"Духовно-нравственное воспитание на уроках "Основы светской этики"
учебно-методический материал по мхк по теме
Актуальность изучения в современное время курса "Основы религиозной культуры и светской этики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_dukh.nravst._vospitaniyu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Духовно-нравственное воспитание на уроках «Основы светской этики».
Разработала: С.А. Веремьёва
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 34, с. Березняки,
г. Южно-Сахалинска
Сахалинской области
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках «Основы светской этики».
Введение.
В настоящее время, человек переключился только на приобретение, а его творческие силы ослабевают. Это отражается на состоянии общества, в котором уже нет активности, инноваций, изобретений.
«Преобладающими становятся апатия и депрессия. Поэтому современные люди нуждаются, в таком воспитании, которое поможет им лучше понять себя и справиться с тёмными сторонами своей жизни».1
Необходимо изменить ситуацию к лучшему. Во многом мы идём новым, неизведанным путём. Важно использовать опыт нашего образования, государства.
Без укрепления духовно-нравственного воспитания в общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства.
«Величайшими ценностями многих поколений граждан нашей страны были верность памяти предков, уважение и любовь к Отечеству, гражданская ответственность, вера в добро, справедливость.
Патриотизм должен стать объединяющей идеологией российского общества. Он лучше всего отвечает историческому прошлому России».2
В Федеральный государственный стандарт начального образования введён новый курс ОРКСЭ. Нормативно-правовой основой курса является: Поручение Президента РФ от 2.08.2009г. «В связи с этим «разработана программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения России», на сегодня она актуальна и востребована обществом».3
1. Статья Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
2. Статья В.А. Садовничий ректор МГУ «О духовно-нравственной культуре».
3.Статья Архиепископа Верейского Евгения. Ректор Московской Православной Духовной Академии «О программе «Духовная нравственная культура».
1.Значимость духовно-нравственного воспитания в образовании.
Цель: - поддержание статуса России, как великой державы в сфере науки, культуры, образования; обеспечение высокого качества жизни граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса.
Задачи:
- обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;
- воспитание патриотов обладающих высокой нравственностью и проявляемых национальную и религиозную терпимость.
Следовательно, преподавание ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях будет способствовать нравственной ориентации учащихся, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. Позволит решить актуальную задачу современной общеобразовательной школы – становлению гармонически развитого гражданина, добросовестного труженика, преданного семьянина и патриота Отечества.
2. Теоритические основы духовно-нравственного воспитания.
«Для раскрытия понимания ключевого словосочетания «духовно-нравственное воспитание» необходимо понять, что необходима единая трактовка, что есть «духовность» и «нравственность».
«Духовность» - всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. (В.И. Даль).
Или в широком понимании – стремление человека переделать себя, одухотвориться, строить свои отношения с окружающим миром, на основе добра, гармонии и, конечно же, любви.
«Нравственность» - это компонент духовности, содержанием которого, выступают этические ценности. «Нравственность» - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
«Духовность» и «Нравственность» - существуют в неразрывном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное развитие личности.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способность к различию добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)».4
Таким образом, единственным главным национальным проектом в России должно стать Возрождение духовности и нравственности в России.
4- Статья ««Духовно-нравственная культура» - составляющая образовательных программ» Иигумен Киприан (Яценко), А.Я. Данилюк, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук.
3. Практические рекомендации к уроку по ОРКСЭ.
В нашей школе МБОУ СОШ № 34с Березняки, города Южно-Сахалинска по Поручению Президента РФ от 2.08.2009г., а также по Приказу Министерства образования Сахалинской области от 14.12 2011г. № 1404-ОД «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этике». И Приказу департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска от 15.12. 2011г. № 1278 «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этике» был введён данный курс.
С помощь анкетирования, родители выбрали один из модулей ОРКСЭ «Основы светской этики», в модуле рассматриваются самые важные насущные вопросы: «Добро и зло», «Долг и совесть», «Честь и достоинство», «Справедливость и милосердие», «Ценность рода и семьи» и т.д.
Я бы хотела поделиться первым опытом.
Урок в 4 классе, модуль «Основы светской этики», тема «Ценность рода и семьи».
- Определяем проблему урока, с целью вызвать интерес (рассказ, притча и т.д.)
Предлагаем ребятам рассказать о своих семейных традициях.
- Вспоминаем то, что знаем.
Предложить ребятам ответить на вопросы:
- Что означают слова: ценности, добро, зло? Как они зависят друг от друга?
(смотри словарь в конце учебника).
- Вспомни, какие чувства испытывал ты и твои родители, когда рисовали родословное дерево?
III. Решаем проблему, открываем новые знания.
- Как появилась семья?
– Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
- Зачем семье нужны традиции?
Прочитав текст, объясни, что такое семейные традиции.
Сделай вывод по проблеме урока почему надо уважать семейные традиции.
- Что даёт человеку семья?
Изучи схему, и определи, что даёт человеку его семья.
- Формулируем вывод по проблеме урока: будет ли честно и справедливо относиться к членам своей семьи равнодушно, холодно, с неприязнью?
- Формулируем свой вывод и сравниваем его с авторским.
- Домашнее задание:
- Попробуй, объясни своими словами смысл выражения: «семья-источник нравственности» (нравственная культура человека).
- Найди с родителями стихотворение о семье. Что в нём главного?
- Готовим проекты.
- Фотоальбом с подписями «Добрые традиции нашей семьи».
- Рисунок с подписью: «Моя любимая семейная традиция».
- Сочинение - размышление: «Каким добрым правилам меня научила моя семья?»5
5.ФГОС «Школа» 2010, учебник Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс, «Светская этика», М., БАЛАСС 2011 стр. 42-47.
Литература.
1. Статья Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
2. Статья В.А. Садовничий ректор МГУ «О духовно-нравственной культуре».
3. Статья Архиепископа Верейского Евгения. Ректор Московской Православной Духовной Академии «О программе «Духовная нравственная культура».
4. Статья ««Духовно-нравственная культура» - составляющая образовательных программ» Иигумен Киприан (Яценко), А.Я. Данилюк, член корреспондент РАО, доктор педагогических наук.
5. ФГОС «Школа» 2010, учебник Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс, «Светская этика», М., БАЛАСС 2011 стр. 42-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»
Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...