Литературная игра "Что?""Где?" "Когда?"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Игра проводится в 8 классе после того, как изучена "капитанска дочка". Помогает развивать интерес к чтению и выявить уровень общей эрудиции и читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Натальинская средняя общеобразовательная школа
Навашинского района Нижегородской области
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В 8 КЛАССЕ
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ёжикова Л.Б.
Натальино
2012
Цель викторины: создание условий для формирования у учащихся мотивации к познавательной деятельности, развитие интереса к произведениям А.С.Пушкина
Задачи викторины: выявить уровень общей эрудиции и читательской грамотности у обучающихся; формировать общую культуру обучающихся; привить навыки самостоятельного поиска информации для достижения поставленной цели
ВОПРОСЫ:
- «Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно объяснение насчёт его владения сельцом……..». Как название сельца? (Кистенёвка)
2. Где находится Лицей и как сейчас называется этот город? (Царское Село, г. Пушкин
3. У Пушкина есть строки: Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…
К кому не пошла Москва с «повинной головою»? (к Наполеону)
4. Вспомните строки «Сии птенцы гнезда Петрова…» О каких птенцах идёт речь в
поэме «Полтава»? (Шереметьев, Брюс, Боур, Репнин, Меньшиков)
5. Назовите близких друзей-лицеистов Пушкина. (Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг)
6. Назовите эпиграф к повести «Капитанская дочка». (Береги честь смолоду)
7. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение «пожалованному мне в дядьки..» Что означают слова «стремянной» и «дядька»? (Стремянной- слуга, сопровождающий барина во время охоты; дядька – слуга, приставленный для надзора за мальчиком в дворянской семье)
8. «Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу…» Куда путники приехали в первую же ночь? (В Симбирск)
9. «Ну, братцы, - сказал Пугачёв, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку…» О какой песне говорится? (бурлацкая песня «Не шуми, мати, зелёная дубравушка»)
10. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства. Каждое слово необъятно, как поэт» Кто автор этих слов? (Гоголь)
11. Кому из героев Пушкина принадлежит песня «Во саду ли, в огороде»? (Белочке из сказки «О царе Салтане…»)
12.На подносе лежит сложенный лист бумаги. Судьбу какого героя и как изменил этот листок? ( это записка Маши Мироновой, переданная Гринёву, по прочтении которой он поехал освобождать капитанскую дочку)
13. Назовите автора мозаики «Полтавский бой» ( Ломоносов)
14. О какой порфироносной вдове говорится в поэме «Медный всадник»? (Старая Москва)
15. Как называлась столица Византийской империи, которую завоевал вещий Олег?
(город Константинополь, или Царь-град, как называли его русские)
16. Назовите композитора, создавшего оперу «Пиковая дама» (Чайковский)
17. Чей это портрет?
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Всё тот же вид смиренный, величавый.
(портрет Пимена из драмы «Борис Годунов»)
18. Город, откуда родом царица из «Сказки о золотом петушке» (Шамахань)
19. Как зовут брата и сестру Пушкина? (Лев и Ольга)
20. Под каким именем действовал Пугачёв? ( император Пётр 3)
21. Кто из родственников Пушкина был сподвижником Петра 1? (прадед Ганнибал)
22. Назовите фамилию, имя и отчество няни Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
23. От чьего имени ведётся повествование в «Капитанской дочке»? (от лица Петра Андреевича Гринёва)
24. Каких лет был царевич, убитый в драме «Борис Годунов»? (лет семи)
25. Назовите имена соперников Руслана? (Ратмир, Рогдай, Фарлаф)
26. Назовите автора портрета Пушкина, о котором сам поэт сказал: «Себя, как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит» (Кипренский)
27. Расшифруйте подпись: Эн Ка Ша Пэ. ( так было подписано первое его стихотворение в печати)
28. Наведите порядок в этом списке:
Выстрел в Арзрум 1829 г.
Путешествие Петра Великого во время похода
Станционный смотритель Дубровский
Арап покойного Белкина
Египетская дама-крестьянка
Ночи села Горюхина
История Кирджали
Повести капитанской барышни
( «Арап Петра Великого», «Станционный смотритель», «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «История села Горюхина», «Выстрел», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829г.». «Кирджали», « Повести покойного Белкина», «Египетские ночи»)
Использованная литература:
1. В.В.Духно, О.В.Сухова. Викторины, занимательный материал. В., «Учитель», 2009
2. О.Г.Черных. Игровые уроки по литературе. М., «Вако», 2008
3.Н.Н.Оглобина. Тесты по литературе.М., «Олимп», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...