Нравственные основы профессиональной этики учителя
статья (литература) на тему

Новикова Наталия Павловна

Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оптимальных условий для восстановления образа и подобия Божия в человеке (учитель помогает ребёнку изменить своё сердце через совесть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственные основы профессиональной этики учителя

Новикова Н.П.

Тезисы выступления на педагогическом совете

Культура речи и общения – частное проявление общей культуры учителя. Любое место работы предполагает деловое общение. Существует профессиональная этика, то есть совокупность норм поведения, мораль: врачебная этика, педагогическая этика.

Мы говорим о профессиональной этике учителя. Соблюдение этических норм – одно из важных условий плодотворной деятельности педагогического коллектива.

Ежедневно мы купаемся в роскоши. Это «роскошь человеческого общения», говоря словами  Антуана де Сент-Экзюпери. Как мы должны распорядиться этим благом,  данным нам нашей профессией?

Каждый человек, и учитель в том числе, очень по-разному относится к тем, с кем он постоянно взаимодействует в процессе профессиональной деятельности. Мы испытываем разную степень любви и нелюбви. Но учитель не вправе руководствоваться эмоциями. Деловые отношения отодвигают их на второй план. На первом – интересы дела. Личное оставляем за дверью. Входим в класс, втянув живот и улыбнувшись, в каком бы эмоциональном состоянии мы ни находились. Иногда это очень трудно. Что же даёт нам опору?

Недавно мне довелось открыть для себя новый и непривычный мир православной педагогики. Она и подсказала ответ. Учитель – божественная профессия, потому что учителю даром даётся Божья благодать. На свете три Божественных профессии: учитель, врач, священник. Они обращаются к душе, телу и духу. Священник получает благодать видимо – через обряд рукоположения; учитель и врач – невидимо.

Благодать Божья даёт учителю возможность работать, поэтому квалифицированный учитель не уходит («С креста не сходят – с креста снимают»). Благодать Божью мы получаем через наш педагогический талант.

 Какова цель нашей работы?

Она грандиозна!

Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оптимальных условий для восстановления образа и подобия Божия в человеке (учитель помогает ребёнку изменить своё сердце через совесть).

Каков наш главный инструмент?

Слово!

Но:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, –

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать…

Ф.И.Тютчев

Поэт сказал о главном, что мешает нам. Мы не достигаем цели (иногда получаем противоположный результат!), возникают конфликты, и причина тому – непонимание друг друга.  «Счастье – это когда тебя понимают», – много лет назад о взаимопонимании как о счастье сказал нам с экрана герой фильма «Доживём до понедельника».

 Почему непонимание возникает так часто?

«Как благодать» – вот как даётся каждому, и учителю в том числе, особый талант понимания. Это особый дар – умение слушать и слышать.

Стараемся развивать его в себе и в детях. Как? Через сочувствие, сопереживание.

        Что является главным препятствием для взаимопонимания?

        Наш профессиональный недостаток – гордыня, то есть непомерная гордость, когда человек становится высокомерным и с пренебрежением относится к другим людям. Как ни грустно, но с годами этот грех проявляется в учителе во всё большей степени. Почему?

  Необходимость постоянно доказывать не только свою профпригодность, но и высокий уровень своего педагогического мастерства через открытые уроки, аттестацию и т. п. приучает человека к показу себя с лучшей стороны, и со временем учитель утверждается в мысли о том, что он достиг хороших результатов. Педагог, не сумевший самоутвердиться, обычно школу покидает. У тех, кто остаётся и работает с энтузиазмом, складывается высокая самооценка (и это один из стимулов к дальнейшей работе), и постепенно она перерастает в гордыню.

Другое препятствие к взаимопониманию – критический склад ума. Важная сторона нашей деятельности заключается в поиске и исправлении ошибок учащихся, выставлении оценок. Мы привыкаем искать ошибки! Мы ищем и находим их в действиях окружающих нас людей, в профессиональной деятельности коллег.  Не прощаем чужих ошибок. Нетерпимость становится профессиональным качеством: (в чужом глазу соломинку увидим, а в своём бревна не заметим).

Мы привыкли учить и зачастую не терпим, когда учат нас. Забываем истину: умный любит учиться, а дурак – учить. В этом ещё одна причина отсутствия взаимопонимания.

Наша задача – помнить о высокой цели, стоящей перед нами. В ней – нравственная основа профессиональной этики учителя.

  1. Помним о нашей высокой ответственности.
  2. Развиваем талант понимания, умение слушать и слышать через сочувствие, сопереживание.
  3. Стараясь понять другого, должны осознавать, что понять не всегда удастся. Надо смириться с этим и принять непонятное или непонятое.
  4. Учимся обуздывать гордыню.
  5. Воспитываем в себе терпимость, то есть готовность идти на компромисс. Помним, что бескомпромиссность, которой гордимся, способна увести нас далеко от желаемого результата.
  6. Чётко осознаём: педагогический коллектив – единая цепь. Мы её звенья! Единственное слабое звено ведёт к разрыву всей цепи. (Наглядная демонстрация яркой цепочки, собранной в единое кольцо; рвётся одно колечко – разрушается вся цепь.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание на уроках "Основы светской этики"

Актуальность изучения в современное время курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Конспект открытого урока на тему "Золотое правило нравственности" (модуль "Основы светской этики") 4 класс

В конспекте  урока обозначены цель и задачи, указаны тип урока,  его вид, приемы и методы, используемые технологии, виды деятельности, планируемые результаты, оборудование урока; представлен...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.

Взгляд учителя физики на проблему формирования , знакомства и усвоения ценностей христианской культуры....

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"

Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"...