Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова. 9 класс
материал (9 класс)
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher_posvyashchyonnyy_zhizni_i_tvorchestvu_antona_pavlovicha_chehova.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Антона Павловича Чехова
Ход мероприятия
I. По сцене (с разных сторон) пробегают 2 мальчика - разносчика газет с
криками:
— Покупайте «Стрекозу», покупайте «Стрекозу»: лошадь научилась читать и
рассказывать басни наизусть.
— В «Будильнике» пишут: выловили в Москве-реке сома, а как вспороли живот нашли 100 штук золотых часов, 50 брошей и 86 медалей «За заслуги».
Найденные вещи просят приходить опознавать по указанному адресу.
— Покупайте журнал «Сверчок». Женщина с усами обнаружена, медицинское обоснование есть.
— Свежий номерок «Осколки». Покупаем «Осколки». Человек без селезёнки
поместил новые рассказы...
В действие вступает Ведущий.
Ведущий: Да, так для многих и осталось загадкой, что под псевдонимами
«Дяденька», «Брат моего брата», «Антоша Чехонте», «Человек без селезёнки» помещал свои рассказы Антон Павлович Чехов.
Чехов (сидит за столом, делая вид, что пишет): Родился я на берегу Азовского моря, в уездном городе Таганроге, в семье купца третьей гильдии. Отец был строг: требовал от меня и моих братьев, чтобы днём мы сидели в лавке в качестве «хозяйского ока», а по вечерам заставлял петь в церковном хоре. Отец научил меня трудиться и понимать жизнь.
Ведущий: Отец Чехова, разорившись, бежал от долговой ямы из Таганрога в
Москву, вслед за ним и вся семья. Антон остался оканчивать гимназию,
зарабатывая себе на учёбу репетиторством и высылая в Москву гроши отцу,
матери и братьям на жизнь. Долг перед семьёй был самым святым для него:
«Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук...»
Окончив гимназию, Чехов едет в Москву - учиться и работать.
Чехов: 24 декабря 1879 года можно считать началом моей литературной
деятельности. Редакция «Стрекозы» ответила: «Совсем недурно. Присланное
помещаем. Благословляем и на дальнейшее подвижничество. Гонорар
прилагается в размере 5 копеек со строки». А чтобы прокормить семью, приходилось писать по 3 - 4 рассказа в неделю, писать «наотмашь, не перебеляя».
Ведущий: Рассказы А.П. Чехова засверкали на газетных листах как «рассыпанные на сером алмазы». Авторский юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым и больно жалящим. Рассказ-сценка – это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без начала и конца».
СЦЕНКА «Толстый и Тонкий»
(Сцена вокзала. Звучит марш «Прощанье славянки» в исполнение духового оркестра)
Ведущий: Чехов не любит напыщенность, уважает гармонию во всем: «В
человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Очень ценит человеческое общение, он необыкновенно талантлив в
импровизации. Однажды его посетили пышно одетые дамы, наполнив комнату шумом шёлковых юбок и запахом крепких духов. Они заговорили о политике и начали "ставить вопросы".
Инсценирование (диалог Чехова и дамы).
— Антон Павлович! А как вы думаете, чем кончится война?
Чехов покашлял и тоном серьёзным и ласковым ответил:
— Вероятно, миром...
— Ну да, конечно! Но кто же победит? Греки или турки?
— Мне кажется, победят те, которые сильнее...
— А кто по-вашему, сильнее? — наперебой спрашивали дамы.
—Те, кто лучше питаются и более образованны.
— А кого вы больше любите — греков или турок?
Антон Павлович ласково посмотрел... и ответил с любезной улыбкой;
—Я люблю мармелад... А вы любите?
Ведущий: «Редакция относится с сочувствием к Вашему, не лишённому
успешности, сотрудничеству - писал Чехову редактор «Стрекозы» - очень
длинно и бесцветно». Особенно обидной была фраза «не расцвев, увядаете».
Чехов научился не искусству писать, а искусству вычёркивать плохое
написанное. Так рождался чеховский лаконизм, умение «говорить просто о
важном». Позже он скажет так: «Краткость - сестра таланта».
Чехов: В 1884 году я окончил университет. «Живу с апломбом, так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». На дверях появилась табличка «Доктор Чехов». А пациенты – вся литературная Москва. Получается, что «медицина – моя жена, а литература – любовница».
Инсценировка новеллы «Хирургия».
Ведущий: Молодой писатель не ищет сложных сюжетов, не ставит своих героев в трудные положения. Герои его произведений - обычные люди в повседневной жизни. Зоркий глаз художника находит печальное и смешное в обыденном. Истории он берёт из жизни.
Ведущий:
«Весной 1890 года Антон Павлович предпринял поездку на Сахалин. Великой Сибирской железной дороги тогда не было и с неимоверными трудностями Антон добрался, наконец, 11 июля до Сахалина, прожил там более 3 месяцев, прошел его с севера на юг, первый из частных лиц сделал там всеобщую перепись населения, разговаривал с каждым их 10 тысяч каторжных и изучил каторгу до мельчайших подробностей.
Гордился он тем, что в его литературном гардеробе появилась книга в арестантском халате «Остров Сахалин». Около 4 лет работал Чехов над книгой «Остров Сахалин», работал , как он говорил, «неистово».
Брат писателя: Он писал в письме: « Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный. Жалею, что я не сентиментальный, а то бы я сказал, что в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки в Мекку … Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст… »
Чтец :
Такое не увидишь и в аду,
Здесь все страдают, взрослые и дети,
Их бросили бессмысленно в беду,
И обрекли на голод и на ветер.
Как защитить их жизни, их права,
Как облегчить их судьбы роковые,
Найти, сказать всем нужные слова,
И разбудить в нас помысли благие.
Ведущий. « Я видел все»,-писал Чехов, кроме смертной казни». Чехов заходил в зловонные, кишащие паразитами камеры; посещал больницы, где не было ни лекарств, ни грамотных врачей; спускался в сырые коридоры каменноугольных шахт, беседовал с прикованными к тачкам каторжниками. Казалось этот человек с ласковыми и внимательными глазами, всегда ровный и простой в обращении, будил в их душе давно заглохшие человеческие чувства. Постепенно эти огрубевшие, потерявшие человеческое подобие люди становились в его присутствии искренними и правдивыми
Чехов: Будучи врачом, я мог наблюдать людей в самые отчаянные и кризисные моменты. Болезнь и нищета не лгут. Когда живешь в доме, то жизнь кажется обыкновенною, но едва вышел на улицу и расспрашиваешь, например, женщин, то жизнь – ужасна.
Но если жизнь ужасна, как вынести ее самому и как помочь другим?
Чехов: В 1892 году я купил имение Мелихово. Пришлось работать не покладая рук, чтобы запущенный пустырь стал бы уютным и удобным. Особенно хорошо было, когда цвели яблони и вишни. Тогда я подолгу стоял у окна своего кабинета, любовался бело-розовыми шапками деревьев и был счастлив. «Если бы человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!..»
Инсценировка эпизода из «Вишнёвого сада» (сопровождается музыкой «Песнь жаворонка» из «Времён года» П. И. Чайковского).
Ведущий: В последней своей пьесе «Вишнёвый сад» А.П.Чехов устами героя
говорит: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много
чудесных мест». Прекрасной землю делал сам писатель. Всю жизнь Чехов
лечил: строил больницы, пансионы, лечебницы. Всю жизнь Чехов лечил: от
пошлости, мелочности, пустоты. И после его смерти осталось не только 20
томов всемирно прославленной прозы, но и 4 деревенских школы, «да
шоссейная дорога, да библиотека для целого города, да памятник Петру I, да
посеянный на пустоши лес, да 2 замечательных сада». (Музыка продолжается)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина Викторовна Цель: пробудить у учащихся интерес к творчеству А.П. Чехова-драматурга. Задачи:Расширени...
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева.
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева. 1 чтец.Так стремительно вдруг завихрилась наша жизнь, такой бурной стала, такой загадочно-интересной, такой обещ...
Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова. Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...
Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова
Презентация у к уроку....
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля: «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит! »
Цели и задачи мероприятия: Пробудить в учащихся интерес к поэзии и жизни Муссы Джалиля через его биографические данные, отметив трагические страницы его жизни.Воспитать любовь к литературе, стремление...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова
Презентация, содержащая иллюстрационный и информативный материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова...