Формирование читательской грамотности посредством текстов эпистолярного жанра на уроках литературы в 8 классе.
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Тексты эпистолярного жанра — богатый материал не только для формирования функциональной грамотности, но и для воспитательно -развивающего воздействия на обучающихся. Приобщая школьников к образцам бумажного письма, можно вовлечь их в продуктивную деятельность, расширить кругозор, усовершенствовать как устную, так и письменную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_epistolyarnogo_zhanra.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты эпистолярного жанра — богатый материал не только для формирования функциональной грамотности, но и для воспитательно -развивающего воздействия на обучающихся. Приобщая школьников к образцам бумажного письма, можно вовлечь их в продуктивную деятельность, расширить кругозор, усовершенствовать как устную, так и письменную речь.

Формирование читательской грамотности посредством  текстов эпистолярного жанра на уроках литературы в 8 классе.

Тематическая область: литература

Класс 8

    Эпистолярный жанр, жанр письма, на Руси оформился еще в XVI веке. В 19 веке он уже не только служит средством общения между людьми, но порой вводится на страницы литературного произведения. Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" написан в виде 
большого письма, послания, "записок" - так определяет их сам Пушкин, - написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам.

     Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», чтобы на этот раз отдельно поговорить о письмах, написанных героями произведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос 1: Кто из героев в повести «Капитанская дочка» пишет письмо? О чем оно, какую важную информацию о героях можно почерпнуть из этого письма?

Вопрос 2:  Письмо какого персонажа вам показалось особенно интересным? Почему?

 

Вопрос 3: Приведите примеры обращений из писем. Что могут сказать они о характере взаимоотношений героев?

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА УЧАЩЕГОСЯ

1. Вспомнить и изложить в устной или письменной форме.  

2.Самостоятельно прочитать фрагменты текста. Сформулировать свое видение ситуации  и дать  оценку поведению героев произведения в них.

3.Воспроизвести конкретные элементы информации,  высказать свое оценочное суждение.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Вспоминает и излагает материал письменно или устно, расположив его в определенном(хронологическом) порядке.

2.Объясняют, комментируют свое понимание предложенной ситуации. Применяют  свои читательские навыки, процедуры размышления, актерское мастерство  при  инсценированном чтении.

3. Воспроизводит информацию, сравнивает различные ее элементы. Делает обобщение.

Читательская

Задание №2

Тематическая область: литература

Класс 8

 Перед вами подборка писем. Эти письма -  фрагменты повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», написаны они героями произведения. Внимательно прочитайте эти письма и выполните следующие задания.

1)  «Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

                                                                                                                                                   Отец твой А. Г.»

2)  «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

3)  «Государь Андрей Петрович,

                                               отец наш милостивый!

     Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний, – а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровье бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него кроме хорошего нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.                                                                                                                                 Верный холоп ваш

                                                                                                                                                                      Архип Савельев»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопрос 1: Вспомните  и напишите определение к слову «мемуары».

 

Вопрос 2: Найдите в письмах фразеологические обороты, замените их другим выражением или словом, запишите предложение, которое получилось.

Вопрос 3: Найдите слово «государь». Определите, однозначное оно или многозначное. Какое лексическое значение имеет это слово в данном контексте. Дайте его лексическое значение в форме словарной статьи. Найдите примеры статей в толковом словаре.

Вопрос 4: Как называются слова, вышедшие из употребления. Найдите в тексте не менее трех примеров и  составьте с ними предложения.

Задание 5.  Найдите в письмах средства художественной выразительности речи и заполните таблицу.

Основные средства выразительности

Название

Определение

Пример из текста

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА УЧАЩЕГОСЯ

1. Вспомнить информацию, воспроизвести ее в виде словарной статьи, используя свои лингвистические знания.

2. Применять знания по Фра-зеологии.  Использовать лингвистические знания, математические понятия, факты, процедуры размышления;

3. Находить заданную информацию, используя лингвистические знания и изложить ее в форме текста.

4.Вспомнить и выписать из текста   информацию. Расширить эту информацию, смоделировав  новый (иной) вариант.

5. Назвать известные средства художественной выразительности, дать им определение. Найти примеры в письмах персонажей.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Формулирует в виде текста информацию, применяет  лингвистические знания.

2. Применяет лингвистические компетенции, использует читательский опыт. Расширяет словарный запас. Интерпретирует, использует и оценивает результаты.

3.Находит информацию, истолковывает ее, проявляя мыслительные операции.

5.Вспоминают и воспроизводят информацию, осмысливают ее, классифицируют  и располагают в определенном порядке в виде таблицы.

Читательская, лингвистическая

 

Задание №3

Тематическая область: литература

Класс 8

В повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, от лица которого ведется повествование, мечтал поехать служить в Петербург. Вопреки его ожиданиям отец отправил Петрушу в Оренбургскую губернию, в Белогорскую крепость.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание. Распишите приблизительный  маршрут следования Петра Гринева, если известно, что он выехал из Симбирской губернии (Ульяновская область) в Оренбургскую губернию, направляясь в Белогорскую крепость. Результаты внесите в таблицу.

Порядок следования

Географическое название (город, село, местечко…)

Достопримечательности

местности

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА УЧАЩЕГОСЯ

1.Найти и определить перечень основных точек местности по карте.

2.Выяснить, какие  населенные пункты,  обозначенные  на карте  XIX столетия, сохранились  в наше время.

3.Изобразить полученную информацию графически и в виде таблицы.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Изучают информацию, используя знания по географии и истории.

2. Делают обобщения и конструируют новый продукт.

3. …

Естественнонаучная, читательская.

Задание №4

Тематическая область: литература

Класс 8

                  «Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне  с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

                                                   Иван Зурин»

Информация!

По дороге в Белогорскую крепость, в Симбирске, П.Гринев проиграл  И. Зурину   100 рублей. Как человек чести, П.Гринев отдал долг. Но для того времени 100 рублей означало очень много:

-на 1 рубль можно было купить пуд хлеба (16, 4  кг стоило 86 копеек);

-в Екатерининскую эпоху на 1 рубль можно было купить 2 книги без переплета;

-можно было проехать 300 верст (приблизительно 600 километров в ямской карете , 100 верст(приб.200 км.) в почтовой карете..

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание. Используя разные источники информации, рассчитайте возможности Петра Гринева  воспользоваться 100 рублями, если бы он не проиграл их И. Зурину в биллиардной.

На основании данных составьте тексты математических задач,  Перечень товаров и услуг или разработайте план.., предложите новый вариант развития событий.

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА УЧАЩЕГОСЯ

1.Найти информацию,  установить исторические факты. 2.Используя математические знания,  провести мыслительные операции по решению поставленной задачи.

3. Формировать финансовую грамотность.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Сопоставляет факты и формулирует ситуацию математически;

2. Применяет математические понятия, процедуры размышления;

3. Интерпретирует, использует знания по истории, экономике, моделирует ситуацию, оценивает  результаты.

Задание №5

Тематическая область: литература

Класс 8

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Представьте, что в рукописях А.С. Пушкина  найдено еще одно письмо, не вошедшее в окончательный вариант повести. Это письмо Петра Гринева, написанное в первые дни пребывания его в Белогорской крепости и адресованное приятелю в Петербурге.

 Задание. Напишите свой вариант письма от лица героя.

ТИПОВАЯ ЗАДАЧА УЧАЩЕГОСЯ

1. Обоснуйте, какие черты характера героев раскрылись нам при изучении их писем.

2. Оцените возможности для развития эпистолярного жанра в современном мире и примените на практике умение писать письмо, используя заданную речевую ситуацию.

ПЛАНИРУЕМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Размышляет над вопросами, развивает идею, обосновывает ее, интерпретирует  и создает собственный продукт- текст письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности посредством исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

В данном сборнике представлены материалы об особенностях организации учебного исследования в урочной деятельности на уровне основного общего образования, обеспечивающие условия для формирования читате...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ (ГИСТОГРАММАМИ И ДИАГРАММАМИ)

Умение работать с несплошными текстами становится основой для усвоения информации в современном мире. В данной статье рассматриваются такие виды несплошных текстов, как гистограммы и диаграммы,  ...

Экспериментальная деятельность учителя. Формирование читательской грамотности посредством несплошных текстов

Как можно работать с несплошными текстами и  формировать навыки читательской грамотности...

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...