"С чего начинается Родина..."
методическая разработка (литература) на тему

Радион Лидия Артёмовна

 

проект посвящен истории семейных реликвий как маленьких частичек истории всей страны, народа. Он дает возможность углубить знания по истории, краеведению, искусству, а также развивает творческие способности, формирует умение исследовательской, поисковой деятельности. Высока воспитательная значимость проекта. Через уважение и любовь к своим предкам, корням прививаются патриотические чувства, любовь к малой Родине,  к Отечеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinaetsya_rodina.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Новотроицкая Средняя Общеобразовательная Школа

Если ты  патриот своей страны, - приходи!

Если нет,- приходи учиться быть им!

Аннотация проекта: проект посвящен истории семейных реликвий как маленьких частичек истории всей страны, народа. Он дает возможность углубить знания по истории, краеведению, искусству, а также развивает творческие способности, формирует умение исследовательской, поисковой деятельности. Высока воспитательная значимость проекта. Через уважение и любовь к своим предкам, корням прививаются патриотические чувства, любовь к малой Родине,  к Отечеству.

Характеристика проекта:

  1. По характеру доминирующей в группах деятельности:

- творческий, исследовательский.

2. По предметно-содержательной области:

- межпредметный ( история, краеведение, музыка).

3. По продолжительности: долгосрочный

4. По количеству учащихся: коллективный.

Работа проводилась индивидуально и в группах, сформированных по желанию учащихся.

Дидактические цели проекта:

а) формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, умений видеть проблему и предложить пути ее решения;

б) развитие творческих способностей;

Методические задачи:

а) активизировать познавательную деятельность учащихся;

б) учить анализировать и оценивать результаты поиска, исследования, наблюдения.

Формируемые умения и навыки работы

-     поиск, обработка и использование информации;

- постановка целей, продумывание содержания, объема, организация самостоятельной работы;

-     развитие аналитических способностей учащихся;

-     умение пользоваться компьютером (создание презентаций, печатного текста)

Постановка проблемы: Как через судьбу семьи прослеживается судьба страны

.

Идея проекта: представить семейные реликвии, отражающие интересные события, связанные с историей народа.

Объект исследования: жители села, учащиеся школы, архивные материалы, письма, семейные фотографии.

Типы ученических исследований

  1. Старожилы села. Презентация
  2. Книга книг. Эссе о старой Библии.
  3. Икона Богоматери. Сочинение.
  4. «Сиротский смысл» семейной фотографии.Сообщение.
  5. История поздравительной открытки. Поэтическая  миниатюра.
  6. Бесстрашный пулеметчик и его награда. Представление героя.
  7. Память детства. Рассказ о кукле.
  8. Привет из Артека. Устное сообщение.
  9. Самая загадочная полка для моих внуков. Презентация.

Гипотеза проекта: любовь к Родине начинается с любви к своим корням, своим предкам

Ход мероприятия

Гордиться историей своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

                                                                       

                                                                А.С. Пушкин Слайд 1

  1.  Без чего нет будущего? Его нет без прошлого. А прошлое – это история нашего народа. Народ – это все мы. В чем хранится история нашей жизни? Верно, в памяти, в том, что мы помним.

Именно память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря ей прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени смерти. В этом величайшее ее нравственное значение. Память – основа совести и нравственности, основа эстетического понимания культурных ценностей.

        Именно память позволяет нам держать ниточку связи времен, связи поколений и перенимать опыт жизни наших предков, что так бесценно для человека. Проблема памяти была освещена во многих хороших книгах Набокова, Солженицына, Распутина, Шукшина. И такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков,- появились люди- которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих. Сегодня мы поговорим о том, что очень памятно, а потому и ценно для нас, нашей семьи, как составляющей всего нашего народа. Семейные реликвии.

Цели и задачи:

Поиск и знакомство с семейными реликвиями, связанными с историческими значимыми событиями села, края, страны.

Раскрыть и представить историю семейных реликвий как частичку истории страны, народа.

Пропагандировать патриотическое отношение к своей малой Родине, к Отечеству среди сверстников.

1-й доклад. Старожилы села

        История хранится в памяти, именно в ней она оживает.

История, старый, старейший. Как видите, это все родственные слова. У них один и тот же корень с чередованием. И прямо сейчас мы обратимся к самым старейшим.

        Знаете ли вы самый старый дом в нашем селе?

Наша поисковая группа провела специальное расследование и выяснила, что это дом Шумковой Евдокии Кузьминичны. Согласно архивной домовой книги, хранящейся в сельском совете, этот дом был построен в 1950 году. (Слайд). Внутри дом почти не изменился: деревянные перегородки, русская печь, маленькие оконца, уютные сени, небольшое крыльцо. В те далекие времена дома строились коллективно: мужчины клали брус, а женщины и дети готовили раствор для штукатурки: ногами месили глину и песок. Работа кипела дружно, напористо и весело. Всем селом и новоселье праздновали! В этом доме родилась, выросла и вышла замуж единственная дочь Евдокии Кузьминичны, Ирина Федоровна (ныне покойная).

        Еще мы выяснили, какое самое старое дерево. (Слайд) Ребята опросили старожилов нашего села, мнений было очень много и все же сошлись на том, что это тополя, по улице Советской (поворот на Среднюю Полтавку). Старожилы утверждают, что в пятидесятых годах от стороны Жилиндиных и до усадьбы Поляковой Т.И. был один бурьян, и далее по селу, а оно было совсем маленькое, рос небольшой молодняк, кругом была степь, а эти деревья уже тогда были большими, их посадили хозяева усадьбы Землянские.

        Ребята, кто знает самого старейшего жителя нашего села?

Это Моисеенко Зинаида Михайловна 15 марта 1928 года рождения. Совсем недавно ей исполнилось 84 года. В нашем селе она живет с 1950 года. Ей было 22 года, когда она вышла замуж за солдата Моисеенко Михаила Петровича, уроженца села Новотроицкого. В село приехала из города Читы, где познакомилась со своим будущим мужем. Михаил проходил в тех местах срочную службу, а после привез молодую красавицу в родные места. С тех пор Новотроицкое стало второй родиной Зинаиды Михайловны. (Слайд)

        Образования никакого не было, поэтому трудилась, где могла, где требовались рабочие руки: в овощеводческой бригаде, в столовой, на почте, на ферме телятницей, затем санитаркой. (Слайд). По стажу работы на пенсию была отправлена в 1978 году, но до 93 года продолжала трудиться. Трудные прожила годы, но в то же время и радостные. В радостях и тягостях родила и воспитала 5-х детей (фото).

Зинаида Михайловна оставила хорошую память о трудовой деятельности. Не раз ее фотографии висели на доске почета.

        Особой страницей ее биографии является участие в сельском хоре, в котором она была лучшей запевалой. (Фото) Хор в те времена был известен на всю округу. Выступления проходили и на полевых станах, и на сценах клубов разных селений. Докатилась слава хора и до областного центра – одно из выступлений транслировалось по местному телевидению. «И сейчас бы пела, если б пригласили» - с энтузиазмом заявляет Зинаида Михайловна

        Сегодня она, несмотря на преклонный возраст, полна энергии и жизнелюбия. (Фото) Ухожен двор, летом в нем пестреют и радуют глаз прохожих цветочные клумбы, выращивает овощи на огороде, содержит в чистоте и порядке дом и … путешествует. Зинаида Михайловна недавно побывала и отдохнула в Китае. (Фото)

        Поддерживает связь с давними подругами, охотно приглашает всех в гости.

        Моисеенко З.М.  на сегодняшний день является основной живой хранительницей памяти о прошлом нашего села.

Учитель.

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу -

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его

                А. Пушкин

Ребята, как вы понимаете слова «любовь к отеческим гробам…» Уважение и любовь к своим предкам к своим корням, фамилии, роду, а затем и  к малой своей Родине, котора вырастает в любовь к Отечеству. Любви к Отечеству много посвящено произведений, стихотворений. Писал об этом Некрасов и Тургенев, Пушкин и Лермонтов, Блок и Бунин. А вот как Лермонтов признавался в любви к Отчизне. Чтение стихотворения «Родина». У нас сегодня звучала песня «С чего начинается Родина». И там есть такие предположения: «с картинки в твоем букваре», с маминой песни, «со старой отцовской буденовки», с фотографии, с чего-то малого, самого-самого первого, вырастающего в Великое.

        В каждом доме есть вещи, которые и не представляют материальной ценности, но они очень дороги сердцу, с ними связаны события вашего прошлого,  люди, которыми вы гордитесь и любите, одним словом, вещи, в которых заключена история вашей семьи.

        Наша поисковая группа собрала уникальный материал к разговору.         Слайд. Первая семейная реликвия – Моисеенко Зинаиды Михайловны

2-й доклад

Эта открытка – поздравление молоденькой Зине Бобровой, девушке из детдома. Она была отправлена Моисеенко Мишей с 79 разъезда. Это место службы юного армейца. Открытка отправлена в Читу, где тогда жила Зина, а ранее там состоялось знакомство будущих супругов. Дата отправления 1949 год. Солдат Михаил Моисеенко поздравлял свою избранницу с наступающим 1950 годом. Текст немногословен. В нем нет изысканных и виртуозных пожеланий. Все предельно просто: с новым годом, с новым счастьем, но как почтительно, с уважением, Зинаида Михайловна!  И этим все сказано! Здесь и жизнь, и слезы, и любовь! Эта открытка – начало всех начал, и она очень дорога бабушке Зине. Это память о девичьей влюбленности, о человеке, с которым связана пусть короткая, но счастливая жизнь.

 Слайд. Кто сердца не питал, кто не был восхищен

    Сей книгой

В. Жуковский

         Эта вещь принадлежит семье Тарасовых. Она была подарена Тарасовой Вере Васильевне 1903 года рождения Каратаевой Варварой Николаевной, бабушкой по матери Галины Ф. Климовой в 60-х годах, но на библии написано « подарено в 1902 году». Судя по всему, Варваре Николаевне ее не могли подарить, ведь она в это время еще не родилась. Кому она была подарена в 1902 году и  как попала библия к Каратаевым - неизвестно, но ясно одно -  вещь очень древняя.

        Особенно затерты страницы Закона Божьего «почитай день и ночь». С этой библией в руках ходили отпевать покойников, шествовали по селу, обходили его кругом и просили у Всевышнего дождя, когда его долго не было. Совершали это действо старые люди, особо почитающие Бога: Рыжов Феофан, Голуб Савелий Михайлович Каратаева Варвара Николаевна, Буряк Анна Тимофеевна, Положий Татьяна Ивановна, Тарасова Вера Васильевна. По воспоминаниям очевидцев, на родительский день всегда становились у одной и той же могилы  и пели молитву по усопшим. И раздавалось это пение повсюду и несло в себе огромный, глубокий нравственный смысл о прощении, о помиловании. Текст библии написан на старославянском языке. Истрепалась ее корочка, пожелтели страницы, но духовное содержание о любви к ближнему, милосердии не подвластно времени.

Чтение стихотворения Брюсова «Библия»

3-й доклад. Старинная икона.

Говоря о библии, как о духовной литературе, нельзя не вспомнить и образы Священного Писания. И сегодня нам предоставилась возможность увидеть их в иконах. Эту старинную икону Богоматери нам принес Женя Шумской со своей мамой, Натальей Леонидовной. Икону приобрели в начале 20 века, она принадлежала прабабушке Жениной по матери – Свирко Устинье Федоровне, а ей передал этот образ отец Федор Борицкевич. Последнее время икона жила у Жениной бабушки, Родион Регины Францевны. Как видите, ее первый хозяин не отличался тонким вкусом и не поместил ее в резную, особо-замысловатую рамочку, но, пусть и так, по- простому, мы все же чувствуем бережное и уважительное отношение к образу. Как истинная святыня, она украшена венком. На Руси принято было украшать иконы золотом, серебром, драгоценными камнями. Поскольку хозяин был из простых людей, отсюда и украшение недорогое, но, чувствуется, старался наш предок, трепетал перед образом.

        Сейчас венок утратил свою былую красу, к цветам даже невозможно прикоснуться: они рассыпаются в руке. Пробовали красить, краска стекается, ей не во что даже впитаться. А священный лик Богоматери не меркнет. Напротив, от него исходит лучезарный божественный свет. Глаза Марии полны чувства святой печали. Она нежно прилагает руку младенца к своим устам для поцелуя. Левой рукой придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаилась тревога. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

        Эта икона видела и пережила многое. Говорят, иконы разговаривают с нами на языке наших предков. Кто только не взывал к ней о спасении и сохранении отца, сына, мужа в годы военного лиха и в переломные исторические  эпохи. Богоматерь несла свою веру, надежду и действительно помогала. Это поистине несравненная, чудесная, извечная песнь материнства.

4. Выступление «Сиротский смысл» семейной фотографии

В каждом доме есть фотографии, которые могут о многом поведать. По выражению Виктора Астафьева, это «настенная история» народа.

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл  семейных фотографий

Н.Рубцов

На этом снимке родители Светланы Владимировны Новиковой- Тарасова Галина Яковлевна и Владимир Иванович. На нас смотрят совсем юные жених и невеста. Ему 17, ей – 15. Безвестный приезжий фотограф снял их на память о бракосочетании. Но мы не видим ни свадебного платья, ни фаты. Это приметы времени: не до роскошных убранств и пышности нарядов. Во всем скромность, сродни бедности. Чтобы хоть как-то создать атмосферу праздника, жених при белой рубахе, на голове невесты разноцветный венок. Единственное украшение – ниточка бус. Молодожены прижались друг к другу и, кажется, они еще стесняются этой близости, но их глаза светятся любовью.

        Впереди нелегкая, без удобств и праздности, сельская жизнь, но они молоды, трудолюбивы и одержимы стремлением всегда быть вместе. Так оно и вышло. В любви и согласии прожили Галина Яковлевна и Владимир Иванович 55 года. Сейчас их уже нет. Но память осталась. Как на этой фотографии, они будут вечно живыми , молодыми и красивыми в сердце близких людей: детей, внуков, правнуков.

        

5. Выступление: Память об отважном пулеметчике

(Слайд)

Да, сделали все, что могли,

Кто мог, сколько мог.

И были мы солнцем палимы, и шли мы по сотням дорог.

Да, каждый был ранен, контужен, а каждый четвертый – убит.

И лично отечеству нужен,

И лично не будет забыт.

                                        Б.Слуцкий

Эти слова как нельзя лучше подходят к биографии Горобец Иосифа Никитовича. О нем и его доблести расскажет правнучка Диана Шевчук

(Музыка «Ноктюрн»)

Мой прадед по бабушке, Горобец Иосиф Никитович, прожил долгую и трудную жизнь, В 8 лет остался сиротой. В один год тиф свалил маму, отца и брата. Из семьи осталось четверо братьев. Нужно было самим добывать средства существования. Пришлось идти наниматься работать у богачей.

        После революции 1917 года, когда только что начали организовываться колхозы, пошел трудиться туда. Женился, появилась семья, а тут началась Великая Отечественная война. Поставили работать председателем сельского совета. Вел набор солдат на фронт. Сам ушел на войну в 1942 году. У прадеда уже было четверо детей. Моя бабушка, Валентина Иосифовна, только что родилась.Прадед во время одного из трудных боев получил тяжелое ранение и целый год лечился в госпитале на Хичевани. Как только  рана зажила ,опять встал в строй. Всю войну мой прадед прошел пулеметчиком. Демобилизован указом президиума Верховного Совета СССР от 2. 02. 1945 года.

        В 1960 году прадед награжден орденом Отечественной войны за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

        После войны трудился, поднимал колхоз. В 1986 году прадеда не стало.

Учитель.

  Любовь к родине, верность военной присяге, мужество –отличительная черта  Иосифа Никитовича. Он глубоко осознавал и общий смысл борьбы, и свою личную ответственность за судьбу страны. Жизнь и борьба во имя Родины неразделимы, героизм – не минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрение. Таких людей нельзя победить. Убить можно, а победить нельзя. Смертью смерть поправ, они уходят в бессмертие. Диана по праву может гордиться прадедом. Вот эта память о бесстрашном  пулеметчике, прошедшем всю войну.( Представление медали) Вот они корни, на которых можно крепко стоять, расти.

6. Выступление: Память детства

А эта реликвия связана со становлением Всесоюзной пионерской организации имени В. Ленина. Эта детская организация родилась 23 января 1924 года.

Большой и славный путь был у детей пионеров: 20 –е годы – ликвидация безграмотности, 30 – участие в образовании колхозов, 40 – тимуровское движение, сбор вещей для фронта, 50 – 60 сбор металлолома, макулатуры, работа «зеленых патрулей».70 – 80 – соревнования, слеты, передовые эстафеты и во все времена «взвейтесь кострами , синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих. На одном, самом главном костре побывал Климов Сергей, когда ему было 14 лет. Как лучшего по учебе и первого в соревновании, его отправили во всесоюзный пионерский лагерь «Артек», что на берегу Черного моря Из лагеря он привез  пепел от прощального костра и до сих пор хранит его, как память о крепких рукопожатиях детей разных стран, говорящих на разных языках и на самом главном – языке дружбы.

Следующий сюжет тоже из детской жизни. Эта пора ассоциируется с нежностью, заботой со стороны близких, с безмятежным бытием, особенным, неповторимым. Мы храним в памяти детские забавы, игры, книги. Помним друзей детства. Речевые обороты: хлюздя на правду наведет, рева корова, дай молока и другие до сих пор всплывают в сознании. Ко всему этому относишься с особым чувством, полным нежной грусти. Воспоминание о детских годах связано с этой игрушкой у Тарасовой.Т. А. Это кукла – ребенок, девочка. По идее, она должна уже вырасти во взрослую женщину, такую же по возрасту как и хозяйка, но не выросла, ибо игрушка. А когда-то с маленькой Таей они дружили. Это был 1974 год. Тае было 6 лет. Отец Анатолий Федорович привез из заграничного плавания, из Японии своей дочке эту подружку. С нею Тае было очень весело. Она делилась с нею секретами, брала с собой во двор на зависть всем девчонкам ( ни у кого такой куклы не было) и даже делала прически, стрижки. Одним словом, было столько общего. А теперь Таиса Анатольевна- учитель, директор, у нее свои дети, внук, а кукла была и остается ребенком и радует теперь других детей. Со сколькими еще поколениями сдружится эта девочка, скольких еще подружек приобретет и вырастит?  Риторический вопрос. Вот она память детства, с которого все начинается, С него начинается жизнь каждого человека: простого, обыкновенного , особенного и известного. Все начинается с детства и что отложится в детстве, то и произрастет.

Вывод:

 Я хочу, чтоб у вас, дети, отложилась в память о сегодняшней встрече основная мысль разговора: не быть Иванами, не помнящими родства. Знайте, любите свой род, фамилию, свою малую Родину. Пусть не будет на вас греха забвения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Внеклассное мероприятие: "С чего начинается Родина?"

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Музыкальная гостинная....