"Я вас любил..." Заседание поэтической студии
материал по литературе (9 класс) по теме
«Тайна сия велика есть…» - старинная, возвышенная формула любви. Это действительно тайна, которая живёт в строчках стихотворений А.С. Пушкина. Пушкин любил и был любим. Был счастлив, когда любовь была взаимной. И благородно, красиво отпускал от себя возлюбленную, полюбившую другого. Наверное, поэтому его интимная, любовная лирика столь возвышенна и проникновенна. Ведь без любви немыслима жизнь человека. На заседании поэтической студии учащиеся знакомятся с любовной лирикой, адресованной женщинам, встретившимся Пушкину в разные годы его жизни.
На уроке звучат стихотворения поэта, романсы "Я помню чудное мгновенье...", "Я вас любил...".
Заседание поэтической студии сопровождается презентацией в 2-х частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskaya_studiya.docx | 45.61 КБ |
savchenko_o.k._1_chast.pptx | 2.13 МБ |
savchenkoo.k._2_chast.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
__________________________________________________________________________________
143120 Московская область, Рузский район, д. Нововолково, ул. Центральная, д. 6
телефон/факс 8(496) 27-65-689
Автор: Савченко Ольга Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нововолковская ООШ»
Цели:
- Раскрыть духовный мир поэта, гуманизм его поэзии;
- Помочь эмоциональному проникновению учащихся в художественную ткань текста;
- Учить умению любить;
- Обучать выразительному чтению;
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать интерес к поэзии.
Оборудование: презентация ppt. (К сожалению, презентацию не смогла предоставить из-за условий сайта.)
Эпиграфы к уроку: «Тайна сия велика есть…»; «Я помню чудное мгновенье…»; «Огнь поэзии» и «жар сердца»; Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. (Словарь С.И. Ожегова)
Ход урока
- Объявление темы и цели урока.
- Работа по теме урока.
Слово учителя.
«Тайна сия велика есть…» - старинная, возвышенная формула любви. Это действительно тайна. И она велика. Эта тайна живёт в строчках стихотворений А.С. Пушкина. Пушкин любил и был любим. Был счастлив, когда любовь была взаимной. И благородно, красиво отпускал от себя возлюбленную, полюбившую другого. Наверное, поэтому его интимная, любовная лирика столь возвышенна и проникновенна. Ведь без любви немыслима жизнь человека. Сегодня мы познакомимся с любовной лирикой, адресованной женщинам, встретившимся Пушкину в разные годы его жизни. (Слайд 1)
Вместе со мной работают литературоведы и любители поэзии, поклонники лирики Пушкина.
Литературовед.
В 1816 году художник Пётр Соколов рисовал Катеньку Бакунину, а юный лицеист посвящал ей вдохновенные стихи. Хорошо образованная, неплохая художница, просто милая девушка. Первая детская любовь поэта, неразделённая любовь. (Слайд 2. Портрет Е. Бакуниной)
Образ «милой Бакуниной» неотделим от «безмятежной» поры лицейской жизни. «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи», - вспоминал один из одноклассников Пушкина. (Слайд 3. Портрет
Е. Бакуниной)
Златые крылья развивая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной.
В те дни…в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…
В глазах Бакуниной есть какая-то особенная, одной ей ведомая тайна. Её пытались отгадать многие. Почему эта женщина упорно отвергала многочисленные блестящие предложения и вышла замуж в тридцать девять лет? Почти наверняка разгадка этой тайны – любовь.
Литературовед.
1819 год. Петербург. В доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств, сановника, вельможи, но милого и доброго человека, радушного хозяина, встретил Пушкин 19-летнюю красавицу.
Сидя за ужином невдалеке от неё, он старался обратить на себя её внимание. «Позволительно ли быть до того прелестною?» - спрашивал он своего соседа за столом. (Слайд 4. Портрет А. Керн)
Когда Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо проводить её…
Прошло шесть лет. Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой. «Мы сидели за столом и смеялись, - вспоминала Анна Керн, - вдруг вошёл Пушкин с большою толстою палкой в руках… Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях… Мы не скоро познакомились и заговорили».
А когда Анна Петровна уезжала, утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. Анна Керн собиралась уже спрятать драгоценный поэтический подарок. Но Пушкин, долго смотревший на неё, вдруг неожиданно выхватил стихи и не хотел возвращать. «Насилу выпросила я их опять, - вспоминала Керн, - что промелькнуло у него тогда в голове – не знаю». (Слайд 5. «Я помню чудное мгновенье»)
Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн семь восторженных посланий на французском языке, пёстрых по настроению, полных противоречивых чувств, искрящихся страстью и ревностью и одновременно насыщенных преклонением перед поразившей его красотой.
Литературовед.
Помнится, ещё в ушедшей юности и в городском доме Олениных, и на даче в Приютино (название –то какое ласковое) мелькнуло что-то маленькое, светлое, нежное – дочка Олениных Анечка, Анет… (Слайд 6. Портрет А. Олениной)
А теперь он увидел 20-летнюю красавицу, умную, блестящую, лучшие поэты спешили записать свой восторг в её альбом. Пушкин увидел, вспыхнул, загорелся – влюбился. Это было серьёзно, хотя даже близкие друзья не очень-то верили в это.
Ученик.
Любовные стихи – дневник души поэта. Вдруг вспомнились глаза Олениной:
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Литературовед.
А что же она? Как относиться ко всему этому? Он влюблён, ей же только льстит, что гений припал к её ногам. Хотя, впрочем, его буйная, неуёмная страсть всё-таки отчасти передавалась и ей: ещё не любила, но уже была равнодушной.
Литературовед.
Вот так всё круто замешивалось: тоска и предчувствие конца, загнанность и любовь. Жизнь как «дар напрасный и случайный» и «глаза Олениной моей», а без этого как выжить? «За «Нетти» сердцем я летаю», – скажет Пушкин и напишет на полях рукописи бездумно, неосознанно, сердцем минуя осторожность разума: Анета Пушкина.
Литературовед.
Душа решила так, он покорился и сделал ей предложение… Такой милый, такой добрый, почти родной дом Олениных – и… полный ярости отказ матери Анет, Елизаветы Макаровны. Вчера опальный поэт, ныне входящий в славу и в моду, которому покровительствовать обещался государь – это одно, но муж дочери, фрейлины императрицы – совсем же другое. (Слайд 7. Г.Г. Гагарин. Портрет Анны Олениной)
Литературовед.
Пушкин переживал, страдал. С его-то темпераментом, гордостью – отказ получить!
Он не бывает у Олениных, он замкнулся, несколько месяцев молчит. Душа работает, стонет, переплавляет удар – во что? Сейчас мы знаем эти строчки наизусть:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Романс Ф. Глинки «Я вас любил»
Альбом, где рукою Пушкина было вписано стихотворение, Оленина хранила с нежностью, а потом подарила внучке. Анет просила, чтобы автограф поэта не был предан гласности. Бог не дал ей быть любимой. Дал, да она не заметила…
Учащиеся читают стихотворения «Ты и вы», «Предчувствие»,
звучит романс «Я помню чудное мгновенье…»(папка Видео)
А вот несколько необычное стихотворение «Признание» («Я вас люблю – хоть я бешусь…»). Посвящено Александре Ивановне Осиповой. (Слайд 8. Портрет А. Осиповой)
Чтение стихотворения учеником.
Литературовед.
Мария Волконская, дочь генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Летом 1820 года Пушкин совершил с семьёй Раевских увлекательное путешествие по Кавказу и Крыму. К Марии Раевской-Волконской поэт обращает проникнутые горячим чувством строки «Посвящения» к «Полтаве»: (Слайд 9. Портрет М. Волконской)
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
Героиню поэмы «Полтава» поэт назвал Марией, а на полях рукописи заметил: «Я люблю это нежное имя». Её же он поставил перед выбором: «Скажи: отец или супруг тебе дороже?» Здесь прямая перекличка с необыкновенной судьбой Марии Николаевны. Оставив родительский дом, сына, за мужем-декабристом Сергеем Волконским последовала она в Сибирь. Но и «во дни разлуки» «черты далёкой, бедной девы» продолжали тревожить воображение поэта. (Слайд 10. Портрет М. Волконской)
Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена грудь её бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза,
Её уста, как роза, рдеют.
Мария Николаевна, натура яркая, незаурядная, стала адресатом многих произведений – «Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Многие исследователи считают Волконскую «утаённой любовью» Пушкина и связывают с ней поэму «Бахчисарайский фонтан». (Слайд 11. Бахчисарайский фонтан)
Ученик читает стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».
Литературовед.
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил…
Она дебютировала в семнадцать лет. И с того дня почти четверть века не сходило с театральных афиш имя Екатерины Семёновой. Статная, красивая, с профилем античной камеи и особенным, проникавшим в душу голосом. Она играла только первые роли. Актрису всегда ждал блистательный триумф. (Слайд 12. Портрет Е. Семёновой)
Юный Пушкин, выпускник лицея, спешит увидеть чудо-актрису, о которой столько слышал. Поэт жадно ловит каждое её слово, каждый жест. Игра актрисы потрясает его. Семёнова на сцене была живым воплощением идеала прекрасного, внутреннего и внешнего совершенства.
Литературовед.
Амалия Ризнич. Тонкий профиль, гордо закинутая голова. (Слайд 13. Портрет А. Ризнич)
Жена известного в Одессе негоцианта, уроженка Италии, приехала с мужем в Одессу незадолго до Пушкина.
Двадцатилетняя красавица вела жизнь по-европейски широкую. Её не принимали в домах одесских аристократов, но она сумела создать собственный салон.
В доме Ризничей всегда было людно, шумно и весело. Естественно, Пушкин сразу стал его завсегдатаем.
Судьба Амалии трагична. Она тяжело заболела чахоткой и в мае 1842 года вместе с маленьким сыном уехала на родину. Прощаясь с нею, Пушкин подарил ей стихи, которые, не знавшая русского языка, Амалия даже не смогла прочитать.
Через год (ей было всего 22 года) она умерла в Италии, не догадываясь, что маленький листок с прощальными стихами поэта навсегда обессмертит её имя в русской поэзии.
Учащиеся читают наизусть стихотворения: «Ночь» («Мой голос для тебя и ласков…»); «Простишь ли мне ревнивые мечты…»; «Под небом голубым…»; «Заклинание»;
«Для берегов отчизны дальной».
Литературовед.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова. (Слайд 14-16. Портреты Е. Воронцовой)
Глубокое и искреннее чувство к Воронцовой поэт выразил в целом ряде стихотворений, написанных как в Одессе, так и после отъезда в новую ссылку, в село Михайловское. (Слайд 15)
Перед отъездом Пушкина из Одессы Елизавета Воронцова подарила ему на память перстень-талисман. Восьмигранный сердолик, украшавший его, имел древнейшую надпись, которую Пушкин и Воронцова считали заклинанием, способным уберечь от ударов судьбы. Пушкин никогда не расставался с перстнем, он был на его руке и в день дуэли. Впоследствии учёные расшифровали надпись: сердолик хранил имя его прежнего владельца.
Ученик читает стихотворение «Храни меня, мой талисман…»
Воронцова, дожившая до глубокой старости, до конца своих дней оставалась почитательницей поэзии Пушкина.
Чтение стихотворений «Сожжённое письмо», «Талисман».
В 1830 году, накануне свадьбы с Натальей Гончаровой Пушкин пишет стихотворение «Прощание» (чтение наизусть).
Литературовед.
Идалия Григорьевна Полетика. Гонитель и светский враг Пушкина. До конца жизни испытывала чувство ненависти к памяти поэта. (Слайд 17. Портрет И. Полетика)
Умна, прелестна, благовоспитанна. Выдана замуж пятнадцати лет за Полетика Александра Михайловича – офицера Кавалергардского полка.
Современники отмечали злой язык Идалии. Что стало причиной ненависти к Пушкину? Литературоведы считают, что Полетика была влюблена в поэта. А Пушкин, якобы, написал для неё любовное стихотворение и пометил его 1 апреля.
Есть мнение, что Идалия стала автором интриги – дуэли Пушкина с Дантесом. В светском кругу её называли Мадам Интрига. После дуэли Дантес преподнёс Идалии дорогой подарок.
Литературовед.
Ещё одно «чёрное» имя – Катерина Собаньская – демон Пушкина. (Слайд 18-19. Портрет К. Собаньской)
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Пушкин собственноручно занёс это стихотворение в альбом Каролины 5 января 1830 г. в ответ на просьбу оставить автограф.
Она была светской дамой, сестрой жены Бальзака, а еще... шпионкой, собиравшей информацию о Пушкине для начальника южных военных поселений генерала И.О. Витта.
Каролина Собаньская обладала яркой внешностью: была высокого роста, «её прекрасную фигуру с пышными плечами венчала головка, достойная Дианы, на божественной шее». О её необыкновенных огненных глазах, которые, раз увидев, невозможно было забыть, вспоминал её современник Б. М. Маркевич: «Очи эти обжигали каким-то затаённым пламенем и, казалось, тайно сулили неземные радости». Пушкин был отчаянно влюблён в Каролину. Однако, несмотря на все усилия, он не смог добиться ответного чувства. Не сумев растопить её холодность и ничего не добившись, он отступил, смирившись с неуспехом и неутолённым чувством.
Собаньская оставалась для Пушкина врагом-невидимкой. И, вместо того чтобы со свойственной ему прямотой разоблачить прекрасного хамелеона, поэт воспевал его.
История знает имена многих женщин, ставших вдохновительницами великих поэтов, в честь которых создавались любовные песни. В случае с Собаньской всё наоборот. Поклоняясь Прекрасному, сложно представить, чтобы человек был бы столь же красив внешне, сколь омерзителен внутренне.
Каролина Собаньская умерла в Париже в 1885 году, на девяносто втором году жизни. Возможно, у неё хранились письма Пушкина, но она позаботилась, чтобы они не дошли до нас.
Почему эта женщина, никогда за свою долгую жизнь не вспомнила публично о Пушкине, ни словом не обмолвилась об его автографе в своём альбоме, которым наверняка дорожила, ибо не могла не знать цену этой реликвии, навсегда останется загадкой.
Литературовед.
В один прекрасный день рядом с блестящей Собаньской - "сей Клеопатрою Невы" - возникнет "беспечной прелестью мила" юная Н. Н. Гончарова. (Слайд 20-21. Портрет Н. Гончаровой)
Пушкин просит руки Натали Гончаровой. Его предложение, наконец, принято. Существует мнение, основанное на признании самого поэта, что он готовился к женитьбе без радости. На душе у него было грустно, тоскливо. Одна из причин - сожаление по поводу расставания с жизнью холостяка. Но, главное, он всё ещё не мог изжить в душе образ демоницы – Каролины.
Его спасла любовь тихой, нежной и неискушённой девушки, самой воплощённой женственности, «чистейшей прелести чистейший образец».
Пушкин понял, что это и есть подлинная его любовь.
Учитель. Перевёрнута ещё одна страница жизни Александра Пушкина. (Слайд 22. Портрет А. Пушкина)
Рефлексия.
- Скажите, как понимал любовь Пушкин?
- Какие строки стихотворений запомнились?
- Каким чувством наполнены стихи о любви?
- Каким было отношение поэта к женщинам?
- Что можно сказать о поэте как о человеке?
- Что вам кажется наиболее ценным в поэзии о любви?
- Современны ли стихотворения Пушкина о любви?
- Составление синквейна (если позволит время).
- Итоги урока. Любовь в творчестве и в жизни Пушкина – огромная тема, и сочинения поэта говорят открытому сердцу читателя больше любых аналитических разборов. Любовное чувство понималось Пушкиным как счастливый дар человека, как могучая сила, наполняющая смыслом дни существования. Обращаясь к этой теме, он создал глубочайшие по мысли и несравненные по красоте произведения в стихах. «Огонь поэзии» и «жар сердца» способствовали этому.
Литература
- ru.wikipedia.org/wiki/
- Улла М. 113 прелестниц Пушкина. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008.
- Белоусов Р.С. Хвала Каменам. – М.: Сов. Россия, 1982.
- Маранцман В.Г. Литература: Учеб. пособие для 9 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1992.
- Лотман Ю.М. А.С. Пушкин: Биография писателя.- Л., 1983
- Маймин Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество.- М., 1981
- Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: Над строками духовной биографии Пушкина.- М., 1987
- Черейский Л.А. Пушкин и его окружение.- Л.. 1988
- Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский); под ред. В.Я. Коровиной.- 18-е изд.- М. : Просвещение, 2011
- Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Издание четвёртое. – Изд-во «Наука». Ленинградское отделение, 1977
- http://youtube.com/watch?v=mFZvaw8zWFk
- http://www.youtube.com/watch?v=GGvrPaSAllo
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Екатерина Бакунина
Анна Петровна Керн
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я помню чудное мгновенье…
Оленина Анна Алексеевна
Александра Ивановна Осипова
Волконская Мария Николаевна
Волконская Мария Николаевна
Вокруг игривого фонтана… Толпою резвою сидели…
Там Озеров невольны дани Народных слёз, рукоплесканий С младой Семёновой делил… Екатерина Семёнова
Амалия Ризнич
Воронцова Елизавета Ксаверьевна
Воронцова Елизавета Ксаверьевна
Идалия Полетика
Каролина Собаньская
Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный , Как звук ночной в лесу глухом… Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. 5 января 1830 года поэт вписал эти стихи в альбом Собаньской
Мадонна
И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может. Александр Пушкин
«…мои стихи, сливаясь и журча, Текут, ручьи любви текут, полны тобою. Во тьме глаза твои блистают предо мною, Мне улыбаются, и звуки слышу я: «Мой друг, мой нежный друг, люблю…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИП "Поэтический синтаксис и интонационные фигуры"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Моё творчество. Поэтическая тетрадь
Творческая работа «Поэтическая тетрадь» представляет собой небольшой сборник стихов: «Всё начинается с любви», «Гимн семье», «Сыну своему я завещаю», «Тем, кто хоть раз обижал свою маму», «Молод...
Движение поэтической мысли в стихотворении А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии..."...
конспект урока по теме Футуризм как литературное течение. Поиск новых поэтических форм русскими футуристами.
Урок углубляет понятие о футуризме, обзорно познакомит с творчеством русских поэтов - футуристов; формирует навык самостоятельной работы и совершенствует умение пользовать...
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.
Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...