Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Локтева Н.В. Протокол № ________ от «____»___________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 4 г. Белгород ___________ Медведева Л. И. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 4 г.Белгород ___________________ Самойлова Т.Н. Приказ № ______ от «___»____________2012 г. |
Рабочая программа
Медведевой Любови Ивановны
по учебному курсу «Литература»
10 «А» класс
Базовый уровень
2012 год
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010)
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Этим целям подчинены структура и содержание программы курса литературы 10 класса.
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Содержание курса литературы 10 класса составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным темам». Это позволяет усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся.
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие – более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.
В программе обновлены списки произведений литературы XIX века, в том числе произведений для самостоятельного чтения.
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой основной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени среднего образования необходимо продолжать работу по развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Изучение литературы в старшем звене направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Данная программа предназначена для учащихся 10 «А» класса МБОУ СОШ № 4 и рассчитана на 2012/2013учебный год.
Программно-методическое обеспечение: // Литература. 10 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.; // Литература. 10 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. В.И.Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Общее количество часов: 105
Количество часов в неделю: 3
Раздел 2
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей XIX века;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Подготовка к ЕГЭ | Дата план. | Дата факт. |
1 | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | лекция ч.1. с.3-14. | ||
2 | А.С. Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Стихотворение «Воспоминание в Царском селе», ода «Вольность». | сообщения, стих-я, ч.1. с.15-27 | 8.09 | |
3 | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.) «Разговор книгопродавца с поэтом» и др. | стих-е наизусть, ч.1. с.27-36 | 9.09 | |
4 | Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии | Анализ стих-я, ч.1. с.36-40, чит. поэму «Медный всадник» | 13.09 | |
5 | «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». | текст, ч.1. с.40-51 | 15.09 | |
6 | М.Ю. Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М. Ю. Лермонтова. | сообщения, стих-я, ч.1. с.53-61 | 16.09 | |
7 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. | дифф. зад-е, ч.1. с.62-65 | 20.09 | |
8 | Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. | стихотворение наизусть, ч.1. с.65-72. | 22.09 | |
9 | Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. | текст, ч.1. с.72-79 | 23.09 | |
10 | Н.В. Гоголь. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. | дифф. задание, ч.1. с.81-84, чит. повести | 27.09 | |
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. «Невский проспект». | текст, ч.1. с.84-89 | 29.09 | |
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Повесть «Нос». | текст, ч.1. с.89-98. | 30.09 | |
13-14 | Подготовка и проведение контрольной работы по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | ч.1. с.50-51, 78-79, 106-107 вопросы | 4.10 6.10 | |
15-16 | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. Литература и журналистика второй половины XIX века. | лекция, ч.1. с.125-140 | 7.10 11.10 | |
17 | А.Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!» | сообщения, ч.1. с.141-150, чит. пьесу | 13.10 | |
18 | Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. | ср. хар-ка; ч.1. с.150-158 | 14.10 | |
19 | Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала» | Чит. пьесу «Гроза» | 18.10 | |
20 | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | дифф. зад-е, ч.1 стр. 158-173 | 20.10 | |
21 | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». | дифф. зад-е, стр.173-174, ответить на вопросы | 21.10 | |
22 | «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев). | ч.1. с.175 подгот. к соч.,конспект критической статьи | 1.11 | |
23-24 Р/р. | Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского | дифф. задание | 3.11 4.11 | |
25 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами. | сообщения, ч.1. с.176-208, читать роман | 8.11 | |
26 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | текст, характеристика героев | 10.11 | |
27 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». | текст, ч.1. с. 187-189, стр. 190, письменный анализ эпизода | 11.11 | |
28 | Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | текст, стр 208-209, вопросы | 15.11 | |
29 | Роман «Обломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин). | дифф. зад-е, подготовиться к письменной работе | 17.11 | |
30 Р/р. | Письменная работа по проблематике изученной темы. | Индивидуальные задания | 18.11 | |
31 | И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». | Сообщения, рассказы, стр. 211-222 | 22.11 | |
32 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. | характеристика героев, стр. 234-249 | 24.11 | |
33 | Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Стр. 254, вопр. 4 | 25.11 | |
34. | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. | Стр. 254, вопросы 5-6; инд. задания | 29.11 | |
35. | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. | Стр.254, вопр. 7 | 1.12 | |
36 | Философские итоги романа, смысл заглавия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антонович»). | Стр.254, вопр. 8-9, конспект статьи | 2.12 | |
37 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | Выучить стихотворение в прозе, подготовиться к сочинению | 6.12 | |
38-39 Р/р. | Классное сочинение творчеству И.С. Тургенева | Сообщения, презентации | 8.12 9.12 | |
40 | «Что делать?» Н. Г. Чернышевского как полемический отклик на роман Тургенева «Отцы и дети». | Вопросы к дискуссии, стр. 256-280 | 13.12 | |
41 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | 4-й сон Веры Павловны | 15.12 | |
42 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения | Закончить анализ главы | 16.12 | |
43 | Н.А. Некрасов. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»). | Стр. 283-288, анализ стихотворения (по выбору) | 20.12 | |
44 | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет («В дороге», «Огородник», «Тройка»). | Стихотворение наизусть | 22.12 | |
45 | Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Анализ стихотворения «Зеленый шум» | Закончить анализ стихотворения | 23.12 | |
46 | Гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | Вопросы учебника, читать поэму | 27.12 | |
47 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. | Стр. 311-325, вопросы к поэме | 29.12 | |
48 | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Стихия народной жизни и ее яркие представители. | Характеристика образов крестьян | 12.01 | |
49 | Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.) | Характеристика помещиков | 13.01 | |
50 | Проблема счастья и ее решение в поэме Н. А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | Образ Гриши Добросклонова | 17.01 | |
51 Р/р. | Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы. | Д/С на данную тему | 19.01 | |
52 | Ф.И. Тютчев. «Мыслящая поэзия» Ф. И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.Тема величия России ( «Умом Россию не понять…», «Цицерон», «Наполеон») | Ч. 2, стр. 3-30, анализ стихотворения | 20.01 | |
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике («Не то, что мните вы, природа…», «Природа – сфинск, и тем она верней…», «Полдень»). | Стихотворение наизусть | 24.01 | |
54 | Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»). | Сообщения, презентации, анализ стихотворений , стр. 27-28 | 26.01 | |
55 | А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А. А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта. | Анализ стихотворения | 27.01 | |
56 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…»). | Чтение наизусть | 31.01 | |
57 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»). | Подготовиться к письменной работе | 2.02 | |
58 Р/р. | Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | Подг. к внеклассн. чт. | 3.02 | |
59 | Урок внеклассного чтения. Любимые стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Сообщения, презентации | 7.02 | |
60 | Н.С. Лесков. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. | Пересказ с цитированием | 9.02 | |
61 | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник». | Характеристика героя | 10.02 | |
62 | «Очарованность героя», его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Сказовый характер повествования. | Подготовить устный отзыв | 14.02 | |
63 Р/р. | Отзыв о прочитанном произведении. | Индивидуальные задания | 16.02 | |
64 | М.Е.Салтыков-Щедрин. « Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина – сатирика. | Вопросы учебника, читать сказки | 17.02 | |
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина («Медведь на воеводстве», «Богатырь»). | Подготовиться к дискуссии, стр. 100, анализ сказки | 21.02 | |
66 | Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пескарь»). | Анализ сказки, прочитать роман | 23.02 | |
67-68 | Вн. чт. Роман-хроника «История одного города». Летопись Глупова и реальные факты истории. | Стр. 107-108, вопросы учебника | 24.02 28.02 | |
69 Р/р. | Подготовка к домашнему сочинению по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина | Д/С по данной теме | 1.03 | |
70 | А.К. Толстой. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). | Выучить наизусть стихотворение по выбору | 2.03 | |
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др. | Анализ стихотворения | 6.03 | |
72 Р/р. | Анализ одного из стихотворений А.К. Толстого | Индивидуальные задания | 8.03 | |
73 | Л.Н. Толстой. Жанрово – тематическое своеобразие толстовского романа – эпопеи «Война и мир». | Ч. 2, стр. 129-145, индивидуальные задания, читать роман | 9.03 | |
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | Главы из романа, ч. 2 стр 146-155 | 13.03 | |
75 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней» | Главы романа | 15.03 | |
75 | Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. | Вопросы учебника | 16.03 | |
77-78 | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. Анализ избранных глав. | Составить план характеристики героев | 20.03 22.03 | |
79 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи – имитации (Берги, Друбецкие, Курагины). | Сравнительная характеристика, стр. 156-164 | 23.03 | |
80 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. | Стр. 186, вопр. 6-7 | 3.04 | |
81 | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Анализ отдельных «военных» глав романа | Образы представителей народа, стр. 171-176 | 5.04 | |
82 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. | Рассказ о Платоне Каратаеве и Тихоне Щербатом | 6.04 | |
83 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Том 4, вопросы | 10.04 | |
84 | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | Подготовиться к сочинению | 12.04 | |
85-86 Р.Р. | Классное сочинение по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого | Сообщения, презентации | 13.04 17.04 | |
87 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф. М. Достоевского. | Вопросы учебника | 19.04 | |
88 | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | Групповые задания | 20.04 | |
89 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Составить план к образу Раскольникова | 24.04 | |
90 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | Подготовиться к семинару | 26.04 | |
91 | Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). | Рассказ о Соне Мармеладовой | 27.04 | |
92 | Раскольников и «вечная Сонечка» | Стр. 240-242, вопросы | 1.05 | |
93 Р.Р. | Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Ф.М.Достоевского | Д/С по данной теме | 3.05 | |
94 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А. П. Чехова (рассказ «Ионыч»). | «Человек в футляре» | 4.05 | |
95 | Образы «футлярных людей» в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости («Человек в футляре», «Крыжовник»). | «Крыжовник» | 8.05 | |
96 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад» | «Вишневый сад» читать | 10.05 | |
97 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. | Вопросы учебника | 11.05 | |
98 | Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. | Подготовиться к сочинению | 15.05 | |
99-100 Р.Р. | Классное сочинение по творчеству А.П.Чехова | 17.05 18.05 | ||
101 | Обобщение материала историко-литературного курса. | Подготовиться к зачету | 22.05 | |
102 | Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | 24.05 | ||
103 | Повторение изученного в 10 классе | 25.05 | ||
104-105 | Итоговые уроки. Что читать летом | 29.05 |
Раздел 4
Содержание программы по литературе
10 класс
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др!). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона » с лирикой поэта. *
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Гроза». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди— сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2-^3 рассказа по выбору), роман «Отцы, и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепо'ег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали » как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуе-ва, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ"Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я » и стихийных сил природы. Тема величия Рос сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприим чивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Историко-литературный курс «Русская литература XIX века»
Тематическое планирование. 10 класс
Тема | Часы | Опорные понятия | Внутрипредметные связи | Межпредметные связи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. «Прекрасное начало...» (К истории русской литературы XIX века.) | 1 | Историко-литературный процесс | Вечные темы русской классики | Литература, история, язык |
Из литературы первой половины XIX века | ||||
А.С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник» | 4 | Тематические жанры лирики. Лироэпика | Пушкин и Жуковский. Традиции романтической лирики « пушкинской поэзии | Историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник» |
Письменная работа по творчеству А.С. Пушкина | - | |||
М.Ю. Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон» | 4 | Тематические жанры лирики. Романтическая поэма | Байронические мотивы и образы в поэзии Лермонтова | Живопись и рисунки Лермонтова. Музыкальные интерпретации лермонтовских произведений |
Письменная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | - | |||
Н.В. Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос» | 3 | Ирония. Гротеск. Фантасмагория | «Петербургская» тема в творчестве Гоголя и Пушкина. Литературные реминисценции в повестях Гоголя | Иллюстрации Н. Альтмана, В. Зелинского, Кукрыник-сов к повестям Гоголя |
Письменная работа по творчеству Н.В.Гоголя /по всему разделу «Из литературы первой половины XIX века» | 2 | |||
Из литературы второй половины XIX века | ||||
Литература и журналистика 50—80-х годов XIX века | 2 | Литературный про | Историко-биографические связи писателей эпохи | Исторические аспекты литературного развития |
Творчество А.Н. Островского | 16 | Семейно-бытовая коллизия. Речевой жест | Традиции отечественной драматургии в творчестве Островского | Островский и русский театр. Сценические интерпрета-ции пьес писателя |
Сочинение по творчеству | 2 | |||
Творчество И.А. Гончарова | 5 | Образная типизация. Символика детали | Литературные предшественники Обломова. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе | Музыкальные темы в романе «Обломов». Киноверсия романа (реж. Н. Михалков) |
Сочинение по творчеству И.А. Гончарова /письменная работа по роману «Обломов» | 1 | |||
Творчество И.С. Тургенева | 7 | Социально-психологический роман. Принцип «тайной психологии» | Литературные реминисценции в романе «Отцы и дети» | Говорящие» исторические даты в «Отцах и детях». Музыкальные темы в романе |
Сочинение по творчеству И.С. Тургенева | 2 | |||
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» | 3 | Идеологический роман. Литературная утопия | Роль традиционных сюжетов в романе | эстетические взгляды Н.Г. Чернышевского в романе |
Письменная работа по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?» | - | |||
Творчество НА. Некрасова | 7 | Народность литературного творчества | Образ пророка в лирике Пушкина, Лермонтова, Некрасова | Некрасовские мотивы в русской живописи |
Сочинение по творчеству | 2 | |||
Лирика Ф.И. Тютчева | 3 | Интеллектуальная лирика. Лирическая миниатюра | Пушкинские мотивы в лирике Тютчева | Музыкальные интерпретации произведений Тютчева |
Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева | - | ■ | ||
Лирика А.А. Фета | 3 | Лирическая испове-дальность. Мелодика стиха | Лирика Фета в зеркале литературной пародии | П.И. Чайковский о лирике Фета |
Письменная работа по лирике А.А. Фета/ по лирике Тютчева | 2 | |||
Творчество Н.С. Лескова | 3 | Литературный сказ. Жанр путешествия | Былинные мотивы в повести «Очарованный странник» | Язык и стиль лесковского сказа |
Сочинение/ письменная работа по прозе Н.С. Лескова | 1 | |||
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина | 5 | Сарказм. Ирония. Гротеск. Сатирическая сказка | Фольклорные мотивы в сатирических произведениях Щедрина | Иллюстрации художников к произведениям Щедрина (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Ба-шилов и др.) |
Сочинение/письменная работа по прозе Щедрина | 1 | |||
Лирика А. К. Толстого | 2 | Лирика позднего романтизма. Историческая песня | Традиции русской художественной сатиры в произведениях А. К. Толстого | Романсы П.И. Чайковского на стихи А. К. Толстого |
Письменная работа по лирике А. К. Толстого | 1 | |||
Творчество Л.Н. Толстого | 12 | Роман-эпопея. «Диалектика души». Историософская концепция | Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев. Тема «бонапартизма» в русской классике | Исторические источники «Войны и мира». Живописные портреты Л.Н. Толстого |
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 2 | |||
Творчество Ф.М. Достоевского | 6 | Полифония (многоголосие). Герой-идея. Тема «двойничества» | Сквозные мотивы и образы русской классики в прозе Достоевского | Язык и стиль Достоевского. Достоевский в театре и кино |
Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 2 | |||
Творчество А.П. Чехова | 5 | Лирическая комедия. | А.П. Чехов и Л. Толстой. Тема «маленького человека» в русской классике | Сценические интерпретации комедии «Вишневый сад |
Сочинение по творчеству А.П. Чехова | 2 | |||
Обобщение по курсу | 1 |
Раздел 5
Формы и средства контроля
1. Сочинения;
2.Тестовые задания;
3.Зачеты;
4. Анализ прозаического текста;
5. Интерпретация поэтического текста.
Темы сочинений расположены в учебнике литературы
Раздел 6
Учебно – методические средства обучения
1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
2. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
Дополнительная литература
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века: 10 кл. В 2-х ч. – 3-е изд., испр. – М.: ВАКО, 2003.
- Литература: 10 кл.: Поурочные планы / Авт.-сост. Косивцева Л.И. В 2-х ч. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Аленькина С.Н. Русская литература второй половины XIX века: 10 кл.: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
- Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе: 10 кл.: Метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | ||
Основная школа | Старшая школа | ||||
Базовый уровень | Профильный уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||||
Стандарт основного общего образования по литературе | Д | Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературе. | |||
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) | Д | ||||
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) | Д | ||||
Примерная программа основного общего образования по литературе | Д | ||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе | Д | ||||
Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе | Д | ||||
Авторские программы по литературе | Д | Д | Д | ||
Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл. | К | В учебный фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством. При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. | |||
Учебник-хрестоматия по литературе. 6 кл. | К | ||||
Учебник-хрестоматия по литературе. 7 кл. | К | ||||
Учебник-хрестоматия по литературе. 8 кл. | К | ||||
Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл. | К | ||||
Учебник по литературе. 10 кл. | К | К | |||
Учебник по литературе. 11 кл. | К | К | |||
Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы. Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы. | К | К | К | ||
Дидактические материалы по всему курсу литературы | Ф | Ф | Ф | Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам. | |
Художественная литература | Д | Д | Д | Основной фонд библиотеки образовательного учреждения должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся) | |
Методические пособия по литературе для учителя | Д | Д | Д | ||
Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.) | Д | Д | Д | ||
Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература», «Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.) | Ф | Ф | Ф | ||
2 | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | |
Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д | Д | Д | ||
Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) | Д/Ф | Д/Ф | Д/Ф | Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | |
Альбомы раздаточного изобразительного материала | Д | Д | Д | Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры). | |
3 | информационно-коммуникативные средства | ||||
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники | Д/П | Д/П | Д/П | Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся. | |
Электронные библиотеки по всему курсу литературы. Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях. | Д | Д | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединённых единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы. | |
4 | Экранно-звуковые пособия | ||||
Видеофильмы по основным разделам курса литературы | Д | Д | Д | Видеофильмы могут быть в цифровом (компьютерном) виде. | |
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д | Д | Д | ||
Слайды (диапозитивы) по литературе | Д | Д | Д | ||
5 | Технические средства обучения | ||||
Мультимедийный компьютер | д | д | д | Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных). | |
Мультимедиапроектор | Д | Д | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |
Средства телекоммуникации | Д | Д | Д | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий. | |
Сканер | Д | Д | Д | ||
Принтер лазерный | Д | Д | Д | ||
Копировальный аппарат | Д | Д | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | |
Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | Д | Д | ||
Экран на штативе или навесной | Д | Д | Д | Мин. размеры 1,25х1,25 | |
Видеоплейер,DVD-плейер (видеомагнитофон) | Д | Д | Д | ||
Телевизор | Д | Д | Д | Диагональ не менее 72 см | |
Аудио-центр. | Д | Д | Д | С возможностью использования аудио-дисков CDR | |
Специализированная учебная МЕБЕЛЬ | |||||
Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч. | |||||
Компьютерный стол | |||||
Ящики для хранения таблиц | |||||
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) | |||||
Штатив для карт и таблиц | |||||
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа политературе в 5 классе
Ррабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник - «Литература» Москва, «Просвещение», 2010 год, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...