Открытый урок. Анализ сказки Гаршина "Attalia princeрs"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель урока:
1) проанализировать сказку;
2) учиться работать с текстом;
3) развивать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 363.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по творчеству Всеволода Гаршина.
«Вперёд, к свету, к свободе, к небу!»
«Attalea princeps» - литературная сказка.
- Организационный момент. Дети заранее поделены на 4 команды. Каждая команда имеет домашнее задание (путём жеребьёвки) к уроку.
- команда: Подготовить выступление о жизни и творчеству Гаршина на 3 минуты.
- команда: Рассказать о творчестве Гаршина (о его сказках, о чём они, чему учат, чем дороги и т. д.) на 5- 6 минут.
- команда: Найти материал об истории создания сказки «Attalia princeps» (год создания, что повлияло на создание и т. д.)
- команда: Инсценировка спора между обитателями оранжереи ( придумать костюмы, заучить реплики, выразительно прочитать нужный отрывок, т.е. самим распределить роли и отрепетировать)
Ход урока:
(СЛАЙД 1)
- Организационный момент. У нас сегодня с вами не простой урок, а урок – игра. И прежде чем начать, я ознакомлю вас с правилами нашей игры.
- Во – первых, оценивать ваши ответы буду не я, а ученики старших классов. Это ребята из 10 «В» класса, те, кто любит литературу, те, кто читает все произведения по программе и даже больше. Команды будут в ходе урока набирать баллы (оценивание будет традиционным по 5-тибальной системе). За дополнительные ответы команды смогут набрать по 1 баллу в пользу своего коллектива. За поведение может быть поднята штрафная карточка с номером команды, и команда потеряет балл.
- Класс заранее поделён на команды, при жеребьёвке дети получили домашнее задание для каждой команды. Все мы знаем, что урок посвящён творчеству Всеволода Михаиловича Гаршина.
- Но ответьте мне на такой вопрос, зачем проводить ещё один урок, посвящённый сказке Гаршина «Атталия принципс» Ведь мы прочитали это произведение и даже можем пересказать. Зачем, с какой целью мы вновь обращаемся к сказке?
( мы должны проанализировать текст, чтобы лучше его понять, чтобы докопаться до сути)
- Итак, вы назвали цель нашего урока, а теперь определитесь с темой. Как бы вы назвали наш урок. Названия могут быть самыми разными.
- (СЛАЙД№ 1-ЩЕЛЧОК - тема, СЛАЙД №2 – цели) Значит вы сами назначили и тему и назвали цели урока. Сообщение темы и целей урока.
- В конце урока, если цели будут достигнуты, мы выполним творческую работу, и без труда сможем ответить на поставленные вопросы. А сейчас я вас ознакомлю с этапами нашего урока(СЛАЙД №3) Вы понимаете, что урок очень насыщенный, поэтому принимаемся за работу.
- Итак, мы начинаем. Первое задание команд – это проверка домашнего задания. ( слайд № 4 с заданием 1 –ой команды)
5 слайд с заданием 2 –ой команды
6 слайд с заданием 3 - ей команды
7 слайд с заданием 4 – ой команды
3.А теперь я хочу посмотреть, как вы умеете сжато пересказывать эпизоды текста.
Внимание, задание: по опорным словам, данным каждой команде нужно пересказать сжато эпизод. (8 слайд)
- Задание: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: БОТАНИЧЕСКИЙ САД
ОРАНЖЕРЕЯ
УЗОРЧАТЫЕ АРКИ
ЖЕЛЕЗНЫЕ РАМЫ
ТОЛСТЫЕ СТЁКЛА
РОДНОЙ КРАЙ
СВОБОДА
ЗИМА
БЛЕДНЕЛИ
УМИРАЛИ (9 слайд)
2 Задание: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: УЧЁНЫЙ ДИРЕКТОР
СТЕКЛЯННАЯ БУДОЧКА
ATTALIA PRINCEPS
НАУЧНОЕ ИМЯ
ГОСТЬ ИЗ БРАЗИЛИИ
РОСКОШНЫЕ ЛЕСА
БЫЛА ГОРДОЙ
ГОЛУБОЕ НЕБО (10 слайд)
3 Задание: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: САГОВАЯ ПАЛЬМА
ПУЗАТЫЙ КАКТУС
КОРИЦА
ДРЕВОВИДНЫЙ ПАПОРОТНИК
ЗЛОБА И РАЗДРАЖЕНИЕ
ГЛУПОСТИ
ВЗДОР
ГОРДЫЕ СЛОВА (11 слайд)
- задание: КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПАЛЬМА РОСЛА
РЕШЁТКИ ПРОЧНЫ
УПЁРЛАСЬ В РАМЫ
УПРЯМОЕ ДЕРЕВО
ЗВОНКИЙ УДАР
ОСЕНЬ
НИЩАЯ ПРИРОДА САДОВНИК
- Игра в «сократиков»(слайд 12 )
Вы знаете древнегреческого философа Сократа?
(СЛАЙД №13) Так вот, он не сидел дома и не писал философских трактатов
Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Многим казалось это странным: ходит себе человек и пристаёт с вопросами, требует ответа, вступает в спор. Зачем он это делал? Какие вопросы задавал? Допустим такие: что такое красота? Как устроен мир? Почему этот человек добрый, а тот – злой? Таким образом, он вступал в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше о самой жизни, о человеке. А если это так, то задаваемые вопросы не могли быть бесполезными. Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его беседы. Учеников мудреца называли «сократиами». Самые известные «сократики» - философы Платон и Ксенофонт.
Давайте мы попробуем вступить в диалог с текстом, с автором этого текста – писателем В. Гаршиным. Возьмём фрагменты сказки. Вопросы по эпизодам вы будете составлять самостоятельно для своих соперников. Отвечать вопросы следует текстом. Запомните, задавать разумные вопросы есть первый и важный признак ума.
Работаем так: 1 команда задаёт вопросы -2-0й командепо тексту 1 части.
2 команда - 3-ей (по тексту 2 части)
3 команда – 4-ой( по тексту 3 части)
- команда – 1-ой ( по тексту 4 части)
- Дети могут забыть границы частей. На доске выписать заранее эти части по страницам
Задаём по 1-ому вопросу на каждый эпизод. Не забывайте, что вы сами должны знать текст, отвечающий на ваш вопрос.
4. А сейчас чисто теоретический конкурс.Конкурс «Литературоведов» (слайд № 14 на тему литературоведение) Мы составляли вопросы и отвечали на них. Работали мы со всеми эпизодами. - А какой эпизод из этих главный или они второстепенные? ( Эпизоды 1, 2, 4 не главные, а второстепенные А где же главный эпизод в тексте? (Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой) Какой приём использует автор, сопоставляя пальму и другие растения? (антитезу)
Внимание задание Кто больше найдёт сопоставлений в сказке, выпишите их в тетрадь по всему тексту -2 минуты.(директор – бразилец; Оранжерея и природа в городе; мечта и реальность, гордость директора и гордость пальмы)
(Слайд 15 с противопоставлениями ) Проверим себя.
Внимание задание: Назовите все средства выразительности, известные вам из 2 –ого абзаца с. 143. 1-2 минуты Проверим (Слайд 16 со средствами выразительности)
- Продолжим работать с текстом (Слайд 17 раскрытая книга)
- Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуйте каждого из них. ( 3 часть) 1 -2 минуты
(Саговая пальма – злобная, надменная, высокомерная,
Пузатый кактус – бездушный, доволен жизнью, ничего не хочет менять,
Корица - прячется за спины других растений, спорщица,
Древовидный папоротник – доволен своим положением, ни к чему не стремится)
11. Следующий этап (ответно –вопросный) (Слайд № 18)
- Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью?
(Они испугались- страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Им не понятен мотив, для чего пальме эта свобода)
Так возникает КОНФЛИКТ. Конфликт между обитателями и пальмой, между реальностью и мечтой.
- Если перенести этот конфликт на общество, что мы увидим?
(Безразличие общества к свободолюбивой личности. Подавление всякой инициативы)
- Кто поддержал пальму в стремлении к свободе?
(«Маленькая, презренная травка» - ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт)
- Какие черты в образе травки воплотил писатель?
(Готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, смерть ринять, если понадобится)
- Прав ли директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода?
(Директор горд за свои достижения)
- Вы обратили внимание, что автор называет и пальму гордой. Одно ли это понятие, как вы понимаете?
(Гордость – 1) Чувство собственного достоинства
2) чувство удовлетворения от чего – либо, 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.)
-Какое из определений подойдёт к пальме, а какое к директор?
И последний вопрос.
-Почему так печально заканчивается сказка? Ведь по закону сказки добро побеждает зло.(Это не простая сказка, а авторская. И автор в ней размышляет вместе с читателем, т.е. философствует)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА (выставление оценок лучшим игрокам, награждение команд)
Напишите , чему научила вас эта авторская философская сказка(Слайд 20) тетрадь с пером).
Примерные работы учащихся:
- Идти к цели, всё в твоих руках, даже невозможное станет возможным
- Сострадание и помощь ближнему необходимы.
- Без взаимовыручки, без понимания человек обойтись не сможет, он будет обретён на одиночество и гибель
- Необдуманность решений приводит к гибели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-обобщение "Сказки В.А. Сухомлинского" по чувашскому языку в 4 классе.
Юлташна В. A. Gyxомлинскин хăш юмахĕ килĕшет? Ыйтса пĕл. ...
Презентация открытого урока по сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...

Открытый урок "Народные сказки"
На уроке дети учатся находить общие и отличительные черты в русских и британских сказках....

Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Пусть будет дверь открыта ( урок по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)
Урок по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"...

Открытый урок по сказке Паустовского К.Г. "Теплый хлеб"
Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения...
Открытый урок по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Используемые технологии:личностно-ориентированное развивающее обучение,технология мастерских,групповые технологии.Оборудование: учебники (тексты), интерактивная доска, компьютер (презентация)раздаточн...