Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа для 7 класса составлена к учебнику В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-7.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литература.7класс» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Примерной программы основного общего образования по литературе, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
5. Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2009) автора-составителя В. Я. Коровиной;
6. Рабочей программы по литературе для 5-9 классов автора-составителя В.Я.Коровиной (М.: Просвещение,2011);
7. Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;
8. Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 7 классе на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель), в т. ч. на написание сочинений отводится 4 ч.
В соответствии с учебным планом и расписанием МОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 68 часов. Из общего количества часов, отведенных она изучение курса «Литературы 7 класс», мною было сокращено количество часов за счет резервных уроков на 2 часа.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программой по литературе и программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
- развить способности:
- воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
- формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
- осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
- освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
- анализировать и оценивать литературные произведения;
- получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
- развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
Общеучебные компетенции:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Предметные компетенции:
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- - выразительное чтение художественного текста;
- - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- - анализ и интерпретация произведения, т. е. анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- - составление планов и написание отзывов о произведениях;
- - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для самостоятельного чтения и обсуждения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч)
Василий Андреевич Жуковский (1 ч). Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.
Теория литературы. Баллада (развитие представления). Художественный перевод (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин (5 ч). Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представления).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч). Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (6 ч). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой (1 ч). Слово о поэте. Исторические баллады.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...).
Теория литературы. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мамап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (2 ч)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы ХХ века (23 ч)
Иван Алексеевич Бунин (4 ч). Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
«Лапти». Для чтения и обсуждения.
Максим Горький (5 ч). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни). Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
Теория литературы. Понятие об идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов (2 ч). Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
«Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Для самостоятельного чтения и обсуждения. Борис Леонидович Пастернак (1 ч). Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме».
На дорогах войны (2 ч)
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (1 ч). Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (3 ч). Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
"Тихая моя родина" (2 ч)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский (1 ч). Краткий рассказ о поэте.
«Братья», «Спасибо, моя родная .. », «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 ч)
Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия).
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
Рей Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Л.Пиранделло. «Черепаха».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- образную природу словесного искусства;
- содержание изучаемых литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выявлять свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе изученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении.
Перечень учебно-методического обеспечения.
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс | В. Я. Коровина | М.: Просвещение | 2008-2010 |
2 | Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы | Скрипкина В.А | М.: Дрофа | 1996 |
3 | Рабочая программа. Литература. 5-9 классы. | В.Я.Коровина. | М.: Просвещение | 2011 |
4 | Поурочные разработки 7 класс | Егорова Н.В. | М.: Вако | 2007 |
5 | Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. | Н.В.Охременко, О.В.Федина. | Москва, «Аквариум» | 1997 |
6 | Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. | В.Я.Коровина. | М.: Просвещение | 2007-2012 |
7 | Таблицы и раздаточный материал по литературе для 7 класса (электронный вариант) | |||
8 | Литература. 7 класс. Поурочные планы. | Н.Я.Крутова, С.Б.Шадрин | Учитель | 2009 |
9 | Рабочая программа. Литература. 5-9 классы. | В.Я.Коровина. | М.: Просвещение | 2011 |
тематическое планирование. 7 класс. литература (68 часов)
№ п/п | Раздел/тема | Сроки прохожде-ния | Система контроля | Требования к уровню подготовки | |
Знать/понимать | Уметь | ||||
I | Введение. 1час | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии | Создавать связный текст на необходимую тему. | ||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | ||||
II | Устное народное творчество. 5 часов | Знать специфику происхождения, формы бытования, жанровое своеобразие фольклора. | Уметь создавать письменное оригинальное произведение. Уметь давать нравственную оценку героям поэтического эпоса. Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды. Владеть навыками устного описания по плану, а затем и письменного описания. Участвовать в коллективном диалоге. | ||
2 | Предания. | ||||
3 | Былины и их исполнители. «Вольга и Микула Селянинович». | ||||
4 | Былина «Садко». | ||||
5 | Вч «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | ||||
6 | Р/р Сочинение по репродукции с картины Васнецова «Три богатыря». | Сочинение №1 | |||
III | Древнерусская литература. 2 часа | Знать жанры древнерусской литературы, особенность связи в летописном тексте отдельных предложений. | Уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы. | ||
7 | «Повесть временных лет»: «О пользе книг». «Поучение» Владимира Мономаха. | ||||
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | ||||
IV | Из литературы XVIII века. 2 часа | Иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтических произведений Ломоносова и Державина. | Уметь выразительно читать поэтические тексты. | ||
9 | М. В. Ломоносов. Жизненный и творческий путь. | ||||
10 | Г.Р.Державин. Жизненный и творческий путь. | ||||
V | Из русской литературы XIX века. 28 часов | ||||
11 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (Полтавский бой). | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности. Знать содержание | Уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять роль эпизода в общей канве произведения; различать образы рассказчика и автора-повествователя. | ||
12 | Поэма «Медный всадник» (отрывок). | ||||
13 | «Песнь о вещем Олеге». | ||||
14 | «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). | ||||
15 | Повесть «Станционный смотритель». | ||||
16 | Вч В. А. Жуковский. Баллады. | Знать особенности жанра баллады. | Уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского, определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными. | ||
17 | Знакомство с «Песней про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. | Знать этапы жизненного и творческого пути М.Лермонтова; содержание изучаемых произведений. | Уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать идейный пафос произведений. | ||
18 | «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. | ||||
19 | Лирика Лермонтова. | ||||
20 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». | Знать творческую историю и особенности сюжета повести. | Уметь характеризовать повествовательную манеру писателя, выявлять элементы сюжета и композиции, составлять лексические и историко-культурные комментарии, анализировать фрагмент эпического произведения, делать сопоставительную характеристику героев. | ||
21 | Запорожская Сечь в повести. | ||||
22 | «Тарас Бульба»: анализ глав 7-8. | ||||
23 | «Тарас Бульба»: анализ главы 9. | ||||
24 | «Тарас Бульба»: анализ глав 10-12. | ||||
25 | Р/р Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (подготовка к сочинению). | Сочинение №2 | |||
26 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». | Знать этапы жизни Тургенева; понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, жанровые особенности стихотворений в прозе. | Владеть понятием «сюжет», уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, подбирать цитатные примеры. | ||
27 | Стихотворения в прозе. | ||||
28 | Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». | Знать историю создания и содержание поэмы. | Уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова и находить | ||
29 | Лирика Некрасова. | ||||
30 | А.К.Толстой. Исторические баллады. | Знать жанр исторической баллады. | Уметь составлять историко-культурный комментарий к тексту баллад. | ||
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Знать определение сатиры, иронии. | Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции в сказках. | ||
32 | Вч «Дикий помещик». | Знать содержание сказки. | Уметь определять тему, идею. | ||
33 | Л. Н. Толстой. Трилогия Толстого. | Знать этапы жизни Толстого; знать содержание повести; знать понятия «герой-повествователь», «автобиографическое произведение». | Уметь различать образы рассказчика и автора-повествователя в повести. | ||
34 | Повесть «Детство». | ||||
35 | А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». | Знать отличительные признаки юмора и сатиры; особенности художественного мира Чехова. | Владеть навыком показа роли предметной детали в рассказах Чехова. | ||
36 | Рассказ «Злоумышленник». | ||||
37 | «Край ты мой, родимый край…» (стихотворения о природе). | Знать понятие темы, идеи, средств художественной выразительности. | Уметь выделять средства передачи настроения, уметь сравнивать стихи разных поэтов, уметь выразительно читать наизусть. | ||
38 | Р/р Выразительное чтение наизусть. | ||||
VI | Из русской литературы XX века. 23 часа | ||||
39 | И. А. Бунин «Цифры». | Понимать особый мир произведения Бунина. | Уметь сопоставлять тему детства у разных писателей. | ||
40 | А.М.Горький. Повесть «Детство». | Знать этапы творческого пути М.Горького; знать композицию повести. | Уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, бытовых деталей, сравнений; определять позицию автора. Уметь определять роль эпизода. | ||
41 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | ||||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | ||||
43 | Изображение быта и характеров в повести. | ||||
44 | Р/р Характеристика героев. Подготовка к сочинению. | Сочинение №3 | |||
45 | Л.Андреев «Кусака». | Знать содержание рассказа. | Владеть умением анализа текста художественного произведения. | ||
46 | В.Маяковский «Необычайное приключение…» | Знать понятия «рифма», «ритм», «тоническое стихосложение». | Уметь характеризовать ритмико-метрические особенности стихотворений Маяковского. | ||
47 | «Хорошее отношение к лошадям». | ||||
48 | А.Платонов «Юшка». | Знать содержание рассказа. Понимать нравственные категории. | Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы. Уметь участвовать в коллективном диалоге. | ||
49 | Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? | ||||
50 | Б.Л.Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме». | Знать понятия «сравнение» и «метафора». | Уметь выделять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведениях. | ||
51 | А.Т.Твардовский. Стихотворения поэта. | Знать понятие «лирический герой». | Уметь выделять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя и определять их художественную функцию в произведениях. | ||
52 | Час мужества. | Понимать интервью как жанр публицистики. | Владеть умением анализа текста художественного произведения, уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники. | ||
53 | Вч Стихи о защитниках нашей Родины. | Понимать роль в стихотворении средств художественной выразительности. | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности; уметь выразительно читать наизусть. | ||
54 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». | Знать понятие литературной традиции. | Уметь выявлять элементы развития сюжета. | ||
55 | Е.И.Носов «Кукла». | Знать понятие литературной традиции. | Уметь выявлять элементы развития сюжета. | ||
56 | Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». | Знать своеобразие творчества Ю.Казакова. Знать план характеристики литературного героя. | Знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа. | ||
57 | Особенности характера героев. | ||||
58 | Р/р Сочинение по рассказу Казакова. | Сочинение №4 | |||
59 | Д.С.Лихачев «Земля родная». | Знать понятие «публицистика». | Уметь подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «публицистика» и «мемуары». | ||
60 | «Тихая моя Родина…». Стихотворения о родной природе. | Знать план анализа поэтического произведения. | Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста | ||
61 | Стихотворения о родной природе. | Понимать роль в стихотворении средств художественной выразительности. | Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов. | ||
VII | Из зарубежной литературы. 7 часов | Знать жанровые особенности баллады. | Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности. | ||
62 | Р.Бернс «Честная бедность». | ||||
63 | Дж.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» | ||||
64 | Японские трехстишия. Мацуо Басё. | Знать особенности жанра хокку. | Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов. | ||
65 | Японские трехстишия. Кобаяси Исса. | ||||
66 | О.Генри «Дары волхвов». | Иметь представление о личности и творческой деятельности О. Генри | Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование), оценивать и анализировать поступки героев. | ||
67 | Р.Брэдбери «Каникулы». | Иметь представление о фантастике в литературе. | Уметь объяснить смысл рассказа; уметь охарактеризовать образ героя. | ||
68 | Вч Л.Пиранделло «Черепаха». | Знать содержание. | Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....