Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок развития речи в 9 классе.
Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.
Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра;
б) эпистолярный жанр в литературе, его значение;
в) познакомить с новым видом сочинения в форме письма.
Оборудование: таблица «Стилистические особенности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_9_klasse.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9 классе.
Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.
Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра;
б) эпистолярный жанр в литературе, его значение;
в) познакомить с новым видом сочинения в форме письма.
Оборудование: таблица «Стилистические особенности».
Ход урока:
1. Учитель: - Сегодня мы с вами проведем очередной урок развития речи на тему «Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма». Еще учась в начальных классах вы пытались писать сочинения или творческие работы, и конечно же эти работы имели самые простейшие задания, расчитывающие на ваш уровень. В старших классах вы все более и более совершенствовали свой опыт и вот уже к 9 классу вы располагаете знаниями о многих видах сочинений, умеете отличить их друг от друга. Давайте сейчас вспомним, какие виды сочинений вам известны? Назовите их. (сочинения – описания, сочинения – рассуждения, сочинения – рецензии).
2. Характеристика некоторых видов сочинений (сообщения).
- Давайте вспомним и охарактеризуем некоторые виды сочинений
- сочинение-описание,
- сочинение-рассуждение,
- сочинение-рецензия.
3. Знакомство с эпистолярным произведением.
- В литературе существует такое понятие, как эпистолярный жанр, эпистолярное произведение. Может быть, вы мне скажите, что такое эпистолярное произведение? Эпистолярное произведение – литературный жанр, выполненный в форме письма. Истоки эпистолярного произведения уходят в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей. В дальнейшем, в литературе 18-19 в. эпистолярные произведения становятся самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов. Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже М. Цветаева, А. Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру.
4. Значение эпистолярных произведений в литературе (исследовательская работа по группам).
- Сейчас нам нужно выяснить какое место занимает эпистолярный жанр в литературе, каково значение эпистолярных произведений.
5. Стихотворение «К Чаадаеву» (К №1).
- Вспомним творчество Пушкина, а именно вольнолюбивую лирику. Какое из этих стихов можно считать эпистолярным произведением?
6. Чтение стихотворения.
- Кто такой Чаадаев? В каком жанре написано данное стихотворение? Что выражает автор в стихотворении? Через послание автор излагает свои мысли, идеи, взгляды. Вывод: через письмо можно выразить свои взгляды, идеи.
7. Чтение писем из романа «Евгений Онегин» (К № 2).
- Давайте послушаем переписку героев одного из произведений русской литературы. Вначале послушаем, а затем выясним, что это за произведение, кто автор и герои.
- Это самостоятельное эпистолярное произведение или же часть романа? Таким образом, очень часто в прозаических произведениях нередки вставки в виде писем. Это еще одна из разновидностей использования эпистолярных произведений. Для чего автор использует в данном случае эпистолярное произведение? Что дает это нам, читателям? герои раскрывают свои чувства, раскрывают себя, свою душу. Письма помогают лучше понять состояние героя.
Вывод: через письмо можно понять состояние героев, их душу.
8. Чтение письма Стародума (К № 3).
- А вот еще пример использования эпистолярного произведения как части прозаических произведений. Послушайте и укажите, откуда это письмо, кто автор?
- Для чего автор использует эпистолярные произведения?
Вывод: первичное знакомство с образом Стародума через письмо Софье.
9. Чтение завещания М. Цветаевой детям.
Вывод: через письмо можно получать наставления, спорить, с чем-то соглашаться.
10. Просмотр отрывка из мультфильма «Простоквашено».
- Письмо дает возможность рассказать о своей жизни.
- Почему письмо вызвало обморок у родителей и было не понято ими? Нет логически правильного построения.
11. Построение сочинения эпистолярной формы.
- Обращение.
- Выступление, в котором излагается общий план того, о чем пойдет речь.
- Мысли, чувства, идеи, рассуждения адресата с адресатом.
12. Стилистические особенности эпистолярных произведений. Таблица.
Лексические | Морфологические | Синтаксические |
Торжественная лексика, образные выражения. | Местоимения в обобщающем виде, слова разных частей речи. | Обращение, риторические вопросы, побудительные предложения, сложные предложения. |
13. Работа с обращением.
- Очень важную роль играет в эпистолярных произведениях обращение. Сейчас я предлагаю вам над этим поработать. Ведь неправильно выбранное обращение может поставить автора эпистолярного произведения в смешное положение. На доске записаны обращения. Чем они отличаются?
14. Составление предложений с обращением к литературным героям.
Простаковой, Митрофанушке, Стародуму, Онегину.
Вывод: …
15. Итог.
Для чего использовать произведения эпистолярного жанра?
- Чтобы изложить свои идеи, взгляды, раскрыть свои чувства.
- Это возможность отстоять свою точку зрения.
- В литературных произведениях – знакомство с героями через письма.
16. Чтение сочинений, обращенных к литературным героям.
17. Д/З Написать сочинение в форме письма (2 варианта).
1 Вариант.
Здравствуй, дорогой друг! Где-то, когда-то я прочитал(ла) одно стихотворение. Оно запало мне в душу, потому что это – обо мне, о том, что я переживаю и что не дает мне покоя …
2 Вариант.
Здравствуй, дорогой друг! Ты просил написать мене о том, чем я живу, о моих мечтах и планах, взаимоотношениях м друзьями и родителями … Что ж, попытаюсь это сделать …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русский язык 5 класс Урок Письма
Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....
Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс). Цели:...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...
«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...
Материалы к уроку русского языка в 7 классе "Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма о впечатлениях (По картине И.И. Бродского «Летний сад осенью»)."
Данная разработка содержит все необходимые материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма о впечатлениях (По картине И.И. Бродского...
- Мне нравится (1)