё. Пойдём, кинемся в ноги твоим родителям, они люди простые, не жестокосердные гордецы… Они нас благословят, мы обвенчаемся… а там, со временем, я уверен, мы умолим отца моего, матушка будет за нас, она меня простит…
- Нет, Пётр Андреевич, не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич; а я за вас обоих…
Ведущий: Подошёл черёд конкурса чтецов стихотворений Пушкина.
Ведущий: Имя А.С. Пушкина известно далеко за пределами нашей Родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства, дома и в школе знакомимся с Пушкиным, читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. А.Т. Твардовский писал о Пушкине: «Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».
Вот и подошёл к концу наш вечер, пора подводить итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"
Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...
Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"
Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...