Открытый урок по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Используемые технологии:

личностно-ориентированное развивающее обучение,

технология мастерских,

групповые технологии.

Оборудование: учебники (тексты), интерактивная доска, компьютер (презентация)

раздаточный материал, «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». В. Я. Коровина, В. П. Коровин, В. И. Коровин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы в 5 классе28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Конспект урока литературы.

Уроки жизни  А. Погорельского  «Черная курица, или Подземные жители».

Класс –5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания

Цели:

Формирование нравственных качеств учащихся через  анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Задачи:

-познакомить учащихся с произведением А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»;

-выяснить, в чем поучительный смысл сказки;

-развивать исследовательские навыки учащихся;

-развивать навыки работы в группе;

-развивать умение принимать решение и оценивать свой собственный результат работы;

-формировать коммуникативные навыки;

-развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы.

Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к знанию, стремление к речевому самосовершенствованию, формирование положительно-значимых  качеств  личности (трудолюбие, честность, скромность)

Метапредметные:

регулятивные – определение последовательности своих действий при работе в группах;

познавательные – работа с текстом, выполнение логических операций (обобщение, систематизация, классификация);

коммуникативные – умение выражать свои мысли и идеи, умение обосновывать свое мнение, участвовать в обсуждении вопросов.

Используемые технологии:

личностно-ориентированное развивающее обучение,

технология мастерских,

групповые технологии.

Оборудование: учебники (тексты), интерактивная доска, компьютер (презентация)

раздаточный материал, «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс». В. Я. Коровина, В. П. Коровин, В. И. Коровин. Издательство «Просвещение», аудиокнига staroeradio.ru audio/1861, фильм «Черная курица, или Подземные жители» (можно по ходу урока показывать небольшие эпизоды из фильма)

Ход урока.

 Этапы урока

Учитель.

Учащиеся

Оргмомент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Повторение

Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.

- Вспомним, какие бывают сказки? (Народные и писательские, литературные)

- Какие сказки называем мы писательскими, или литературными?

- Что отличает их от народных?

- Что сближает литературные сказки с народными?

- Назовите известные вам литературные сказки

Литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки.

   Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)

                   

  П.П.Ершов «Конек-горбунок»

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключ. Б.»

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запись темы урока

Итак, ребята, внимание на экран! Предлагаю вам очень внимательно посмотреть видео, слушая слова песни, и запишите одно-два слова, на которые вы обратили особое внимание.

 (Смотрим буктрейлер по сказке А.Погорельского)

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».  

Групповая работа

Учитель.  На столах лежат листы, на них записано несколько пословиц. Прочитайте их, обсудите в группах и выберите ту пословицу, которую вы предложили бы в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Обоснуйте свой выбор

 От каждой группы приглашаю одного человека с выбранной пословицей. Есть ли совпадения? Посмотрим.

Ребята, вы доказали, что поняли главную мысль, идею сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

 Слайд Сказка – ложь, да в ней намек – добру молодцу УРОК» (А.Пушкин)

Тема  «Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица,…»

Перед вами портрет необыкновенного,  загадочного  писателя.

(Слайд Портрет писателя)

Учитель.

 Посмотрите на годы жизни писателя автором которой является  необыкновенный, загадочный писатель  

Более 200 лет отделяет нас от рождения сказочника. 200 лет – это огромное расстояние. Попробуй разгляди в такой дали времени, ощути сложную жизнь, какая была у Алексея Алексеевича Перовского. Ведь имя Антоний Погорельский - Псевдоним.

По 1 человеку от группы

Как по-вашему , какое слово является самым важным, главным в этом изречении.

Урок – то, чему мы должны научиться

Настя Значение слова «Псевдоним»,  имени «Антоний»  (Псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах

Антоний – «приобретающий взамен»).работала со словарем и расскажет нам, почему именно Антоний, что означает это имя.

Сможете ли вы объяснить, почему псевдофамилия - Погорельский? Ваши варианты 

(в честь села Погорельцы, где он жил)

Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.

Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. Сказка написана в 1829 году. Она осталась памятником любви к детям.

Помните, что имя Антоний означает - «Приобретающий взамен».

- Как вы думаете, что приобрел автор взамен одиночеству?

--

Приобрел искреннюю привязанность племянника, славу сказочника, признательность читателей на долгие годы.

Актуализация знаний

До сих пор её с удовольствием читают и дети, и взрослые,   п. что в ней заключено очень  много полезных мыслей. Сказка вами прочитана

Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка. Итак, о чем сегодня поведем разговор на уроке.

Запись темы урока «Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица, …»

Коллективная работа

Задание: Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок.

Проверка (Слайд с ответами)

1Жизнь Алеши в пансионе

2 Самопожертвование при спасении Чернушки

3 Алеша в подземном королевстве

4 Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание

5 Алеша проявляет необыкновенные способности

6 Предательство

7 Прощание  с министром

8 Болезнь и выздоровление

Юля, Лиза

Экскурс в Россию 19 века. В тексте есть слова, которые мы сейчас не употребляем и их значения нам непонятны

Инд задания (значение слов)  Слайд

Пансион

Империал

Дортуар

Сени

1 Где происходят события? (город, дом)

2 Что мы знаем о главном герое? Почему автор дает ему имя Алеша

3. Почему Алёша остался один в пансионате?

4. Что было его утешением в часы одиночества?

Зачитайте (начало сказки) –реалия,  жил-был

Ему 9-10 лет, зовут Алеша.

Автор- Алексей, племянник -Алексей

Все ученики уехали на каникулы

Чтение книг, игра с курочками во дворе.

Работа с учебником

1 сон:  В чем смысл первого сна? Как ведет себя Алеша? Можно ли вынести из этого какой-то урок?

По ролям

2 сон: Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?  Получает волшебное зернышко

Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?

Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью

Чтобы не знать труда, ищет легких путей, легкой жизни

Все на свете дается трудом, нужен труд, чтобы получить знания, только трудом добытые знания остаются в голове и никто их не может отнять, только они ему на пользу.

Стр 128  Они вошли…

Стр 134

-Скажи мне…

3 сон: Упрекает ли, обвиняет ли министр Черная курица Алешу из-за предательства?

 

Он прощает его. Учит хранить тайну.  Быть скромным. Держать честное слово. Быть благодарным

Стр143-144

Теперь я должен…

4 сон: Почему Алеша боится увидеть Чернушку в четвертый раз?

Почему  пострадал именно министр Черная курица?

Мучает совесть, боится смотреть Чернушке в глаза

Всегда страдает тот, кто любит (в цепях, т.к. именно он привел Алешу в подземное царство)

Таблица    Практическая работа. Работа в парах Ребята мы продолжаем путешествовать по сказке.

Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

До получения зернышка

После получения зернышка

Ум

Желание обмануть

Миловидность

Гордость

Доброта

Непослушание

Скромность

Нескромность

Любознательность

Самолюбие

Любовь к окружающим

Нарушение обещания

Правдолюбие

Шалун

Много читал

Несчастный

Все любили его

Все перестали его любить

 

Не прикладывал ни к чему труда

Ставил себя выше других

Посмотрите на таблицу. Отрицательные черты преобладают над положительными, из хорошего мальчика Алеша превратился в плохого человека. Почему стал изменяться Алешин характер?

Скучен день до вечера, коли делать нечего! К чему это привело? (Алеша заболел).

Алёша переболел злом, попавшим в его душу; переболев, стал душевно здоровым.  Назовите лишнее слово, которое теперь не относится к Алёше: добрый, послушный, горделивый, скромный, прилежный  (Слайд №11)

Учитель.    В сказке всегда добро побеждает зло. А в сказке А. Погорельского Алеша заболел, маленькие жители вынуждены покинуть свое царство. Конец у сказки невеселый. И все же торжествует добро над злом в этой истории? Почему?

Ребята, какие уроки извлекли вы для себя из этой сказки?

1.Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

2. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

3. Надо быть строгим к себе.

4. Надо уметь отвечать за свои поступки.

5. Нельзя лгать.

Слайд . Итог урока. Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.

Самостоятельная работа - Работа с тестами

Рефлексия. Раздать «зернышки»

Учитель: Ребята, вообразите себе, что вы попали в подземное царство, и король предлагает вам вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил у короля Алеша, вы знаете. А что бы попросили вы?

(ответы: здоровье, счастье, мир на земле, чтобы было всегда тепло, солнце светило…)

Д/З  Найти в тексте высказывания, советы о том, как надо жить, работать над собой. Запишите в тетрадях.

Оценки за урок

Еще раз смотрим буктрейлер:

  1. Изменилось ли ваше мнение о важности тех слов, что вы написали в начале урока
  2. Изменилось ли впечатление о сказке, о главном герое?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Презентция к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"....

Контрольная работа ( тест) по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Тест на знание текста сказки А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Содержит 16 вопросов. Рассчитан на учащихся 5-х классов....

Урок-исследование "Средства создания фантастики в сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".

Нетрадиционная форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся, повышает интерес к предмету. У детей появляется желание творить....

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание...

Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Данный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит учебную ситуацию. Технология - педагогическая мастерская....

урок литературы в 5 классе "Истинные и мнимые достоинства человека" по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса...