Нравственные основы профессиональной этики учителя
статья (литература) на тему
Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оптимальных условий для восстановления образа и подобия Божия в человеке (учитель помогает ребёнку изменить своё сердце через совесть).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные основы профессиональной этики учителя
Новикова Н.П.
Тезисы выступления на педагогическом совете
Культура речи и общения – частное проявление общей культуры учителя. Любое место работы предполагает деловое общение. Существует профессиональная этика, то есть совокупность норм поведения, мораль: врачебная этика, педагогическая этика.
Мы говорим о профессиональной этике учителя. Соблюдение этических норм – одно из важных условий плодотворной деятельности педагогического коллектива.
Ежедневно мы купаемся в роскоши. Это «роскошь человеческого общения», говоря словами Антуана де Сент-Экзюпери. Как мы должны распорядиться этим благом, данным нам нашей профессией?
Каждый человек, и учитель в том числе, очень по-разному относится к тем, с кем он постоянно взаимодействует в процессе профессиональной деятельности. Мы испытываем разную степень любви и нелюбви. Но учитель не вправе руководствоваться эмоциями. Деловые отношения отодвигают их на второй план. На первом – интересы дела. Личное оставляем за дверью. Входим в класс, втянув живот и улыбнувшись, в каком бы эмоциональном состоянии мы ни находились. Иногда это очень трудно. Что же даёт нам опору?
Недавно мне довелось открыть для себя новый и непривычный мир православной педагогики. Она и подсказала ответ. Учитель – божественная профессия, потому что учителю даром даётся Божья благодать. На свете три Божественных профессии: учитель, врач, священник. Они обращаются к душе, телу и духу. Священник получает благодать видимо – через обряд рукоположения; учитель и врач – невидимо.
Благодать Божья даёт учителю возможность работать, поэтому квалифицированный учитель не уходит («С креста не сходят – с креста снимают»). Благодать Божью мы получаем через наш педагогический талант.
Какова цель нашей работы?
Она грандиозна!
Главная цель, одухотворяющая всю нашу работу, заключается в развитии высокой степени нравственного совершенства наших детей, то есть, по определению православной педагогики, цель учителя – создание оптимальных условий для восстановления образа и подобия Божия в человеке (учитель помогает ребёнку изменить своё сердце через совесть).
Каков наш главный инструмент?
Слово!
Но:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Ф.И.Тютчев
Поэт сказал о главном, что мешает нам. Мы не достигаем цели (иногда получаем противоположный результат!), возникают конфликты, и причина тому – непонимание друг друга. «Счастье – это когда тебя понимают», – много лет назад о взаимопонимании как о счастье сказал нам с экрана герой фильма «Доживём до понедельника».
Почему непонимание возникает так часто?
«Как благодать» – вот как даётся каждому, и учителю в том числе, особый талант понимания. Это особый дар – умение слушать и слышать.
Стараемся развивать его в себе и в детях. Как? Через сочувствие, сопереживание.
Что является главным препятствием для взаимопонимания?
Наш профессиональный недостаток – гордыня, то есть непомерная гордость, когда человек становится высокомерным и с пренебрежением относится к другим людям. Как ни грустно, но с годами этот грех проявляется в учителе во всё большей степени. Почему?
Необходимость постоянно доказывать не только свою профпригодность, но и высокий уровень своего педагогического мастерства через открытые уроки, аттестацию и т. п. приучает человека к показу себя с лучшей стороны, и со временем учитель утверждается в мысли о том, что он достиг хороших результатов. Педагог, не сумевший самоутвердиться, обычно школу покидает. У тех, кто остаётся и работает с энтузиазмом, складывается высокая самооценка (и это один из стимулов к дальнейшей работе), и постепенно она перерастает в гордыню.
Другое препятствие к взаимопониманию – критический склад ума. Важная сторона нашей деятельности заключается в поиске и исправлении ошибок учащихся, выставлении оценок. Мы привыкаем искать ошибки! Мы ищем и находим их в действиях окружающих нас людей, в профессиональной деятельности коллег. Не прощаем чужих ошибок. Нетерпимость становится профессиональным качеством: (в чужом глазу соломинку увидим, а в своём бревна не заметим).
Мы привыкли учить и зачастую не терпим, когда учат нас. Забываем истину: умный любит учиться, а дурак – учить. В этом ещё одна причина отсутствия взаимопонимания.
Наша задача – помнить о высокой цели, стоящей перед нами. В ней – нравственная основа профессиональной этики учителя.
- Помним о нашей высокой ответственности.
- Развиваем талант понимания, умение слушать и слышать через сочувствие, сопереживание.
- Стараясь понять другого, должны осознавать, что понять не всегда удастся. Надо смириться с этим и принять непонятное или непонятое.
- Учимся обуздывать гордыню.
- Воспитываем в себе терпимость, то есть готовность идти на компромисс. Помним, что бескомпромиссность, которой гордимся, способна увести нас далеко от желаемого результата.
- Чётко осознаём: педагогический коллектив – единая цепь. Мы её звенья! Единственное слабое звено ведёт к разрыву всей цепи. (Наглядная демонстрация яркой цепочки, собранной в единое кольцо; рвётся одно колечко – разрушается вся цепь.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное воспитание на уроках "Основы светской этики"
Актуальность изучения в современное время курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376781-1389015095.jpg)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-260345-1374265228.jpg)
Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.
Взгляд учителя физики на проблему формирования , знакомства и усвоения ценностей христианской культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/01/picture-58231-1448994475.jpg)
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88861.jpg)
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-633361-1440497328.jpg)
Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"
Программа элективного курса для 10 класса "Нравственные основы семейной этики"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/24/picture-1534233-1727134803.png)
Эссе на тему "Психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия. Нормы профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений".
В эссе говорится о психолого-педагогических основах профессионального взаимодействия. Нормах профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений....