Урок литературы в 6 классе на тему: «Звуки и краски в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Cеребровская  Мария Андреевна

Урок литературы в 6 классе на тему:

«Звуки и краски  в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_f.i.tyutcheva_i_a.a.feta_.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему:

«Звуки и краски  в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

Цель  урока – развитие общекультурной компетентности учащихся; содействовать воспитанию интереса к поэтическому творчеству Тютчева и Фета; совершенствование навыков выразительного чтения наизусть стихотворений Тютчева и Фета; развитие навыка анализа произведения живописи и лирического произведения, УУД учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: владеть знаниями о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета как мастерах поэтического слова; оценивать выразительное чтение одноклассников; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; владеть навыками выразительного чтения; проявлять эстетическое восприятие произведений литературы.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в Интернете.

Регулятивные:  овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать достижения на уроке;

Коммуникативные: владеть умениями вести диалог; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; уважительно относиться к чужому мнению.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Методы и формы обучения – индивидуальная, групповая (выразительное чтение, словесное описание картины, работа с художественными средствами)

Оборудование – Компьютер, проектор, карточки – листья с заданиями, учебник литературы 6 класса под ред. В.Я. Коровиной.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня наш урок я бы хотела начать с небольшой притчи.

Однажды в школе проходил урок на тему «Семь чудес света». Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд. Когда учитель собирал тетради,  он заметил, что одна девочка ещё не закончила работу. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.

 Ученица ответила:

-  Я долго сомневалась, какие  выбрать. На свете так много чудес. Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Помедлив несколько секунд, девочка начала читать:

-Для меня 7 чудес света, это:

  • Видеть
  • Слышать
  • Чувствовать
  • Двигаться
  • Говорить
  • Смеяться
  • Любить.

- Почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?

-  Без способности видеть, мы будем в темноте, не увидим природу, близких и родных людей.

Если мы оглохнем, мы не услышим звуков, без чувств - превратимся в роботов, а без движений – умрем, язык – помогает нам выразить мысли и чувства, смех помогает радоваться всему, что нас окружает. А без любви мы станем одиноки. Любовь мы испытываем с самого раннего детства.

-  Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этого разговора?

-  Без этих чудес не появились бы величайшие произведения искусства.

-  Что мы отнесём к произведениям искусства? (поэзия, музыка, живопись)

-  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2. Запись числа и темы урока.

Тридцатое ноября.

Краски и звуки в поэзии А.А.Фета и И.Ф.Тютчева.(слайд 1)

  1. Индивидуальные задания.
  • Рассказ о Ф.И.Тютчеве./Азина Ирина (слайд 2)

Ф. И.Тютчев родился в 1803 году, когда А.С. Пушкину было 4 года.

Семья Тютчева – богатая дворянская семья.

Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование (как и М.Ю.Лермонтов)

Для воспитания сына родители Тютчева пригласили молодого учителя Семёна Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти всё своё время проводил с воспитанником.

Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки, свои знания он передал Тютчеву.

В 18 лет Тютчева закончил обучение в Московском Университете со степенью кандидата.

22 года Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Боварии, жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными  писателями.

После возвращения из Европы Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России.

В течение жизни Тютчев издал лишь одну книгу своих стихов.

Всего Тютчев написал около 200 стихотворений, и каждое по праву считается поэтическим шедевром.

  • Рассказ о А.А.Фете. /Суздаль Матвей(слайд 3)

Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
А.А. Фет родился 1820 году и в том же году крещен по православному обряду. В метрической книге записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.

Самый известный сборник его стихов называется «Вечерние огни», который содержит более 300 стихотворений.

Основным источником вдохновения для Тютчева и Фета являлась природа.

  1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Тютчева, Фета.

Показывается картина  художника А.Ф.Васильева «Мокрый луг»(слайд 4)

Блохин А. «Неохотно и несмело..»

Глыбина А. «Листья»

Штоль А. «Учись и у них – у дуба, у берёзы…» (картина И.И. Шишкина «Зима»)(слайд 5)

- Какими красками наполнены эти стихотворения?

-  Ребята, обратите внимание на то, что  природа служит источником вдохновения не только  для многих поэтов, но и  художников и композиторов.

Я предлагаю вам сегодня прослушать отрывок из музыкального произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».    (слайд 6)

(Справка о Чайковском.

родился 7 мая

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель,

музыкальный журналист. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.) (слайд 7)

- Какое настроение вызывает музыка Чайковского? Картины природы?

- Какими красками наполнено такое время года как осень?

- Ребята, а знаете ли вы, что каждый цвет имеет своё значение?

  1. Сообщение учителя о символике цвета. (слайды 8-15)
  2. Сообщение учителя о символике цвета.

Кто знает, что такое символ?

Символ – это многозначный образ, выражающий какие-либо глубинные смыслы,

порой противоположные друг другу.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях.

Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам:

Красный  —  цвет Марса,

синий  — цвет Венеры,

желтый  — цвет Меркурия,

зеленый  —  цвет Сатурна,

пурпурный  —  цвет Юпитера,

оранжевый  —  цвет Солнца,

фиолетовый —  цвет Луны.

При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.

Красная роза - символ любви и красоты. Выражение "красный день календаря" произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.

Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Платье невесты тоже белого цвета.

Белый голубь - символизирует мир, Святой дух.

Белые яйца - сотворение.

Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.

Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. В древнем Египте синий цвет использовался для обозначения правды.

-Ребята, наше государство имеет свою символику? Что является основными символами России? Гимн, герб, флаг. Какие цвета представлены на нашем флаге? Что они символизируют?

Желтый — цвет тепла, золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

- Ребята, а почему осенью листья становятся жёлтыми, красными и т.д.? (Не хватает тепла и света)

Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый - цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, "вечнозеленый").

В стихотворении А.А.Фета «Ещё майская ночь» встречается прилагательное медный.

Давайте определим, какой это цвет.

Значение слова Медный по словарю Ефремовой:
Медный –

1. Соотносящийся по знач. с сущ.: медь , связанный с ним.
2. Свойственный меди , характерный для нее.
3. Сделанный, изготовленный из меди .
4. Имеющий цвет меди ; красно-желтый.

Медные монеты, медный колокол.

  1. Закрепление изученного.

Посмотрите в окно. Какое чувство вызывает у вас погода, природа?

А ещё совсем недавно была осень, и разноцветные листья украшали мир. Листья не улетели навсегда, они вернутся весной. А сейчас посмотрите на доску наши друзья – листья приготовили вам задания. Оторвите листок и выполните задание. (по очереди каждый у доски)

Лист 1.

- Найдите  все глаголы из стихотворения «Листья» Тютчева Ф.И.

- Какую роль играют глаголы в этом стихотворении? Что такое глагол?

- Какими красками и звуками оно наполнено?

Лист 2.

- Найдите в стихотворении «Неохотно и несмело…» олицетворения. (Олицетворением называют литературный прием, который заключается в придании неживым предметам живых черт)

-Дайте определение олицетворения.

- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение? Что такое звукопись?(Звукопись – это частое повторение одних и тех же звуков с целью усиления описания явления природы, окружающего мира

Например: По небу голубому

Проехал грохот грома)

Лист 3.

- Найдите в стихотворении «Ещё майская ночь» метафоры. Дайте определение. (Метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой)

- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?

Лист 4.

- Определите тему и идею стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (Тема – это о чём текст; идея – для чего он создан)

- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?

Лист 5.

- Найдите эпитеты в стихотворении «Неохотно и несмело». Дайте определение эпитета. (Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления, которое придаёт ему большую выразительность)

Лист 6.

- Вспомните, какие стихотворения Тютчева и Фета вы изучали ранее. Прочитайте наизусть.

«Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной»

  1. Рефлексия.

На ватман приклеиваются лепестки   по настроению. (цветок)

                          Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Краски и звуки (осени, зимы, весны, зимы) ». Краски и звуки (ночи, утра, вечера)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"

Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного...

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Открытый урок в 10 классе на тему "Морфемика. Словотворчество в поэзии"

Это урок обобщающего  повторения , цели которого обобщить изученное о морфемной структуре слов в русском языке,  закрепить умение определять способ словообразован...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...