Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
- Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.
- Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev.doc | 547 КБ |
Предварительный просмотр:
«Философская лирика
Ф.И. Тютчева»
Урок литературы
«Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.
- Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике.
- Умение строить свою речь с точки зрения литературного языка и логических законов.
Метапредметные:
- Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (регулятивные учебные действия).
- Формулирование и аргументация своего мнения, использование языковых средств с точки зрения их нормативности, умение вести грамотный диалог с преподавателем и со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).
- Построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
Личностные:
Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности литературы (личностные универсальные учебные действия).
Основные понятия урока: категория времени в философии, понятия «век», «год», «час», «минута», «мгновение» в философской лирике Тютчева, определение философии природы в лирике поэта.
Тип занятия: лекция с элементами практического занятия.
Ресурсы: лекционные тетради, учебник Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. В 2 ч. Ч.1, М., Просвещение, 2011; презентация «Философская лирика Ф.И. Тютчева», видеоролик «Календарь важных дат: Ф.И. Тютчев», романс В. Агафонова «Что ты клонишь над водами».
План занятия
- Организационный момент.
- Целеполагание. Просмотр видеоролика «Календарь важных дат: Ф.И. Тютчев».
- Мотивационный этап. Чтение стихотворений и беседа.
- Выступление студента с сообщением на тему «Особенности Времени как философской категории».
- Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы).
- Анализ стихотворения «Наш век».
- Анализ стихотворения «Она сидела на полу…».
- Время в живописи (лекция с демонстрацией репродукции картина Уолтера Крейне).
- Объяснение нового материла «Философия природы в лирике Тютчева» (продолжение). Лекция с элементами беседы.
- Анализ стихотворения «Еще земли печален вид…».
- Анализ стихотворения «Фонтан».
- Прослушивание романса в исполнении В. Агафонова.
- Итоговое обобщение.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент (приветствие, запись в тетради числа и темы).
- Постановка целей урока:
- Дать определение понятию времени в философии.
- Категория времени в философской лирике Тютчева.
- Философия природы в лирике поэта.
Просмотр видеоролика «Календарь важных дат: Ф.И. Тютчев».
- 1. Выразительное чтение студентом стихотворения Державина.
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Беседа по прочитанному стихотворению.
- Какова тема этого стихотворения? (Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.)
- Какова общая тональность этого стихотворения? (Стихотворение пронизано пессимистическим чувством)
- Каким видится вам автор этих строк? (Это человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.)
2. Теперь послушайте отрывок из второго стихотворения. (Читает студент)
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?..
Беседа по прочитанному стихотворению.
- Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение также посвящено теме Времени и Вечности.)
- Как вы представляете автора этого стихотворения? Похож он на предыдущего? (Автор, возможно, моложе, но это человек, также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему.)
Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за 3 дня до смерти, ослабевшей рукой, уже не способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года.
А второе стихотворение принадлежит Тютчеву и называется «На новый 1816 год». Сколько ему в это время лет? (13). Это первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой обращается его великий предшественник, стоя у гроба.
Оба поэта обращаются к одной и той же теме, теме Времени. Время – это философская категория.
- Студент выступает с сообщением по теме «Особенности Времени как философской категории».
- Время – основная форма существования материи; «…бытие вне времени есть … величайшая бессмыслица» (Ф. Энгельс.)
- Время имеет одно измерение. Время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
- Время необратимо – всегда идет от прошлого к будущему.
- Сущностью Времени является движение; материя, движение и Время неотделимы.
- Время объективно; вне и независимо от нашего сознания, а наше познание приспосабливается к объективному Времени.
- Течение Времени зависит от скорости движения тел и изменяется в зависимости от нее.
(На доске запись в столбик: подчеркнутые выражения)
Слово преподавателя: Такой является категория Времени в философии.
Время… аспект бытия, не зависящий ни от чего и ни от кого. Для современного человека, погруженного в свои заботы, Время - словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени, чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время. Какова его власть над человеком? Мы словно не ощущаем власти Времени, но она огромна. Впопыхах проходит жизнь, и в конце пути человек иногда понимает, что ничего не достиг, что наш мир – пустыня, что каждый сам по себе и каждый одинок. Есть люди, для которых одиночество несет глубокий смысл, благо. Оно позволяет им полнее почувствовать ценность жизни, ощутит ту ниточку, которая связывает человека с чем-то высшим, неземным. Таков Федор Иванович Тютчев.
- Лекция с элементами беседы.
Слово преподавателя: Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени для того, чтобы понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева. Для этого определим, какие временные формы использует Тютчев и почему одна из форм времени привлекает его в большей степени, а другая – в меньшей. В ходе занятия вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы.
Прежде всего, обращает внимание обилие временной лексики у Тютчева. Это названия различных отрезков времени, возрастов, временные прилагательные, наречия, глаголы. Наименования исторических эпох, мифологических имён («Арфа Скальда», «Душа моя - Элизиум теней»). Такая лексика присутствует как в названиях («Утро в горах», «Полдень», «Летний вечер», «Рим ночью», «Осенний вечер», «День и ночь», «29-е января 1837» и так далее), так и в содержании: «Та же прелесть утреннего часа», «Сей день, я помню, для меня был утром жизненного дня…», «Когда пробьет последний час природы…», «Часов однообразный бой, томительная ночи повесть» и так далее.
- Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?
- Какие формы наиболее употребительны, частотны?
Чаще всего в стихотворениях встречается понятие «век». Например, в стихотворениях «Нет веры к вымыслам чудесным…», «На камень жизни роковой…», «Приветствие духа», «Наш век», «В небе тают облака…» и другие.
Более редкой формой времени можно назвать год. Упоминание об этом есть в таких стихотворениях, как «В альбом друзьям», «Русской женщине», «Наполеон», «Сто лет» и так далее.
Час как форма времени встречается во многих стихотворениях «Видение», «Бессонница», «Море и утес», «Рассвет».
И, конечно же, встречаются самые минимальные отрезки времени – минута («Она сидела на полу», «Еще минута») и миг (В разлуке есть…», «Так в жизни есть мгновения…»).
Кроме того, время упоминается в виде времен года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится..»), в упоминании разного времени суток («Вечер», «Декабрьское утро», «Полдень»). Но чаще всего встречается упоминание ночи («Проблеск», «Тени сизые», «Тихой ночью»).
И, наконец, время как точная дата («29-е января 1837», «1-е декабря 1837», «1856», «16 сентября 1834» и другие.
- Так какие временные формы используются Тютчевым в лирике? (Студенты называют, а преподаватель прикрепляет названия к доске).
Вывод: Обращает на себя внимание, что из отрезков времени (век, год, час, минута, миг) чаще всего употребляется век, а менее всего минута и миг. Год и час, можно сказать, равноправны. В названиях частей суток наиболее привлекает поэта ночь, день — почти в два раза меньше. Промежуточное время суток, например, рассвет, наименее употребительно. Из времён года более всего встречаются весна и лето.
Почему одна из форм времени привлекает Тютчева в большей степени, а другая — в меньшей?
VI. Анализ стихотворения «Наш век».
Обратимся к стихотворениям и ответим на этот вопрос. Остановимся на полярных понятиях, рисующих протяжённость бытия: век и миг, мгновение, минута. Чтобы понять, каково значение формы времени “век”, проанализируем стихотворение «Наш век».
- Чтение стихотворения учеником.
- Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего, это тема времени – она заявлена уже в названии.)
- Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.
Категория времени составляет здесь не только содержание стихотворения, но и определяет композицию.
- Как построено стихотворение? (Оно построено на контрасте «наших дней», когда человек «безверием палим и иссушен», и того времени, которое поэт считает идеальным, но о нем не говорит.)
- Как в стихотворении подчеркивается этот контраст? (Контраст подчеркивается обилием антитез: тень - свет, вера - неверие, жаждет - не просит и др.
Так возникает двуплановость мира у Тютчева, причем идеал поэта не имеет конкретных черт, не связан с каким-то определенным временем и пространством.
Вывод: Понятие «век» в лирике Тютчева принимает разные значения: и бесконечной протяженности, и только «наших дней», то есть века, в котором обитает лирический герой. Отношение Тютчева к веку эмоционально, оценочно. Само слово «век» часто употребляется с эпитетами: например, «век преступный и постыдный».
- Приведите примеры, подтверждающие это. (В наш век отчаянных сомнений, //В наш век, неверием больной)…
Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность…
Тютчев постоянно противопоставляет время гармонии, равновесия сегодняшнему отрезку времени. Человек бессилен изменить время, он вынужден жить в нем, не смирившись.
VII. Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»
Миг, минута в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их.
Обратимся к стихотворению «Она сидела на полу…» (чтение учеником)
- Какова тема этого стихотворения? (Воспоминания героини о прошлом, в котором осталось так много горя, грусти.)
- Что можно сказать о лирической героине? Как автор описывает ее внутренние переживания, чувства? Какие детали привлекли ваше внимание? (1. Героиня сидит на полу – отрешенность от действительности. 2. Разбирает письма – она сейчас в другом мире, в прошлом. Сравнение «как остывшую золу» - письма были дороги героини; когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. 3. «Брала их в руки и бросала» - героиня словно обжигается, когда берет эти холодные письма, воспоминания приносят ей боль. 4. Глядит на письма «чудно» - ее взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это подтверждают следующие строки: «…Любви и радости убитой». 5. Эпитет «чудно» дает представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чем не жалеет. 6. Метафора «письма - жизнь» подчеркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, ее невозможно вернуть. 7. Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)
- Так что представляет собой время в этом стихотворении? (Время – это минуты, оставшиеся в прошлом. Они прошли быстротечно, как миг.)
Вывод: Эта же быстротечность минуты видна и в других стихотворениях. Приведите примеры. ( 1) Смотрю я на тебя, мой гость минутный…; 2) И страшный груз минутно приподнимет…3) Хотя на миг причастен будь!)
Всюду минута, миг – это быстротечность времени, которое хочется остановить. Однако «мгновение … имеет предельно зыбкие границы». С одной стороны, оно летуче, стремительно, а с другой расширяется. Миг является знаком времени переживаний героев, ассоциируется с человеческой жизнью, с важными ее проявлениями, например, с любовью. Это чувство никогда не бывает счастливым у Тютчева. Герой и героиня любят «убийственно». И это усиливает ощущение драматизма времени.
VIII. Время в живописи.
Слово преподавателя: Тема Времени – это вечная тема, которая проходит и через музыку, которую вы слышали на уроке, и через живопись. Перед вами репродукция картины Уолтера Крейне, английского живописца 19 века, «Маски четырех времен года». И это его видение Времени.
IX. Философия природы в лирике Ф. Тютчева.
Слово преподавателя:
Тютчев — певец природы. Многообразные проявления жизни природы в его лирике. Тютчев «стремится уловить душу природы, ее язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы». Какими?
Обратим внимание хотя бы на названия или первые строки стихов: «Первая встреча весны», «Весенние воды», «Летний вечер», «Осенний вечер», «Чародейкой Зимою», «Утро в горах», «Полдень Мглистый», «Ночные голоса», «Светозарный месяц», «Первая гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга», «Дождь», «Зарницы». И времена года, и времена суток, и природные явления — все волнует поэтическое воображение Тютчева, но больше всего его привлекают «стихийные споры» природы, особенно бурь и гроз.
Мы уже вспоминали одно из самых известных стихотворений Тютчева, которое И. Аксаков назвал «майской грозовой потехой»: «Люблю грозу в начале мая». «Гармония стихийных споров»,- вот что привлекает поэта.
Это связано с тем, что Тютчев — поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия — вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он, подобно Тургеневу (вспомните финальный пейзаж романа «Отцы и дети»), видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные — враждебной, но чаще всего — глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение:
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы: подлинное бытие имеет лишь природа в целом. Человек лишь «греза природы». Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе, приводит к излюбленному у Тютчева приему описания природа показана в переходные моменты своей жизни. Это очень хорошо видно при изображении, например, времен года.
Студенты вспоминают стихотворение «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Преподаватель: Какие мысли и чувства рождаются у поэта при обращении к таким моментам перехода?
X. Анализ стихотворения «Еще земли печален вид…»
1. Какую мысль важно передать при выразительном чтении? (Старое еще живо, но появляется новое). Давайте разберемся в особенностях композиции. Стихотворение отчетливо делится на две части.
2. Чему посвящена первая часть?
Тема первой части — пробуждение природы от зимнего, уже «редеющего» сна.
3. В чем своеобразие изображения пробуждающейся природы?
Поэт изобразил печальную, даже мертвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения. Попытаемся представить «воздух», который «уж весною дышит», едва заметное колыханье мертвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветвей ели. Позже в живописи импрессионисты будут искать впечатление от увиденного. Если попытаться представить изображенное, то можно увидеть, что Тютчев стремится именно к этому, подготовив читателя к развернутому олицетворению, заключающему первую часть стихотворения: «Весну послышала она, \\ И ей невольно улыбнулась…»
4. Тема второй части стихотворения определяется легко: пробуждение души.
5. Но в чем особенности изображения этого пробуждения?
Найдем образы, которые являются центральными в строфе: «Блестят и тают глыбы снега, \\Блестит лазурь, играет кровь…». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например: «Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое. Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует ее красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы. Показывая пробуждение природы, он использует образы из мира природы. Поразительна нерасторжимость образов обновляющейся природы и молодеющей души.
6. Назовите стихи, где поэт использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека. («Дума за думой, волна за волной»; «Поток сгустился и темнеет «; «Слезы людские, о слезы людские» и др.).
XI. Анализ стихотворения «Фонтан».
В данном стихотворении живописной картиной неиссякаемой струи, всякий раз низвергаемой с высоты «незримо-роковой дланью», напоминает Тютчев о силе и одновременно ограниченности человеческого разума. Наглядно показана чисто философская диалектика соотношения стремления человеческого ума к абсолютному знанию и «роковой» невозможности его осуществления. Для поэта сущность мира — столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что, даря человеку долю правды о себе, она остается таинственной и загадочной и загадочной, «сфинксом». Для передачи этих чувств, мыслей и использует Тютчев свой возлюбленный прием «образного параллелизма». Причем не всегда эта параллель обнаруживается явно. Иногда граница между явлениями природы и состоянием души как бы стирается, исчезает, одно неприметно переходит в другое.
XII. Прослушивание романса в исполнении В. Агафонова.
Вопрос преподавателя: почему стихотворение Тютчева «Что ты клонишь над водами…» напомнило Некрасову стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»?
XIII. Итоговое обобщение.
Итак, каковы наши выводы? Вернемся к вопросам нашего урока.
1. Время – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий. Его отличает страстное отрицание своего «постыдного века». Но, отрицая, Тютчев никогда не уходил от своего времени.
2. Земное бытие осмыслено Тютчевым и как миг, и как вечность, как время утрат и разлада в мире и в человеческой жизни. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяженности, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости.
2. Наблюдая за образами времени, мы видим, что Тютчев показывает противоборство жизненных сил как вечный закон жизни. Вводя образы времени, поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.
3. Для Тютчева идеального времени в истории человечества не существует. Идеал – лишь порождение мечты поэта, создание его воображения. Противопоставляя два времени, Тютчев не уходит в прошлое, не идеализирует его. Идеала нет и в любви. Лишь на короткое время лирический герой может испытать состояние покоя своей души, гармонии с миром и природой. При этом Тютчев не предлагает свой идеал и не зовет к его воплощению.
4. Не имея конкретного воплощения, иное, идеальное время постоянно присутствует в лирике Тютчева как контраст, антитеза, умолчание, ирония и так далее.
Таким образом, осмысление категории Тютчевым в чем-то перекликается с философскими определениями времени, но в то же время имеет и свои особенности. Кроме того, можно говорить не только о двоемирии, но и о двоевременье в тютчевской поэзии. Двоемирие и двоевременье – обязательное условие композиции его стихов.
5. Природа в лирике Тютчева является тайной, загадкой, она одухотворена. Природа созвучна душевному настроению лирического героя.
XIV. Рефлексия.
1.А каким видите Время вы? Продолжите фразу «Время для меня – это…».
2. Какой видите природу вы?
XV. Домашнее задание: проанализировать одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, в котором находит выражение категория Времени; дать свое восприятие, истолкование, оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"
Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...
Презентация к уроку литературы "Основные мотивы лирики А.С. Пушкина"
В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта....
Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"
Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...
Разработка урока литературы. Своеобразие любовной лирики Ю.В. Жадовской/Курс «Литература Костромского края. 10 класс.
Знакомство с гуманистическим пафосом любовной лирикой Ю.В. Жадовской...
Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...
Урок литературы в 6 классе "Анализ стихотворения Тютчева "Листья"
Урок литературы в 6 классе (анализ лирического произведения) Тютчев "Листья"...
Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"
Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэт...