Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
методическая разработка (8 класс)
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_i_ne_zabudetsya_voveki.docx | 32.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
муниципального образования – городской округ город Касимов
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная памяти узников
фашистских концлагерей
«И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»
Выполнила
педагог-организатор
Шувалова Н.Э.
Касимов
2022 год
Цели:
1. Напомнить школьникам о страшных последствиях Второй мировой войны.
2. Вызвать у них сострадание к погибшим и зверски замученным узникам концлагерей.
3. Предупредить об опасности возникновения новых войн.
4. Вызвать стойкое отрицание неонацизма в современном мире.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
2. Формировать у учащихся интерес к истории страны
3. Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание, гордость за свою Родину.
4. Способствовать пониманию учащимися проблем геноцида.
5. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
6. Воспитывать ответственность за свои поступки.
Оборудование: аудиозаписи песен, мультимедиа, презентация.
Уходящее поколение - последнее поколение, которое видело фашизм воочию и испытало его на себе в полной мере, просит вас: Помните прошлое! Берегите настоящие! Думайте о будущем! Думайте о прекрасном слове - жизнь! А чтобы не повторились ужасы концлагерей, люди всегда должны помнить, какой ценою завоевано наше счастье и к чему может привести разгул фашизма.
Люди! Будьте бдительными!
1 ведущий: Вечная память всем, кто непокорённый погиб в жестокой схватке с фашизмом!.. Никакие годы не зарубцуют ран миллионов человеческих сердец... Этого нельзя забыть. И этого нельзя простить!
1 Чтец: Колючая проволока в три ряда,
Колючий до боли снег.
Мы разными судьбами шли сюда
И разве поверить могли тогда
Что будет на всех одна судьба?
2 чтец: Здесь каждый из нас был, как старый гном,
Лишь мама могла б узнать
И Бог, помогающий нам в одном -
Упасть и забыться тяжелым сном,
Чтоб больше уже не встать.
3 чтец: Концлагерь помянет под лай собак -
И в жилах застынет кровь.
А к вечеру снова сгустится мрак,
Да так, что ни друг не поймет, ни враг,
Где ненависть, где любовь.
4 чтец: И все же мы встали в жестокой мгле,
И выжили, свет узнав…
Проходим мы памятью по земле
О тех, кто остался на той войне,
Смертию смерть поправ.
1 Ведущий: Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. По признанию самих эсэсовцев, узник, продолжительность жизни которого в лагере составляла менее года, приносил нацистам почти полторы тысячи рейхсмарок чистой прибыли.
За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза.
2 Ведущий: Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Люди работали и днём, и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. В процессе работы людей жестоко избивали.
1Ведущий: Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории. Немало в лагерях было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам.
2 Ведущий: Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.
1 ученик: Дахау. Первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тысяч были зверски замучены или убиты. 140 тыс. перевезены в другие лагеря, 30 тыс. дожили до освобождения.
2 ученик: В Дахау отрабатывалась система наказаний и других форм физических и психологических издевательств над узниками, в том числе и медицинские эксперименты над заключенными под руководством глав врача Зигмунда Рашера.
1 ученик: Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов». Головной болью Гитлера и
одной из наиболее значимых его проблем была проблема в непрерывном выявлении
как можно более изощренных способов убийств.
3 ученик: Бухенвальд. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. Со всех сторон лагерь был окружён каменной стеной в 3 метра высотой и 1 метр шириной и опутан колючей проволокой, по которой проходил ток в 550 вольт. По углам стен стояли вышки с пулемётным расчётом. С 14 июля 1937 г. по 31 марта 1945 г. через ворота концентрационного лагеря Бухенвальд, с надписью «JedemdasSeine» - «Каждому свое» прошло около 250 тыс. человек. Около 10 тыс. человек были ликвидированы, в том числе 8,5 тыс.– советских военнопленных. Всего 56 тыс. заключенных замучено в Бухенвальде.
4 ученик: Труд узников использовался в шахтах и на промышленных предприятиях. Отработка трудовой повинности их длилась до 14 и более часов. Очень скоро от тяжёлой работы и постоянного голода многие заключённые едва держались на ногах. Если люди падали, их безжалостно пристреливали.
Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.
1 ведущий: Из показаний военнопленного охранника концлагеря
3 чтец. После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.
5 ученик: Маутхаузен. Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен(Австрия). В 1938-1945 голах в нем находилось 335 тыс.человек. Только по официальным документам в лагере уничтожено 122 тыс. Но, несмотря на адские муки и страх смерти, военнопленные не покорились врагу, большинство из них продолжали воевать и в плену. Во многих лагерях создавались подпольные комитеты, которые организовывали диверсии, уничтожали провокаторов, помогали людям выживать,
готовить побеги и вооружённые восстания.
6 ученик: В этом лагере в феврале 1945 года был замучен генерал Карбышев Д. М. Замерз, будучи облит водой на морозе… Погиб героически и мученически, так и не предав свою советскую Родину. Карбышев писал: «Плен - страшная штука, но ведь это тоже война, а, пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь. Последние слова генерала были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!».
7ученик: Освенцим. Это был комбинат смерти с газовыми камерами, крематориями,12 печами, 46 ретортами в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 15-20 мин. Узников превратили в подопытные существа; были созданы специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории под вывесками которых скрывались камеры пыток. Более 70 научных опытов было проведено нацистами. Более 7000 человек принудительно участвовали в экспериментах, нарушающих все принципы и нормы этики медицины. Примерно200 немецких врачей и медсестер участвовали в хладнокровной и бесчеловечной работе. В Освенциме погибло свыше 4 млн. граждан.
8 ученик: Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1млн 500 тыс. человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.
4 чтец: Очевидцы о концлагерях:
Григорий Люшнин. Писатель, узник концлагеря: «В концлагере узникам давали суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожёвывая. Он хрустел на зубах – один песок. В «хлебе» концлагеря были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а верёвочкой, чтобы ни крошки не упало со стола на пол, а если падала, то её искали все, находили и проглатывали.
1 чтец: Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель
даются приказания: всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки... Ценные вещи и деньги сдать в окошко с надписью: «Драгоценности». Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля ...Потом начинается марш... Но большинство уже начинает догадываться, какая судьба им уготована. Ужасная, всепроникающая, вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам — и уже видят непредотвратимое. Нагие матери, онемев, прижимают младенцев к груди. С ними масса детей всех возрастов — все нагие. Они медленно все продолжают двигаться безмолвно по направлению к камере смерти.
8 Чтец: М.Джалиль «Чулочки»
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсэсовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятенье смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты ,человек, не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсэсовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"
М. Джалиль «Варварство»
1 чтец: Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
2 чтец: Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
3 чтец: Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
4 чтец: Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
5 чтец: Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
6 чтец:— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
7 чтец: Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
6 чтец:— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
7 чтец: И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
8 чтец: — Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
9 чтец: И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
10 чтец: Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
1ведущий: Международный женский концлагерь смерти Равенсбрюк, ад, оправдывал свое название: на русский язык его название переводится как "вороний мост". Там, за кирпичной стеной высотой в четыре с половиной метра с проволокой под напряжением шесть тысяч вольт, делали свое грязное дело "медицинские светила" третьего рейха прививали рак, газовую гангрену, рубили ноги, а у детей забирали всю кровь. Никто не мог убежать отсюда, чтобы рассказать, что же творилось за этими стенами. Через Равенсбрюк прошло 132 тыс. женщин и несколько сотен детей из 23 стран Европы. Средняя продолжительность жизни в лагере составляла 9 месяцев. Всего в Равенсбрюке уничтожено 93 тыс. человек, в том числе много детей.
5 Чтец: Галина Плахова-Королёва
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.
В мире ужасов - пытки, издевки,
На кострах прямо заживо жгут...
-Лучше кожу помойте-ка, девки,
Из неё ведь перчатки пошьют!
И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!
1 ведущий: Лагерь смерти Штуттгоф. Там все было продумано фашистами. Имелись камера-душегубка, печи для сжигания трупов, разные мастерские для переработки «сырья». На складах лежали тюки с человеческими волосами, причем раздельно – длинные и короткие. В образцовом порядке хранились тюки с детской обувью, отдельно обувь взрослых, тюки с одеждой и бельем. Страшно и жутко было смотреть на все эти вещи…
6 Чтец. Детский ботинок С. Михалков
Занесенный в графу с аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге – три тысячи двести девятый,
Обувь детская, ношена, правый ботинок, с заплатой.
Кто чинил его, где? В Мелитополе, в Кракове, в Вене?
Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?
Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый
Под порядковый номер три тысячи двести девятый?
Неужели другой не нашлось в целом мире дороги
Кроме той, по которой пришли эти детские ноги
В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду убитых считали?..
Час расплаты пришел! Палачей и убийц на колени!
Суд народов идет по кровавым следам преступлений …
Среди тысяч улик – этот правый ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой…
2 ведущий: Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.
1 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
2 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
1 ведущий: Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Перед входом в лагерь бетонная стена длиной в сто метров и высотой в 12,5 метра символизирует границу жизни и смерти. Через нее в лагерь смерти вошли тысячи, на свободу вышли лишь десятки.
«За этими стенами стонет земля»,- гласит надпись на стене.
2 ведущий Да, земля Саласпилса напоена потом, слезами, кровью. За этой стеной существовала целая система устрашений и наказаний, направленная на то, чтобы «использовать заключенных до полного их истощения».
1 чтец:"В Саласпилсе детей истязали
Танец «Саласпилс» 1-2 куплета
9Чтец: Елена Иманбаева Малолетним узникам концлагерей посвящается…
Шли потоком с войны эшелоны
Пахло мирной, свободной весной!
И мелькали, мелькали вагоны.
Возвращались солдаты домой.
В тесноте на дорогу смотрели,
Эх, победа! Она горяча!
С ними ехал подросток у двери,
В гимнастерке с чужого плеча.
Он ребёнок, а чуб с перламутром,
И глаза не по-детскому взрослые.
Стал каким-то особенно мудрым,
В лагерях поседевший подросток.
Развевалось победное знамя,
И шутили, смеялись в вагоне.
Да! Мы знали – победа за нами!
А он помнил – за ним крематорий.
Он уже никогда не сумеет,
Эту память стереть без возврата.
Шаг назад… И душа холодеет,
Под прицельным огнем автомата.
Эта память приклеена намертво,
На руке, словно дьявольский шифр,
Отпечатана метка концлагеря -
Семь кривых, фиолетовых цифр.
Там осталась сестрёнка красавица,
Семь годков ей вчера бы исполнилось.
Не сумела несчастная справиться.
А ему всё, что было, запомнилось.
Прах её он украдкою спрятал,
Под холодной сырой половицей.
Болью дрогнули веки солдата,
Над зажатой в ручонке тряпицей.
Да! Победа осталась за нами!
Но трагичнее прошлых историй,
Только страшное адово пламя,
И безжалостный зев крематорий.
Ученица - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти. Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.
Ученик:
Умирая, не умрёт герой,-
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своей борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
1Ведущий:Освобождение узникам принесли советские солдаты. И на месте многих концлагерей созданы мемориалы памяти, чтобы никто в мире не смел забывать ужасов второй мировой войны.
11 чтец: Падут под ударом врагов легионы,
Моя возродится страна.
Ребята! Тогда подведите итоги
Страданий и наших побед,
К безвестным героям не будьте так строги,-
Ведь многим пришлось умереть.
Вы память святую о них сохраните,
Запомните их имена
И в песне погибших борцов вспомяните,
Когда запоёт вся страна.
Видеоролик «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Голос нашей памяти"
Праздник, посвященный Дню победы...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню памяти А.С. Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Литературно-музыкальная композиция«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Ребята класса провели литературно-музыкальную композицию, посвящен...
Литературно-музыкальная композиция "Что будет памятью поэта?"
Сценарий для литературной гостиной...
Сценарий митинга и Литературно-музыкальной композиции, посвященных Дню Памяти и Скорби (22 июня).
Сценарий траурного митинга и литературно-музыкальной композиции "22 июня - День памяти и скорби." На этих мероприятиях присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, труженники тыла, "дети войны...
Литературно-музыкальная композиция "Мы этой памяти верны"
Основная идея литературно-музыкальной композиции «История той войны» – показать подвиг людей, погибших во время Великой Отечественной войны, показать их любовь к Жизни и их присутствие среди нас через...
Литературно-музыкальная композиция "Ты в памяти и сердце моем, Афганистан"
Цель:воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между миром и войной; воспитывать чувство любви и уважения к Родине, военной службе на основе ярких впечатлений...
Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"
Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "По волнам памяти"...