Ломоносов - учёный, патриот, человек. Интегрированный урок в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка интегрированного урока по творчеству М.В.Ломоносова, проведенного в 9 классе учителем русского языка и литературы Хакимовой Л.В.
М.В.Ломоносов – ученый, патриот, человек (2 часа).
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, русского стихосложения; познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя лит-ры. (Слайд 2)
Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок, посвященный гениальному сыну русского народа Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Михаил Васильевич горячо любил свою Родину, свой народ и меч-
тал прославить ее на весь мир своими трудами и открытиями.
Его поистине можно назвать отцом новой русской науки и культуры.
Механика и физика, химия и металлургия, астрономия и география,
языкознание и поэзия – вот те области, в которых он работал.
В нем воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли разносторонняя творческая одаренность, беззаветное служение народу. (Слайд 3).
Итак, тема сегодняшнего урока «М.В. Ломоносов – ученый, патриот, человек».(на доске).
Посмотрите на портрет ученого: умный, ясный взгляд, устремленный в будущее, огромный сократовский лоб ученого-мыслителя.
Петр Великий говорил: (Слайд 4)
«Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Михаил Васильевич любил и уважал Петра Великого за его деяния: «… везде Петра Великого вижу: в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Нелегка была жизнь Михаила Васильевича: (Слайд 5)
«За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство… Я не тужу о смерти – пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».
А сейчас мы с вами послушаем «Библиографов», учащихся 9 класса, они нам расскажут о жизни М.В. Ломоносова.
- а) История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Великий ученый, ставший гордостью России, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711г. в деревне Мишанской, (Слайд 6) расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. С 10 лет он помогал отцу ловить рыбу. Знал море и пашню, был моряком и крестьянином, помогал в торговле и ремеслах. Умел соль варить, карту составлять, жемчуг речной добывать. На промысловом судне «Святой Архангел Михаил» вместе с отцом плавал по Северным морям. Познал штормы, боролся со льдами Северного Ледовитого океана, не раз оказывался на волоске от смерти, но мужество юноши всегда спасало его.
б) С большим интересом наблюдал Михаил Васильевич жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Путешествуя с отцом, познакомился с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создавались величественные суда. На поморских солеварнях изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у него на всю жизнь. Все увиденное вызывало необычную в ребенке жажду знаний. Возвращаясь из плавания, юноша брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре выучил те немногие книги, которые он мог достать. Однако это были церковные книги, в них он не находил ответа на интересующие его вопросы. Вот что говорил Михаил Васильевич о тех далеких временах: «Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую, и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод, пока я не ушел в Спасские школы».
в) С большим трудом удалось ему достать «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, которые открыли мальчику неизвестный доселе мир знания. Особенно большое влияние оказало на него чтение «Арифметики» Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники математики. В ней излагалось не только правила простейших математических вычислений, но сообщалось также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времен. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и не преодолимое стремление к знаниям, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730г. он ушел с обозом в Москву. На нем 2 рубашки и полукафтан, 3 рубля, взятых взаймы, и бесценный дар человеческого ума – 2 книжки, «грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого, выученные наизусть. Чему навстречу он идет? Родных в Москве нет, близких, знакомых нет тоже, да и дальних нет. А было Михаилу Васильевичу тогда 19 лет. (Слайд 8)
г) Звучит стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник». (читает ученик).(Слайд 9)
д) Стоит он перед Математико-навигационной школой и решает: учиться или не учиться ему здесь. Оно было не плохо, да латыни не знает, а без нее не куда. Была латынь тогда универсальным языком науки. Если не сюда, то в Славяно-греко-латинскую академию, а там учиться 13 лет. Окончит, значит, ее в 32 года. Выдав себя за дворянского сынка, он поступает в академию. Известны воспоминания Ломоносова об учении в Славяно-греко-латинской академии: (Слайд 10) «Школьники, малые ребята, кричат, перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыни учиться!» За первый год 3 класса окончил. Жилось нелегко. «Имея 1 алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я 5 лет и наук не оставил». А законы в академии были жесткие. За малейшую провинность коленями на горох ставили, секли лозой и плетьми, на цепь сажали. В этих трудных условиях Михаил Васильевич сумел проявить свои блестящие способности и за 5 лет закончить академию. (Слайд 11).
ж) В числе лучших учеников, отправленных за границу для обучения горному делу, был М.В. Ломоносов. 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к профессору Вольфу. Ломоносов с увлечением слушал лекции Вольфа, написал несколько диссертаций. Вот документ, составленный известным учёным того времени Христианом Вольфом: «Молодой человек, преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто математические, философские, особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то не сомневаюсь, что, возвратясь в отечество, принесёт пользу обществу, чего от сердца желаю».
Что ж, Вольф оказался провидцем. За границей Ломоносов обучился немецкому языку и механике, рисованию и экспериментальной физике, архитектуре и гидравлике, пиротехнике и фортификации и многому другому. Русская несчастная студенческая братия голодала, влезала в долги, но училась. «Вскоре мне не только нечего было есть, но и нечему было более учиться: пробирное искусство я уже изучил, химия была закончена».(Слайд 12)
Изумителен, невероятен этот путь: в школу пришёл самоучка, в Петербург возвратился один из самых образованных людей столетия. Учёный. Поэт. Педагог.
з) 8 июня 1741г. после пятилетнего пребывания за границей Михаил Васильевич прибыл в Россию, в Петербург. Он бал назначен адъюнктом физики. Атмосфера в Петербуржской академии была чрезвычайно напряженной. Вражда и раздоры между учеными мешали исследовательской работе. Академия разделялась на 2 лагеря: «иностранцев» и «русских», которых было совсем немного. Иностранцы, т.е. немцы, старались удержать господствующее положение и не признавали русских ученых. Они препятствовали развитию просвещения, преграждали доступ к наукам русских. Ломоносов вскоре понял, что иностранцев в России привлекает высокое жалование, а пользы науке от них почти никакой, он возглавил группу русских ученых. Науку, в которой нуждалась Россия, могли развивать только русские умы. (Слайд 13). Михаил Васильевич проводит исследования по металлургии, делает анализы руд, минералов, солей, которые привозили многочисленные экспедиции. Нужна лаборатория. Часто заседания академии превращались в настоящее поле сражения. Ученые немцы отвергали любое предложение Ломоносова. Несмотря на интриги, в августе 1745г. Михаил Васильевич был избран в число академиков, он стал профессором химии в университете. Ученый сам приготовил чертежи химической лаборатории и в конце концов добился своего: строительство началось. Он начинает читать свои лекции на русском языке, а не на латинском, т.к. русским студентам нужны знания, а их они могли получить только на родном языке. (Слайд 14)
и) Жил в то время Михаил Васильевич в Петербурге на Васильевское острове. В своем доме оборудовал химическую лабораторию, работал над теорией растворов, сыгравших важную роль в развитии химии. Там же проводил опыты по обжигу металлов. Именно там были заложены основы новой отрасли знания – физической химии, получившие дальнейшее развитие лишь в середине XIX в. Здесь, в лаборатории, ученый начал создавать разноцветные прозрачные и непрозрачные стекла, построил фабрику цветного стекла, где изготавливали эти стекла, бисер, бусы, посуду. Затем из этих стекол начали делать мозаику. Сохранились и до нас работы Ломоносова. (Слайды 14-19).Например, портрет Петра I, старшее дочери Петра – Анны, Александра Невского, Георгия Орлова. Парадная лестница Академии Наук в г. С-Петербурге выводит к огромной мозаичной картине «Полтавская баталия». Многие станции метро в С-Петербурге украшенные мозаикой, ведь именно от Ломоносова берут начало эти великолепные мозаичные полотна. (показывают фрагмент полотна «Полтавская баталия»).
к) Страницы многих зарубежных журналов XVIII неопровержимо свидетельствуют о славе Ломоносова за пределами России. Там тоже восхищались умными его руками, сконструировавшими солнечную печь, ночезрительную трубу, горизонтоскоп, оптические приборы. По достоинству оценили разработанную им теорию атмосферного электричества, многие положения которой до сих пор не утратили своего значения. (Слайд 20) А какой шок произвела сконструированная им «аэродинамическая машина», на которой М.В.Ломоносов намеревался подняться в высокие слои атмосферы, термометры и другие метеорологические инструменты. По сути, на бумаге он создал современный вертолёт, и в который раз опередил своё время.
л) Его избирают членом Шведской академии. А в России снова начались на него гонения. Отняли, разграбили и закрыли на несколько десятилетий созданную им химическую лабораторию, которая была образцом всех русских академических лабораторий, ей он руководил 10 лет. Через 3 года его избрали почетным членом Петербуржской академии художеств, а еще через год пришло сообщение из Италии: Ломоносов – доктор Болонской академии. Однако призвание к нему пришло поздно. Непрерывная работа в тяжелых условиях, постоянное напряжение сил подорвали здоровье ученого. 4 апреля 1965г. М.В. Ломоносов умер. Смерть Михаила Васильевича была невосполнимой утратой для науки. Он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником. Слайд21)
м) М.В. Ломоносов с его богатырским здоровьем не дожил до пятидесяти лет. На 32-ом году он вернулся из Германии, 8 месяцев был под арестом, проболел весь 1742 г., значит, на всё, что он создал, остаётся чуть больше двух десятков лет. Жизнь, отданная поэзии, была бы прекрасной, уваженной потомками. Но где взять ещё одну жизнь на физику? А на химию? А на организацию российской науки? Откуда ещё взять жизнь для географии и минералогии, сельского хозяйства и художеств. «Всяк человек требует себе от трудов успокоения: для того оставив настоящее дело, ищут себе с гостьми или домашними препровождения времени, картами, шашками и другими забавами, а иные и табачным дымом, от чего я давно отказался за тем, что не нашёл в них ничего, кроме скуки». Он одновременно печатал «Российскую историю», свой главный труд по металлургии и заканчивал работу, в которой доказывал необходимость использования Великого Северного морского пути.
н) Он прессовал время, труд был началом и концом. Он не кидался из стороны в сторону, от науки к науке, от изобретения к искусству. Просто быстро исчерпывал возможности данной отрасли и шёл дальше. Ведь и химия, и поэзия, и мозаика были частью одного неисчерпаемого знания о людях и для людей. Ещё молодым он пишет: «И притом ещё могу и других обучать физике, химии, минералогической истории, и того ради имею я усердное и искреннее желание наукою моею Отечеству пользу чинить».
Последние слова Михаила Васильевича были: « За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство…. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют», - вот ключ к подвигу его жизни.
Ответственность, взваленная на себя доброй волей: «Я и сам не совершу, однако начну, то будет другим после меня легче сделать». И сожаления, тоже про себя: «Хоть голова моя много зачинает, да руки одни». Вот почему от профессора химии он переходил к руководству Географическим департаментом, от изучения электричества – к морским делам: везде была нива Отечества, везде была работа, неотложная и нужная для России и россиян.
о) Он выступал против пыток и смертных казней, он боролся за развитие физической культуры и спорта, он против неравных браков и за охрану материнства, за непрерывность образования – все работа долга. К концу жизни он занимает особняк побольше княжеских хором, и там кипит работа самого Мастера и его мастеровых. Петр Великий говорил: (на плакате) «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Михайло Васильевич услышал и сделал так. «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (А. Пушкин).
- Монтаж «Интересные моменты из жизни М.В. Ломоносова».( Приготовила 2 группа учащихся, «Историки» ).
а) Все мы привыкли к фамилии Ломоносов и уже не вслушиваемся в нее. А ведь это имя для кулачного бойца, потешающегося своей силой. Имя богатырю, титану, верзиле с трудовыми кулаками.
б) А он был таким, Михайло Ломоносов! Вот он гуляет по большому прошпекту Васильевского острова, дышит себе свежим воздухом. Откуда ни возьмись налетают на него 3 матроса-разбойника, сильные, средненьких в парусный флот не брали. Первому Михайло Васильевич закатал в лоб, второму лицо помял и бросил в кусты третьего повалил, заставил раздеться, связать одежонку в узел, трофей завалил за плечо, дав напоследок леща грабителю, спокойно пошел домой.
в) Однажды Михаил Васильевич получил от царицы поэтический гонорар – 120 пудов медяков, на нескольких возах везли ему домой, а он один все в хоромы стаскал.
г) Силой, необыкновенной силой обладал человек! Про него да про Петра I все легенды слагали, про академика из мужиков и царя. Так же, как Петр I Михаил Васильевич старался Россию из тьмы поднять. Все познать, все испытать, разложить, изучить, собрать и отдать людям в работу и удовольствие. Петр поманил, он согласился, чтоб стать царем наук.
д) А как трудился Ломоносов! Еще в детстве и юности ни каким трудом не брезговал. Занимался иллюминацией во дворце царя, даже стены в хоромах Екатерины клеил. Относился к этому спокойно: работа есть работа. И говорил так: «Не токмо у стола знатных господ или у земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога».
ж) «Мой покоя дух не знает», - говорил Ломоносов и за год отщелкал курс трех классов Спасских школ, еще через год начал писать стихи по латыни. Однажды чуть не попал в Германии в солдаты. Король Фридрих обожал великанов; подпоили вербовщики голодного студента, заперли. А он убежал. Сколько ни гонялись за ним, а поймать – таки не смогли.
з) Глядите на отца русской науки. Он восходит на университетскую кафедру: большой, круглолицый, с рабочими руками. С обожанием смотрит на него молодая Россия. Он вглядывается в тех, кто встанет на его плечи, чтобы заглянуть подальше, и слышится в его речи веселая сердитость и мощный безоглядный напор: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Ежели вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падет и с вашею. И только так».
- Учитель химии. (Слайды 23-32)
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой
Учитель химии рассказывает о том, как Ломоносов открыл науку химию, создал первый учебник по химии, связал химию и физику, открыл атомно-молекулярную теорию, создал первую химическую лабораторию, построил первую в России фабрику цветного стекла. Свой рассказ она сопровождает показом опытов.
- Учитель физики. (Слайды 33-35)
О, сколько нам открытии чудных
Готовит просвещения дух.
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
( А.С.Пушкин.)
Учитель физики рассказывает об открытиях, которые сделал Ломоносов в области физики, показывает опыты.
- Учитель географии и астрономии. (Слайды 36-39)
Рассказывает об открытиях в области географии, астрономии, знакомит с точками на карте (они обозначены маленькими красными флажками), носящими имя ученого.
- Учитель русского языка и литературы.(Слайды 40-46)
Как вы уже поняли, М.В.Ломоносов стремился поставить науку на службу человечеству и своему Отечеству в первую очередь. Он старался сделать науку достоянием общества. Во многих своих работах ученый выдвигал и отстаивал необходимость просвещения в России. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям. По его идее 1755году был открыт Московский университет, который носит имя его основателя. Лучшие студенты университета и сейчас награждаются грамотами Ломоносова. Он положил начало таким наукам, как языкознание, история, география.
- Учитель истории. (Слайды 47-59)
Рассказывает об общественной деятельности М.В.Ломоносова, о изучении истории Российского государства, создании учебника по истории, о исторических местах, связанных с жизнью ученого.
9. Учитель русского языка.
Итак, Михаил Васильевич положил начало таким наукам, как химия, история, география, языкознание. Для развития образования в России необходимы были учебники, и Ломоносов берется за их создание, готовит программы обучения. Появляется первый учебник по истории «Российская история», по русскому языку «Российская грамматика». (Слайд 21).По учебнику Ломоносова «Российская грамматика» несколько десятилетий занимались студенты университетов. Он очень любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом говорить, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того- богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
«Российская грамматика» делилась на наставления, наставления на главы, главы на параграфы. Всего было 6 наставлений. Первое наставление называлось: «О человеческом слове вообще». Здесь рассказывалось о языке как средстве общения, о буквах и звуках русского языка, о частях речи. Второе наставление «О чтении и правописании российском». Третье наставление «О имени». В этом разделе мы узнаем, что у имени существительного было 4склонения и 1склонение у имени прилагательного. Четвертое наклонение «О глаголе». У глагола было 3 наклонения (изъявительное, повелительное и неоконченное), 10 временных форм. Пятое наставление «О вспомогательных и служебных частях речи». Сюда относились местоимения, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. Шестое наставление «О сочинении частей слова вообще». Этот раздел рассматривал словосочетания и предложения.
В «Российской грамматике» впервые были приведены в систему знания по русскому языку.
Русский язык в то время был сильно засорен. Вспомним эпоху Петра - эпоху стремительного развития России
-Как вы понимаете выражение «…в Европу прорубить окно», о ком и о чем здесь идет речь? (отвечают дети).
-Расскажите мне, пожалуйста, о Петровской эпохе.
Итак, в Россию хлынул поток иностранных слов. Вы сказали, что Россия стала морской державой. В России стало развиваться кораблестроение. Какие новые слова в связи с развитием этой отрасли пришли к нам из-за границы (верфь, флагшток, палуба, кубрик, камбуз, ватр-линия). Послушаем слова А.С.Пушкина, который так сказал о литературном языке того времени: «В царствование Петра1 начал русский язык приметно искажаться от необходимого введения голландских, немецких и французских слов.… Сия мода распространила влияние и на писателей. К счастью явился Ломоносов». В русском языке было много обветшалых слов славянского языка. Ломоносов поставил задачу: очистить русский язык, раскрыть его богатство, развить русский литературный язык на литературной основе.
Он брал то ценное, что было в славянском и русском языках. Хотя эти два языка разные, но родственные, значит, обращение к русскому языку будет полезным: «Кроме того, осторожное употребление славянского языка предохранит русский язык от порчи иностранными словами». Исходя из этого, Ломоносов пишет труд «О пользе книг церковных в русском языке», где изложил теорию трех штилей. Михаил Васильевич писал, что в русском языке есть 3 рода слов.
К I роду относятся слова, являющиеся общими для славянского и русского языков:
слава, рука, ныне, почитаю.
К II роду относятся слова, которые редко встречаются, но понятны русским:
господень, отверзаю, взываю.
К III роду относятся слова, которые часто употребляются в нашей речи:
говорю, ручей, который.
От различного сочетания слов 3-х групп рождаются штили: высокий, средний, низкий.
(Слайд )
К высокому штилю относились слова I и II рода. (героическая поэма, оды, ораторские речи). Этот штиль был торжественный, величественный, важный.
К среднему штилю относились слова I и III рода (письма, элегии, сатиры, исторические сочинения).
К низкому штилю относились слова III рода (письма, элегии, песни).
Разрабатывая теорию 3-х штилей, Ломоносов укрепил положение русского языка как литературного, оторвал его от церковнославянского, приблизил к разговорному. Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба ученого с засорением русского языка иностранными словами. Для этого он сумел найти русские слова для выражения научных понятий, заложил основание русского технического и научного словаря. Он ввел в обиход научные термины: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, магнитная стрелка. А некоторые иностранные слова, которые было затруднительно перевести на русский язык, изменил: «квадратум», «оризонт», «препорция».
- Учитель литературы. Огромной заслугой Ломоносова перед русским литературным языком является реформа русского стихосложения.
-В каком веке возникли стихи? (17в.)
В 17 веке возникла силлабическая поэзия.
-Что предусматривала силлабическая система стихосложения?
Это была польская система стихосложения, основанная на одинаковом количестве слогов в стихотворной строке. Михаил Васильевич разработал новую систему стихосложения - силлабо-тоническую, основанную на одинаковом числе ударных слогов. Он доказал, что в русском стихе могут соседствовать двухсложные и трехсложные размеры: ямб, хорей…Он ввел мужские и женские окончания, рифмовку в конце строк: парную, смежную, опоясывающую. Все это он изложил в труде «Письмо о правилах русского стихосложения».
Ломоносов был не только ученым, но и лучшим поэтом своего време
ни. Он написал 1 героическую поэму, 2 трагедии, 36 од, более 100
стихотворений. Ломоносов боролся за содержательность, за идей-
ность литературы.
Группа учащихся «Искусствоведы»приготовила наизусть стихотворение «Кузнечик», которое Ломоносов
посвятил своей дочери, инсценировку басни «Явление Венеры на Солнце».
Ломоносовым написано множество эпиграмм. Вот одна из них.
( читает ученик)
Любимым жанром Ломоносова была ода. В своих одах он прославлял победу русского оружия. Например, в оде «Ода на взятие Хотина». А чаще он пишет оды к торжественным дням, посвящает их научным открытиям. Хотя оды адресованы царям, они не были прославлением монархов. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - темы од Ломоносова. Ее дополняет тема русского народа. Поэт воспевает русский народ, могучий дух войска, русский флот. Он выражает уверенность, что Российская земля способна рожать собственных русских ученых, своих российских колумбов, великих деятелей культуры. В одах он показывает великих русских людей: Петра I ,… ПетрI был дорог Ломоносову как великий преобразователь, как поборник просвещения.
Сегодня мы с вами познакомимся с «Одой на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны,1747 год».
(Читаем оду).
Записываем план оды в тетради и работаем по плану. В оде много непонятных слов, растолковываем их значение. (План оды написан на доске. )
План.
1. Хвала миру (тишине).
2. Хвала Елисавете Петровне- поборнице мира.
3. Прославление Петра 1 как творца новой России.
4. «Наказ» Елисавете идти по стопам отца.
5. Прославление Родины и ее богатств, необходимость их разработки.
6. Лирическое обращение к соотечественникам и воспевание наук.
7. Обращение к Елисавете.
Ответим на вопросы.
1. К кому обращены слова оды Ломоносова:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
2. Почему к молодому поколению России обращает М.В. Ломоносов эти слова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают
В несчастный случай берегут,…
Науки пользуют везде –
Среди народов и в пустыни,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и труде.
3. Докажите актуальность этих слов в наши дни.
- В конце урока проводим контрольный срез.
а) Кто написал первый учебник по истории и как он назывался?
б) В каком из своих поэтических произведений Ломоносов прославляет материал, необходимый для изготовления посуды?
в) В каком из своих произведений Ломоносов уверяет:
«Что может собственных Платонов
……………………………………
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»?
г). В каком стихотворении Некрасова Ломоносов назван «архангельским мужиком» и почему?
д). Кто назвал М.В.Ломоносова «первым русским университетом»?
ж). Назовите труды Ломоносова в области химии.
з). Решите задачу.
Сколько граммов углекислого газа выделилось при разложении 2,21 г малахита, если при этом образовалось 1,59 г оксида меди (2) и 0,18 г воды?
На какой закон эта задача? Кто его открыл?
и) как называется работа, в которой он объяснил упругость газов?
к) В области какого раздела физики Ломоносов проводил опыты с немецким ученым Рихманом?
л) В каком веке был издан первый учебник по физике?
м) Как назвал Ломоносов свои первые учебники «Математику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого?
н) Какую академию закончил М.В.Ломоносов в России и за сколько лет?
о) По приезде из Германии Ломоносов поступает работать в Петербургский университет в качестве кого, назовите звание?
п) Ломоносов открыл, что все вещества состоят из молекул, какое он им дал название?
Ответы:
а) Ломоносов.
б) В «Письме о пользе стекла»
в) В оде «На день восшествия на престол Елиса веты Петровны, 1747г».
г) «Школьник».
д) А.С.Пушкин.
ж) Написал первый учебник по химии?
з) «Закон сохранения вещества».
и) «Опыт теории упругости газов».
к) Электричество.
л) В 17 в.
м) «Вратами учености».
н) Славяно-греко-латинскую академию, за 5 лет.
о) Адъюнкт-физики.
п) Корпускулы.
12. Подведение итогов урока.
Оформление доски.
1 доска – в середине написана тема: «Ломоносов – ученый, патриот, человек», портрет, слова об ученом.
2 Раскладушки «М.В.ломоносов – ученый, патриот, человек»,
3 Карточки со словами ученых, писателей о Ломоносове, слова самого Ломоносова (воспоминание об учебе в Спасских школах, за границей, о работе в России).
4 Презентация
Литература.
1. Журнал «Химия в школе».
2. Журнал «Работница», «Крестьянка».
3. Кустарева «История русского литературного языка».
4. «М.В. Ломоносов» В.И. Астафуров. – М.: Просвещение, 1985.
5. «Летописи жизни и творчества М.В. Ломоносова». Ченакал В.Л., Андреева Г.А.– М. – Л.,1961.
6. Флоринский «Русская литература».
7.Журнал «Литература в школе», 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока:"Мера человеческого в человеке" ( Интегрированный урок по биологии и русскому языку.)
Интегрированный урок по биологии и русскому языку.Учитель биологии : Журавлева Л. В.Учитель русского языка: Винокурова Л.В.г. Саранск РМ. 10 класс....
интегрированный урок 8 класс "Энерготраты человека и пищевой рацион"
Урок способствует эффективному усвоению знаний об обмене веществ, энерготратах, правилах рационального питания. Учащиеся получают возможность выявлять необходимость соответствия калорийности пищи энер...
"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе
Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...
План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)
Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....
Интегрированный урок 8 класс "Физические явления в основе функционирования кровеносной и дыхательной систем человека"
Тема урока актуальна и понятна для учащихся, так как изученные ими на уроках биологии физиологические процессы носят описательный характер, сущность процессов не раскрыта. Для эффективной организации ...
«Право на жизнь – важнейшее из прав человека» Интегрированный урок истории и обществознания
Интегрированный урок рассчитан на учащихся старшего звена...
«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .
Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека. Задачи:изучить материал об основных группах мышц;познакомить учащихся с физи...