Литературный вечер «В гостях у Чехова»
методическая разработка по литературе по теме
1. Расширение знаний о творчестве писателя,знакомство с прототипами рассказа «О ЛЮБВИ.»
2. Закрепление знаний о юморе как о художественно-выразительнм средстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov.rar | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер «В гостях у Чехова».
ПРЕДМЕТ: литература
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Расширение знаний о творчестве писателя,знакомство с прототипами рассказа «О ЛЮБВИ.»
- Закрепление знаний о юморе как о художественно-выразительнм средстве.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности.
- Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
Воспитание бережного отношения к культурному наследию России.
ВИД МЕРОПРИЯТИЯ: литературный вечер
ОБОРУДОВАНИЕ Библиотечная выставка произведений А.П.Чехова,декорации к инсценировкам.
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
УЧАСТНИКИ:
Ведущие,актеры,гости
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
( П.И.Чайковский" Времена года" /"Октябрь"/)
1 ведущий: Свеча - символ жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а ее пламя, как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет её беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла. Но пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость.
2 ведущий:Говорят, что от свечи мало света и использовать её нерационально. То ли дело электрический светильник! Его свет проникает во все уголки.
1 ведущий: Но когда все вокруг освещено одинаково ярко, как отличить главное от второстепенного? Великое от малого? Ведь любая незначительная вещь на близком расстоянии и ярко высвеченная может показаться неимоверно важной и затмить собою то, что ещё величественнее и, выше.
2ведущий: А что же ещё выше?
1 ведущий: Да сам человек! Человек зажигает свечу! слушая музыку и стихи, приходя в храм,. И тогда все вторичное уходит во тьму, и остается он один на один со своей душой, со своим внутренним миром, и тогда...
2 ведущий: (под музыку Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель")
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился... Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других... »
1 ведущий: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них - весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым "человеком с молоточком", который напоминал в свое время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли..."
2 ведущий: Чтобы понять Чехова-человека, взгляните на портрет А.П. Чехова Искренний, смелый взгляд, устремленный на мир. Именно бесстрашный, ибо смело и бесстрашно рассказывал он о людях, обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления. Это был настоящий человек и художник слова.
1 чтец:
Вежливый доктор в старинном пенсе и бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы –
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
2 чтец:
Грустная желтая лампа в окне мезонина.
Чай на веранде, вечерних теней мешанина
Белые бабочки вьются над желтым огнем
Дом заколочен, и все позабыли о нем?
1 чтец:
Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит—
О, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживет
Маятник медный качнется, струна запоет...
2 чтец:
Дышит в саду запустелом ночная прохлада.
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев, покинутый дом...
Мы уже были, но мы еще будем потом
2 ведущий: Таганрог, Москва, Сахалин, Мелихово, Ялта - эти памятные места связаны с именем Чехова. Это вехи на его короткой, но яркой, как пламя свечи, жизни. Каждое из них достойно отдельного разговора. Сегодня мы приглашаем вас в Мелихово. Это семь лет жизни А.П.Чехова. "Если я врач, то мне нужны больные и больницы; если я литератор, я должен жить среди народа" - вот основные причины переезда Чехова из Москвы в деревню.
1 ведущий: Паломники, совершавшие набеги на Мелихово, помнят путь в Мелихово прекрасно. Нужно было сесть в Москве на курский поезд и проехать 30 вёрст до станции Лопасня (ныне город Чехов)
2 Ведущий:возможно,именно на этой станции Чехов полглядел то,что потом отразил в своем рассказе ЖАЛОБНАЯ КНИГА
(Отрывки из рассказа)
1ведущий: А.П.Чехов полюбил скромную усадьбу Мелихово, несмотря на то, что это место не поражало красотами природы, не удивляло затеями. Здесь не было большого дома с колоннадой и анфиладами комнат, не было парка с тенистыми липовыми аллеями, которыми так гордились русские усадьбы. Вместо каскадных прудов у Чехова был прудик, названный им "аквариумом". Однако Мелихово стало для чеховской семьи родным. Каждый уголок усадьбы получил своё название: "аллея любви", "левитановская горка", "огород "юг Франции", хозяйственный двор - "наивный"
2 ведущий: Мелиховский дом - не собрание старинных вещей, а книга, повествующая о днях, проведенных здесь когда-то Чеховым. Каждый предмет, каждая фотография - маленький рассказ о жизни, о судьбе, о повседневных хлопотах, о радостях и заботах. Пройдем же по некоторым комнатам мелиховского дома...
1 ведущий. Кабинет - это светлая комната с большим окном, книжными стеллажами до потолка, турецким диваном, милыми сердцу фотографиями и картинами.
2 ведущий:У тройного "итальянского "окна письменный стол. На нём керосиновая лампа, свечи в бронзовых подсвечниках. Здесь же атрибуты писательского труда: перьевая ручка, чернильница, простой карандаш.
1ведущий: Рядом с письменными принадлежностями лежат каталоги семян, которые Чехов или выписывал, или покупал в московских магазинах для своего огорода "Если бы не литература, я мог бы стать садовником",- любил говорить Антон Павлович.
2 ведущий: В Мелихове Чехову приходилось каждый день выступать в роли врача. Об этом напоминает дорожная аптечка, каталог медицинской библиотеки. Лечил Антон Павлович и в медицинском пункте, куда ездил за много вёрст, навещал тяжелобольных в деревенских избах; вел приём здесь, в кабинете.
1 Ведущий:Иногда ему приходилось сталкиваться с откровенным невежеством своих КОЛЛЕГ-«сельских эскулапов»,-так он назвал их в одном из своих рассказов.
ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «ХИРУРГИЯ»
1 ведущий: "Желание, служить общему, благу должно быть непременно потребностью души, условием личного счастья..." - говорил писатель. И слова его находили воплощение: Чехов строит 3 школы, хлопотал об открытии почтового отделения при станции Лопасня, проведения шоссе. Остаётся только удивляться, когда Чехов находил время для литературы.
2 ведущий: Чехов любил повторять, что если человек не работает, не живёт в той художественной атмосфере, которая так раскрывает глаз художника, то будет чувствовать себя пустым, бездарным. Иногда он вынимал из стола свою записную книжку и, подняв лицо и блестя стёклами пенсне, мотал ею в воздухе и говорил: "Ровно сто сюжетов! Да-с, милсдарь! Не вам, молодым, чета! Хотите, парочкууступлю?"
1 Ведущий:один из сюжетов воплотился у Чехова в пьесу-шутку МЕДВЕДЬ
ИНСЦЕНИРОВКА ПЬЕСЫ
1 ведущий: Развлечений в Мелихове, особенно летом, всегда было много: купание, охота, рыбалка. Сам Чехов предпочитал "тихую" грибную охоту и рыбалку.
2 ведущий: Вечерами гости рассаживались в плетёные кресла на веранде и на скамейке вокруг неё
1ведущий: Часто гостей было слишком много и, несмотря на радушие, с которым Чехов принимал любого человека, гости всё же мешали писателю работать. От них он спасался во флигеле, где в тишине обдумывал сюжеты будущих произведений и писал. Здесь, во флигеле, были написаны многие драматургические произведения… Среди них знаменитая "Чайка"
2 Ведущий: а мы предлагаем вашему вниманию историю другого произведения,тоже написанного в Мелехове
Ведущий: это рассказ О ЛЮБВИ
ИНСЦЕНИРОВКА (Приложение:сцены из пьесы Л.Проталина «Сон моей жизни)
1 ведущий: Так потихоньку сгорела ещё одна свеча, удивительный свет которой мы почти и не замечали. А может, мы всё-таки стали хоть чуточку светлей? Кто знает...
Рассказы и пьесы А.П.Чехова
Пьеса Л.Проталина «Сон моей жизни»
Сценарий «Великий насмешник»,автор Романенко Ольга Александровна, библиотекарь МБА и ВБА МУ «Центральная библиотека»г. Купино Новосибирской области http://chtenie-21.ru/conf/conf3/3783
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер "В гостях у Пришвина"
Сценарий литературного вечера. Знакомит не только с кратким жизнеописанием писателя, но и с отрывками из его произведений....
Литературный вечер по творчеству А.П.Чехова.
ЦЕЛИ:Обучающие:Расширение знаний о творчестве писателя.Закрепление знаний о юморе как о художественно-выразительнм средстве.Развивающие:Развитие познавательного интереса, творческой активн...
Сценарий литературного вечера "В гостях у Чехова"
Литературный вечер "В гостях у Чехова" разработан для учащихся 5-9 классов....
Литературный вечер, посвященный творчесиву А.П.Чехова
Проект литературного вечера к 155-летию А.П. Чехова...
Литературная гостиная "В гостях у Чехова"
Жизнь и творчество А.П. Чехова...
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. 9 класс
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова...
Литературный праздник «В гости к Чехову в Мелихово»
160 лет назад в 1860 году А.П.Чехов родился в Таганроге, учился в Москве, стал настоящим писателем в Мелихове, провел последние годы жизни в Ялте. Чеховская чайка до сих пор находится на занавеси МХАТ...