Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Н.В.Локтева


Протокол № ___ от

«____»____________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода

___________ Л. И. Медведева


«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 4 г.Белгорода

__________Т.Н. Самойлова


Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа

Медведевой Любови Ивановны

по учебному курсу «Литература»

9 «А»  класс

Базовый уровень

2012

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) по примерной программе основного образования по литературе под редакцией Г.И. Беленького.                                                              

Уровень программы – базовый, составлена для учащихся общеобразовательных классов (9А,

Б, ) . Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;  учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норму оценок; контрольно-измерительные материалы;  перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Общая характеристика учебного предмета                                  

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. выразительное чтение художественного текста;
  3. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. анализ и интерпретация произведения;
  7. составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. написание сочинений по литературным произведениям и на основе  жизненных впечатлений;
  9. целенаправленный поиск информации на основе знания ее  источников и умения работать с ними.

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Цели обучения

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  1. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основы историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  1. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением 6азовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

Раздел II. Требования к уровню подготовки учеников

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  1. выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение и сопоставление;

-умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  1. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  2. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  1. осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  2. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  1. составление плана, тезиса, конспекта;
  1. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форм результатов своей деятельности;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

           -самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

                               ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Художественный образ.
  3. Фольклор. Жанры фольклора.
  4. Литературные роды и жанры.
  5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

  1. Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
  2. Общее и национально-специфическое в литературе.

           ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

  1. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;

•        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

•        характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных
средств;

  1. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. выражать свое отношение к прочитанному;
  4. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. владеть различными видами пересказа;
  6. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  1. • писать сочинения - отзывы и сочинения – рассуждения о самостоятельно прочитанных

произведениях.

Раздел III. Содержание программы

(102 часа)

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.        

        

Литература Древней  Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.        

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

Литература   XVIII   века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме. Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова. Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века (А. Н. Радищев).

Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

   Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (^поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Ill

Литература первой половины XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX в. А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Для чтения и изучения

Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» (1825 г.), «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг...».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографизм, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Теория литературы: понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

Лирика: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» и «В альбом» (из Д. Г. Байрона), и другие стихотворения.

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического, и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос», «Коляска».

Литература второй половины XIX века

Расцвет реализма в русской литературе

Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Теория литературы: понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей.

Теория литературы: особенности повествования от первого лица.

Ф. М. Достоевский как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».

V Литература XX века

Литература великих и трагических лет

A.        А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

Лирика: «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

B.        В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для самостоятельного чтения

«Гимн обеду», «Красавицы», «Я счастлив!», «Подлиза» и другие стихотворения.

С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и изучения

Лирика: «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...». Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.

М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и шариковщина. Истоки шари-ковщины. Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

VI

Из зарубежной литературы

(Для бесед, факультативных занятий и самостоятельного чтения)

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»; А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты); У. Шекспир. «Гамлет»; И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты); И. Ф. Шиллер. «Вильгельм Телль»; Д. Г. Байрон. «Шильонский узник».

Раздел IV . Календарно-тематическое планирование

№п/п

Кол-во часов

                               Тема урока

Дата проведения

1.






2.



3.


4.




5.


6.


7.



8.


9.



10.



11.


12.


13.



14.



15.


16.



17.




18,19.




20.



21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28, 29. 30.


31.



32.



33.



34.



35.



36.


37.


38.



39,40.



41.



42.



43.


44.


45.


46.


47.


48.



49.



50.



51.


52.


53,54.



55.


56.


57.


58.



59.



60.


61.


62,63.



64.


65.





 66.



67.



68.




69.



70.



71.



72.



73.


74.


75.



76.


77.


78,79.




80.


81.



82.


83.


84.



85.




86.


87.



88.



89.


90.


91.


92.


93.



94.


95.



96.


97.




98.


99.


100.



101, 102.


Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.


Литература Древней Руси


Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.


Построение поэмы, связь с народной поэзией.


Проблема авторства поэмы.


Литература 18 века


Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм.


Значение литературной деятельности М. В. Ломоносова.


Свободолюбивые идеи в литературе 18 века (А. Н. Радищев).


Д. И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.


«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма.


Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине.


Элементы классицизма в комедии.


Г. Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.


«Властителям и судиям», «Русские девушки», «Памятник».


Сочетание в стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.


Н. М. Карамзин Сведения о жизни и творчестве.


«Бедная Лиза». Внимание к миру простого человека. Язык повести.


Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.



РР Творческая работа по литературе 18 века.


Литература первой половины 19 века


Романтизм и реализм в литературе первой половины 19 века.


А. С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.


«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.


Общественный и личный конфликт в комедии.


«Век нынешний и век минувший».


Поражение и победа Чацкого.


Непреходящее значение образа Чацкого.


Богатство языка комедии.


РР Творческая работа по комедии «Горе от ума».


А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.


Лирика. Свобода, творчество и любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.


Биографизм лирики Пушкина, высокий нравственный смысл.


«Внутренняя красота человека» как идеал и нравственный критерий Пушкина.


Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция романа.


Лироэпический характер «Свободного романа» в стихах.

Богатство языка. «Онегинская строфа».


Главные герои романа, их жизненные драмы.


Образ автора в романа.


«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.


РР Творческая работа по творчеству А. С. Пушкина.



«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми.


«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.


М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.


Лирика. Рождение поэта-трибуна.


Образ России в лирике Лермонтова.


Поэзия любви.


Тема поэта и поэзии.


«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.


Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.


Роль других действующих лиц для раскрытия характера Печорина.


Особенности композиции романа.


Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.


РР Творческая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.


Вн. чт. М. Ю. Лермонтов «Маскарад», стих-я .


Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество.


«Мертвые души». Своеобразие жанра.


Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.


Типичность характеров, способ их обрисовки, конкретно-историческое и общечеловеческое значение.


Идейно-композиционное значение образа Чичикова.


Образ автора. «Мертвые души» в оценке русской критики.


РР Творческая работа по творчеству Н. В. Гоголя.



«Шинель». Тема «маленького человека».


Вн. чт. Повести Н. В. Гоголя «Нос», «Портрет», «Коляска».


Литература второй половины 19 века


Н. А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии 19 века.


«Размышление у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.


«Давно отвергнутый тобою», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики.


Вн. чт. Н. А. Некрасов «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы…», «Песня Еремушке», «Калистрат».


Л. Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.


«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого.


Способность к духовному росту – основной критерий писателя в оценке людей.


Особенности повествования от первого лица.


Ф. М. Достоевский как писатель- психолог.


«Белые ночи» Причины отчуждения героя от реальной действительности.


Утверждение идей бескорыстной и чистой любви.


Вн. чт Ф. М. Достоевский «Бедные люди».


РР Подготовка к домашнему сочинению по литературе второй половины 19 века.

Литература 20 века


А. А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.


Лирика. Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.


Покоряющая сила любви в лирике Блока.


В. В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.


«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.


«Необычайное приключение…». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. Новаторство Маяковского в стихосложении.


С. А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.


Лирика. Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому».


Живописность, народная основа языка стихотворений Есенина.


Вн. чт.  Творчество поэтов начала 20 века.


М. А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.


«Собачье сердце». Обзор с разбором избранных глав.


 Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины.


Вн. чт.  М. А. Булгаков. «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».


М. А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.


«Судьба человека».  От судьбы человека к судьбе человечества.


А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.


«Матренин двор». Идея национального характера.


Из зарубежной литературы


А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).


У. Шекспир. «Гамлет».


И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты).



Итоговые уроки.

        

        Раздел V. Критерии оценки ответов

1.  Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая,

или 1 пунктуационная, или 1 граммати-

ческая ошибка.

                 «4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические

 и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуаци-

онные ошибки, или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии орфографии-

ческих ошибок, а также 2 граммати-

ческие ошибки.

                       «3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки, или 3

орфографические ошибки и 5 пунк-

туационных ошибок, или 7 пунктуа-

ционных при отсутствии орфографии-

ческих ошибок, а также 4 граммати-

ческие ошибки.

                  «2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок, или

6 орфографических и 8 пунктуацион-

ных ошибок, 5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок, 8 орфогра-

фических и 6 пунктуационных ошибок,

 а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 



Раздел VI. Перечень учебно-методических средств

1)Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003.

2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004

3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 9 класс: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2008.

4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

5) Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

6) Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе.9 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

7) Золотарева И.В., Егорова Н. В.. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2007.

8) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Михеева Г. И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 9 классе: Методические советы к учебнику.  М.: Мнемозина, 2001.

10)  Кулагина Н. Литература. Рабочая тетрадь / в двух частях, М., 2001.


 

Раздел VII.  Формы и средства контроля

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».                                      9 класс.

1.К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

1. просветительский реализм              2. романтизм

3. критический реализм                       4. классицизм

5. сентиментализм

2. А.С.Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

            1. Скалозуб         2. Молчалин         3. Чацкий        4. Софья

3. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

     1. «Ну бал!.. Какие-то уроды с того света. И не с кем говорить, и не с кем танцевать»,  «Подписано, так с плеч долой», «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый», «Во вторник зван я на форели»

     2. «Трёх сажен удалец», «…Чтобы чины давать -  есть многие каналы», «Я князь – Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам…»,  «Он слова умного не выговорил сроду»

     3. «А наши старички?? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и … разойдутся»

      4. «А? хм? И – хм?»

      5. «Что мне молва?», «Вы знаете, что я собой не дорожу»

      6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед», «Отрезвился…  сполна»

            1. Чацкий           2. Репетилов                        3. Скалозуб

            4. Софья             5. князь Тугоуховский       6. Фамусов

4. Афоризм – это:

      1. Художественное обоснование поступков персонажей.

      2. Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

      3. Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

5. Кому из героев принадлежат следующие выражения, ставшие афоризмами:

      1. «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «А судьи кто?»

    2. «Я вам советовать не смею», «Я вас перепугал, простите, ради Бога»

    3. «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»

   

            1. Чацкий            2. Софья            3. Молчалин

6. Определите, какие слова и словечки соответствуют персонажам комедии:

     1. «Раболепство», «предрассудки», «к свободной жизни», «чай», «колит», «дым отечества»

     2. «Треснулся», «опрометью», «обморочить», «дал маху», «федьфебель», «ушибена».

     3. «Два-с», «по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик».

     4. «Минула», «покудова», «кличут», «започивала», «доложусь», «мне-с».

     5. «Тащиться», «час битый», «за уши дирала», «пора перебеситься».

     1. Скалозуб      2. Чацкий         3. Лиза          4. Хлестова        5. Молчалин

7. Композиция – это:

      1. Эпизод литературного произведения.

      2. Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

      3. Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

      4. Столкновение, противоборство персонажей.

8. Жанровое своеобразие произведения А.С. Грибоедова  выражено в орпеделении жанра:

      1. Комедия         2. Трагедия           3. Трагикомедия

9. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

                    1. Д.И.Писарев                        2. В.Г.Белинский      

                    3. И.А.Гончаров                      4. Н.А.Добролюбов

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».                                  9 класс

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

        Быть можно дельным человеком

        И думать о красе ногтей.

        К чему бесплодно спорить с веком?

        Обычай деспот меж людей.

                                       1. Ямб       2. Хорей       3. Дактиль     4. Амфибрахий    5. Анапест

2. Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: 1. Ямб       2. Хорей       3. Дактиль     4. Амфибрахий    5. Анапест

3. Укажите временные границы действия, происходящего в «Евгении Онегине»:

      1. 1812 – 1824         2. 1819 – 1825          3. 1825 – 1835         4. 1837 – 1840

4. Определите, кому из героев соответствуют эти характеристики:

      1. «Молодой повеса», «он умён и очень мил», «мог он лицемерить», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «как женщин, он оставил книги», «русская хандра им овладела понемногу».

      2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».

      3. «Кругла, красна лицом она», «кокетка, ветреный ребёнок».

      4. «Его перо любовью дышит», «поклонник славы и свободы», «он был любим… так думал он».

      5. «Он был простой и добрый барин».

           1. Татьяна        2.   Д.Ларин         3. Онегин        4. Ленский       5. Ольга

5. Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики героев романа:

       1. «Онегин – это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из неё».

       2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».

       3. «Всегда… рад заметить разность между Онегиным и мной».

1. А.С.Пушкин                 2. В.Г.Белинский                3. А.И.Герцен

4. Н.А.Добролюбов         5. В.И.Ленин                       6. Н.Г.Чернышевский

6. Определите героев романа по кругу их чтения:

       1. «При свечке Шиллера открыл», «Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

         2. «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита»

                                     3. «Она любила Ричардсона.

                                         Не потому, чтобы прочла,

                                         Не потому, чтоб Грандисона

                                         Она Лолвласу предпочла…»

         4. «В книгах не видал вреда;

               Он, не читая никогда,

               Их почитал пустой игрушкой…»

                           5. «Теперь… кумир или задумчивый Вампир,

                        Или Мельмонт, или Корсар, или таинственный Сбогар».

                1. Онегин      2. Д.Ларин        3. Ленский      4. Мать Ольги и Татьяны

7. О ком идёт речь в стихотворении М.Лермонтова «Смерть поэта»: «Певец таинственный и милый»?

       1. А.Пушкин        2. Е.Онегин          3. В.Ленский        4. Т.Ларина

8. О ком сказал А.С.Пушкин:

«Любой роман возьмите и найдёте, верно, её портрет»?

       1. Жена Д.Ларина      2. Татьяна        3. Ольга      4. Няня Филипьевна

9. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы:

       1. «Деревня, где скучал …, была прелестный уголок».

       2. «Но вот уж лунного луча// Сиянье гаснет…»

       3. «Дохнула буря, цвет прекрасный/ Увял на утренней заре,/ Потух огонь на алтаре!»

                 1. Ленский            2. Татьяна            3. Онегин

10. Укажите эпитеты:

      «Куда, куда вы удалились/ Весны моей златые дни?»

11. Укажите метафоры:

      Мгновенным холодом облит,

     Онегин к юноше спешит,

     Глядит, зовёт его… напрасно:

     Его уж нет. Младой певец

     Нашёл безвременный конец!

     Дохнула буря, цвет прекрасный

    Увял на утренней заре,

    Потух огонь на алтаре!»  

12. Что такое «онегинская строфа»?

       1. Строфа из 14 строк 4-стопного ямба, 3 четверостишья и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой.

       2. Строфа их 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.

       3. Гекзаметр.

13. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:

      1. Дуэль Онегина и Ленского.

      2. Объяснение Татьяны в любви к Онегину.

      3. Бал в доме Лариных.

      4. Объяснение Онегина и Татьяны На Балу В доме князя.

14. Кульминация – это:

      1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

      2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.

      3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

15. Лирическое отступление – это:

      1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.

      2. Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

   3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы.

                                    М.Ю.Лермонтов. Лирика.

1. М.Ю.Лермонтов жил:

     1. 1824 – 1841        2. 1824 – 1849        3. 1812 – 1837

2. Определите мотивы (темы) лирики Лермонтова по группам названий стихотворений:

     1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».

     2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».

     3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

     4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая Россия…», «Кинжал».

     5. «Родина», «Бородино", «Прощай, немытая Россия…».

     6. «И скучно, и грустно…», «Утёс», «На севере диком…», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь».

     7. «Я к вам пишу…», «Кавказ».

3. Определите размер стихосложения:

    «И гордый Демон не отстанет,

    Пока живу я, от меня,

    И ум мой озарять он станет

    Лучом чудесного огня.

    Покажет образ совершенства

    И вдруг отнимет навсегда.

    И, дав предчувствие блаженства,

    Не даст мне счастье никогда».

1. ямб    2. хорей     3. дактиль     4. амфибрахий     5. анапест.

4. Укажите количество стоп в стихе:

    «Сижу за решёткой в темнице сырой…»

    1. 2 стопы             2. 3 стопы

5. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова:

     1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить»

     2. «Молитва», «Памяти А.И.Одоевского», «Завещание».

                   1. романтический

                   2. реалистический

6. Найдите метафоры и сравнения в приведённых строках:

     1. «В пространстве брошенных светил».

     2. «Под ним Казбек, как грань алмаза»

1. метафора                2. сравнение        

7. Гипербола – это:

    1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на читателя.

     2. Изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

     3. Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

8. Укажите гиперболы в тексте:

     «Я тот, чей взор надежду губит,

     Я тот, кого никто не любит,

     Я бич рабов моих земных.

     Я царь познанья и свободы.

     Я враг небес. Я зло природы.

     И, видишь, - я у ног твоих!

     Тебе принёс я в умиленьи

     Молитву тихую любви,

     Земное первое мученье

     И слёзы первые мои».

М.Ю.Лермонтов.  Роман «Герой нашего времени».      9 кл.

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

        1. романтизм                          2. критический реализм

        3. сентиментализм                 4. просветительский реализм      5. классицизм

2. Тема художественного произведения – это:

     1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определённым образом преображённые в системе данного художественного мира.

     2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.

     3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.

3. Определите идею романа «герой нашего времени»:

    1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

    2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей её социальной среды.

4. О ком сказано: «Ни в чём не видит для себя закона, кроме самого себя».

    1. Печорин       2. Онегин    3. Доктор Вернер       4. Грушницкий

5. В чём трагедия Печорина?

    1. В конфликте его с окружающими.

    2. В неудовлетворённости окружающей действительностью и свойственным индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В.Г.Белинский).

    3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

    4. В эгоистичности.

6. Определите, кому принадлежат приведённые характеристики:

    1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

    2. «Эталон идеальных фразёров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу»; недалёкий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необыкновенным самомнением.

   3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

   4. Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая натура.

    5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

1. Грушницкий      2. Княжна Мери      3. Максим Максимыч    4. Доктор Вернер  5. Бэла

7. О ком из героев романа идёт рассказ:

    «Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый  день  на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добъёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими был странностями…»

 1. Грушницкий       2. Печор       3. Максим Максимыч          4. Доктор Вернер

8. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряжённость, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени».

  1. «Бэла»          2. «Максим Максимыч»      3. предисловие к журналу Печорина

  4. «Тамань»     5. окончание журнала Печорина     6. «Княжна Мери»      7. «Фаталист»

9. Определите принадлежность портрета героя:

    «…Был человек  замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок… Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».

1 Грушницкий       2. Печорин     3. Вернер     4. Максим Максимыч  

10.  Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?

        «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошёл к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

1. дуэль Печорина и Грушницкого           2.  похищение Карагёза  

3.гибель Бэлы                                              4. выстрел Вулича

11. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени»:

     1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии.  

     2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.

     3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира человека.

12. Печорина звали:

    1. Максим Максимыч                              2. Григорий Александрович

    3. Сергей Александрович                        4. Александр Григорьевич

Н.В.Гоголь «Мёртвые души».                9 класс.

1. Какое из приведённых литературных произведений не принадлежит Н.В.Гоголю:

       1. «Шинель»      2. «Нос»      3. «Записки сумасшедшего»         4. Пересолил»

2. В чём состоит конфликт поэмы «Мёртвые душ»?

    1. В противоречии современной гоголю действительности, духовных сил народа и его закабалённости.

     2. В изображении состояния помещичьего хозяйства.

     3. В изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства.

 

3. Кого из героев поэмы автор не относит к Мёртвым» душам?

    !. Чичиков       2. Плюшкин        3. умершие крестьяне       4. Селифан

4.Н.В.Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:

1. Плюшкин         2. Манилов         3. Собакевич     4. Коробочка               5. Ноздрев 

5. Кому из героев поэмы соответствуют приведённые характеристики:

    1. «…Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

    2. «Помещик… ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар».

    3. «…Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов. В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…»

    4. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

    5. «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя… для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

    6. «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак…

    «Ой, баба!» - подумал он про себя».

1. Ноздрев   2. Собакевич    3. Манилов   4. Плюшкин     5. Коробочка             6. Чичиков 

6. По описанию жилища героев определите, кому оно принадлежит:

    1. «Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны две-три клумбы… Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления».

    2. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками… за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

    3. «Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей… и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов».

    4. «Он шагнул в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приделал паутину»

       

                           1. Собакевич         2. Манилов        3. Плюшкин        4. Коробочка

7. Лирическое отступление – это:

      1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.

      2. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

      3. Условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому.

8. Какую роль играет мотив дороги, проходящий через всё произведение Н.В.Гоголя?

     1. Способствует усилению эмоциональности и динамичности поэмы.

     2. Показывает необъятные просторы Родины и красоту русской природы.

     3. Является связующим звеном между помещиками во время путешествия.

9. Кого из героев характеризуют:

    1. Мечтательность, прожектёрство, бесхарактерность, сентиментальность.

    2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

    3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

    4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

   5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.

   6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм.

                1. Ноздрёв                2. Манилов                3. Чичиков

                4. Коробочка            5. Плюшкин              6. Собакевич

10.Кому из героев принадлежат характерные для них слова и словечки:

     1. «Разинь, душенька, ротик», «препочтеннейший, прелюбезнейший», «майский день, именины сердца», «магнетизм души».

    2. «Острил зубы на мордаша», «чёрта лысого получишь», «Субтильный супрфлю», «скандальозно», «кураж», «брудастый», «во рту словно эскадрон ночевал».

    3. «Это всё мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

    4. «Наслышался об экономии и редком управлении имениями… «, «почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение…», «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу тройку».

         1. Чичиков         2. Манилов          3. Собакевич         4. Ноздрёв

11. «Прореха на теле человечества» - о ком так сказал Н.В.Гоголь?

         1. Чичиков           2. Плюшкин              3. Манилов

         4. Коробочка       5. Собакевич

12. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

              1. роман          2. притча            3. новелла           4. поэма  

             Проверочная работа по литературным направлениям: классицизм, сентиментализм,

             романтизм.

I. Определить, на каком из представленных портретов изображен а) классицист, б) сентименталист, в) романтик. Назвать каждого из них. Обосновать свой выбор.

II. По названиям произведений определить, к какому литературному направлению их можно отнести:

а) классицизму, б) сентиментализму, в) романтизму. Обосновать свой выбор.

     «На смерть Байрона», «Фелица», «Бедные люди», «Лесной царь», «Властителям и судиям», «Привидение», «Родство со стихиями», «Ода 1747 года…», «Бедная Лиза», «Море» «Разочарование», «Юности достойное зерцало», «Сельское кладбище», «Случились два астронома в пиру», «Дневник для Стелы».

III. Соотнести жанры с определениями. Какие жанры характерны для а) классицизма, б) сентиментализма,

в) романтизма?

Ода, элегия, трагедия, гимн, баллада, поэма, комедия, лирическое стихотворение, басня, идиллия, дневник.

«Лиро-эпическое стихотворение легендарно-героического содержания, драматического, а порой и трагического характера; сюжетная песня на темы исторических легенд».

«Торжественная песнь в честь какого-либо знаменательного события, явления, лица».

«Краткий стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности».

«Небольшое стихотворение, воспевающее безмятежные прелести возвышенных чувств любования природой и сердечными радостями любви и дружбы».

«Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, чаще всего светлой».

«Вид драмы, в которой изображается непримиримый конфликт героической личности с противостоящими ей силами стихий, судьбы, государства, общества».

«Литературные произведения, написанные в форме повседневных или просто регулярных записей, современных описываемым событиям».

«Драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека».                                

«Близкая к дифирамбу форма стихотворения, сочиненного в честь того или иного человека, события или явления».

«Большое многочастное поэтическое произведение, нередко с развернутым сюжетом».

«Небольшое поэтическое литературное произведение, в котором поэт выражает свои мысли, чувства, переживания».

IV. Определить, какой стихотворный отрывок принадлежит а) классицисту, б)сентименталисту, в) романтику. Обосновать свой выбор.

1. Взошла заря. Дыханием приятным              2. «Бесценная моя Варвара Алексеевна!

    Сманила сон с моих она очей;                          Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив,

    Из хижины за гостем благодатным                  донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни,

    Я восходил на верх горы моей;                         упрямица, меня послушались. Вечером, часов

    Жемчуг росы по травкам ароматным               в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я                            

    Уже блистал младым огнем лучей,                   часочек-другой люблю поспать после должности)

    И день взлетел, как гений светлокрылой!        свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо,

    И жизнью все живому сердцу было.                 вдруг, невзначай, подымаю глаза, - право у меня

                                                                                  сердце вот так и запрыгало! Вижу уголочек зана-

   Я восходил; вдруг тихо закурился                     вески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку

    Туманный дым в долине над рекой;                 с бальзамином,…тут же показалось мне, что и

    Густел, редел, тянулся и клубился,                   личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне

    И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,           из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне

    И яркий день с ним в бледный сумрак              думали.»

    слился,

    Задернулась окрестность пеленой,                  3. «Науки юношей питают,              И в дальних странствах не помеха.

    И, влажною пустыней окруженный,                     Отраду старым подают,               Науки пользуют везде        

    Я в облаках исчез уединенный…»                        В счастливой жизни украшают,   Среди народов и в пустыне.      

                                                                                      В несчастной случай берегут,       В градском шуму и наедине,      

                                                                                      В домашних трудностях утеха      В покое сладки и в труде».    

Тест «Классицизм»

1. Какой художественный метод соответствует периоду абсолютизации государства?

а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм

2.Какие из указанных признаков характерны для классицизма?

а) иерархия жанров

б) опора на античные традиции

в) интерес к внутреннему миру героя

г) культ чувства

д) принцип трех единств

3. Кого из названных писателей можно считать классицистами?

а) М.В. Ломоносов

б) А.С. Пушкин

в) Г.Р. Державин

г) А.А. Фет

4. Жанр, воспевающий кого или что-нибудь?

а) басня

б) ода

в) былина

г) поэма

5.Основным жанром какого поэта была ода?

а) Ломоносов М.В.

б) Державин Г.Р.

в) Карамзин М.М.

г) Фонвизин Д.А.

6. “То же самодержавие, государственное величие России слышится у него, но уже видны не одни только географические очерки государства: выступают люди и жизнь. Не отвлеченные науки, но наука жизни его занимает. Ода его обращается уже к людям всех сословий и должностей, и слышно в них стремление начертать закон правильных действий человека во всем, даже в самых его наслаждениях”

О ком говорит Гоголь Н.В. в данном высказывании?

а) М.В. Ломоносов

б) Г. Р. Державин

в) А.Д. Кантемир.

7. Выберите признаки классицизма

а) способность героя чувствовать и сопереживать

б) соответствие теории “Трех шт.             

 в) в центре произведения – героическая личность

г) герои – простые люди

д) изображение красоты природы

    е) соблюдение правил “Трех единств”

         

«Слово о полку Игореве».                                           Контрольная работа.

Прочитайте приведённый фрагмент текста и выполните задания А1 – А7, В1 – В4, С1

Гзак бежит серым волком,

Кончак ему путь указывает к Дону великому…

На другой день спозаранок

Кровавые зори свет возвещают,

Чёрные тучи с моря идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в тучах трепещут синие молнии.

Быть грому великому!

Идти дождю стрелами с Дону великого!

Тут копьям приломиться,

Тут саблям побиться

О шеломы половецкие

           На реке на Каяле,

           У Дона великого!

…О Русская земля! Ты уже за холмом!

Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами

           На храбрые полки Игоревы!

Земля гудит,

Реки мутно текут,

Пыль поля покрывает,

Стяги глаголют:

Половцы идут от Дона, и от моря,

И со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

А храбрые русичи перегородили червлёными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в бою,

Сыплешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечом булатным!

Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,

Там лежат поганые головы половецкие.

Рассечены саблями калёными шеломы аварские тобою,

Ярый тур Всеволод!


А1. «Слово…» является ярким памятником русской литературы:

      1)  XII в.       2) XIV в.     3) XVI в.    4) XVIII в.

А2. Этот фрагмент «Слова…» по художественной форме близок к традиционному фольклорному жанру:

       1) притчи      2) былины    3)плача      4) сказки

А3. В «Слове…» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:

      1) усилением централизованной власти

    2) феодальной раздробленностью

    3) освобождением от монголо-татарского ига

    4) приближением петровских преобразований

А4. Центральной фигурой в образной системе «Слова…» является:

    1) ярый тур Всеволод   2) князь Святослав   3)князь Игорь     4) сказитель Боян

А5. Действие в «Слове…» разворачивается в:

    1) в Путивле    2) В Киеве   3) На реке Каяле    4) во всех названных местах

А6. «Слово…» построено в форме:

    1) авторского повествования      2) исповеди главного героя

    3) воспоминания дружинника    4) рассказов разных лиц

А7. Автор «Слова…» в ходе повествования:

    1) остаётся за рамками действия       2) заявляет собственную позицию

    3) умаляет свои таланты                    4) открыто подражает манере Бояна


В1. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова…» создаёт художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, чёрные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?

В2. Назовите художественный приём, позволяющий автору наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «Тучи идут», «Стяги глаголют» и т.д.

В3. Укажите средство художественной изобразительности, которое использует автор «Слова…», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…».

В4. Каким термином называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове…»: «сабли калёные», «мечи булатные»?


С1. Профессор В.Ф. Переверзев писал: «Герой «Слова…»» Игорь представляет собой идеал дружинно-феодального героя своего времени… Сознавая, что на нем лежит священный долг оберегать от хищников Русь, он «наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъки на землю Половецкую за землю Русьскую».

Каким предстает князь Игорь в «Слове…»? могли бы вы назвать его образ «идеальным»?

Тест «От литературы Древней Руси до сентиментализма».

 I.      Возникновение литературы Древней Руси относится:

  1. к концу X в.;
  2. к XI – первой трети XII в.;
  3. к XII – середине XIII в.;
  4. к XVII в.
  1. Предпосылками возникновения древнерусской литературы явились:
  1. Образование русского государства;
  2. Феодальная раздробленность;
  3. Социальные и экономические преобразования;
  4. Принятие христианства на Руси.
  1. Центральной идеей «Слова о полку Игореве» является:
  1. Идея единства русской земли;
  2. Идея суда и возмездия за усобицы;
  3. Прославление самостоятельности князей;
  1. Направлением в литературе, возводящим в культ разум, является:
  1. Романтизм;
  2. Классицизм.
  3. Сентиментализм;
  4. Реализм.
  1. Система амплуа – это:
  1. Бурные аплодисменты во время представления;
  2. Стереотип характера, переходящий из пьесы в пьесу;
  3. Основные вопросы, поставленные в литературном произведении.
  1. Финал комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» является:
  1. Призывом к реформам в духе просвещения;
  2. Указанием на справедливое возмездие крепостникам;
  3. Провозглашением победы положительных героев над отрицательными.
  1. Героем-резонером в комедии «Недоросль» можно назвать:
  1. Правдина;
  2. Стародума;
  3. Милона;
  4. Софью.
  1. Жанр лирического произведения возвышенного стиля, воспевающий кого-либо или какое-либо торжественное событие:
  1. Баллада;
  2. Ода;
  3. Песня;
  4. Сонет.
  1. Темой оды Г.Р.Державина «Фелица» является:
  1. Воспевание мирной жизни и красот природы;
  2. Воспевание просвещенного монарха;
  3. Воспевание деятельности предшественников

Екатерины II.

  1. Центральной эстетической категорией сентиментализма является:
  1. Культ избранной личности;
  2. Культ разума;
  3. Культ чувства.
  1. Главную мысль повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» можно выразить словами:
  1. «И крестьянки любить умеют»;
  2. «Глупому сыну не в помощь богатство;
  3. «Науки юношей питают».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа политературе в 5 классе

Ррабочая программа по литературе для 5 класса.  Учебник -  «Литература»  Москва,  «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина,  В. П. Журавлёв,   В. И.  Коровин. Пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...