Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством певца и композитора И.Талькова.
2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Родины.
3) Воспитывать интерес к русской истории, любовь к поэтическому слову. Рассчитана она на учеников 11 класса, представляет собой интегрированный урок -концерт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_tochno_znayu.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
-1-
Я точно знаю, что вернусь….
(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).
…Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков,
А гениев!
Цели: 1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством певца и композитора И.Талькова.
2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Родины.
3) Воспитывать интерес к русской истории, любовь к поэтическому слову.
Вступительное слово:
Учитель: «Память непрошеным гостем входит в мой дом…». Память возвращает меня в 1991 год. Мы были потрясены случившимся: во время концерта был убит певец. Официальная версия – случайность, разборка с конкурентами. Мы в это не поверили, потому что знали: в России все случайности закономерны. Кто этот певец, за что его «убрали», почему он сам верил, что когда – то «вернется» - об этом наш рассказ.
1 вед: 70 годы в истории России… Входит в жизнь поколение, выросшее в самый разгар так называемого застоя, когда вся информация строго дозировалась и фильтровалась, многие факты, в том числе исторические, намеренно искажались, воспитывалось извращенное представление о стране и мире в целом.
2 вед: А страна в это время стояла в очередях за хлебом и зрелищами и переживала судороги умирающего социализма.
1 вед: И вдруг - среди суеты каждодневных будней, немудреной развлекательности и порой откровенной халтуры зазвучали пронзительные по своей сути строчки песни:
«Чистые пруды».
2 вед: Так заявил о себе певец и композитор Игорь Тальков. К нему пришел успех, неожиданный, но не случайный, а заработанный долгими годами труда.
1 вед: Игорю исполнился тогда 31 год, а родился он в 1956 году в семье ссыльных, осужденных по печально знаменитой 58 статье.
2 вед: «Прелести» советской власти родители Игоря испытали и после освобождения. Вернуться в Москву им, «врагам народа», не разрешили, и поселились Тальковы в дер. Грицовка Тульской области.
1 вед: Игорь еще в школе начал заниматься музыкой, играл на фортепиано, окончил музыкальную школу по классу баяна, самостоятельно научился играть на бас – гитаре.
-2-
2 вед: С 14 лет он начал играть запрещенный по тем временам рок и, пожалуй, в это время понял, что в жизни что-то не так. Возможно, об этом прозрении поется в песне
«Примерный мальчик».
1 вед: Профессиональным музыкантом при этом Игорь стать не хотел, так как больше привлекал его театр. В школе на нем держалась вся художественная самодеятельность, а он мечтал когда-нибудь сыграть Раскольникова.
2 вед: Но попытка поступить в театральное училище не удалась. А музыка требовала свое, и постепенно, незаметно она становится главным делом его жизни. Начав с работы в ресторанах, Игорь пробует себя в различных группах, с которыми в качестве клавишника или бас-гитариста гастролирует по стране.
1 вед: Дорога к признанию была трудной.Случалось, что в зале собиралось человек 15-20, всем нравилось, аплодировали, но широкой известности это не приносило, не давало возможности ни записывать свои песни, ни пробиться на большую сцену.
2 вед: После службы в армии Игорь стал работать солистом Сочинского объединения музыкальных коллективов, а в 1982 году выступил на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни.
1 вед: Был он после этого и аранжировщиком в группе Людмилы Сенчиной, и солистом в группе Давида Тухманова «Электроклуб».
2 вед: И вдруг – потрясающий успех, вызванный исполнением песни на стихи Давида Тухманова «Чистые пруды». Казалось бы, наконец, пришла популярность, заработанная долгими годами труда, и можно спокойно и с успехом продолжать в том же духе.
1 вед: Но новые песни Игоря совсем не были похожи на «Чистые пруды», потому путь на большую эстраду им был «заказан». Слишком уж они бередили душу и не давали спокойно жить.
2 вед: Сольные выступления Талькова на концертах и телевидении были запрещены.
1 вед: В 1989 году неожиданно для многих ведущий программы «До и после полуночи» Владимир Молчанов включил в свою программу песню Талькова «Россия». Коллектив работал над клипом этой песни, что называется, «не за страх, а за совесть», потому что наотрез отказался взять с певца любую, даже символическую плату, хотя стоил клип по тем временам очень много – 10 тысяч рублей.
2 вед: «Россия» сделала настоящий прорыв в гласности и в сознании людей, которые ее услышали, ибо это было похоже на суд. Им Игорь Тальков судил всех наших вождей, начиная с 1917 года.
«Россия».
1 вед: Создав в этом же, 1989 году, группу, Тальков назвал ее «Спасательный круг». Назвал не случайно, а с надеждой, и надежда оправдалась, так как социальные песни Игоря стали настоящим откровением для людей.
-3-
2 вед: Наконец, спустя много лет Игорь добился того, о чем мечтал - петь свои песни и со своей группой и видеть живой отклик зрителей на них.
1 вед: О чем же пел он? Пел о любви, почти никогда - о счастливой, чаще - о неразделенной, о прощании с любовью.
«Любовь к тебе открыла мне глаза» (стих)
2 вед: В воспоминаниях поэта мы нашли такой рассказ: « Я хочу рассказать одну историю. На первый взгляд она может показаться совершенно обычной, но, в сущности, она необычна, и необычность эта объясняется незавершенностью. Начавшись однажды, она продолжается по сей день и, видимо, так и останется бесконечной»
«Тот самый день» (стих)
1 вед: «Память все чаще и чаще возвращает меня в один весенний вечер. Тогда нас разделял только город, намокший под дождем и притихший. Комната. Окно. Теплый дождь – этот необычный почтальон – приносит нам известие друг о друге. И только мы с тобой понимаем его в тот вечер», - читаем в книге «Монолог»
«Дождь и ты» (стих)
2 вед: Поэт говорил: «Человек рождается ребенком и умирает ребенком, а в промежутке он становится взрослым. Любовь тоже рождается ребенком и умирает ребенком, так и не став взрослой. Большинство примеров - яркое тому подтверждение. В чем искать причину и кого винить в том, что так случается? Время? Обстоятельства? Или нашу несостоятельность в способности сохранить жизнь любви, преждевременно уходящей от нас…»
«Нравится гостье ночной» (стих)
1 вед: Песни Игоря Талькова о любви слушать трудно, потому что герой чаще всего одинок, он тяготится своим одиночеством, бережет память о том, что было.
«Память».
2 вед: Интересно то, что эта одна из любимых песен Игоря, удивительно взрослая по мировосприятию, была написана им в двадцать лет.
1 вед: Песни зрелого Талькова отличаются драматизмом. Не случайно он говорил: «Песни о любви – то светлые печали, а социальные песни – то крик моей души».
«Бывший подъесаул».
2 вед: Продиктованы строчки этой песни желанием быть честным с самим собой:
«Никогда не надо лгать» (стих).
1 вед: Последние годы жизни Талькова были наполнены до предела: концерты, съемки фильмов «Князь Серебряный» и «За последней чертой», работа в студиях звукозаписи и на телевидении.
2 вед: Интенсивные гастроли по стране и участие в фестивале в Гамбурге.
1 вед: В авторском активе Игоря было уже более 200 песен, и они становились все более бескомпромиссными. Не случайно, что в дни
-4-
августовского путча зазвучали песни Талькова. Сам же он обратился к людям, собравшимся на Дворцовой площади в Ленинграде, с призывом встать на пути диктатуры, бороться за свободу России.
2 Вед: А потом был концерт Победы у Белого Дома 31 августа, на котором Тальков пел уже «гражданам свободной России».
1 вед: Может быть, в том, что народ смог избавиться от векового страха, есть и заслуга Талькова.
2 вед: Рассуждать об этом можно много. Но лучше всего о нем говорят песни:
«Памяти Виктора Цоя»
1 вед: Эту песню он посвятил погибшему певцу Виктору Цою, но стала она фактически реквиемом по самому себе. Жене Татьяне Игорь не раз говорил: «Меня уберут». А однажды, смеясь, сказал друзьям: «Не бойтесь со мной лететь в самолете. В авиакатастрофе я никогда не погибну, меня убьют чуть позже, при большом стечении народа, и убийцу не найдут».
2 вед : Убили его 6 октября 1991 года во время концерта в Санкт – Петербурге в спортивном комплексе «Юбилейный» двумя выстрелами в упор. Убийца Игоря до сих пор не найден.
1 вед: На похоронах брат Владимир сказал: «Вся его жизнь проходила на моих глазах. Я видел, что это был постоянный бой. И в этом бою он погиб».
2 вед: Он погиб, а у него остались жена и сын, неоконченная книга, несыгранные роли, ненаписанные стихи, неспетые песни.
1 вед: Он был резким и беспощадным, не прощал предательства и не шел на компромиссы.
2 вед: Потому его многие не любили.
1 вед: Он был честным и строгим, мудрым и неравнодушным, он знал,
что сказать людям.
2 вед: Потому он верил, что вернется…
«Я вернусь».
Учитель: Игорь Тальков оказался прав, потому что звучат его песни, выпущена его книга «Монологи», а он остался в памяти людей, знавших и любивших его. Он действительно прав, потому что мы сегодня слушаем песни и стихи Игоря. И мы должны верить в то, о чем мечтал он - Россия будет когда – то великой державой, страной гениев, которые прославят ее, но не забудут и про то, что было.
Использованная литература:
Игорь Тальков «Монологи».
Москва, «ЭКСМО», 2004.
В.А.Карымова, учитель русского языка
и литературы МОУ Игримская обще-
образовательная школа №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"
Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...
«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)
Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...
Литературно-музыкальная композиция «Колокол памяти»
Вечер, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для учащихся 9-11-х классов...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная победе в ВОв "Вечный огонь памяти"
Эта разработка поможет любому классному руководителю провести классный час, посвященный памяти погибших воинов в годы ВОв....
Сценарий митинга и Литературно-музыкальной композиции, посвященных Дню Памяти и Скорби (22 июня).
Сценарий траурного митинга и литературно-музыкальной композиции "22 июня - День памяти и скорби." На этих мероприятиях присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, "дети войны...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»...