Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

 Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь»

помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

 

Задачи:

1) продолжить формирование навыка осмысленного чтения;

2) активизировать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся;

3) развивать эмоциональную сферу учащихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять образно читаемое и слушаемое;

4) привести учащихся к пониманию и принятию нравственных уроков романа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_lit_6_kl.docx18.94 КБ
Файл otk_lit_6_kl.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь» 

помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи:

1) продолжить формирование навыка осмысленного чтения;

2) активизировать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся;

3) развивать эмоциональную сферу учащихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять образно читаемое и слушаемое;

4) привести учащихся к пониманию и принятию нравственных уроков романа.

Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке), аудиозапись песни «У церкви стояла карета» в исполнении Н.Кадышевой.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

1.Организационный момент

2.Психологический настрой: Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю, гостям.

Учитель.  Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский». В начале урока мы проверим ваше домашнее задание.

      План основных событий глав VIII—ХI 
      1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
      2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
      3) «Благородные увеселения русского барина».
      4) Дефорж убивает медведя.
      5) «...Гости начали съезжаться».
      6) Праздничный обед в Покровском.
      7) Рассказы Спицына и Глобовой.
      8) Приметы Дубровского.
      9) Окончание праздника.
      10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
      11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
      12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
      13) Дубровский покупает у француза документы.
      14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
      15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

4.Работа над формулировкой темы через приём «Да-нетка»

Задание: Я загадала что-то. Вам необходимо найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить «да», «нет», «да и нет». Например, этот предмет можно потрогать, это предмет мужского рода, может ли человек обойтись без него??? Сегодня я загадала то, что французский писатель 17 века сравнил с привидением…

(«Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел» Ларошфуко «Максимы»)

Почему Ларошфуко сравнил любовь с привидением? Согласны ли вы с этим утверждением? Почему сегодня я загадала именно это слово? Правильно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об истории любви Маши и Владимира. Запишите тему урока…

5. Целеполагание

6. Аналитическая беседа + выразительное чтение

- Чьё чувство возникло раньше: Маши или Владимира? Докажите по тексту. («как небесное видение», «видеть ваше белое платье», «следовал за вами», «счастливый мыслью»

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслиючто вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно».)

- Можно ли любовь Владимира назвать красивой, возвышенной? (Такую любовь называютромантической!!! Такую любовь ждала Маша, воспитанная на зарубежных романах)

- Как возникла любовь Маши к Дефоржу?

- Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

(«Пока люди любят, они прощают», - говорил Ларошфуко. И действительно именно любовь подводит Дубровского к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. )

- Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?

- Какие обстоятельства разлучили Машу и Дефоржа?

- Как отреагировала Маша на предложение князя Верейского стать его женой? Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский? Почему?

- Неравные браки в те времена были частыми. Давайте обратимся к картине Пукириева «Неравный брак». Похожи ли герои картины на Машу и Верейского? (Верейский был старше Маши на 33 года!)

- Какой выход и какую помощь предложил Маше Дубровский? Давайте прочитаем сцену в беседке по ролям (глава 15)

- Почему Маша медлит с кольцом, что значит следующий эпизод: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

 умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом?!

- Почему Маша не приняла освобождение из рук Дубровского? Почему Дубровский отпускает Машу с князем Верейским? (Он понял, что она безвозвратно потеряна. Обратите внимание, как после венчания автор называет Машу?) Как Маша относится к клятве верности супругу, данной в церкви перед Богом? Как это характеризует героев?

8. Рефлексия


4. Подведение итогов. Выводы.

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

7. Постановка домашнего задания

Дома вам предстоит написать мини-сочинение

Для девочек: Представьте: вы – Маша, что вы чувствовали во время венчания. Составьте монолог от лица Маши.

Для мальчиков: Представьте: вы – Владимир, что вы почувствовали, когда поняли, что Маша безвозвратно потеряна. Составьте монолог от лица Владимира.

5. Выставление отметок за урок.
     




Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе Тема: «История любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Цель: раскрыть своеобразие взаимоотношений Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, рассмотреть понятие «романтическая любовь» 

помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи:

1) продолжить формирование навыка осмысленного чтения;

2) активизировать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся;

3) развивать эмоциональную сферу учащихся: умение чувствовать, сопереживать, представлять образно читаемое и слушаемое;

4) привести учащихся к пониманию и принятию нравственных уроков романа.

Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись фрагмента фильма (сцена в беседке), аудиозапись песни «У церкви стояла карета» в исполнении Н.Кадышевой.

Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.

1.Организационный момент

2.Психологический настрой: Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю, гостям.

Учитель.  Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский». В начале урока мы проверим ваше домашнее задание.

      План основных событий глав VIII—ХI 
      1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
      2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
      3) «Благородные увеселения русского барина».
      4) Дефорж убивает медведя.
      5) «...Гости начали съезжаться».
      6) Праздничный обед в Покровском.
      7) Рассказы Спицына и Глобовой.
      8) Приметы Дубровского.
      9) Окончание праздника.
      10) Антон Пафнутьич ложится спать в комнате Дубровского.
      11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
      12) Учитель-француз ждет лошадей в доме смотрителя.
      13) Дубровский покупает у француза документы.
      14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
      15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.

4.Работа над формулировкой темы через приём «Да-нетка»

Задание: Я загадала что-то. Вам необходимо найти ответ, задавая вопросы, на которые я могу ответить «да», «нет», «да и нет». Например, этот предмет можно потрогать, это предмет мужского рода, может ли человек обойтись без него??? Сегодня я загадала то, что французский писатель 17 века сравнил с привидением…

(«Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел» Ларошфуко «Максимы»)

Почему Ларошфуко сравнил любовь с привидением? Согласны ли вы с этим утверждением? Почему сегодня я загадала именно это слово? Правильно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об истории любви Маши и Владимира. Запишите тему урока…

5. Целеполагание

6. Аналитическая беседа + выразительное чтение

- Чьё чувство возникло раньше: Маши или Владимира? Докажите по тексту. («как небесное видение», «видеть ваше белое платье», «следовал за вами», «счастливый мыслью»

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслиючто вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно».)

- Можно ли любовь Владимира назвать красивой, возвышенной? (Такую любовь называютромантической!!! Такую любовь ждала Маша, воспитанная на зарубежных романах)

- Как возникла любовь Маши к Дефоржу?

- Сейчас вам придется ответить на очень сложный, взрослый, вопрос. Как вы думаете, влюбившись в Машу, не предал ли Владимир память отца, отказавшись от мести?

(«Пока люди любят, они прощают», - говорил Ларошфуко. И действительно именно любовь подводит Дубровского к христианской заповеди: не отвечай на зло злом, прощай врага своего, не убий. Дубровский сумел сделать самое главное: среди бед, которые ему пришлось пережить, он остался человеком чести. )

- Почему Дубровский признался Маше, что он не Дефорж?

- Какие обстоятельства разлучили Машу и Дефоржа?

- Как отреагировала Маша на предложение князя Верейского стать его женой? Кто более неприятен и жесток: Троекуров или Верейский? Почему?

- Неравные браки в те времена были частыми. Давайте обратимся к картине Пукириева «Неравный брак». Похожи ли герои картины на Машу и Верейского? (Верейский был старше Маши на 33 года!)

- Какой выход и какую помощь предложил Маше Дубровский? Давайте прочитаем сцену в беседке по ролям (глава 15)

- Почему Маша медлит с кольцом, что значит следующий эпизод: «Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

 умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом?!

- Почему Маша не приняла освобождение из рук Дубровского? Почему Дубровский отпускает Машу с князем Верейским? (Он понял, что она безвозвратно потеряна. Обратите внимание, как после венчания автор называет Машу?) Как Маша относится к клятве верности супругу, данной в церкви перед Богом? Как это характеризует героев?

8. Рефлексия


4. Подведение итогов. Выводы.

- Вот мы и разобрали эту главу. Какой же вывод можно сделать после всего сказанного?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

4) Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым, не причинил ни одному из тех людей, кто как-то был связан с Марией Кириловной. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

- Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства, песню мы уже прослушали, а теперь рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

7. Постановка домашнего задания

Дома вам предстоит написать мини-сочинение

Для девочек: Представьте: вы – Маша, что вы чувствовали во время венчания. Составьте монолог от лица Маши.

Для мальчиков: Представьте: вы – Владимир, что вы почувствовали, когда поняли, что Маша безвозвратно потеряна. Составьте монолог от лица Владимира.

5. Выставление отметок за урок.
     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

Конспект урока литературы «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока литературы в 6 классе. В этом конспекте я попыталась затронуть одну из самых важных тем, это тема любви....

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....

Конспект урока по литературе в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой»Цель урока: помочь учащимся разобрат...