Интегрированный урок 8 класс "Физические явления в основе функционирования кровеносной и дыхательной систем человека"
методическая разработка по физике (8 класс)
Тема урока актуальна и понятна для учащихся, так как изученные ими на уроках биологии физиологические процессы носят описательный характер, сущность процессов не раскрыта. Для эффективной организации учебной деятельности использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы. Каждый ученик получает возможность участвовать в исследовательской деятельности, создается возможность развить навык публичного выступления. Учитель вызывает осознанное желание ученика провести взаимосвязь между процессами и явлениями изучаемыми в школе на различных предметах. Ученики получают возможность самостоятельно прийти к выводу в необходимости знать законы физики. Учитель может наблюдать за самостоятельной работой учеников, за их участием в групповой работе и фиксировать результаты развития умений и навыков у учащихся. Во время урока можно оценить учеников, которые, успешно отвечают на вопросы, продуктивно работают во время практической работы, демонстрируют результаты моделирования. Также учащиеся осуществляют самоконтроль за степенью усвоения учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_uroka.doc | 78.5 КБ |
prilozhenie_2_individualnaya_kartochka.docx | 15.01 КБ |
prilozhenie_3_prakticheskaya_rabota.docx | 13.69 КБ |
prilozhenie_1_fiziolog._protsessy_.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс методических разработок
"Современный урок физики и астрономии"
номинация
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики»
Методическая разработка урока
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района Санкт-Петербурга
Автор разработки: Маслякова Мария Владимировна - учитель физики
Тема: «Физические явления в основе функционирования кровеносной и дыхательной систем человека» 8 класс
Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся целостного представления о физической основе процессов, происходящих в организме человека.
Задачи урока:
Образовательная: формирование у учащихся умения устанавливать взаимосвязь между физическими явлениями и процессами, происходящими в организме человека; умения работать с учебной информацией; умения создавать физическую модель процесса или явления.
Развивающая: формирование и развитие умения систематизировать и выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи; умения по итогу наблюдения или эксперимента делать обобщения и выводы; развитие познавательных способностей и интереса к изучению физических явлений, посредством демонстрации применения полученных знаний для объяснения функционирования организма человека.
Воспитательная: формирование умений осуществлять взаимосотрудничество; личностных позитивных качеств; ответственности за результаты своего учебного труда.
Тип урока: Комбинированный урок
- Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений и навыков.
- Урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Технология урока: Технология интегрированного обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: умение использовать ранее полученные знания о законах физики для формирования новых знаний, умение устанавливать взаимосвязь между физическими явлениями и процессами, которые происходят в живых организмах.
Метапредметные: умение высказывать предположения, умение анализировать явления при наблюдении и объяснении, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе, овладение навыками самоконтроля и самооценки результатов своей работы.
Личностные: убежденность в необходимости учится с целью стать грамотным членом общества, формирование востребованного в современном обществе навыка коллективно решать проблемы, осознание пользы взаимоподдержки.
Формы и методы обучения: индивидуальные, групповые, исследовательские.
Оборудование: индивидуальная карточка (приложение2) - на каждого ученика; листы с заданием для практической работы (приложение 3) - на группы; компьютер, проектор, презентация к уроку (приложение 1); 6 лотков, прозрачные трубки различных диаметров, прозрачные коробки, пластилин, бусины диаметр 8-10мм.
Разработка урока
Ход урока
- Организационный момент (Приложение 1)
Учитель: Здравствуйте. Тема урока «Физические явления в основе функционирования кровеносной и дыхательной систем человека». (Слайд 1)
Сегодня на уроке мы будем работать с карточками самостоятельно, участвовать в работе с презентацией вместе с учителем, выполнять практическую работу в группах, демонстрировать результаты работы и делать выводы, сможем оценить результат своей работы.
- Перед вами на столах находятся индивидуальные карточки. (Приложение 2)
Они будут нужны нам сегодня на протяжении всего урока.
- Мотивация познавательной деятельности
Учитель: В этом году вы изучаете функционирование организма человека, и уже знаете, как работают некоторые системы органов. А знаете ли вы, как можно объяснить процессы, происходящие в нашем организме?
Ученики:
Учитель: Вспомните, какая наука изучает законы природы?
Ученики: Физика.
Учитель: Значит физика поможет нам объяснить процессы, происходящие в нашем организме. Назовите, пожалуйста, цель нашего урока.
Ученики: Объяснить процессы, происходящие в нашем организме с помощью наших знаний по физике. (Слайд 2)
- Актуализация опорных знаний
Учитель: Возьмите, пожалуйста, индивидуальную карточку и подпишите свои имя и фамилию. Начнём нашу работу с проверки знаний о физических явлениях и системах органов человека. На эти знания мы будем опираться далее. Задание №1 не должно вызвать у вас затруднение, выполняйте его внимательно. Перед вами таблица разделённая на два столбца, в левом столбце задание из курса биологии нужно вставить пропущенные слова в тексте, в правом столбце задание из курса физики требуется выбрать правильный ответ или ответы и обвести.
На выполнение задания отводится 5 минут.
Учащиеся выполняют работу. (Слайд 3)
- Получение новых знаний
Учитель: Перед вами зелёная ручка возьмите её, продолжите работу в индивидуальных карточках этой ручкой. Это поможет нам устранить пробелы в знаниях, исправить свои ошибки и оценить свои знания.
Давайте вместе вспомним, как происходит газообмен в лёгких и тканях. (Слайд 4)
Скажите, каково значения дыхания? (Слайд 5)
Ученики: Удаление из организма углекислого газа, паров воды и других веществ, поступление в организм кислорода, окисление кислородом органических веществ для получения организмом энергии.
Учитель: Сколько этапов мы можем выделить при дыхании человека? (Слайд 6)
Ученики: В процессе дыхания можно выделить три этапа: внешнее, когда происходит газообмен в легких, транспорт газов по кровеносной системе, обмен газами через стенки капилляров с клеткой.
Учитель: Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Слайд 7)
Мы можем объяснить этот процесс с помощью наших знаний по физике.
На этапах клеточного дыхания и транспорта газов кровью происходит физический процесс. Этот физический процесс называется - ? (Слайд 8)
Ученики: Диффузия.
Учитель: Диффузия – это явление взаимного проникновения соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества. Скорость диффузии зависит от ? и от ?. (Слайд 9)
Ученики: От температуры и от агрегатного состояния вещества.
Учитель: Уточним, диффузия — это движение частиц, молекул вещества из области высокой концентрации в область низкой концентрации. Это движение прекращается, когда концентрации двух областей становятся ? (Слайд 10)
Ученики: одинаковыми или равными.
Учитель: Сформулируем выводы.
Ученики: Углекислый газ из крови поступает в полость альвеолы, так как концентрация его в крови выше, чем во вдыхаемом воздухе. Кислород из воздуха в альвеолах поступает в кровь, так как его концентрация в воздухе выше, чем в крови. (Слайд 11)
Учитель: Давайте вспомним, как кровь участвует в насыщении клеток кислородом. Транспортная функция крови. (Слайд 12)
Ученики: Кровь течёт по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества, а также уносит углекислый газ и продукты распада. (Слайд 13)
Учитель: Кровь состоит из плазмы и клеток, которые выполняют различные функции. Назовите, как называются клетки крови, которые переносят кислород и углекислый газ? (Слайд 14)
Ученики: Эритроциты.
Учитель: Расскажите, что вы знаете про эритроциты. (Слайд 15)
- Ученики: Эритроциты - это клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Эритроциты имеют красный цвет, их окраска зависит от содержащегося в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от легких ко всем органам.
- Учитель: В 1мм3 крови человека содержится 4-5 миллионов эритроцитов, они перемещаются по сосудам. Почему эритроциты не склеиваются в узких кровеносных сосудах и не закупоривают их? Мы снова можем объяснить этот процесс с помощью наших знаний по физике. Оказывается мембраны эритроцитов имеют электрический заряд. Что такое электрический заряд?
- Ученики: Электрический заряд - это количественная мера способности тела к электромагнитным взаимодействиям. Существует два рода зарядов - ??? и ???. (Слайд 16)
- Учитель: Мембраны эритроцитов имеют отрицательный заряд. (Слайд 17)
- Ученики: Одноименные заряды отталкиваются, поэтому эритроциты отталкиваются друг от друга, не склеиваются и не закупоривают сосуды.
- Учитель: Скорость движения крови по кровеносным сосудам различна. Как вы думаете почему? (Слайд 18)
- Ученики: Потому что сосуды разного размера.
- Учитель: Вспомните, как называются самые крупные и самые мелкие сосуды? (Слайд 19)
- Ученики: Крупные – артерии и вены, мельчайшие – капилляры.
- Учитель: Как вы думаете, в каких сосудах скорость движения крови по сосудам будет минимальной?
- Ученики: В капиллярах. В венах. В артериях. (мнения различны)
- Учитель: Давайте попробуем разобраться с помощью физики. Вспомним, что такое скорость?
- Ученики: Скорость – это отношение перемещения к промежутку времени, за которое произошло перемещение.
- Учитель: Скорость движения жидкости по сосудам зависит от площади их поперечного сечения. (Слайд 20) Как видно на рисунке, чем больше площадь поперечного сечения сосудов, тем меньше скорость, и наоборот, то есть обратно пропорциональная зависимость.
- Ученики: Значит минимальная скорость в аорте или вене.
- Учитель: Вы поторопились с выводом. Площадь поперечного сечения аорты 8 см2, а общая площадь сечения всех капилляров 3200 см2, то есть площадь сечения капилляров больше площади сечения аорты в 400 раз. Соответственно скорость кровотока от 20 см/с в аорте падает в капилляре до ? (Слайд 21)
- Ученики: до 0,5 мм/с. Значит в капиллярах кровь движется с минимальной скоростью.
- Учитель: Правильно. Медленное течение крови по капиллярам необходимо для обмена веществ и газов между тканями и кровью.
- Закрепление и частичное применение знаний
Практическая работа - моделирование “Физиологические процессы в организме человека” (Слайд 22)
Ученики в классе всегда работают группами по 4 человека
Учитель: Мы смогли, используя наши знания физических явлений, объяснить процессы, которые происходят в дыхательной и кровеносной системах человека. Предлагаю продолжить изучение этих процессов путём создания модели, изучаемого процесса. Моделирование – это метод исследования, в котором реальный объект заменяют на модель. В лотках, которые я вам раздам, находятся задание для каждой группы (Приложение 3) и различные предметы, с помощью, которых вы сможете провести исследование, на выполнение задания отводится 10 минут.
1 и 2 группы – «СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КЛЕТОК КРОВИ В СОСУДАХ»
3 и 4 группы – «ПОЧЕМУ ЭРИТРОЦИТЫ НЕ СЛИПАЮТСЯ»
5 и 6 группы – «ДИФФУЗИЯ ГАЗОВ В ЛЕГКИХ»
Учитель: У вас отлично получилось. Все справились с поставленной задачей. Поднимите, пожалуйста, руки те - кто желает продемонстрировать свою модель процесса всему классу, демонстрировать лучше в паре, взаимоподдерживая друг друга.
Ученики демонстрирую модели, которые у них получились объясняя суть физических явлений и физиологических процессов.
Учитель помогает ученикам в процессе моделирования и демонстрации моделей, отмечая для себя, какой вклад в общую работу вносит каждый ученик, какая степень заинтересованности учеников.
- Подведение итогов, оценивание учащихся
Учитель: На своих индивидуальных карточках, используя новые знания, заполните таблицу «Физиологические процессы в организме человека». В первый столбец таблицы напишите названия физиологических процессов, а во второй столбец впишите физические явления, которые объясняют эти процессы.
Учитель: Давайте вспомним, что цель урока у нас - объяснить процессы, происходящие в нашем организме с помощью наших знаний по физике. Мы достигли цели?
Ученики: Да мы можем объяснять процессы, происходящие в нашем организме с помощью наших знаний по физике. Знать законы физики необходимо. Мы в этом убедились.
Учитель: На уроке все хорошо работали и каждого ученика есть достижения. Вы можете оценить свою работу на уроке. (Слайд 23)
Выберите предложение и закончите его.
- я закрепил свои знания …
- я получил знания о …
- я научился …
- у меня получилось …
- я понял …
Поставьте себе оценку в графе “Моя оценка за работу на уроке” и передайте индивидуальные карточки для проверки учителю, оценка за работу на уроке будет складываться из участия в практической работе и работы в индивидуальной карточке.
- Домашнее задание
Учитель: В качестве домашнего задания, предлагаю описать какой-либо процесс, который происходит в живом организме и самостоятельно объяснить его с помощью изученных вами физических явлений. Спасибо за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карточка _____________________________________
Задание №1
БИОЛОГИЯ вставьте пропущенные слова. 1. Значение дыхания: а) удаление из организма_____________ б) поступление в организм ______________ в) окисление кислородом органических веществ для получения организмом _____________________. 2. В процессе дыхании можно выделить три этапа: а) внешнее, когда происходит ____________ в легких б) ____________ газов по кровеносной системе в) обмен газами через стенки ______________ с клеткой. 3. Кровь течет по _________________ кругам кровообращения. 4.Клетки крови, которые переносят кислород и углекислый газ называются ________________. 5.Белок, входящий в состав эритроцитов называется ________________________. | ФИЗИКА выберите правильный ответ или ответы и обведите
броуновское движение, теплопроводность, диффузия, конвекция
твердых телах, газах, жидкостях
силы, массы, температуры, агрегатного состояния вещества
нагревается, охлаждается, притягивает к себе другие тела, вращается
нейтральными, положительными, отрицательными
тела с зарядами одного знака притягиваются, тела с зарядами разного знака притягиваются, тела с зарядами одного знака отталкиваются, тела с зарядами разного знака отталкиваются
путь, время, работа, скорость
времени, объёма, плотности, пути |
Задание №2 Заполните таблицу:
Физиологические процессы в организме человека
№ | Биология | Физика |
1 | ||
2 | ||
3 |
Моя оценка урока: сегодня я ___________________________________________________________________________________________________________________
Моя оценка за работу на уроке ______ Оценка учителя _______
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
«СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КЛЕТОК КРОВИ В СОСУДАХ»
ОБОРУДОВАНИЕ: ТРУБКИ РАЗНОГО ДИАМЕТРА, БУСИНЫ.
ЗАДАЧА: ПОКАЗАТЬ КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ОБЪЕМ И СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДИАМЕТРА КРОВЕНОСНОГО СОСУДА.
Задание для 1 и 2 групп
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
«ПОЧЕМУ ЭРИТРОЦИТЫ НЕ СЛИПАЮТСЯ»
ОБОРУДОВАНИЕ: БУСИНЫ ГЛАДКИЕ, БУСИНЫ, ПОКРЫТЫЕ СЛОЕМ ПЛАСТИЛИНА, ТРУБКИ.
ЗАДАЧА: ПОКАЗАТЬ, ЧТО БЛАГОДАРЯ НАЛИЧИЮ НА ПОВЕРХНОСТИ ЭРИТРОЦИТОВ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ЗАРЯДА (ГЛАДКИЕ БУСИНЫ), ОНИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО КРОВЕНОСНЫМ СОСУДАМ НЕ СЛИПАЮТСЯ.
Задание для 3 и 4 групп
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА
«ДИФФУЗИЯ ГАЗОВ В ЛЕГКИХ»
ОБОРУДОВАНИЕ: БУСИНЫ ГЛАДКИЕ, КОРОБКИ С ПЕРЕГОРОДКОЙ, В КОТОРОЙ ПРОДЕЛАНЫ ОТВЕРСТИЯ.
ЗАДАЧА: 1) ПОКАЗАТЬ, КАК ПРОИСХОДИТ ДИФФУЗИЯ КИСЛОРОДА (КРАСНЫЕ БУСИНЫ) ЧЕРЕЗ СТЕНКИ АЛЬВЕОЛ В КРОВЬ.
2) ПОКАЗАТЬ, КАК ПРОИСХОДИТ ДИФФУЗИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА (ЗЕЛЕНЫЕ БУСИНЫ) ИЗ КРОВИ В АЛЬВЕОЛЫ.
3) ПОКАЗАТЬ ОДНОВРЕМЕННУЮ ДИФФУЗИЮ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ.
Задание для 5 и 6 групп
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Объяснить процессы, происходящие в нашем организме с помощью наших знаний по физике.
Вспомним и повторим
Газообмен в лёгких и тканях.
Значение дыхания Поступление в организм кислорода Удаление углекислого газа, паров воды и других веществ Окисление кислородом органических веществ для получения энергии. Это ответ на вопрос: Зачем организму кислород?
Сколько этапов мы можем выделить при дыхании человека?
Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода ?
Этот физический процесс называется - ? На этапах клеточного дыхания и транспорта газов кровью происходит физический процесс .
Диффузия – это явление взаимного проникновения соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц вещества. Скорость диффузии зависит от ? и от ? .
Диффузия — это движение частиц, молекул вещества из области высокой концентрации в область низкой концентрации. Это движение прекращается , когда концентраци и двух областей становятся ?
Углекислый газ из крови поступает в полость альвеолы, так как концентрация его в крови выше, чем во вдыхаемом воздухе. Кислород из воздуха в альвеолах поступает в кровь, так как его концентрация в воздухе выше, чем в крови.
Транспортная функция крови.
Транспортная функция крови. Кровь течёт по замкнутым кругам кровообращения и приносит тканям кислород и питательные вещества , а также уносит углекислый газ и продукты распада .
Как называются клетки крови, которые переносят кислород и углекислый газ ?
Почему эритроциты не склеиваются в узких кровеносных сосудах ? Эритроциты - это клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Эритроциты имеют красный цвет, их окраска зависит от содержащегося в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединяться с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от легких ко всем органам .
Электрический заряд - это количественная мера способности тела к электромагнитным взаимодействиям. Существует два рода зарядов - ? и ? . Одноименные заряды отталкиваются Разноименные заряды притягиваются
Мембраны эритроцитов имеют отрицательный заряд . Поэтому эритроциты отталкиваются друг от друга, не склеиваются и не закупоривают сосуды.
Скорость движения крови по кровеносным сосудам.
Как называются самые крупные и самые мелкие кровеносные сосуды ? Крупные артерии разветвляются на более мелкие сосуды — артериолы , которые многократно ветвятся до самых мельчайших сосудов, пронизывающих ткани — капилляров . В тканях различных органов капилляры переходят в тонкие венулы . Эти сосуды постепенно сливаются в более крупные вены , самые крупные из которых впадают в сердце.
Скорость – это отношение перемещения к промежутку времени, за которое произошло перемещение. Скорость движения жидкости по сосудам зависит от площади их поперечного сечения .
Площадь поперечного сечения аорты 8 см 2 , а общая площадь сечения всех капилляров 3200 см 2 , то есть площадь сечения капилляров больше площади сечения аорты в 400 раз. Соответственно скорость кровотока от 20 см/с в аорте падает до ? в капилляре. Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью.
Этап моделирования “ Физиологические процессы в организме человека ”
Оценка урока я закрепил свои знания … я получил знания о … я научился … у меня получилось … я понял …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка" РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Урок был проведён в 8-м классе. Это первый и единственный урок по жанру современной фантастики. Открытый урок не заявлен в планировании, а был проведен в рамках предметной недели русского ...
Интегрированный урок "Природные явления"
Урок проводится в рамках предмета «Природоведение. 5 класс», когда особенно актуальна проблема формирования внутренней мотивации учения, целостных представлений об окружающем мире и месте челове...
Презентация к интегрированному уроку "Физические явления в поэзии. Иней"
Презентация к интегрированному уроку "Физические явления в поэзии. Иней"...
Интегрированный урок по биологии-химии "Лекарства и их влияние на организм человека"
Урок составлен в соответстствии с ФГОС. Урок составлен с использованием ТРЭК - технологии развития экологической культуры....
Проект интегрированного урока по ИЗО и основам религии. Тема «Все народы воспевают материнство»
Тема первого урока из цикла занятий по ИЗО «Искусство объединяет народы» (программа Б.М. Неменского) и урок на тему «Как изобразить доброе и красивое» из цикла занятий «Красота Божиего мир...
Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"
Разработка интегрированного урока математика и информатика по теме "Графический способ решения систем уравнений в среде Microsoft Excel"...
Влияние физического труда и спорта на дыхательную систему человека"
Презентация подготовлена для детей с умственной отсталостью...