РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 5 классе
рабочая программа (литература, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/ Артыкова Г.Т./ Протокол № ___ от «__»_____2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/Шарипова Э.С./ от «____»_____2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» _________/ Ф.Д. Шамсетдинова/ Приказ № ______ от «____» ________2012 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
в 5 классе
Составитель:
учитель 1 квалификационной категории
Шарипова Эльза Сабаховна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _______от
« »___________2012 г.
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.) и авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев). Программа рассчитана на 70 часов (в неделю – 2 часа).
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
*воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
*развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
*освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
*овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:
*формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
*обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
*формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;
*развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.
Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе.
Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. В связи с насыщенностью курса 9 класса, куда входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века, предлагается начинать изучение соответствующих возрасту и уровню читательских интересов с 5 класса. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов
(поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу.
С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до 20 века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию.
Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
• "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
• "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
• (культуроведческий подход);
• "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Изменения, внесенные в авторскую программу Г.С.Меркина:
Добавлено 2 контрольных тестирования с целью проверки знаний обучающихся;
Отдельно выделены уроки внеклассного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение 1ч
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Из мифологии 4 ч
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, газличные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо-:разительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Из устного народного творчества 6 ч
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего па свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Из древнерусской литературы 1 ч
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира 5 ч
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.
Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.
Развитие речи: выразительное чтение.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Из литературы XIX века 26 ч
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога ». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»
И.З. С у р и к о в. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события в повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык ».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом «Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. 5гач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Л.П. Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Из литературы XX века 17 ч
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби » (отрывок).
Из зарубежной литературы 9 ч
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный oтзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, pисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок 1 ч
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня — на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и
о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Требования к уровню подготовки учащихся
Важнейшими умениями в 5классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебно-тематическое планирование
по ___литературе____
предмет
Класс __5__
Учитель Шарипова Эльза Сабаховна
Количество часов __70__
Всего _70 часов; в неделю _2 часа.
Плановых контрольных уроков _2_ ч.
Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) Москва «Русское слово» 2009.
название программы, автор, издательство, год издания
Учебник - Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-9-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2011.
название, автор, издательство, год издания
Календарно - тематическое планирование по литературе в 5 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | Книга — твой друг. | 1 | Урок по теории литературы | Беседа о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведениям. Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное коммент. чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа Составление рассказа на основе вопросов учебника (с. 5-6) | Беседа по вопросам, лексическая работа, пересказ | Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, уметь выразительно читать, устно высказываться | Составьте пересказ мифа «Рождение Зевса» | 1.09 | |
2 | Античный миф. «Рождение Зевса» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, заполнение таблицы, пересказ | Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф | Прочитать миф «Олимп». | 3.09 | ||
3 | «Олимп» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение мифа Различные виды пересказа Словесное рисование (портрет Полифема). Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося эпизода Составление плана легенды. Подбор книг для выставки: Гомер «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы и легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта». Предания и мифы средневековой Ирландии | Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации | Уметь применять понятия мифологии в ответах. Уметь пересказывать, выборочно читать | Прочитать «Одиссей на острове циклопов» | 8.09 | |
4 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | 1 | Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы | связанных с «магическим» числом «3». Нахождение в мифе слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Форм-ие вывода | Словесное рисование | Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь давать характеристику образа | Подготовить легенды и мифы о богах и героях | 10.09 | |
5 | Вн. чт. Легенды и мифы о богах и героях. Самостоятельная работа по теме «Мифы и легенды Древней Греции» | 1 | Урок внеклассного чтения | «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?» Сопоставление славянских и древнегреческих богов. Составление кроссворда «Боги древних славян» | Ответы на вопросы | Уметь пересказывать, объяснять значение устаревших слов, инсценировать | Прочитать статью учебника «Из устного народного творчества», «Загадки» | 15.09 | |
6 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. | 1 | Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Народные представления о долге жены, о ее духовном облике | Беседа по вопросам, выразительное чтение, составление таблицы, сочинение загадок | Уметь различать виды устного народного творчества. Уметь различать виды загадок, определять жанр. | Записать 5 известных пословиц и поговорок.. | 17.09 | |
7 | Пословицы и поговорки | 1 | Комбиниров анный | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика. Народные представления о долге жены, о ее духовном облике | Работа с учебником, Составление таблицы, Сообщение о В.И. Дале. | Уметь различать пословицы и поговорки. Уметь создавать текст на основе пословицы | Стр. 25, задание 1 | 22.09 | |
8 | Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | 1 | Урок-игра «Умники и умницы» | Эстетика волшебной сказки. Нравоучительный и философский смысл сказок. Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев | Словесное рисование, беседа по вопросам | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов. Уметь различать виды народных сказок | Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Выписать слова, характерные для речи мужика. | 24.09 | |
9 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 | Урок-размышле ние | Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики | Работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, персказ | Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику | Прочитать сказку «Падчерица», сравнить с «Морозко» | 29.09 | |
10 | «Падчерица» | 1 | Комбинированный | Отличие бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики | Пересказ, анализ сказки, выявление первоначальных впечатлений, заполнение таблицы | Уметь отличить народную сказку от литературной | Ответить на вопросы 1-3 | 1.10 | |
11 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение собственной сказки. | 1 | Урок развития речи | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ | Сообщения учащихся, работа с таблицей | Уметь сочинить собственную сказку | Сочинить сказку | 6.10 | |
12 | Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). | 1 | Интегрированный урок истории и литературы | Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе | Различные виды пересказа, беседа по вопросам, пересказ | Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы | Прочитать отрывки «Повести временных лет»: «Кий, Щек, Хорив». Прочитать статью учебника «Эзоп» | 8.10 | |
13 | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица» | 1 | Комбини-рованный урок | Русские басни. Русские баснописцы XVDI в. Нравственная проблематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лиса». «Бродячие сюжеты в баснях». Различные способы реализации одного итого же сюжета. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). | Сообщение, выразительное чтение. | Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение устаревших слов, понимать иносказательный подтекст басен | Прочитать статью «Русские басни», подготовить в/ч басни В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса» | 13.10 | |
14 | В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». | 1 | Урок-игра | Жанр басни в мировой литературе. Знаменитые предшественники И.А. Крылова: а) античность (Эзоп и б)французские баснописцы эпохи классицизма (Лафонтен, Буало); в) русские баснописцы XVIII в. (Сумароков, И. Хменицев, | Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злобод-невность» | Уметь определять жанр басни, понимать иносказательный подтекст, выразительно читать по ролям | Прочитать статью учебника, посвященную И. А. Крылову, вопросы 1-4. В/ч «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» | 15.10 | |
15 | Басни И.А. Крылова. | 1 | Комбинированный урок | Жанр басни в творчестве Крылова. Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях | Устные высказывания, выразительное чтение | Уметь определять мораль басни, находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей. | Выучить одну из басен наизусть. Подготовить в/ч басни С. В. Михалкова «Грибы» | 20.10 | |
16 | С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | 1 | Урок-инсценировка | Динамизм и многозначность характеров в баснях. Защита баснописцем нравственных устоев общества | Различные виды чтения, инсценировка, чтение наизусть | Уметь определять мораль басни, находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей. | Сочинить басню, использовав мораль из изученных басен | 22.10 | |
17 | Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова. | 1 | Урок внеклассного чтения | Чтение по ролям | Уметь инсценировать басню | Подготовить пересказ статьи «Из русской литературы XIX века» | 27.10 | ||
18 | Краткие сведения об А. С. Пушкине. А. С. Пушкин «Няне» | 1 | Урок-презентация | Семья поэта и книга Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне» | Анализ стихотворения, сообщение, таблица. | Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение. | Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», вопросы 1, 2 | 29.10 | |
19 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Урок-игра «Умники и умницы» | Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. нравственная проблематика. Воскресшая сила добра. Литературные приемы создания сказочной ситуации | Рассказ о герое | Уметь определять жанр сказки, сравнивать тексты, сравнивать героев. Уметь отвечать на вопросы учебника, составлять характеристику литературного героя, отличать прозу от поэзии | вопросы | 3.11 | |
20 | А. С. Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) | 1 | Комбинированный | Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, i мотивы народного творчества. Мотивы народного творчества в поэме. Богатство выразительных средств. Сказочная основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке. Поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке | Пересказ, выразительное чтение | Уметь работать с художественным текстом. Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании | Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | 12.11 | |
21 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | Анализ поэтического текста | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа | Выразительное чтение | Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение устаревших слов. Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа | Выучить наизусть стихотворение | 17.11 | |
22 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | 1 | Урок-диалог | Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, i мотивы народного творчества. Мотивы народного творчества в поэме. Богатство выразительных средств. Сказочная основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке. | Беседа по вопросам, словесное рисование | Уметь находить сходства и различия народной и литературной сказки | Составить таблицу | 19.11 | |
23-24 | Поэзия XIX века о родной природе. | 2 | Анализ поэтического текста | Комментированное чтение стихотворений, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | Выразительное чтение, анализ поэтического текста | Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа. | В/ч стихотворений А.А. Фет. «Чудная картина...» М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!.. И.З. Суриков. «В ночном». | 24.11 26.11 | |
25 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | 1 | Комбинированный | Детские годы поэта. Родное гнездо Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало литературной деятельности, интерес к истории России | Сообщение, беседа по вопросам | Уметь определять композицию произведения | Прочитать стихотворение «Бородино» | 1.12 | |
26 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. | 1 | Урок - анализ | История создания «Бородино». Бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Их достоверность. | Работа с иллюстрациями | Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов, составлять план текста. Уметь наблюдать за развитием сюжета. | Наизусть «Бородино» (отрывок). Составить устный портрет старого и молодого солдата. | 3.12 | |
27 | Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | 1 | Урок-презентация | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Фантастика народных сказок в произведении. Отражение в повести славянских преданий и легенд. Реалистическое и фантастическое. Образы и события. Яркость и выразительность народной речи в повести | Сообщение, ответы на вопросы | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы | Подготовить рассказ о фантастических существах | 8.12 | |
28 | Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. | 1 | Комбинированный урок | Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении. Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание комического и лирического, светлого и мрачного | Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы | Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод | Подготовиться к контрольному тестированию по теме « ЛитератураXIX века» | 10.12 | |
29 | Контрольное тестирование | 1 | Урок контроля | Тест | Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Муму» | 15.12 | |||
30 | Краткие сведения об И. С. Тургеневе. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». | 1 | Урок-презентация | Детские впечатления писателя. Спасское- Лутовиново в представлениях и творческий биографии И. С. Тургенева. История создания рассказа, его сюжет и герои. Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие | Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя | Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (Гаврила, Капитон, кастелянша, дядя Хвост) | 17.12 | |
31 | Образ Герасима. Тематика и социальная проблематика рассказа. | 1 | Комбинированный | Герасим и барыня. Герасим и дворня. Нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. | Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть. | Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте | Подготовить пересказ эпизодов «Пропажа Муму», «Муму вернулась» | 22.12 | |
32 | Социальная несправедливость, доброта, сострадание в рассказе И. С. Тургенева «Муму» | 1 | Урок-суд | Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе любви автора к русскому народу | Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя | Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа | Подготовить иллюстрации к рассказу. | 24.12 | |
33 | Р/р Классное сочинение. Сочинение-анализ эпизода спасения Муму | 1 | Урок развития речи | Письменный отзыв на эпизод | Творческая работа | Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор | Наизусть стихотворение «Русский язык» | 14.01 | |
34 | И.С. Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык». | 1 | Урок-исследование | Анализ стихотворения | Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор | Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове | 19.01 | ||
35 | Н.А.Некрасов Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». | 1 | Урок-путешествие | Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики в поэме. Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения | Работа с иллюстрациями, выразительное чтение. | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль | Составить цитатный план стихотворения, наизусть фрагменты стихотворения | 21.01 | |
36 | Н. А. Некрасов «Тройка» | 1 | Урок-размышление | Яркость изображения крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм | Цитатный план, выразительное чтение, анализ, беседа. | Уметь выявлять авторскую позицию, анализировать стихотворение. | Написать словарную статью «Строфа», опираясь на материалы раздела. | 26.01 | |
37 | Л.Н. Толстой Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник» | 1 | Урок-презентация | Краткие сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Творческая история рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета | Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы | Составить устные портреты героев по 1 и 2 главе. Составить описание быта татар | 28.01 | |
38 | Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. | 1 | Урок-игра «Умники и умницы» | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Осуждение в рассказе трусости и слабости духа. Прославление силы воли, мужества, стойкости и находчивости. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Авторское отношение | Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | Уметь работать с текстом художественного произведения. Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику | Составить цитатный план 4-6 глав | 2.02 | |
39 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин). | 1 | Урок-исследование | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Отношения людей разных национальностей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям | Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия | Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику | Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула» | 4.02 | |
40 | Р/ р Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»? | 1 | Урок развития речи | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ | Сочинение | Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод | Написать небольшое сочинение на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»? | 9.02 | |
41 | А.П. Чехов Детские и юношеские годы писателя. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте | 1 | Урок-презентация | Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Тема рассказа «Пересолил». Приемы создания характеров и ситуаций. Отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа | Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы | Составить рассказ об А. П. Чехове. Прочитать рассказ «Злоумышленник» | 11.02 | |
42 | Рассказ «Злоумышленник».Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | 1 | Урок-размышление | Аналитическая беседа, лексическая работа | Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова | Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета | Прочитать юмористические рассказы А. П. Чехова | 16.02 | |
43 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова | 1 | Урок внеклассного чтения | Аналитическая беседа, лексическая работа | Пересказ, беседа по вопросам | Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге | Подготовить сообщение об И. А. Бунине | 18.02 | |
44 | И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: | 1 | Урок-презентация | Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой...» | Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь анализировать поэтический текст, определять тему. | Прочитать рассказ И. А. Бунина «В деревне». Составить цитатный план рассказа (1-2 части) | 23.02 | |
45 | И. А. Бунин «В деревне» | 1 | Урок-размышление | Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие главным героем природы и окружающего мира: Слияние мальчика с состояние персонажа | Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос. | Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов | Наизусть одно из стихотворений И. А. Бунина | 25.02 | |
46 | Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 | Комбинированный урок | Краткие сведения о писателе. Основная тематика рассказа (тяжелое детство, сострадание, чуткость, доброта). | Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. | Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя | Прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Петька на даче» | 2.03 | |
47 | Л. Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа | 1 | Урок-диалог | Роль эпизода в создании образа героя, природа в жизни мальчика. Значение финала | Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос. | Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя | Подготовить сообщение об И. А. Куприне. Прочитать рассказ «Золотой петух» | 4.03 | |
48 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа. | 1 | Урок-презентация | Запись лекционного материала, работа с учебником, творческая работа | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде | Уметь создавать характеристику персонажа, определять идейно-художественное своеобразие | Составить устный отзыв об услышанном или увиденном вами в природе. | 9.03 | |
49 | А.А. Блок. Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер». | 1 | Анализ поэтического текста | Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стих-я «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом...». Умение поэта чувствовать природу и сопереживать ей. Худож-ое своеобразие стихотворения | Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение. | Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам | Выучить наизусть стихотворение А. А. Блока «Летний вечер» | 11.03 | |
50 | С.А. Есенин. Детские годы С. Есенина. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде.. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. | 1 | Анализ поэтического текста | Детские годы Есенина. В есенинском Константинове «Ты запой мне ту песню, что прежде…» «Нивы сжаты, рощи голы…». Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха | Выразительное чтение, чтение наизусть | Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств. Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов | Выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина по выбору. | 16.03 | |
51-52 | А.П. Платонов Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка | 2 | Урок-презентация | Краткие сведения о Платонове А.П. Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный герой рассказа, единение мальчика с природой, одухотворение природы в его воображении, чередование радости, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира | Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений. | Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам. Уметь воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев | Прочитать рассказ А. П. Платонова «Никита» Составить цитатный план рассказа. Прочитать сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | 18.03 23.03 | |
53-54 | П.П. Бажов Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа | 2 | Урок-презентация | Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства | Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде | Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование, читать по ролям, создавать отзыв | Составить цитатный план сказа. Прочитать статью «В мире художественного слова П. П. Бажова». Подготовить пересказ любого рассказа Н. Носова | 1.04 6.04 | |
55 | Н.Н. Носов Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | 1 | Урок-презентация | Краткие сведения о писателе. | Пересказ, письменный ответ на вопрос | Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр | Прочитать статью учебника о Е. Носове и рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». | 8.04 | |
56 | Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта | 1 | Комбинированный | Краткие сведения о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном | Пересказ, письменный ответ на вопрос | Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр | Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» | 13.04 | |
57 | Вн. чтение: В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» | 1 | Урок внеклассного чтения | Пересказ, беседа по вопросам | Уметь сопоставлять разные рассказы, анализировать речь персонажей | Подготовить в/ч стих-ий : В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу » | 15.04 | ||
58-59 | Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф. Боков. «Поклон »; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» | 2 | Урок-размышление | Выразительное чтение отрывков, защита проектов | Чтение наизусть | Уметь анализировать поэтический текст. Уметь выразительно читать, рассказывать о поэте, применять устное словесное рисование | Наизусть одно из стихотворений | 20.04 22.04 | |
60 | Контрольное тестирование | 1 | Урок контроля знаний | Тест | Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания | Сообщение по биографии Д. Дефо | 27.04 | ||
61-62 | Д. Дефо Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) | 2 | Урок-презентация Анализ эпизода | Краткие сведения о жизни талантливого писателя Д. Дефо. Черты характера главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие) | Различные виды пересказа, беседа по вопросам | Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове | Прочитать статью, посвященную творчеству Д. Дефо, и отрывок из романа. Подготовить художественный пересказ отрывка. | 29.04 4.05 | |
63 | Х.К. Андерсен Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. | 1 | Урок-путешествие | Слово о писателе, его детстве. Библейские, мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении | Различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизод, исследовательская работа с текстом. | Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, анализировать эпизод, сравнивать образы героев. | Прочитать сказку «Соловей». Подготовить рассказ о произведения М. Твена, прочитанных самостоятельно. | 6.05 | |
64-65 | М. Твен Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» | 2 | Урок-диалог | Краткие сведения о писателе. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков, их смелость, фантазия и авантюризм. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев М: Твена, черты характера Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным | Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое. | Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев | Почитать главу VI из «Приключений Тома Сойера» в учебнике. Прочитать статью в учебнике, посвященную Ж. Рони-Старшему | 11.05 13.05 | |
66 | Ж. Рони - старший Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). | 1 | Комбинированный урок | Краткие сведения о писателе. Гуманистическое изображение доисторического человека. Человек и природа, борьба за выживание | Составление плана, письменная и устная характеристика героя. | Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки | Составить цитатный план глав. Подготовить сообщение о Дж. Лондоне. | 18.05 | |
67 | ДЖ. Лондон Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» | 1 | Урок-презентация | Краткие сведения о писателе. Его детские впечатления. Период раннего взросления. Характер мальчика -смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудной жизни. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа | Различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя. | Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя | Прочитать «Сказание о Кише». Составить цитатный план. Выполнить задание 3. | 20.05 | |
68 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок). | 1 | Комбинированный | Краткие сведения о писателе. Жизнелюбие, доброта - основные мотивы произведения | Заполнение таблицы, сообщения учащихся, художественный пересказ. | Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя | Подготовиться к сочинению | 25.05 | |
69 | Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей» | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод | Список на лето | 27.05 | ||
70 | Резерв | 1 | 30.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
1.«Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» авт-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.
2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-9-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2011.
3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.
4.Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г
5.Журнал «Литература в школе».
6.«Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе».
7. Интернет-ресурсы.
8.Обучающие программы по литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа политературе в 5 классе
Ррабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник - «Литература» Москва, «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Пр...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа и КТП политературе (УМК В.Я.Коровиной)
КТП по литературе (УМК В.Я.Коровиной), 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа политературе 6 класс
Рабочая программа по литературе 6 класс...