Мои стихи
материал (литература) по теме
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВСЕЛЕННОЙ
С детства хочу я космонавтом стать,
Космические дали рассекать,
Побывать на Марсе и Луне,
А может быть, в ещё неведомой стране.
Хочу я невесомость испытать.
До самой яркой звёздочки рукой достать.
По Млечному Пути тихонечко пройти.
С Большой Медведицей нам будет по пути.
Помчимся с нею по просторам необъятным,
Заглянем в гости к знакам зодиака.
Дева нам поведала историю любви
К могучему, прекрасному стрельцу, о том, как счастливы они.
-А что за странное животное гуляет?
На поле травушку-муравушку щипает?
-Так это Козерог,-ответит мне Медведица.-
Не хочешь ли с ним ближе познакомиться?
А вон в тенёчке Овен отдыхает.
Смотри, какая шёлковая шёрсточка спадает...
-И рожки тоже необычные,
В бою, наверное, защитники отличные.
-Хоть есть у них рога-они животные миролюбивые,
В друзьях, в еде, в питье- во всём неприхотливые
А, кстати, видишь Рыбки золотые плещутся,
И с ними Водолей там тешится.
Смотри, как веселится, дёргает за хвостики
И создаёт искусственные штормики.
То вверх фонтан искрящийся взметнёт,
То с высоты сам в воду упадёт.
В песок зарылся осторожный Скорпион.
Здесь, в небе,вовсе не опасен он.
И Лев с Тельцом гуляют вместе.
Вот какие радостные вести!
Вон кто-то машет нам руками,
Как будто одинаковы телами.
-Да это Близнецы зовут нас в гости,
Чайком побаловать хотят для бодрости.
Мне всё понравилось: как здорово все знаки увидать,
Чтобы потом о них друзьям всем рассказать.
Ну а Медведице я говорю огромное спасибо,
Прощаюсь с ней и... просыпаюсь-вот так диво!
ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ-ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА
Вселенная-загадка вечная и тайна для людей.
Все издавна стремились побывать в ней.
Все с завистью смотрели, смотрят на пернатых,
Как здорово парить меж облаков мохнатых.
Дедал с Икаром перья воском смазывали,
Искусственные крылышки налаживали,
Чтобы, надев их на руки, подняться в воздух,
Чрез море бесконечное лететь во весь дух.
И надо же: поднялись ведь на небо!
Но позабыл Икар, что солнце — это пекло.
Итог трагичен — воск растаял, сын погиб,
И проклял этот страшный день старик.
А Катерина из «Грозы" Островского
В небе видела спасение от гнёта деспотического,
Всё вопрошала, в небо устремляясь,
Руками взмахивала, гордо изгибаясь:
-Но почему мы не летаем так, как птицы?
Хотелось б ей в лебёдушку оборотиться,
Вспорхнуть скорее, ввысь подняться,
И вольной волюшкою насладиться.
«Встала б я,- вздыхает,- на краю обрыва,
Расправила бы крылья, полетела бы игриво
Всё выше, выше, только бы не жить в неволе,
И не вернуться к Кабанихе ненавистной боле»
А Уж и Сокол в «Песне...» Горького всё спорили:
Где лучше жить в ущелье, в небе ли?
Сокол утверждал, что лучше неба нет,
А Уж, хваля сырое место, возражал в ответ.
В литературе Сокол-птица гордая,
И в «Песне...» раненый, о небе всё мечтая,
Вдруг встрепенулся и, сверкнув очами,
Пошёл к обрыву он в надежде, что ещё взмахнёт крылами,
Что насладится он ещё полётом вольным
И поживёт хоть капельку в своей стихии,
Но рана слишком глубока, и покидают силы.
Герой как камень падает и разбивается о скалы.
Не гоже гордой птице пресмыкаться,
И лучше умереть, чем как Уж на камешках валяться.
Ведь мудрый Сокол знал, кончно, что умрёт,
Но всё же устремляется в последний свой полёт.
В «Войне и мире» у Толстого — небо
Символ вечности, чего-то неземного,
И беззащитны люди пред могуществом его,
Невозмутимо небо — мирозданья торжество.
Андрей Болконский раненый лежит и думает,
Что в мире всё меняется, а небо вечно, манит,
И человек — песчинка во Вселенной этой,
Которая бессильна пред стихией необъятной.
Наташа Ростова восхищалась звёздным небом,
Когда приехала в Отрадное и любовалась видом.
Казались звёздочки ей маленькими факелами,
То вдруг тускнеющими, то опять блистающими.
Конечно, небо так прекрасно и невозмутимо,
И всё происходящее с ним, порой, необъяснимо.
Оно морально возрождает, душу красотою лечит.
Лишь стоит вверх взглянуть — оно нас теплотой осветит.
КРАСКИ ОСЕНИ
В лес пожаловала осень золотая,
С собою прихватила краски разноцветные.
Осину и рябину красным цветом разукрасила,
А дуб и липу - светло-жёлтым.
Зелёные платьишки подарила ёлкам,
Соснам стройным кудри завила
Распустила ветви пихтам,
Орешнику румянца придала.
Берёзкам подарила сарафанчики,
Нитками ажурными вышитые.
И лиловые серёжки нацепила.
Жители лесные восторгаются: "До чего ж красивые!"
Стоит лесок весь разноцветный,
Всеми цветами радуги переливается.
А по земле палас из трав и листьев бархатный
От дуновений ветра расстилается.
ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
О славные сыны Отчизны!
Вы выиграли этот бой.
Мы вас в пример берём отныне,
Вы победили в схватке роковой.
И голодны вы были, и холодны,
В огне горели, мёрзли в холода,
Но вы не потеряли силы воли
И лишь дружнее стали, как всегда.
Мы знаем, как вам трудно было,
И каждый миг вас поджидала смерть,
Когда вы выходили против танков смело
И против пуль густую сеть.
А те, кто не вернулись...вечная им слава!
Вы выполнили честно долг свой до конца,
Когда последнюю в себя вы пулю выпускали,
Лишь только не попасть бы в стан врага.
Спасибо вам за нашу жизнь на свете,
За нивы, горы и леса,
За мирный мир на всей планете,
За то, что столько лет свободно дышат небеса.
МЕЧТА
Я моряком хотел бы стать,
Морские волны рассекать.
На корабле большом, могучем,
Равняясь на маяк плавучий.
Я за штурвалом бы стоял
И красоту обозревал.
И зорко бы смотрел вперёд
Вдруг попадётся кашалот
Он хвостиком своим махнёт
И наш корабль пошатнёт.
А может и перевернёт,
Тогда кораблик наш на дно нырнёт.
70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ МОЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КОМИССАРОВА АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА
В день 70-летнего юбилея
Позвольте вас поздравить Учитель дорогой!
Большой удачи Вам, крепкого здоровья
И никогда не стариться душой!
Всю жизнь вы посвятили детям,
Старались многому их научить.
И если удавалось, вы гордились этим
За это будем вечно вас любить.
Всегда опрятный, аккуратный
Вы, как Бог, входили в класс.
И слушали вас все заворожённо,
Не отводя ни на секунду глаз.
Поклон Вам низкий и громадное спасибо
За море знаний и добра,
За то, что научили разбираться в людях,
Ведь это стоило огромного труда.
Аркадий Александрович, живите долго!
И находитесь постоянно среди нас.
Продолжайте сеять доброе, вечное, разумное,
Мы очень, очень любим Вас!
СЫН-МАМЕ
Мама, ты у меня, словно солнце, одна,
Другой не сыскать на всём белом свете.
Добра, красива, умна и решительна,
Бездонные очи радушием светят.
Словно солнце, несёшь ты тепло и уют,
Пред тобой рассыпаются все мои горести.
Придёшь ты с работы и скажешь: "Мой друг,
Как хорошо, что с тобою мы вместе.
Огромное счастье, что ты есть у меня,
Не знаю, что бы я иначе делала.
Знай, что живу я лишь для тебя,
Видеть тебя б лишь счастливым хотела".
Я припаду к её нежным рукам.
"Спасибо за всё,-прошепчу с содроганием в голосе,-
Я тебя никому в обиду не дам,
Огорчения и неприятности развею все.
ОТЗЫВ НА КНИГУ С.С.Смирнова "БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"
В тихой деревушке Альведино
Пестречинского района
Родился Пётр Михайлович Гаврилов-наш прославленный земляк
Герой Советского Союза.
В ранней юности был батраком,
Затем чернорабочим на заводе.
Пришлось ему бороться с Колчаком,
Деникиным, с повстанцами на Северном Кавказе.
Ещё он участник советско-финской войны,
Где стрелковым полком командовал сорок четвёртым
Весной сорок первого бойцы стали в Бресте нужны
Гаврилова переводят в крепость-он проявил себя бойцом надёжным.
В первые, самые страшные дни войны
Фашисты предпринимают штурм Брестской крепости,
Но силы воюющих неравны,
В результате - захват Восточного форта немцами.
У Гаврилова в подчинении четыреста солдат,
Два зенитных орудия, пушки и пулемёты.
Фашисты же предпринимают массу атак,
Используя танки и самолёты.
Противник отрезал от отряда Гаврилова роту,
Геройски дравшуюся в Западном форту,
Теперь весь отряд его был сосредоточен
В Восточном форту.
Фашисты наступали, окружили наших воинов, начали осаду,
Но неусыпно дежурили у четырёхствольного пулумёта бойцы.
Они автоматчиков немецких нарочно подпускали ближе, к саду
И открывали огонь в упор из всех четырёх стволов-храбрецы.
Двор словно выметало свинцовой метлой
Под страшным огнём неуёмного пулемёта.
Немногим гитлеровцам удавалось затаиться за стеной.
Сплошь был усеян трупами двор форта.
Несколько раз к крепости подходили танки,
Но Гаврилов отдаёт добровольцам приказ:
Брать связки гранат и ползти вдоль подножия вала навстречу машинам,
Себя максимально беречь, спускаясь по возможности в лаз.
Танки взрывались один за другим, словно порох
Тогда немцы выслали в атаку множество самолётов
Против крошечной земляной "подковы",
Где прочно засела горсточка наших бойцов.
Всё ожесточённее становились бомбёжки
В форту закончились запасы пищи и воды,
А противник наседал, автоматчики рвались на гребень вышки,
Кидали оттуда гранаты, пускали слезоточивый дым
К счастью, в складах были противогазы.
Воины часами, не снимая масок, продолжали бой.
Отстреливались, отбивались гранатами, охраняли боеприпасы,
Моральный перевес удерживали за собой.
Тогда фашисты предъявили срочный ультиматум:
Сложить оружие, выдать Гаврилова и заместителя политрука
В противном случае грозили сносом укрепления, расстрелом гарнизона
Говорили, что останется труха
Но не тут-то было- русские не выдают и не сдаются
Все заняли свои места у амбразур
Сначала появились самолёты, повсеместно залпы раздаются
Воронки от бомбёжек напоминают один огромный бур
Гибли бойцы, засыпанные земляною массой
Загремели гранаты во дворике осевшего вала
Куда толпой вливались солдаты врага
И не слышалось очередей "заглохшего навсегда" пулемёта.
Сопротивление защитников было сломлено в рукопашном бою.
Автоматчики, обшаривая казематы, искали Гаврилова.
А он притаился и несколько дней один оставался в строю,
Отбивал многочисленные атаки противника.
И лишь когда что-то влетело в бойницу и ударилось об пол
Блеснуло пламя взрыва-Гаврилов потерял сознание
Фашисты захватили его в плен,
Привезли в лагерь, провели дознание.
Враги удивлялись доблести и мужеству советского солдата,
Приходили на героя посмотреть.
В знак уважения в отдельную комнату поместили
Велели пищу из офицерской кухни принести.
Во время вражеской неволи Пёпр Михайлович
Вёл себя как истинный советский гражданин.
Ничем не запятнал себя, был восстановлен в званье
Остался в памяти у всех как мужественный герой тех страшных годин.
ЭПОХА Н.А.Некрасова
Сын милый уезжает
В далёкие края.
У дома собралася
Вся его родня.
Мать больная плачет,
Узел теребя:
-Всё ли положила,
Всё ли собрала.
И отец печально
В сторону глядит:
-Опора был, вестимо,
Сноровкой знаменит.
С кем теперь поедет
За дровами в лес,
Полюшко засеет,
Хлеб уберёт, овёс.
И родня рыдает,
Стоя у крыльца.
На судьбу серчает,
Молитву вереща.
Слёзы навернулись
На его глаза.
В сердце что-то колет
И болит душа.
Ведь если и вернётся,
То уж стариком.
Матушка не встретит,
Не проводит в дом.
МОЯ ПРАБАБУШКА
Бабушку зовут Шакаева Пелагея Ивановна.
Многое повидала в жизни она.
Помнит Ленина и Сталина.
Потеряла мужа на фронте она.
Моей бабушке 93 года.
Она ещё бодра, здорова,
Сама и шьёт, и гладит
Стирает и вкусные супы нам варит.
За мной пригляждывала в детстве
Над колыбелью пела песни мне,
Старалась играми различными занять
От плача громкого унять.
Общительна. Со всеми ладит,
И каждому совет подскажет-
Непринуждённо так, слегка,
А как иначе - век на свете прожила.
А значит, знает жизни толк,
Не раз бивал её судьбы злой рок.
Умеет в людях разбираться,
Определять: кто честный человек, а кто предатель.
В таком же духе воспитывает и меня:
-Не смей чужое брать, друзей не обижай ты зря,
Не лги, умей ты дружбой дорожить,
Тебе так легче будет жить.
Старших уважай, младших защищай.
Недостатки мелкие в людях прощай,
Умей ошибки свои признавать
И обиду горькую прощать.
Я понимаю, что бабушка права.
Не спорю я с ней никогда.
Стараюсь на ус всё намотать,
Бабушкины советы запоминать.
Я бабушку никогда не подведу,
Совсех сил стараться буду
Честным быть, трудолюбивым,
Смелым, ловким и умелым.
Чтобы бабушка гордилась мною,
Чтобы знала: я чего-то стою.
Никогда за меня бы не краснела,
Не шагала бы из-за меня по улице несмело.
.
ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я - МОЙ ТАТАРСТАН
Люблю Отчизну я-мой Татарстан!
Сердцу милый край, воспетый чудными поэтами,
Звонкоголосыми певцами и артистами,
Художниками облачённый в дивный стан.
Кремль белокаменный, как сердцевина города,
Мечети, церкви с куполами в высь,
Театры, вузы-наша гордость.
До боли всё здесь каждому так дорого.
Лучезарная Казань-столица наша!
Цвети всегда и только процветай!
Всем жителям ты силы придавай
Для творчества,как жизни чаша.
А я живу в Кокушкино и понимаю:
Здесь дорога мне каждая травинка.
Что ни шаг, то яркая картинка,
И на неё я с нежностью взираю.
Вот колокольчик в травке тихо грезит,
Ромашка пышная вся к солнцу устремилась,
Вон василёк мелькнул средь ржи и спрятался,
А дрок дорожкой жёлтой в гору лезет.
А сколько прелести в берёзке, что у дома!
Когда на ветках появляются листочки,
Резные клейкие виточки
Свисают ленточкой, как по веленью гнома.
Здесь сила волшебства- и не иначе!
Раз так притягивает прелестью своею!
И, проходя, все разговаривают с нею,
А некоторые, вспомнив что-то, плачут.
Невдалеке Ушня с извилистыми берегами,
С незабываемой природою вокруг.
Красою дивной, свежестью всех манит,
Как будто говорит: "Приди и помечтай!"
Родной мой уголок! Ты так мне дорог!
Я никогда не разлучусь с тобою!
Ты в сердце у меня, всегда со мною!
Так будь же, край мой, вечно молод!
СТИХОТВОРЕНИЕ ПО РОМАНУ Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Нет на свете хуже порока,
Чем по воле злобного рока
Вынашивать теорию дерзкую
Превосходства над тварью мерзкою.
Жизнь даётся каждому свыше,
И никто не вправе её отнять.
И если даже ты считаешь себя выше
Всех людей, ты не должен человека убивать.
-Ну и человек, противная старушка,
Вша кровососущая,-скажешь ты.
-От неё вокруг одно несчастье,
Зло, наткнувшись на которое, рушатся мечты.
Подумаешь, одна из тварей
Погибнет, а скольких от себя освободит.
Её богатство многих осчастливит,
Надежду даст и к жизни возродит.
Ведь были люди, для которых
Не существовало никаких моральных норм.
Они переступали через кровь обыкновенных
Сотен, тысяч, видя в них лишь сор.
Одно крошечное преступленьице
Загладится тысячами добрых дел,
Одна жизнь и тысячи спасённых
От гниенья и разложенья тел.
Ты знаешь, в заповедях сказано:
«Не убей, возлюби ближнего своего»
Когда решиться на поступок тебе надобно,
Вспомни заповеди и не трогай никого.
Будь добр и милосерден к окружающим,
Не причиняй им никакого зла.
Старайся поддержать любого словом ласковым,
Жизнь и без этого так тяжела.
Стихотворение по произведению В.Г.Короленко "Дети подземелья"
А.М.Горький "На дне"
Подвал, похожий на пещеру
И потолок с отлипшей штукатуркой
Из квадратных окон свет струится тусклый
Всё напоминает доисторическую эру.
Кроватей нет, одни лишь нары,
Стол, две скамьи и табурет.
Хозяйство скудное, но здесь и этому все рады.
Главное-есть крыша, никто от холода не помрёт.
А обитают здесь, на дне, ночлежники
Различных социальных групп,
Отвергнутые жизнью странники,
Нашедшие здесь временный приют.
Здесь каждого не покидает вера
В беспроблемную будущую жизнь.
Смирение-лишь временная мера
Для подкрепления ушедших сил.
Ведь человек рождается на свет свободным,
И никто невправе им повелевать
А если зло, насилие делается модным,
Значит общество необходимо поменять.
"Человек-это звучит гордо",-восклицает Сатин.
Он прав: куда бы не закинула судьба,
Надо сохранять душевное богатство,
Какой бы горькой жизненная правда не была.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект подготовки и создания выставки художественных и поэтических работ учащихся с элементами игры «Писать стихи – моя стихия и рисовать моя стихия».
Выставка творческих и поэтических работ учащихся с элементами игры...
стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка
стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...
Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л
Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...
Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)
Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...
Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.
На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...
Переводы стихов и песен с французского языка. Работа со стихами в 9-10 классах.
переводы некоторых стихов Верлена и других французских авторов....
Открытый урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.
Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...