Урок-суд «Поведение главного героя – это его вина или беда?" ( По повести А.И. Куприна «Олеся»)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Ролевая игра на уроках литературы используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.
Урок-суд - это традиционная форма обобщающего урока литературы в 9-11 классах: суд над Печориным, Чичиковым, Иудушкой Головлевым, Родионом Раскольниковым. Интересно будет провести суд и над главным героем повести "Олеся". Такая форма урока поддерживает интерес к литературе, способствует формированию активной жизненной позиции, воспитывает гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-суд
«Поведение главного героя – это его вина или беда? ( По повести А.И. Куприна «Олеся»)».
Ролевая игра на уроках литературы используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления ранее изученного материала, развития творческих способностей и воспитания адаптивной личности.
Урок-суд – это традиционная форма обобщающего урока литературы в 9 – 11 классах: суд над Печориным, Чичиковым, Иудушкой Головлёвым, Родионом Раскольниковым. Учащиеся имеют представление о процессуальной стороне судебного дела, опыт ответственности гражданина России перед законом.
Задолго до урока начинается подготовка: распределение ролей, изучение иллюстративного материала к произведению (войти в роль), перечитывание отдельных страниц произведения, написание выступлений, сбор реквизита (трибуна, книга закона, разработанная специально к уроку, судейский молоток).
Такая форма урока поддерживает живой интерес к литературе, способствует формированию активной жизненной позиции, воспитывает гражданина.
Цель: сделать окончательный вывод о герое произведения А.И. Куприна «Олеся» и попытаться разобраться в его поступках.
Задачи урока:
Образовательные:
-закрепление навыков анализа художественного произведения;
-развитие навыков самостоятельной работы с критической литературой по отбору материала для устного выступления;
-формирование навыков публичного выступления.
Воспитательные:
- формирование умения с нравственных позиций оценивать поступки героев художественных произведений;
- воспитание чувства гражданской ответственности перед законом.
Развивающие:
-развитие логического и творческого мышления, связной речи;
-формирование познавательной деятельности;
-развитие мотивации учебной деятельности.
Оборудование:
- Портрет писателя
- Видеофрагмент с исполнением песни «Олеся»
- Видеофрагменты из фильма
- выставка книг писателя
- мультимедийная презентация
Класс: 11
Сценарий урока:
Действующие лица:
- судья
- обвинитель
- защитник
- Главный герой Иван Тимофеевич
- Олеся
- Секретарь
- Свидетели Мануйлиха, Ярмола
- Присяжные заседатели:
- Зрители в зале и читатели ХХI века
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма урока: урок – суд
Ход урока
Учитель: Сегодня мы снова говорим о творчестве А. И. Куприна. Мы заканчиваем знакомство с его повестью «Олеся». Цель сегодняшнего урока: сделать окончательный вывод о герое произведения А.И. Куприна «Олеся» и попытаться разобраться в его поступках. Урок будет необычным. Мы построим его в виде судебного заседания. Каждый из учеников во время нашего урока побывает на месте кого-либо из героев повести или выступит в роли свидетелей. Себе я отвожу роль постороннего наблюдателя, оставляя за собой право задавать вопросы, делать выводы, то есть вести коррективы в заседание суда. Как это у нас получится, будем судить в конце урока.
Вступлением нам послужит песня «Олеся» ансамбля «Сябры», которая создаст, надеюсь, особое настроение для нашего разговора. Видеофрагмент №1 (5 мин. 24 сек.)
-Как вы думаете, чье дело мы сегодня будем рассматривать?
-А в чем же можно обвинять главного героя?
-Все согласны с таким обвинением?
Итак, слушается дело господина Ивана Тимофеевича. Главного героя повести Куприна «Олеся». Мы должны ответить на вопрос: «Поведение главного героя – это его вина или беда?»
Секретарь: Всем встать! Суд идёт!
Судья: Слушается дело по обвинению Ивана Тимофеевича, главного героя повести Куприна «Олеся», в умышленных действиях, которые привели к изгнанию двух женщин, Олеси и ее бабушки Мануйлихи, с давно нажитого места жительства. Также Иван Тимофеевич обвиняется в причинении телесных повреждений Олесе, повлекших тяжкий вред здоровью, и в причинении душевных переживаний.
Судья: Слово обвинителю.
Обвинитель: Завязка этой истории началась зимой, когда Иван Тимофеевич якобы случайно набрел на избушку двух одиноких женщин и разрушил их мирное и спокойное существование. С этого события начались посещения Ивана Тимофеевича двух женщин, вернее будет сказано, Олеси, т.к. она больше всего интересовала молодого человека. У молодых людей началось общение, которое перешло в любовь. Олеся без памяти влюбилась в героя и, несмотря на увещевания своей бабушки, продолжала отношения. Иван Тимофеевич пользовался расположением девушки, влиял на ее мировоззрение и натолкнул несчастную на то, чтобы она пошла в церковь. Олеся была не набожна. В результате этого посещения Олеся сильно пострадала, т.к. ее избили жители деревни. Жители деревни после этого случая не могли относиться с доверием к двум женщинам, т.к. Олеся пригрозила им новой бедой. На следующий день был сильный град, который уничтожил весь хлеб крестьян. Больше оставаться в этих лесах Олеся и бабушка не могли. Крестьяне грозили им расправой. Поэтому бедным женщинам пришлось уехать.
Таким образом, Иван Тимофеевич обвиняется 1) в умышленных действиях, которые привели к изгнанию двух женщин, Олеси и ее бабушки Мануйлихи, с давно нажитого места жительства. 2) Также Иван Тимофеевич обвиняется в причинении телесных повреждений Олесе, повлекших тяжкий вред здоровью. 3) Иван Тимофеевич обвиняется не только в причинении физических страданий, но и душевных. Он влюбил в себя молодую неопытную девушку, дал ей надежду, а потом оставил ее.
Судья: Подсудимый, вам понятно, в чем вас обвиняют? Признаете ли вы себя виновным?
Подсудимый: Да. Нет. Не признаю.
Судья: Слово предоставляется защите. Господин защитник, допросите вашего подопечного.
Защитник: Спасибо, ваша честь. Иван Тимофеевич, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Олесей.
Главный герой: Недавно судьба меня забросила на целых шесть месяцев в глухую деревню Волынской губернии, на окраину Полесья, где охота была единственным моим занятием и удовольствием. Однажды утром зимой мой слуга Ярмола позвал меня на охоту за зайцами, я согласился. Во время охоты я заблудился и набрел на небольшую избушку. Я подумал, что там живет лесник, и решил узнать у него дорогу. В избушке меня встретила неприветливая старушка, которая и разговаривать со мной не хотела. Но, к счастью, прибежала молодая девушка. Она-то и помогла мне выбраться из леса. Девушка, она и есть Олеся, мне очень понравилась. «Не одна красота Олеси меня в ней очаровала, но также и ее цельная, самобытная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины». И я стал навещать ее. Олеся тоже отвечала мне взаимностью. Мы любили друг друга. Известно, когда любят, никогда плохого любимому не пожелают. Тем более о причинении вреда здоровью не может быть и речи. Я просто не думал, к чему все может привести.
Защитник: Расскажите, почему Олеся решилась пойти в церковь?
Главный герой: Однажды Олеся спросила, был бы я доволен, если бы она пошла в церковь. Я честно ответил, что, пожалуй, мне это было бы приятно, потому что, по моему убеждению, «женщина должна быть набожна без рассуждений». Но потом я пожалел о том, что сказал, потому что «вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня». Но я не побежал за Олесей, вовремя не остановил ее, и в этом я, наверное, виновен.
Защитник: Так вы уговаривали Олесю пойти в церковь?
Главный герой: Нет, я не уговаривал. Тем более, если бы знал заранее, я бы ее никуда не пустил, наоборот, уговаривал бы ее не пойти туда.
Защитник: Присутствовали ли вы во время избиения Олеси лично?
Главный герой: Нет, не присутствовал.
Защитник: А где вы были?
Главный герой: «Мне в этот день необходимо было съездить по служебным делам в соседнее местечко, и я отправился туда в часов 8 утра». Когда я после обеда возвращался домой, Ярмола мне сообщил, что сидит у меня приказчик. От этого приказчика я все и узнал. Потом что есть духу помчался в лес к избушке на курьих ножках. Там я увидел Олесю, всю страшно избитую.
Защитник: Включите, пожалуйста, видеофрагмент №2 (Олеся в церкви) (5 мин. 17 сек.)
Вы сами увидели, что моего подзащитного там не было, потому я считаю: он не виновен.
Защитник: Как вы думаете, почему Олеся покинула этот лес?
Главный герой: Я думаю, решение Олеси было верное. Девушка погрозилась жителям деревни, что они это вспомнят, что они наплачутся досыта. И в тот же день был град, который уничтожил хлеб крестьян. И все они подумали, что Олеся наслала на них новую беду. Поэтому девушке несдобровать, если она здесь останется, живой ее суеверные крестьяне не отпустили бы.
Защитник: Хотели ли вы намеренно причинить Олесе какие-то мучения, будь то физические или нравственные.
Главный герой: Упаси боже. Я желал ей только добра. Я любил ее. Хотел быть с ней всегда. Но судьба нас разлучила.
Защитник: У меня нет больше вопросов. Здесь все ясно. Ясно, что подзащитный мой не виновен.
Судья: Слово предоставляется обвинению.
Обвинитель: Признаете ли вы, что с умыслом искали встреч с Олесей.
Главный герой: Нет, не с умыслом. У меня не было никакого умысла.
Обвинитель: Искали ли вы встреч с этими женщинами? И какой у вас был интерес?
Главный герой: Говорил же, я не искал с ними встреч. А случайно во время охоты набрел на их избушку.
Обвинитель: Не от скуки ли вы захотели с ними познакомиться? Ведь в книге сказано: «От скуки я сделал попытку познакомиться с местной интеллигенцией… потом пробовал заняться лечением перебродских крестьян…» И от скуки мысль, что ведьма живет в каких-нибудь десяти верстах, сразу заинтересовала и взволновала вас. (с 13)
Главный герой: Да, я скучал. Конечно, мне было любопытно познакомиться с настоящей ведьмой.
Обвинитель: Приглашали ли вас в гости к себе эти женщины?
Главный герой: нет. Не приглашали.
Обвинитель: Тогда зачем вы к ним ходили?
Главный герой: Сначала мне было любопытно, а потом я привязался к Олесе, и наконец, просто влюбился, поэтому не мог не ходить.
Обвинитель: Любили ли вы ее по-настоящему? Может, вы просто развлекались от скуки?
Главный герой: Я любил так, как не любил никогда.
Обвинитель А что значит любить для вас?
Главный герой: Любить – значит искать встреч, желать быть вместе, заботиться о любимом человеке.
Обвинитель: А как вы заботились об Олесе?
Главный герой: Я приносил им гостинцы: чай, сахар и др. А когда урядник собрался их выгнать, я за них заступился, мне пришлось уряднику отдать даже мое любимое ружье.
Обвинитель И вы думаете, что этого достаточно? А как вы представляли будущее ваше с Олесей?
Главный герой: О будущем я не думал. Я был счастлив сегодняшним днем.
Обвинитель: Собирались ли вы жениться на Олесе?
Главный герой: Эта мысль появилась у меня в голове, да, я готов был жениться на Олесе.
Обвинитель: Так почему же вы не женились?
Главный герой: Я собирался это делать, тем более моя работа здесь закончилась. И я вынужден был уехать. Но обстоятельства мне помешали.
Обвинитель: Вы решительно хотели жениться?
Главный герой: Да. Решительно.
Обвинитель: Тогда как вы объясните такие ваши слова: «Одно лишь обстоятельство пугало меня: я не смел даже вообразить себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев… Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… не буду же я несчастнее других, в самом деле?»
Главный герой: Сомнения у меня, конечно же, были. Но «решение жениться с каждым днем крепло в моей душе, и под конец я уже перестал видеть в нем дерзкий вызов обществу»
Обвинитель: Тогда вспомните эпизод. Вы собирались сказать Олесе об отъезде и женитьбе и принимались считать в уме, но когда доходили до 27, то чувствовали, что решимость еще не созрела в вас.
Главный герой: Да, я признаю, что человек я не совсем решительный.
Обвинитель: А как вы думаете, Олеся готова выйти за вас замуж?
Главный герой: Когда я ей сделал предложение, Олеся ответила, что это невозможно.
Обвинитель: Почему невозможно?
Главный герой: Она говорила, что я стыда не оберусь из-за нее: она читать не умеет, и куда ступить не знает. Потом говорила, что она незаконная, что у нее никогда не было отца. А еще она не хотела связывать меня по рукам и ногам на всю жизнь. И наконец, у нее бабушка, которую не с кем оставить.
Обвинитель: О себе или о любимом человеке больше всего думала Олеся?
Главный герой: Обо мне.
Обвинитель: А вы о ком и о чем думали? Ведь отношения развивались по вашей инициативе? Думали вы о последствиях?
Главный герой: Наверное, не думал.
Обвинитель: А должны были думать?
Защитник: Я протестую, обвинитель оказывает давление на моего подзащитного.
Судья: Протест принимается.
Судья: Вызывается потерпевшая Олеся. Прокурор, прошу вас, допрашивайте.
Обвинитель: Считаете ли вы, Олеся, что подсудимый виновен во всех испытаниях, которые выпали на вашу долю?
Олеся: Нет, я не считаю.
Обвинитель: Олеся по доброте душе не может никого ни в чем обвинить, тем более живет она в глухом лесу и все законы человеческой жизни, законы нравственные ей не знакомы. Расскажите, как вы познакомились с Иваном Тимофеевичем.
Олеся: Познакомились мы зимой, Иван Тимофеевич случайно набрел на нашу хату, и я помог ему выбраться из леса.
Обвинитель: Приглашали ли вы его к себе в гости?
Олеся: Нет. Никогда, он сам приходил.
Обвинитель Так можно сказать, что он вам навязывался?
Олеся: Я бы не сказала навязывался, но настойчиво предлагал свою дружбу.
Обвинитель: Почему вы не хотели с ним общаться?
Олеся: Мы не только с ним, мы вообще ни с кем не хотели иметь никакие отношения. Люди всегда нам приносят только огорчения.
Обвинитель: Вы имеете в виду Ивана Тимофеевича?
Олеся: Нет, не его, а вот, например прошлый раз нас выгнали из деревни злые люди. Они посчитали, что моя бабушка виновата в смерти ребенка одной молодки. И выгнали ее. А еще приедет урядник – тащит, приедет становой – тащит. Да еще надругаются над бабушкой, мол, ведьма, чертовка, каторжница.
Обвинитель: А Иван Тимофеевич приносил вам какие-то огорчения?
Олеся: Нет… Он любил меня. И я его любила. У меня нет зла на него. Думаю, и он тоже не обижен на меня.
Обвинитель: Ну мы еще посмотрим, кто на кого должен обижаться. Ответь-ка, Олеся на такой вопрос: как ты решилась пойти в церковь?
Олеся: В церковь я решилась пойти сама. Я знала, как Иван относится к церкви. Я знала, что ему нравятся девушки набожные, а я никогда в церковь не ходила, я вообще не верю в бога и считаю, что это суеверия. В нашей семье все не крещеные. Я хотела сделать приятное Ивану Тимофеевичу, чтобы он обрадовался тому, что тоже могу быть набожной и верующей. Но я не думала, что люди так могут поступить с другими людьми, мне это в голову даже не приходило.
Обвинитель: Как ты думаешь, почему они так поступили с тобой?
Олеся: Люди считают меня ведьмой, и они хотели, наверное, чтобы ведьма не смела посещать церковь.
Обвинитель: Вот вы сказали, что Иван Тимофеевич вас любил, а ведь вы сами признавались, что любить он не может.
Олеся: Я не помню.
Обвинитель: Тогда мы вам напомним. Включите, пожалуйста, видеофрагмент№3 (Гадание Олеси) ( 1 минута).
Обвинитель: Принесла ли тебе радость эта любовь? Или только огорчения?
Олеся: Да, я была счастлива несколько месяцев…
Обвинитель А потом?
Олеся: Потом мы расстались…
Обвинитель: Хотели ли вы быть вместе с любимым человеком?
Олеся: Конечно, да. Но, увы, это невозможно…
Обвинитель: Почему это невозможно?
Олеся: Как вы это себе представляете? Я жена Ивана Тимофеевича, человека образованного и умного, ничего не умею и не знаю. Я не знаю, как вести себя с людьми, я даже неграмотна. Как люди ко мне отнесутся? Примут они меня такою? Я думаю, нет.
« Неужели у меня хватило бы духу связать его по рукам и ногам? Ну, а если ему потом другая понравится? Ведь он меня возненавидит, проклянет тот день и час. Когда я согласилась пойти за него. Я только о счастье любимого думаю».
Обвинитель: Так знал ли Иван Тимофеевич заранее ( а вы сказали, что он умный и образованный человек), что быть вы вместе не могли?
Олеся: Я не знаю, знал ли он, во всяком случае, я знала, что вместе мы не можем быть.
Обвинитель: Я думаю, он знал, и намеренно завлекал молодую девушку, пользовался ее неопытностью и доверчивостью.
Обвинитель: А откуда вы знали, что вместе быть не можете?
Олеся: Я бросала карты на него и все увидела.
Обвинитель: Что же вы там увидели, милая Олеся?
Олеся: Вышло у меня, что человек он добрый, но только слабый. Доброта его не хорошая, не сердечная. Слову своему не господин. Сердце у него холодное и ленивое, а тем, кто его будет любить, принесет много горя. Никогда не женится, так холостым и умрет.
Обвинитель: Если вы все знали, почему же вы продолжили отношения?
Олеся: Я не могла поступить иначе. Это моя судьба.
Обвинитель: У меня нет больше вопросов.
Судья: Садитесь, слово предоставляется защитнику, спрашивайте.
Защитник: Любили ли вы, Олеся, Ивана Тимофеевича?
Олеся: Да, любила.
Защитник: Были вы счастливы хоть короткое время?
Олеся: Я была счастлива все лето.
Защитник: Считаете ли вы его виновным в ваших испытаниях.
Олеся: Нет, не считаю.
Защитник: Так в чем же он виновен?
Олеся: Я думаю, он ни в чем не виновен.
Обвинитель: Ваша честь, можно мне задать вопрос.
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Как же он ни в чем не виновен, когда вы сами признавались, что при гадании увидели вот что. Цитирую: «Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит…» с 29. Я думаю, это о вас?
Олеся: Да, конечно же. Но вышло так, что не он это сделал, не нарочно, значит.
Обвинитель: У меня нет больше вопросов.
Судья: Вызываются свидетели обвинения. Свидетель Мануйлиха. Спрашивайте, обвинитель.
Обвинитель: Скажите, пожалуйста, кем вы приходитесь Олесе?
Мануйлиха: Олесе я прихожусь бабушкой, но с малых лет я ей заменяла и отца и мать.
Обвинитель: Какие у вас были отношения с ней?
Мануйлиха: Какие отношения? Обычные. Какие отношения могут быть в семье. Олеся мне ближе родной дочери.
Обвинитель: Знали вы Ивана Тимофеевича?
Мануйлиха: Как же, знала!
Обвинитель: Каким человеком он вам показался?
Мануйлиха: Человек он обыкновенный, без сердца, без души, теперь все такие, думает только о себе.
Обвинитель: Почему он к вам приходил?
Мануйлиха: Известное дело, Олеся моя его заинтересовала.
Обвинитель: Вы были против этих отношений?
Мануйлиха: Да, против. Я знала, чем это закончится. Но никак защитить свою девочку не смогла. Она у меня уже взрослая. Сама принимает решения.
Обвинитель: Причинял ли Иван Тимофеевич страдания вашей девочке?
Мануйлиха: Да, причинял.
Обвинитель: Какие?
Мануйлиха: Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он думает только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил.
Обвинитель: У меня все.
Судья: Защита, у вас есть вопросы?
Защитник: Да, ваша честь. Как вы думаете, любила Олеся Ивана Тимофеевича?
Мануйлиха: Да, любила всем сердцем, всей душой. Все делала, чтобы Ивану Тимофеевичу было с ней хорошо, чтобы он ни о чем не беспокоился. Я видела, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасала его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем. Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.
Защитник: Любил ли Иван Тимофеевич Олесю?
Мануйлиха( чуть подумав): Любил, но его любовь какая-то эгоистичная, потребительская, не дающая взамен ничего.
Защитник: Были они счастливы? Хорошо им было вместе?
Мануйлиха: Были счастливы ненадолго, хорошо им вместе, но будущего у них нет.
Защитник: Виноват ли герой, что у них нет будущего?
Мануйлиха: В общем-то не виноват.
Защитник: Кто же виноват?
Мануйлиха: Предрассудки общества, деревенские чиновники, суеверия темных крестьян, но в то же самое время и нерешительность, слабохарактерность главного героя.
Защитник: У меня нет больше вопросов.
Судья: Вызывается свидетель Ярмола. Допрашивайте обвинитель.
Обвинитель: Кем вы являетесь господину Ивану Тимофеевичу?
Ярмола: Я-то, слугой я прихожусь, служу ему, значит.
Обвинитель: Знали вы о взаимоотношениях вашего господина с Мануйлихой и ее внучкой Олесей.
Ярмола: С ведьмакой…как же…знал…
Обвинитель: Что вы об этом думаете?
Ярмола: Известное дело…господа…у них свои причуды…
Обвинитель: Часто ли он посещал этих женщин?
Ярмола: В последнее время… паныч часто пропадал там…
Обвинитель: Что вам известно об их взаимоотношениях?
Ярмола: Чего-чего?
Обвинитель: Видели вы их вместе?
Ярмола: Я? Чтобы я пошел до ведьмичного кубла? Да пусть меня бог боронит. И никому не советую…
Обвинитель: Чего же вы их так боитесь? Сделали вам они чего?
Ярмола: Мне-то…ничего…но «вреда от них было много: ссорилась со всеми, зелье под хаты подливала, закрутки вязала в жите… Один раз просила она у нашей молодицы злот. Та ей говорит: «Нет у меня злота, отстань».- «Ну, добре, говорит, будешь ты помнить, как мне злотого не дала…» И что же вы думаете панычу: с тех самых пор стало у молодицы дитя болеть. Болело, болело, да и совсем умерло. Вот тогда хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…»
Обвинитель: Видели вы лично, чтобы они что-то подсыпали, колдовали?
Ярмола: Я-то к ним ни-ни…ни за что ни ногой… вон панычи любят туда ходить. У них и спросите.
Обвинитель: У меня нет больше вопросов.
Судья: Слово предоставляется читателям ХХI века. Выскажите, пожалуйста, свое мнение по сегодняшней проблеме «Поведение главного героя – это его вина или беда?»
Читатель №1 Несмотря на сословные различия, герои полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически,
А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: "Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв...". Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: "Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:' я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса".
Читатель№2
Я считаю, что любовь Олеси и Ивана Тимофеевича - трагедия, как и судьба самой Олеси, Олеся резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины.
Виновен ли главный герой? Я думаю, нет, но на этот вопрос нет однозначного ответа. И каждый понимает произведение по-своему.
Читатель 3
Я думаю, нельзя осуждать главного героя. Он сам жертва условностей, общественного порядка, цивилизации. Я предлагаю его оправдать.
Судья: Переходим к судебным прениям. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Итак, мы прослушали судебное дело по обвинению Ивана Тимофеевича
1)в умышленных действиях, которые привели к изгнанию двух женщин, Олеси и ее бабушки Мануйлихи, с давно нажитого места жительства. 2) Также Иван Тимофеевич обвиняется в причинении телесных повреждений Олесе, повлекших тяжкий вред здоровью. 3) Иван Тимофеевич обвиняется не только в причинении физических страданий, но и душевных. Виновен ли главный герой? Обвинение считает, да, виновен.
Кто же должен отвечать, если не он, за все страдания, которые пришлось пережить Олесе? Почему он заранее не подумал о судьбе молодой девушки? Почему из-за скуки он хотел поразвлечься и вторгся в судьбу бедных женщин? Какое он имел на это право?
Нет, Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни предательства. Он хочет связать свою судьбу с Олесей. Но при этом герой проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают девушку на позор и гонение. Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю в деревне считают колдуньей, а следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни.
Таким образом, считаю, что Иван Тимофеевич виновен во всех обвинениях и заслуживает самого серьезного наказания: презрения и неуважения современников, осуждения потомков и заключения этого образа в рамки образа любовника-неудачника, любовника-эгоиста, нерешительного и бесчувственного героя. Пусть молодые люди ХХI века не совершат подобных ошибок.
Защитник: Итак, мы прослушали необычное трудное дело. Виновен ли мой подзащитный? Я думаю, нет, не виновен. В чем же он виновен? В умышленных действиях? Но мы с вами убедились, что умысла у моего подзащитного не было. Он живет сегодняшним днем, не умеет планировать будущее. В этом он виновен. Но никогда никому он зла не желал, а тем более бедным женщинам. Наоборот, мы убедились, что старался им помочь. Готов был жениться. И уж тем более не уговаривал Олесю пойти в церковь. Но кто же виновен в том, что случилось с Олесей у церкви? Виновны суеверные перебродские крестьяне, черствые, ограниченные, изуродованные веками рабства и насилия.
А кто же виноват, что герои не могли быть вместе? Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич— образованный человек, писатель, приехавший в Полесье "наблюдать нравы", а Олеся — "ведьмака", необразованная девушка, выросшая в лесу. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини повести.
А что мог предложить Иван Тимофеевич своей возлюбленной? Большой город, где высокие дома. «И сверху донизу набиты людьми. Живут эти люди в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой. Так что всем и воздуху-то не хватает. А другие внизу живут, под самой землей, в сырости и в холоде; случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят?» Поменяла бы Олеся свой лес на такой город? Конечно же, нет. Поэтому она решилась уйти.
«Единственное зло в нашей жизни – это вина, а вины не бывает там, где случившееся не зависит от человека». (Марк Цицерон) Поэтому я считаю, что главный герой ни в чем не виновен, а виноваты окружающие люди, обстоятельства и, наконец, эпоха, в которой живут герои повести.
Обвинитель: Позвольте, позвольте… По вашему получается, что люди вообще не отвечают за свои поступки. Во всех наших грехах виновато общество или время. Таким образом можно оправдать любые проступки людей. «Наши поступки могут вознести нас до небес и швырнуть в глубочайшую пропасть. Мы – дети наших деяний» (В. Гюго) Человек должен оставаться Человеком в любое время, при любых обстоятельствах, в любой ситуации. Есть общечеловеческие качества, которые не зависят от времени и эпохи, ценятся в любое время. Это и порядочность, и честность, и ответственность, и решительность, и отсутствие эгоизма. Вот эти качества я не увидел в главном герое, поэтому могу сказать, что он виновен.
Судья: Последнее слово – подсудимому.
Главный герой: Все, что нужно, я уже сказал. Все-таки виновным я себя не признаю.
Судья: Судебное заседание закрыто, слово предоставляется присяжным для вынесения приговора.
Присяжные:
Виновен ли господин Иван Тимофеевич
- в умышленных действиях, которые привели к изгнанию двух женщин, Олеси и ее бабушки Мануйлихи, с давно нажитого места жительства?
В умышленных действиях не виновен. Умысла в его действиях не было, поэтому и состава преступления нет.
Виновен ли
- Иван Тимофеевич в причинении телесных повреждений Олесе, повлекших тяжкий вред здоровью?
Не виновен.
Виновен ли
3) Иван Тимофеевич в причинении душевных страданий?
Да, виновен.
Учитель: А. И. Куприн – чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель, певец возвышенной любви. Протестуя против пошлостей и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительный по красоте и силе пример идеальной любви.
-Как вы думаете, ребята, в современной жизни могла произойти такая история? (Да, могла, хотя у нас нет социального различия и многих других проблем, которые существовали в 19 века. Но все равно могла произойти.)
-Только ли сословное различие помешало героям быть вместе? (Конечно, нет. В этом сыграли роль и нерешительность, слабохарактерность главного героя, отсутствие у него твердости духа.)
-От каких ошибок хотел предостеречь нас Куприн?
(В том, что любовь не состоялась, виновато не только социальное неравенство героев, основную причину прозорливо подмечает сама Олеся, говоря, что паныч Иван Тимофеевич – «человек, хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша нехорошая, не сердечная». Любовь, по мнению писателя, не может следовать логическим доводам разума, нормам и правилам, выработанным в мире бездушной цивилизации, она должна повиноваться едва уловимым движениям души, голосу сердца, тайным и необъяснимым предчувствиям.)
-Какова же основная мысль повести? Что хотел сказать А.И. Куприн?
По мнению Куприна, только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.
-Итак, какое наказание мы можем вынести главному герою? Я думаю, не стоит этого делать, потому что он уже наказан. Иван Тимофеевич не умеет любить. Величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди умирают, а в том, что они перестают любить. Олеся предсказала Ивану Тимофеевичу не совсем счастливую судьбу и одиночество. Значит, он итак наказан судьбой.
На этом судебное заседание закрыто. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая тайна любви ( по повести А.И. Куприна "Олеся")
Это презентация к уроку, а полный конспект урока был издан Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в сборнике "Методическое обеспечение учебного проц...
Урок литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Урок в 11 классе по повести А.И.Киприна "Олеся" Учащиеся познакомятся со своеобразием романтического мироощущения в повести, проведут параллель между повестью "Олеся" и "гранатовый браслет"...
Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"
Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний....
Тест по повести А.И.Куприна "Олеся"
Тест направлен на выявление качества имеющихся знаний...
Рабочие материалы к анализу повестей А.И.Куприна "Олеся","Гранатовый браслет"
Вопросы к анализу повестей...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Очень важно научить учащихся не просто «грамотно» прочитывать произведение, но и проводить самостоятельное его исследование, обращаясь к проблемным вопросам, которые автор поднимает в своё...
Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся"
Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся" в 11-ом классе...