Творчество М. Цветаевой
статья по литературе (11 класс) по теме
Данная работа содержит материал по лирике М.Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество М. Цветаевой
План.
1.Становление поэта Марины Цветаевой.
2. Мои стихи – дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имен
2.1.Максимилиан Волошин и Марина Цветаева.
2.2..Особое место в душе Цветаевой - А. Блок.
2.3.Марина Цветаева и Анна Ахматова.
2.4.Стихи Марины Цветаевой к Пастернаку.
2.5 Стихи к Маяковскому.
2.6.А.С.Пушкин в творчестве М. Цветаевой.
3.Заключение
4.Литература.
- Становление поэта Марины Цветаевой.
Моя Цветаева……Первая встреча с поэтом состоялась непростительно поздно, в 1994 году: в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы» прозвучал романс « Мне нравится, что вы больны не мною….» . Стихами сразило сразу и на всю жизнь. И вот уже на протяжении 20 лет – любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности судьбе. Познать Цветаеву – человека и поэта - потребность моей души, поэтому каждая книга о ней или с её стихами и прозой мгновенно «проглатывается», затем бережно ставится на специально отведенную полку, потом перечитывается, передумывается, перемучивается вновь.
М.И.Цветаева…Долгие годы имя и творчество её незаслуженно было забыто. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным: сборники лирики, 17 поэм, 8 драм в стихах, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная проза, письма, дневники и записи.
Так распорядилась судьба – безмерно трагичная: после революции – смерть от голода младшей дочери Ирины, семнадцатилетняя эмиграция. О ней Цветаева скажет: «Здесь – без читателя, в России – без книг». Краткое свидание с неждавшей Родиной, репрессии мужа и дочери Ариадны, война, голод, гибель на фронте сына Георгия, о которой Марина Ивановна не узнала, потому что, отчаявшись, в 1941 году в далекой Елабуге покончила с собой.
Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. «….Мимо родилась времени», - признается сама Цветаева.
Такова была личность поэта – необычайно сложная, противоречивая, а потому влекущая к себе и отталкивающая труднопостижимостью. Такова была душа – грешная и праведная, взлетающая и падающая, рвущаяся из быта в бытие, не знавшая меры ни в чем, и оттого – пугающая. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы, жизнь. Ариадна Эфрон (Аля), выросшая, по словам Марины Ивановны, из её стихов, разделившая с матерью все её горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки – и только потом реабилитация), писала: «….Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери!.....»
Из всех эпитетов, касающихся поэтов, Марина Цветаева предпочитала - применительно к себе - один: «высокий».
К «великим» себя не причисляла. От слова «большой» отказывалась - не её. Пастернак, да, большой поэт, несомненно. «Высота», «чистота»- слова из любимого ею ряда. Её любимый поэт Рильке носил имя Райнер, что означает «чистый». И думая о бытии поэта, о единственном способе его жить и дышать, Цветаева обозначала его одним состоянием: чистота сгорания. Для неё - определение на всю жизнь.
И еще- высота служения поэзии как единственный признак существования. Работа поэта для Цветаевой- исполнение духовного завета. Поэт- служитель стихий, и единственной стихии- Слова. Цветаева считала, что утверждение и требование высоты как первоосновы жизни - есть чисто русское лицо высоты. Высота- это совесть. Россия всегда к её чести,- утверждала Цветаева,- ходила за правдой к писателям, как мужик к царю,- и хорошо, когда этим писателям оказывался Лев Толстой.
2.Мои стихи –дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имен
,
2.1.Максимилиан Волошин и Марина Цветаева.
«Мои стихи –дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имен,» - говорила М.Цветаева. И имен этих было много. Известных и неизвестных, великих поэтов и простых смертных. Они прошли через жизнь поэтессы, каждый оставив или подарив что-то, научив или научившись.
Марина Цветаева обладала редким даром – удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Соприкосновение с чужим вдохновенным словом рождало в ответ «небесный пожар» души.
Птица – Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю дотла,
И да будет вам ночь светла.
Думаю, первое и главное имя в поэзии собственных имен должно принадлежать Максимилиану Волошину. Именно он, обозревая женскую поэзию, в московской газете «Утро России», сказал о первой книге Цветаевой: « Вечерний альбом» - это прекрасная и непосредственная книга, исполненная чисто женским обаянием». Он и принес ей декабрьским вечером 1910 года эту рецензию и был покорен. Между ними завязалась дружба.
Цветаева никогда не забывала Волошина, они переписывались, когда не было
возможности встречаться. В 1932 году Цветаева написала очерк о М.Волошине – «Живое о живых».
2.2..Особое место в душе Цветаевой - А.Блок.
«Божий праведник мой прекрасный»,- называла его Цветаева. Личность Блока притягивала. Он виделся ей не просто поэтом, а существом высшего порядка. Он был идеальным воплощением «взыскательного художника», поднявшегося на огромную нравственную высоту. Цветаева посвятила ему цикл стихов в книге «Версты».
С Блоком Цветаева не была знакома лично, она слушала его в Политехническом музее в 1920 году, тогда, когда цикл стихов (1916) о нем уже сформировался.
« Я в жизни - волею стиха – пропустила большую встречу с Блоком… сама легкомысленно наколдовала: «И руками не потянусь…» и была же секунда… когда я стояла с ним рядом, в толпе, плечо с плечом… глядела на впалый висок…Стихи в кармане – руку протянуть – но дрогнула. Передала через Алю без адреса, накануне его отъезда»
Основные темы цикла – преклонение перед талантом великого поэта, стремление постичь тайну духовной жизни художника, рассказ о любви, в котором переданы тончайшие оттенки чувств.
Блок для Цветаевой – «рыцарь без укоризны», божество, «нежный призрак», «божий праведник мой прекрасный» «имя твое, звучащее словно: ангел».
Она говорит о его великой миссии – поэт, о его роли в своей поэтической жизни: «кем ты призван в мою молодую жизнь?»
Он – «вседержитель моей души» .
Она «славит» имя Блока, не называя его, словно Бога:
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь.
Или: И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег…
Имя поэта для героини – святое. Приобщение к творчеству своего кумира дарит любящему сердцу неповторимое ощущение гармонии, дает возможность обрести душевный покой, умиротворение, поэтому и завершается стихотворение просветленным
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.
Молитвенные интонации есть и в 5 стих. цикла.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе – до зари.
Славит Цветаева его, его высокую миссию, обожествляет и во всем ощущается неподдельная искренность героини, ее преклонение.
Предстало нам – всей площади широкой!-
Святое сердце Александра Блока.
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего.
Русь – Пасхою к тебе плывет,
Разливом тысячеголосым.
Узнав о смерти Блока в 1921 году, Цветаева сразу же написала письмо Ахматовой: «смерть Блока. Еще ничего не понимаю и долго не буду понимать . …удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом заживо –посмертным ( в наше любви). … Смерть Блока я чувствую как вознесение. Не хочу его в гробу, хочу в зорях ( вытянувших на той туче)»
В этом цикле два мотива: любовь и смерть.
Поэт умер, и сердце лирической героини обливается кровью: ведь его не вернешь, это боль не только одного, но тысяч, всей России: « пою своей отчизны рану»,
«и проволока под небом
поет и поет смерть»
Но умер человек: «думали – человек!
И умереть заставили» (6), а поэт остался, остались его стихи, его любовь к России, к людям – и это главное.
И вот в громах, как, некий серафим,
Оповещает голосом глухим,-
Откуда-то из древних утр туманных-
Кто нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства – грех…
И как нежнее всех – ту, глубже всех
В ночь канувшую – не дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия!
Мотив смерти сопровождается образами Метели, Снега, Тишины, Мглы: «снеговая тишь», «во мгле – сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет».
«вещие вьюги кружились вдоль жил…» . А еще мотив смерти переплетается с образом – символом птицы с переломанными крыльями: оборвалась жизнь поэта, сломаны крылья, не полетит никуда.
В стихотворениях ярко прослеживается образ Лебедя.
«длинным криком, лебединым кликом зовет» , « О, поглядите – как крылья его поломаны!» (6), вещие вьюги кружились вдоль жил,
Плечи сутулые гнулись от крыл,
В певчую прорезь, в запекшийся пыл –
Лебедем душу свою упустил!
И над равниной –
Крик лебединый .
Этот образ – символ отсылает, напоминает нам цикл стихов Блока « На поле Куликовом» :
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
«За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…»
Такая перекличка не случайна, ведь лебедь – образ – символ верности, честности, чистоты, любви, величия, - всего того, с чем ассоциируется образ Блока в стихах Цветаевой.
Отличительная черта цикла - музыкальность, что символично, ведь и сам Блок, и Цветаева придавали огромное значение музыке, которую воспринимал как мировую стихию ( вспомним хотя бы «Двенадцать» - музыка революции)
«Имя твое – птица в руке».
Лирический герой трепетно воспринимает звук самого имени Блока. АНАФОРА (повтор) усиливает восхищение поэтом, подчеркивает, сколько драгоценного заключает в себе для нее даже звучание его имени:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – Льдинка на языке.
Одно – единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Какие удивительные сравнения использует автор!
Обратите внимание на определения. Что они передают?
Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту, камень, кинутый в тихий пруд; звонко щелкающий курок.
Они передают то, что длится не более короткого мига, но оставляет долгий след в сердце. Все эти определения отражают извечное стремление человека остановить прекрасное мгновение.
В чем проявляется музыкальность стих.?
Музыкальная палитра стих. Чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелк курка, звук поцелуя, плеск упавшего в реку камня.
2.3.Марина Цветаева и Анна Ахматова.
О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой! - писала Цветаева.
Ахматова много значила в жизни Цветаевой. Восхищение Ахматовой было искренним. Цветаева никогда не рассматривала Ахматову как соперницу – скорее как союзницу, соратницу в деле служения поэзии. Ахматова благосклонно принимала это поклонение, подписывала книги, присылаемые ей Цветаевой. Они переписывались, но не встречались. Их первая встреча произошла в 1941 году , в июне, и была организована друзьями в квартире Ардовых.
Но до этого было еще далеко, а пока в 1916 году Цветаева посвятила Ахматовой цикл стихотворений
Весь цикл – восхищение перед талантом и славословие ему.
Героиня – адресат символически названа «царскосельской музой», «раненой музой», «музой плача», «разорительницей ветров», «насылательницей метелей, лихорадок, стихов, войн», «Златоустой Анной всея Руси», «чернокнижницей».
Все стихи цикла – преклонение.
Ах, я счастлива! Никогда заря
Не сгорала – чище.
Ах, я счастлива, что, тебя даря,
Удаляюсь – нищей…
Златоустой Анне – всея Руси
Искупительному глаголу, -
Ветер, голос мой донеси
И вот этот вздох мой тяжелый.
В цикле ясно прослеживаются и портретные черты Ахматовой:
О, тело милое! О, прах
Легчайшей птицы!
Так много вздоха было в ней,
Так мало – тела.
От ангела и от орла
В ней было что-то…
и факты ее жизни, трудной, подчас трагической:
Как цыганка тебе дала
Камень в простой оправе,
Как цыганка тебе врала
Что – то о славе…
Ахматова предстает в стихах как «земная женщина» и неземная, как мученица и как поэтесса.
Для всех, в томленье славящих твой
Подъезд,
Земная женщина, мне же – небесный
Крест!
Тебе одной ночами кладу поклоны,-
И все твоими очами глядят иконы!
Ты, срывающая покров
С катафалков и с колыбелей,
Раъярительница ветров,
Насылательница метелей… в стихотворении цикла, а
Ты, потупленная в толпе
Богомолок у Сергий-Троицы
Интересно стих. цикла, посвященное сыну Ахматовой и Гумилева, – Льву. Он воплотил в себе все лучшее от родителей, двух поэтов
Он – «маленький царь», «царский сын»
Дай ему бог – вздох
И улыбку матери,
Взгляд - искателя жемчугов.
Северный океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок – в твоей горсти.
Упоминание жемчугов и четок неслучайно. Вспомним, что первая книга Ахматовой называлась «Четки », а у Гумилева была книга стихов «Жемчуга».
Обратимся к первому стихотворению цикла.
Необычная контрастная двухцветная характеристика в начале стиха выявляет двойственную природу:
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
Автор видит глобальное воздействие поэтического дара Ахматовой на окружающий мир:
И мы шарахаемся, и глухое: Ох! –
Стотысячное - тебе присягает, Анна
Ахматова!..
Приобщение к судьбе героини несет в себе и сладость, и угрозу: «вопли твои вонзаются в нас, как стрелы», но «мы коронованы тем, что одну с тобой/ Мы землю топчем, что небо над нами – то же».
Даже имя несет на себе в восприятии автора, мету «смертельной судьбы»:
…Это имя – огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.
Чувство восхищения поэтом рождает стремление одарить в ответ, отдать в благодарность поэту нечто столь же бесценное:
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце свое в придачу.
Восхищение было взаимным, Ахматова тоже писала стихи о Цветаевой.
И отступилась я здесь от всего,
От земного всякого блага,
Духом, хранителем места сего
Стала лесная коряга.
Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка.
Чудится мне на воздушных путях
Двух голосов перекличка.
Двух? А еще у восточной стены,
В зарослях крепкой малины,
Темная, свежая ветвь бузины…
Это письмо от Марины.
Или еще:
…Мы с тобой, Марина,
По столице полночной идем.
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет.
А вокруг погребальные звоны,
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающий след.
Москва становится знаком крушения личной судьбы, знаком общенародной трагедии.
2.4. БОРИС ПАСТЕРНАК… с этим именем много связано в жизни Цветаевой . началось все с книги Пастернака «Сестра моя – жизнь». Цветаева причитала ее, когда жила в Берлине, по словам самой Цветаевой, книга эта стала одним из сильнейших литературных впечатлений, « я тогда жила ею, пила ее, не отрываясь».
Всегда искавшая себе друзей и собеседников, родственных по духу, она нашла такого в друга в Пастернаке. Пожалуй, никто не был ей так близок и внятен. Она читала его стихи, как свои, дивясь глубинному сходству, музыкальности, стекавшей с их душ в слова.
Безутешная из-за отъезда в 1923 году в Россию своего «заоблачного», «вершинного брата», Цветаева посвящает ему один за другим два цикла стихов – «Провода» и «Поэты».
Основная тема цикла – фатальная безысходность, незримость возлюбленного, нескончаемая разлука.
Обратите внимание на эпиграф цикла: «Сердечная волна не вздымалась бы так высоко, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала – Судьба» Гельдерлин.
Судьба - разлучница, но союзница Духа. Это и есть идея цикла.
Сила страдания, боль разъединения с любимым, и родиной невозможно высказать. Они безмерны, и героине не хватает ни технических (телеграф), ни самых мощных поэтических средств (« Боюсь, что мало для такой беды всего Расина и всего Шекспира»), ни превосходных степеней слова.
Провода – символ противоречивый: провода связывают, но на расстоянии, а расстояние не только выматывает – еще и спасает, усиливает чувство.
О, по каким морям и городам
Тебя искать? (Незримого – незрячей!)
Я проводы доверю проводам,
И в телеграфный столб упершись – плачу.
Здесь обыгрывается фонетическое сходство между словом «проводы», означающее прощание, и «провода» - телеграфные линии.
- Без стыда!
Гудят моей высокой тяги
Лирические провода.
«столб телеграфный» - «чувств непреложный передатчик», «уст осязаемая весть».
Лирическая героиня ждет встречи, надеется на нее. «Без любимого мир пуст». Из души рвется «вопль» отчаяния: «словеса сии – лишь вопль».
Вожделений – моих – выспренних,
Крик – из чрева и на ветер!
Это сердце мое, искрою
Магнетической – рвет метр.
И ритмика стихотворения, и звукопись (аллитерация «р»), четкая, рубленая фраза, что подчеркивается использованием тире почти в каждой строке, - все должно передать именно «рвущееся» страдание. Оно создается сочетанием акцентного стиха с обилием внутренних пауз, разрывающими фразы, отдельные слова, а также переносами. Именно здесь и проявляется цветаевская безмерность. Драматизм как бы постоянно нарастает и становится основным принципом развертывающегося лирического сюжета:
- «метр и меру?» но четвертое
Измерение мстит: - Мчись
Над метрическими – мертвыми –
Лжесвидетельствами – свист!
Вот, например, 2 стихотворение совмещает интонации народного причитания и классической традиции – единство протяженности и чеканности, при этом разрывающие фразы и слова подчеркивают захлебывающуюся прерывистость нескончаемой речи.
По аллее
Вздохов – проволокой к столбу –
Телеграфное: лю –ю – блюю…
Вдоль свай
Телеграфное: про – о – щай…
Слышишь? Это последний срыв
Глотки сорванной: про – о – стите…
Для того, чтобы передать всю безграничность отчаяния от разлуки с любимым, из культурной памяти человечества поэтесса извлекает наиболее трагические, колоритные в своей безысходности образы. Лирическая героиня и Ариадна, и Эвредика, и Федра. За счет мифологических и литературных параллелей «я» превращается в образ Женщины с большой буквы, «ты» - в образ всех несостоявшихся встреч и союзов.
Что я в тебе утрачиваю всех
Когда – либо и где-либо не бывших!
Но для женщины главное уметь ждать
Терпеливо, как щебень бьют,
Терпеливо, как смерти ждут,
Терпеливо, как вести зреют,
Терпеливо, как месть лелеют –
Беде ждать тебя…
Рефреном звучит слово Терпеливо в 8 стихе:
Терпеливо, как рифмы ждут,
Терпеливо, как руки гложут.
Терпеливо, как негу длят,
Терпеливо, как бисер нижут,
Буду ждать тебя…
И она обязательно дождется. Сразу на память приходит множество ассоциаций и из мифологии, и из литературы, и симоновское стихотворение «Жди меня»: жди меня, и я вернусь.
Вот и лирическая героиня восклицает: « Где бы ты ни был – тебя достигну,
Выстрадаю – и верну назад».
Только надежда на встречу поддерживает ее. Сила ее любви безгранична, и она всюду:
…Я всюду:
Зори и руды я, хлеб и вздох,
Есть я и буду я, и добуду
Губы – как душу добудет Бог:
Через дыхание – в час твой хриплый,
Через архангельского суда
Изгороди!
А 9 стихе звучит мотив сна и опять надежда:
Все разрозненности сводит сон.
Авось увидимся во сне.
Судьбы людей в руках Творца: «Всевидящий, он знает, чью/ Ладонь – и в чью, кого – и с кем». Судьба героини – разлучница, и печаль поселилась в сердце героини: «предвечная… печаль / Плачущих без плеча!»
На протяжении цикла страдание нарастает, развертывается, становится гиперболическим.
В час, когда милый друг
Огибал последний мыс
(Вздохов мысленных: вернись!
Были взмахи – больше рук.
Точно руки – вслед – от плеч!
Точно губы – вслед – заклясть!
Звуки растеряла речь,
Пальцы растеряла пясть.
…Были слезы больше глаз
человеческих и звезд
Атлантических.
Все стихи цикла – особые ступени градации страдания. Восклицательный знак ставит заключительное стихотворение:
С другими – в розовые груды
Грудей…В гадательные дроби
Недель…
А я тебе пребуду
Сокровищницею подобий…
- недр достовернейшую гущу
Я мнимостями пересилю!
Пастернак стал для Цветаевой Всадником на красном коне поэзии, Вожатым, Георгием – Победоносцем, пронзившим насмерть своим копьем и одиночество, и сомненья в своих силах, и то непонимание со стороны эмигранта читателя, которое ощущалось все сильнее.
2.5 Стихи к Маяковскому.
И еще одна фигура, колоссальная по своему масштабу, которой мы не можем не коснуться, - МАЯКОВСКИЙ!
Очень рано, в годы революции, оценила Цветаева по достоинству трубный глас Маяковского: она высоко чтила в нем олицетворенную мощь и размах Рев. России :
Повыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел – тяжелоступ –
Здорово, в веках, Владимир!..
«Маяковскому», 1921 год
« Маяковский, -писала Цветаева, - первый в мире поэт масс». Его всемирная роль и значение настолько велики, что не только «нам», но и «нашим внукам» придется «оборачиваться на Маяковского», - причем оборачиваться « придется не назад, а вперед».
Цветаева посвящает Маяковскому цикл стихотворений, узнав в апреле 1930 года о его самоубийстве, и стих в 1921 году, упоминала в своих статьях и письмах, отвела много места в статье «Эпос и лирика современной России. Владимир Маяковский и Борис Пастернак».
Цикл начинается стихотворением
Чтоб край земной не вымер
Без отчаянных дядей,
Будь, младенец, Владимир:
Целым миром Володей!
И сразу видно отношение лирического героя к поэту – отчаянный, на таких земля держится.
Маяковский предстает в стихах бойцом на передовой литературного фронта. И если литературная газета «Известия» выходит каждые семь дней, то такой, как Маяковский, - «раз в столетие».
Кровь «первого его бойца» на страницах газет. Перед 3-им стихом дается отрывок из
«Однодневной газеты» о смерти Маяковского, где его называют «величайшим поэтом революции». И все 3-е стихотворение как раз и подтверждает это. Маяковский взвалил на себя ношу быть «глашатаем революции»
Гору пролетарского Синая,
На котором праводатель – он.
Образ-символ многотрудного пути в этом стихе – «сапоги», в которых поэт прошел весь свой «двадцатилетний прегон» - 20 лет творчества, сапоги, «израсходованы до сияния», в которых «гору брал»,
В сапогах великого похода,
На донбассовских, небось, гвоздях.
Гору горя своего народа… миллионного.
В цикле много перекличек со стихами самого Маяковского «любовная лодка…», ощущается сходство ритма, стихи словно выстрел звучат:
Вроде юнкера на Тоске
Выстрелившего – с тоски!
Парень! Не по-маяковски
Действуешь: по-шаховски. .
Выстрел – в самую душу
Как только что по врагам.
Богоборцем разрушен
Сегодня последний храм.
В 5-м стихе Цветаева подчеркивает, что смерть Маяковского – это «выстрел – в самую душу», «выстрел- в самую точку», «выстрел в левую створку: /Ну в самый-те Центропев!». Смерть Маяковского – потеря для литературы, для всего народа и всей русской культуры.
Очень интересно 6-е стихотворение. Сюжет фантастически – иронический. Диалог между Маяковским и Есениным, встретившимися на том свете. Они делятся причинами, побудившими их покончить жизнь самоубийством.
- Стрелялось? – Привычно.
- Горелось? – Отлично.
…Вот-те и шлюпка
Любовная лодка! Ужель из-за юбки?
- Хужей из-за водки.
Герои обмениваются последними новостями.
Есенин интересуется:
А что на Рассее –
На матушке? – То есть
Где? – в ЭССЕСЕСЕРЕ
Что нового? – Строят.
Родители – родят,
Вредители – топчут,
Издатели – водят,
Писатели – строчат.
А как писатели и поэты, начинавшие вместе с ними свой путь? Все печально. Из настоящих поэтов остался один Пастернак.
Блок – «ангелом»,
Сологуб – на канале: по красные щеки пошел.
Гумилев – на востоке (« в кровавой рогоже, на полной подводе…»)_
«Все то же» - звучит рефреном на протяжении всего стихотворения, ничего не изменилось за 5 лет со дня смерти Есенина до гибели Маяковского.
2.6.А.С.Пушкин в творчестве М.Цветаевой.
Огромное влияние на развитие поэзии Серебряного века оказало обаяние личности А.С Пушкина, его гуманистическая философия, высота нравственного идеала. Для Цветаевой он первая любовь и вечный спутник, с которым она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии. Мемуарный очерк «Мой Пушкин»-это афористичный и живой рассказ о том, как девочка, которой было суждено стать великим поэтом, открывала для себя Пушкина.
В цикле»Стихи к Пушкину» Цветаева утверждает свое кровное, неразделимое родство с Пушкиным, родство по ремеслу и вдохновению. Ей бесконечно близки независимость, мятежность, бунтарство, бескорыстие служение поэзии «умнейшего мужа России»
Пушкинскую руку
Жму, а не лижу
Вольному - под стопки?
Мне в котле чудес
Сем - открытой скобки
Ведающий - вес,
Мнящейся описки -
Смысл, короче - всё.
Ибо нету сыска
Пуще, чем родство.
3.Заключение.
На Руси издавна считалось, что каждая встреча, каждый человек дается Творцом на жизненном пути не случайно – для обучения ли, для прощения, для самосовершенствования, для экзаменов. Надо только понимать это, быть мудрыми и не сетовать зря на судьбу. Вот Марина Цветаева это хорошо понимала. Она говорила: «Всеми своими стихами я обязана людям, которых любила – которые любили меня – или не любили».
Литература:
1. М.Цветаева. Избранное /Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М., Просвещение, 1989.- 367с.
2. Кисловская Е.С. Красною кистью рябина зажгдась… // Русский язык и литература в средних учебных заведениях . 1990, №.6
3. Материалы сайтов: · http://slova.org.ru/cvetaeva/about/ · www.dommuseum.ru · http://vvv.srcc.msu.su/asa/lit/m
4. Бавин С., Семибратова И. «Судьбы поэтов серебряного века: библиографические очерки». - Книжная Палата, 1993 г. - 480с.
5. Павловский А.И. «Куст рябины: о поэзии М. Цветаевой 1989 г.
6. Кедров К. «Россия - золотая и железная клетки для поэтесс «Новые Известия» № 66, 1998 г.
7. Саакянц А.А. «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922), 1986 г.
8. Цветаева М. «В певучем граде моем: стихотворения, пьеса, роман в письмах». К.В. Смородин. - Саранск: мордовское книжное издательство, 1989 г. - 288с.
9. «Поэт - Марина Цветаева». Осоргин М.: Олимп, 1997 г.
10. Из статьи «Марина Цветаева». Павловский А. М.: Олимп, 1997 г.
11. Журнал «Ступени», февраль 92. Литературный вечер «Россия… Судьба… Трагедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Основные мотивы творчества Марины Цветаевой".
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины ...
Учебно-методическое пособие по творчеству М.Цветаевой
Учебно-методическое пособие содержит методические указания для учителя, дидактический материал и тестовые задания в формате ЕГЭ....
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
«Творческий практикум (заключительный урок по творчеству Марины Цветаевой)»
Урок обобщения изученного материала....
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...