«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Волохова Ирина Валерьевна

Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.

Задачи:

  1. изучить  материал об основных группах мышц;
  2. познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник;
  3. продолжить работу по развитию силы, выносливости, гибкости, ловкости;
  4.  способствовать  воспитанию осознанного отношения школьников к своему здоровью.
  5. продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок:

«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» (биология, физическая культура) 8 класс

 Учитель: Волохова И.В.

     Тип урока:

Интегрированный урок биологии и физкультуры

     Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.

Задачи:

  1. изучить  материал об основных группах мышц; 
  2. познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник; 
  3. продолжить работу по развитию силы, выносливости, гибкости, ловкости; 
  4.  способствовать  воспитанию осознанного отношения школьников к своему здоровью. 
  5. продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.

Оборудование:

  1. Репродукции картин художников (о красоте тела).
  2. Таблицы «скелет человека», «мышцы».
  3. плакаты
  4. музыка для проведения физкультминутки.
  5. видеофрагмент «10 фактов о мышцах»

Ход урока

 Организационный момент

-Учитель биологии:

-Здравствуйте  ребята! Мы рады приветствовать Вас!

 - Учитель физкультуры:

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся вместе показать влияние физических упражнений на работу всех систем организма. Ну а сейчас  давайте  все вместе зарядимся спортивной энергией!  

Физкультминутка 2 мин: (музыка для зарядки)

Упр. №1  И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

                                  2- наклон головы назад

                                  3- наклон головы влево

                                  4- наклон головы вправо

                                  5-8- то же

                                  Повторить 2 раза

Упр. №2  И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

                                    3- 4 – и.п.

                                    Повторить 4 раза

Упр. №3  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

  1. наклон туловища вперед
  2. наклон туловища назад
  3. наклон туловища влево
  4. наклон туловища вправо
  5. 8 – то же

Повторить 2 раза

     Упр. №4  И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

  1. рывок руками перед грудью
  2. рывок руками с поворотом налево
  3. рывок руками перед грудью
  4. рывок руками с поворотом направо
  5. 8 – то же

Повторить 2 раза

     Упр. №5  И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

  1. наклон к правой ноге левой рукой
  2. наклон к левой ноге правой рукой
  3. 4 – то же

5- 8 – повторить

Повторить 2 раза

     Упр. №6  И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

                                         2 – и.п.

                                         3 – 4 – то же

                                         Повторить 4 раза

Учитель физкультуры:

Молодцы ребята, зарядились энергией, которая сегодня вам пригодится.

Видеофрагмент фильма

Учитель биологии: 

Движение - необходимое условие существования организмов. Оно происходит внутри организма и связано с перемещением тела и его частей  в пространстве.

С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся.

Чтобы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, двигал  глазами, пережевывал пищу и даже дышал- все свои действия он совершает при помощи активной части опорно-двигательного аппарата.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (дети отвечают)

Мы попытаемся вместе с вами понять: какое  (тема) «Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека»

 Учитель биологии: 

- Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

В  теле человека более 600 мышц. Это 30-35% массы тела. При весе 50 кг – 15 кг приходится на мышцы.

           И сегодня на уроке  мы постараемся доказать это, решив несколько проблем.

Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

Работа индивидуальная( с учебником), составляя общую схему

1 строение мышц (Что может быть общего у маленькой  мышки и мышцы человека?)

группы мышц:

1.мышцы головы и шеи, (где они располагаются и какую работу выполняют)

2. мышцы туловища

3. мышцы конечностей.

Учитель биологии:

Итак первая проблема: Что же может быть общего у маленькой  мышки и мышцы человека?

Мышцы – это органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

У большинства мышц выделяют брюшко тела (утолшенную часть) и два сухожилия. Каждое из них прикрепляется к «своей» кости. Сухожилие, которое  распологается ближе к туловищу – головка, а далее от туловища – хвост.

Учитель физкультуры: Запомните, при активных занятиях физическими упражнениями мышцы становятся сильнее, укрепляется связочно-суставный аппарат, увеличивается амплитуда движений в суставах.

Учитель биологии:

Итак вторая проблема:

2 мышцы головы и шеи

Мышцы

Виды

Значение

головы и шеи:

Круговая мышца глаза

она открывает и закрывает глаз;мимика лица;

Круговая мышца рта

открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; мимика лица;

Мимические мышцы.

Улыбка, гримассы

Жевательные мышцы

осуществляют жевательные движения;

Мышцы шеи

удерживают голову в равновесии, участвуют в движении головы и шеи, в процессах глотания и произнесения звуков;

Грудино-ключично-сосцевидная мышца

Поворот головы

 Учитель физкультуры:

 - А сейчас мы вспомним  комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

Упражнение: закройте глаза, откройте глаза, щурьте глаза.( Круговая мышца глаза)
Упражнение: представьте, что у вас на ладони лежит снежинка, попытайтесь сдуть её. (Круговая мышца рта)

Упражнение:  посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь наморщите лоб(Мимические мышцы.)

Упражнение: положите руки к щекам, сделайте жевательные движения. Вы наблюдаете работу жевательных мышц.

Упражнение: наклоните голову в одну сторону, а затем в другую сторону. (Мышцы шеи)

Учитель биологии:

Итак третья проблема:

Мышцы конечностей: Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте? 

Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

          А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбуждены следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

Мышцы

Виды

Значение

Мышцы конечностей

Дельтовидная

Отводит руку в сторону

Двуглавая и трёхглавая мышца плеча

сгибает и  разгибает предплечье

Четырёхглавая мышца бедра

сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Двуглавая мышца бедра

разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Икроножная мышца

поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках

 Учитель физкультуры:

 Ребята, а сейчас мы выполним  упражнения на развитие силы мышц нижних конечностей.

  Комплекс упражнений «Стэп - аэробика»

1. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2. Шаг левой на степ и обратно;

3-4. Шаг правой на степ и обратно.

II. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2.. Шаг левой на степ, приставить правую;

3-4. Шаг левой со степа, приставить правую.

III. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2. Шаг правой на степ, приставить левую;

3-4. Шаг правой вперед со степа, приставить левую.

IV. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2. Шаг правой  на степ и мах левой, согнутой под углом 90 градусов;

3-4. И.п.;

5-8. То же левой.

V. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2. Шаг правой  на степ и мах левой назад;

3-4. И.п.;

5-8. То же левой.

VI. И. П- стойка ноги врозь по сторонам платформы (вдоль).

1-2. Шаг правой на степ, приставить левую;

3-4. Поочередно, шагом левой, правой, сойти со степа.

VII. И.п. - основная стойка, стоя боком к платформе

1-2. Шаг правой на степ, левую приставить;

 3-4.Шаг правой  в сторону со степа, левую приставить.

VIII. И.п. - основная стойка, стоя лицом к платформе

1-2. Шаг правой на степ, мах левой назад, руки вверх;

3-4. И.п.;

5-6. Шаг левой  на степ, мах правой назад, руки вверх;

7-8. И.п.

IX. И.п. - основная стойка на платформе (вдоль)

1. прыжок с платформы ноги врозь, руки вверх;

2. И.п.

3-4. То же.

X. И.п. - основная стойка.

1-2. Спину округлить, руки свободно;

3-4. Прогнуться, руки вверх.

Учитель биологии:

Итак четвертая  проблема:

4 Мышцы туловища: Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это? 

Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

          Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов.

Мышцы

Виды

значение

Мышцы туловища

Большая грудная мышца

приводит руки и вращает их вовнутрь

Брюшной пресс- косые мышцы живота

помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Трапециевидная мышца спины

оттягивает лопатку к позвоночнику;

Широчайшая мышца спины

опускает плечо вниз, отводит руки за спину

Ягодичные мышцы

отводят бедро назад

Учитель биологии:

  - А сейчас мы  с вами отправимся в спортивный там вы сможете познакомиться с комплексом упражнений на укрепление мышц туловища.

Учитель физкультуры:

Ребята, сейчас мы выполним упражнения по круговой тренировке, при которой будут задействованы мышцы туловища. Упражнения выполняем плавно, без рывков с полной амплитудой. Внимание сконцентрировать на работающих мышцах.

Круговую тренировку выполняем под музыкальное сопровождение, на каждой станции по 1 минуте. Переход на следующую станцию по свистку.

Комплекс упражнений «Круговая тренировка»

Мышцы спины

Из положения, стоя ноги врозь, наклон вперед, отведение рук в стороны - назад, с отягощением.

 - 0,5-1кг,  - 2-3кг,  - 4-5кг

Косые мышцы туловища

 И.П. - лежа на спине, согнув ноги, руки в стороны.

Положить колени вправо (влево); И.П.

То же, влево (вправо).

 И.П. – лежа на спине, ноги поднять под  90º, руки в стороны.

Поднимание и опускание прямых ног под углом в левую и правую стороны.

 И.П.  лежа на спине, ноги вперёд мяч зажат стопами, руки в стороны.

То же, но между голенями зажат мяч весом 1-2 кг.

Грудные мышцы

И.П. - лёжа на спине, на гимнастической скамейке, руки вперед, с отягощением.

Отведение рук в стороны; И.П.

 - 0,5-1кг,  - 2-3кг,  - 4-5кг.

Мышцы спины

 И.П. - лежа на животе, руки за головой.

Прогнуться, локти в стороны; И.П.

 И.П. – лежа на животе, руки вверх, набивной мяч в руках.

Прогнуться, вернуться в И.П

Мышцы брюшного пресса (у гимнастической лестнице)

 И.П. - лежа на спине, руки вверх, держась за перекладину.

Сгруппироваться, поднимая таз; И.П.

 И.П. – лежа на спине, руки вверх, держась за нижнюю перекладину.

Поднимание прямых ног, касание перекладины за головой; И.П.

Косые мышцы живота

 И.П. - лёжа на полу, ноги согнуты под 900, руки за головой, в руках набивной мяч.

Поднимание туловища с поворотом к левому (правому) колену.

Мышцы спины

Лёжа на животе на гимнастической скамейке, отведение рук в стороны - назад, с отягощением.

 - 0,5-1кг;  - 2-3кг;  - 4-5кг.

Мышцы брюшного пресса

И.П. - вис сзади на гимнастической лестнице

 Поднимание согнутых ног под 900;. 

 Поднимание прямых ног под 900;

 Вис согнувшись.

Разгибатели спины (в парах)

И.П.- стоя спиной к партнёру на расстоянии 1м, набивной мяч весом 2-3кг на полу.

Поднимание мяча с последующей передачей назад партнёру и обратно.

Мышцы туловища

И.п. лёжа на полу, руки вдоль туловища.

Наклоны туловища вперед.

Учитель биологии:

              В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

         - Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

         Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

Учитель физкультуры:

        Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке. Мы должны жить долго, а это в основном зависит от нас самих. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными,нужно регулярно заниматься физическим трудом и спортом.

Рефлексия. Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы сегодня поставили

Оценивание: технические и тактические действия при выполнении упражнений, знание терминологии.

Задание на дом:

1 параграф 13 читать, проверочную работу можно на дом

2 составить комплекс упражнений для мышц верхних конечностей.

3 придумать комплекс упражнений для работы у компьютера        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 8 класс "Условия правильного формирования опорно-двигательной системы"

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"

Интегрированный урокЦели урока:Образовательные -  сформировать  представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной  работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...

"Происхождение планеты Земля". Интегрированный урок биология-литература в 5 классе.

Интегрированный урок по биологии-литературе предназначен для учащихся 5 классов. Раскрывает межпредметные связи при изучении предметов биологии и литературы. Развивает интерес учащихся к изучению данн...

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц». Цель. Приобретение знаний по гигиене, важных для правильного формирования скел...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....

Интегрированный урок (биология + физика) в 10 классе на тему: «Законы физики в организме человека».

На этом уроке уч-ся научатся применять законы физики для объяснения различных процессов в организме человека....