«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.
Задачи:
- изучить материал об основных группах мышц;
- познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник;
- продолжить работу по развитию силы, выносливости, гибкости, ловкости;
- способствовать воспитанию осознанного отношения школьников к своему здоровью.
- продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок:
«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» (биология, физическая культура) 8 класс
Учитель: Волохова И.В.
Тип урока:
Интегрированный урок биологии и физкультуры
Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.
Задачи:
- изучить материал об основных группах мышц;
- познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник;
- продолжить работу по развитию силы, выносливости, гибкости, ловкости;
- способствовать воспитанию осознанного отношения школьников к своему здоровью.
- продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
Оборудование:
- Репродукции картин художников (о красоте тела).
- Таблицы «скелет человека», «мышцы».
- плакаты
- музыка для проведения физкультминутки.
- видеофрагмент «10 фактов о мышцах»
Ход урока
Организационный момент
-Учитель биологии:
-Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать Вас!
- Учитель физкультуры:
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся вместе показать влияние физических упражнений на работу всех систем организма. Ну а сейчас давайте все вместе зарядимся спортивной энергией!
Физкультминутка 2 мин: (музыка для зарядки)
Упр. №1 И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед
2- наклон головы назад
3- наклон головы влево
4- наклон головы вправо
5-8- то же
Повторить 2 раза
Упр. №2 И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки
3- 4 – и.п.
Повторить 4 раза
Упр. №3 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе
- наклон туловища вперед
- наклон туловища назад
- наклон туловища влево
- наклон туловища вправо
- 8 – то же
Повторить 2 раза
Упр. №4 И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью
- рывок руками перед грудью
- рывок руками с поворотом налево
- рывок руками перед грудью
- рывок руками с поворотом направо
- 8 – то же
Повторить 2 раза
Упр. №5 И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны
- наклон к правой ноге левой рукой
- наклон к левой ноге правой рукой
- 4 – то же
5- 8 – повторить
Повторить 2 раза
Упр. №6 И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед
2 – и.п.
3 – 4 – то же
Повторить 4 раза
Учитель физкультуры:
Молодцы ребята, зарядились энергией, которая сегодня вам пригодится.
Видеофрагмент фильма
Учитель биологии:
Движение - необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей в пространстве.
С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся.
Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (дети отвечают)
Мы попытаемся вместе с вами понять: какое (тема) «Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека»
Учитель биологии:
- Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.
В теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 50 кг – 15 кг приходится на мышцы.
И сегодня на уроке мы постараемся доказать это, решив несколько проблем.
Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.
Работа индивидуальная( с учебником), составляя общую схему
1 строение мышц (Что может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?)
группы мышц:
1.мышцы головы и шеи, (где они располагаются и какую работу выполняют)
2. мышцы туловища
3. мышцы конечностей.
Учитель биологии:
Итак первая проблема: Что же может быть общего у маленькой мышки и мышцы человека?
Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.
У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.
Учитель физкультуры: Запомните, при активных занятиях физическими упражнениями мышцы становятся сильнее, укрепляется связочно-суставный аппарат, увеличивается амплитуда движений в суставах.
Учитель биологии:
Итак вторая проблема:
2 мышцы головы и шеи
Мышцы | Виды | Значение |
головы и шеи: | Круговая мышца глаза | она открывает и закрывает глаз;мимика лица; |
Круговая мышца рта | открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица; | |
Мимические мышцы. | Улыбка, гримассы | |
Жевательные мышцы | осуществляют жевательные движения; | |
Мышцы шеи | удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков; | |
Грудино-ключично-сосцевидная мышца | Поворот головы |
Учитель физкультуры:
- А сейчас мы вспомним комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.
Упражнение: закройте глаза, откройте глаза, щурьте глаза.( Круговая мышца глаза)
Упражнение: представьте, что у вас на ладони лежит снежинка, попытайтесь сдуть её. (Круговая мышца рта)
Упражнение: посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь наморщите лоб(Мимические мышцы.)
Упражнение: положите руки к щекам, сделайте жевательные движения. Вы наблюдаете работу жевательных мышц.
Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону. (Мышцы шеи)
Учитель биологии:
Итак третья проблема:
Мышцы конечностей: Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте?
Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)
А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбуждены следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)
Мышцы | Виды | Значение |
Мышцы конечностей | Дельтовидная | Отводит руку в сторону |
Двуглавая и трёхглавая мышца плеча | сгибает и разгибает предплечье | |
Четырёхглавая мышца бедра | сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; | |
Двуглавая мышца бедра | разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном; | |
Икроножная мышца | поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках | |
Учитель физкультуры:
Ребята, а сейчас мы выполним упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей.
Комплекс упражнений «Стэп - аэробика»
1. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2. Шаг левой на степ и обратно;
3-4. Шаг правой на степ и обратно.
II. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2.. Шаг левой на степ, приставить правую;
3-4. Шаг левой со степа, приставить правую.
III. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2. Шаг правой на степ, приставить левую;
3-4. Шаг правой вперед со степа, приставить левую.
IV. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2. Шаг правой на степ и мах левой, согнутой под углом 90 градусов;
3-4. И.п.;
5-8. То же левой.
V. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2. Шаг правой на степ и мах левой назад;
3-4. И.п.;
5-8. То же левой.
VI. И. П- стойка ноги врозь по сторонам платформы (вдоль).
1-2. Шаг правой на степ, приставить левую;
3-4. Поочередно, шагом левой, правой, сойти со степа.
VII. И.п. - основная стойка, стоя боком к платформе
1-2. Шаг правой на степ, левую приставить;
3-4.Шаг правой в сторону со степа, левую приставить.
VIII. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе
1-2. Шаг правой на степ, мах левой назад, руки вверх;
3-4. И.п.;
5-6. Шаг левой на степ, мах правой назад, руки вверх;
7-8. И.п.
IX. И.п. - основная стойка на платформе (вдоль)
1. прыжок с платформы ноги врозь, руки вверх;
2. И.п.
3-4. То же.
X. И.п. - основная стойка.
1-2. Спину округлить, руки свободно;
3-4. Прогнуться, руки вверх.
Учитель биологии:
Итак четвертая проблема:
4 Мышцы туловища: Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?
Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.
Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов.
Мышцы | Виды | значение |
Мышцы туловища | Большая грудная мышца | приводит руки и вращает их вовнутрь |
Брюшной пресс- косые мышцы живота | помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны; | |
Трапециевидная мышца спины | оттягивает лопатку к позвоночнику; | |
Широчайшая мышца спины | опускает плечо вниз, отводит руки за спину | |
Ягодичные мышцы | отводят бедро назад |
Учитель биологии:
- А сейчас мы с вами отправимся в спортивный там вы сможете познакомиться с комплексом упражнений на укрепление мышц туловища.
Учитель физкультуры:
Ребята, сейчас мы выполним упражнения по круговой тренировке, при которой будут задействованы мышцы туловища. Упражнения выполняем плавно, без рывков с полной амплитудой. Внимание сконцентрировать на работающих мышцах.
Круговую тренировку выполняем под музыкальное сопровождение, на каждой станции по 1 минуте. Переход на следующую станцию по свистку.
Комплекс упражнений «Круговая тренировка»
Мышцы спины
Из положения, стоя ноги врозь, наклон вперед, отведение рук в стороны - назад, с отягощением.
∙ - 0,5-1кг, ∙ - 2-3кг, ∙ - 4-5кг
Косые мышцы туловища
∙ И.П. - лежа на спине, согнув ноги, руки в стороны.
Положить колени вправо (влево); И.П.
То же, влево (вправо).
∙ И.П. – лежа на спине, ноги поднять под ∠ 90º, руки в стороны.
Поднимание и опускание прямых ног под углом в левую и правую стороны.
∙ И.П. – лежа на спине, ноги вперёд мяч зажат стопами, руки в стороны.
То же, но между голенями зажат мяч весом 1-2 кг.
Грудные мышцы
И.П. - лёжа на спине, на гимнастической скамейке, руки вперед, с отягощением.
Отведение рук в стороны; И.П.
∙ - 0,5-1кг, ∙ - 2-3кг, ∙ - 4-5кг.
Мышцы спины
∙ И.П. - лежа на животе, руки за головой.
Прогнуться, локти в стороны; И.П.
∙ И.П. – лежа на животе, руки вверх, набивной мяч в руках.
Прогнуться, вернуться в И.П
Мышцы брюшного пресса (у гимнастической лестнице)
∙ И.П. - лежа на спине, руки вверх, держась за перекладину.
Сгруппироваться, поднимая таз; И.П.
∙ И.П. – лежа на спине, руки вверх, держась за нижнюю перекладину.
Поднимание прямых ног, касание перекладины за головой; И.П.
Косые мышцы живота
∙ И.П. - лёжа на полу, ноги согнуты под ∠900, руки за головой, в руках набивной мяч.
Поднимание туловища с поворотом к левому (правому) колену.
Мышцы спины
Лёжа на животе на гимнастической скамейке, отведение рук в стороны - назад, с отягощением.
∙ - 0,5-1кг; ∙ - 2-3кг; ∙ - 4-5кг.
Мышцы брюшного пресса
И.П. - вис сзади на гимнастической лестнице
∙ Поднимание согнутых ног под ∠900;.
∙ Поднимание прямых ног под ∠900;
∙ Вис согнувшись.
Разгибатели спины (в парах)
И.П.- стоя спиной к партнёру на расстоянии 1м, набивной мяч весом 2-3кг на полу.
Поднимание мяча с последующей передачей назад партнёру и обратно.
Мышцы туловища
И.п. лёжа на полу, руки вдоль туловища.
Наклоны туловища вперед.
Учитель биологии:
В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?
- Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.
Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.
Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.
Учитель физкультуры:
Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке. Мы должны жить долго, а это в основном зависит от нас самих. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными,нужно регулярно заниматься физическим трудом и спортом.
Рефлексия. Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы сегодня поставили
Оценивание: технические и тактические действия при выполнении упражнений, знание терминологии.
Задание на дом:
1 параграф 13 читать, проверочную работу можно на дом
2 составить комплекс упражнений для мышц верхних конечностей.
3 придумать комплекс упражнений для работы у компьютера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экологии 8 класс "Условия правильного формирования опорно-двигательной системы"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"
Интегрированный урокЦели урока:Образовательные - сформировать представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...
"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.
Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...
Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».
Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц». Цель. Приобретение знаний по гигиене, важных для правильного формирования скел...
Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»
Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...
Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».
На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....
Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».
На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....