Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса по программе Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-7-liter-belenkiy.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 7-Б класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2012-2013 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией  Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого (М.: Мнемозина, 2009 год). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе являются:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
  2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
  3. формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  4. обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
  5. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  6. воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  7. расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
        Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. Путешествие без расстояний

3

2.

«Минувшее проходит предо мною…»

16

3.

«Художник – голос своей эпохи»

13

4.

Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения

3

5.

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

14

6.

Содружество искусств

6

7.

Перекличка эпох

5

8.

В мире фантастики и приключений. Тема будущего

6

9.

Повторение. Резервные уроки

4

Итого:

70

В том числе уроков внеклассного чтения:

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата

(нед)

1 четверть. Сентябрь.

1

2

3

4-6

7

8-9

Введение. Путешествие без расстояний

Пространство и время в литературе

Роды и жанры литературы

«Минувшее проходит предо мною…»

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А.К. Толстой «Василий Шибанов»

Н.В. Гоголь и его повесть «Тарас Бульба»

3

16

1

1

1

3

1

2

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

10-13

14-16

17

18

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.С. Пушкин «Полтава»

Н.С. Лесков «Человек на часах»

Р/р Сочинение по прочитанным произведениям

4

3

1

1

6-7н.

8 н.

9 н.

П четверть. Ноябрь.

19

 

20

21-22

23

24

25

И.С. Никитин «Русь»

«Художник – голос своей эпохи»

Иван Сергеевич Тургенев

  1. «Бирюк». Из «Записок охотника»
  2. Стихотворения в прозе

Николай Алексеевич Некрасов

  1. «Железная дорога»
  2. «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»

Вн.чтение Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

13

1

1

2

1

1

1

10 н.

11 н.

12 н.

13 н.

Декабрь.

26-27

28

29

30

31

32

33

34

Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин

  1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  2. «Дикий помещик»

Антон Павлович Чехов

  1. «Хамелеон»
  2. «На мельнице»
  3. «Тоска»

Вн.чтение  А.П. Чехов «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник»

Страницы поэзии. Запечатлённые мгновения

Ф.И. Тютчев. Стихотворения

А.А. Фет. Стихотворения

3

2

1

1

1

1

1

1

1

14 н.

15 н.

16 н.

17 н.

Ш четверть. Январь.

35

36-37

38-39

40

Я.П. Полонский. Стихотворения

«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

Лев Николаевич Толстой

  1. «Детство» (избранные главы)
  2. «Отрочество» (избранные главы)

Ф.М. Достоевский «Мальчики»

14

1

2

2

1

18 н.

19 н.

20 н.

Февраль.

41-42

43-46

47

48

Ф.М. Достоевский «Мальчики»

М. Горький «Детство» (избранные главы)

Р/р Сочинение по прочитанным произведениям

Вн.чтение В.А. Солоухин

  1. «Закон набата»

2

4

1

1

21 н.

22-23

24 н.

Март.

49

50

51

52

53

54

  1. «Мочёные яблоки»

Содружество искусств

С.П. Шевырёв «Звуки» (К N.N.)

Константин Григорьевич Паустовский

  1. «Корзина с еловыми шишками»
  2. «Исаак Левитан» (в сокращении)

А.А. Блок «Я никогда не понимал…»

К.Д. Бальмонт «Грусть»

6

1

1

1

1

1

1

25 н.

 

26 н.

27 н.

1У четверть. Апрель.

55

56-58

59-60

61

62

К.М. Фофанов «Художник», «Уснули травы и волны»

Перекличка эпох

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены)

И.С. Крылов «Урок дочкам» (отрывки)

В мире фантастики и приключений. Тема будущего

В. Рождественский «Над книгой»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  

5

6

1

3

2

1

1

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

Май.

63-64

65

66

67-68

69-70

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (избранные главы)

Вн.чтение Рей Брэдбери

  1. «Каникулы»
  2. «Земляничное окошко»

Повторение. Резервные уроки

Р/р Сочинение «Книга, о которой я хочу рассказать»

Резервные уроки

4

2

1

1

2

2

32 н.

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение

3

Домашнее сочинение

3

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных  учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009
  2. «Литература. Начальный курс. 7 класс». Учебник в 2-х ч.  Под ред. Г.И. Беленького. / М, Мнемозина, 2010
  3. «Методические советы к учебнику для 7 класса. Литература» Пособие для учителя под ред. М.А. Снежневской / М.: Мнемозина, 2010

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;  
  4.  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  5. выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  6. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  8. воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс / М.: ВАКО, 2002
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2007.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.:  СОЮЗ, 1998
  5. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» / М.: Просвещение, 2009
  6. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002
  7. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  8. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  9. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
  10. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком / М.: Русское слово, 1997

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Репин А.В. Литература. 7 класс. Проверочные работы / Саратов: Лицей, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...