Тематическое планирование по литературе. 5-11 кл.
календарно-тематическое планирование по литературе по теме

Белышева Галина Николаевна

Тематическое планирование по литерптуре в 5-11 классах по программе В.Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе.

При составлении календарно-тематического планирования использовались:

1.   Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2005. с учетом стандартов первого поколения.

2.    Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2006.

Общее количество часов – 70.

Развитие речи –13 ч. (сочинение – 5)

Внеклассное чтение –17 ч.

Дата

Nп/п

Тема урока

Цели и задачи

Теория

литературы

Методические

приемы и

средства

Вид деятельности

учащихся

Планируемый

результат

и уровень освоения


Д/З

Введение (1 ч.)

 

1

Художественная литература как учебный предмет. Учебник по литературе и особенности работы с ним.

Презентация.

 Познакомить с целями и задачами

 предмета, содержанием

учебника-хрестоматии; дать

понятие о вымысле и

художественном  творчестве,

о писателе и авторе, литературных

 жанрах

Беседа.

Тестирование

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице

Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).

Продвинутый уровень:

Создание связного текста на необходимую тему (Я.)

Стр.3-5, вопросы 1-4

Устное народное творчество (1 ч.)

2

Малые жанры фольклора.

Р.Р. Детский фольклор.

 (сочиняем сами).

Презентация.

Обучение сочинению загадки

Частушки, колыбельной песни

Обобщить знания об известных

фольклорных жанрах,

показать жанровые особенности

загадок и считалок

фольклор


 

Рассказ с

Элементами

 беседы, выставка

 книг,

 посвященных

 русскому фольклору, иллюстрации

Тв. работа.

Индивидуальная:

 сочинить загадку,

частушку или

колыбельную

 песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать

письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Стр.7-8

Русские народные сказки (4 ч.)

Стр.8-26, вопросы 1-7

 

 

 

3



4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

Презентация.


Поэтика волшебной сказки.

Сказочные формулы.

Особенности сюжета сказки.

Герои сказки в оценке автора-народа.

Народные представления

о добре и зле в бытовых сказках.

Обучение домашнему

 сочинению.

Развитие монологической и

диалогической речи учащихся.

Сказка, виды

сказок

Обучение

 чтению

Беседа.

Групповая:

 придумать сказку

заданного вида,

создать

иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

  уметь пересказывать узловые сцены

 и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить

рассказ о герое, видеть отличие

 сказки от мифа  (Р., Культ.)

 знать схему построения

волшебной сказки;

уметь отличать виды сказок

(Р., И.-К.)

Стр. 28

Сказка “Царевна- лягушка”. Прославление в ней лучших качеств человека: доброты, мастерства и трудолюбия.

Народная мораль в сказке. Презентация.

Эпитет,

гипербола

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова.

Стр. 28-37, вопросы 1-8

Стр.39-44, вопросы 1-5

Сказочные

формулы

 

5

Сказка “Иван- крестьянский сын и чудо- юдо”. Патриотический

смысл сказки. Система образов.

Сказки о животных. Бытовые сказки.

Рассказ, беседа,

Художественный

 пересказ,

 выставка книг,

иллюстраций

Групповая: 

вспомнить любимые

 сказки, необычные

присказки, концовки

«Почему я люблю чи

тать сказки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Обучение

 чтению

Беседа

6

Р.Р.  “Пишу сказку…”  

Инсценирование  русской

 народной сказки.

Развитие речи

Тв. Работа.

Древнерусская литература (1 ч.)

7

«Подвиг отрока киевлянина

 и хитрость воеводы

 Претича».

Герои летописного сказания.

Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской

Литературы. Познакомить с

жанрами древнерусской

литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

летопись

Беседа.

Рассказ, работа с

 текстом, беседа.

Связь с уроками

 истории, ИЗО.

 Иллюстрации

А. Иванова

Групповая: 

составить план,

словарик трудных

(устаревших) слов

Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.).

Продвинутый: знать особенность

связи в летописном тексте отдельных

 предложений (Р., Я.)

Стр.45-50, вопросы 1-3

                                                                                                                               Русская литература ХYIII века (1ч.)

8

 

М.В.Ломоносов. «Случились

 вместе два астронома в пиру…»

Роды и жанры литературы.

Вн. чт. А.Д.Кантемир.

 «Верблюд и лисица». 

Презентация.

Познакомить с детскими годами

Годами учения и литературной

Деятельностью, юмористическим

Стихотворением.

Роды, жанры

Эпос, лирика,

драма

Беседа

Внеклассное

чтение

Индивидуальная: 

выразительное

чтение наизусть,

Базовый: знать жанры литературы ХYIII века, уметь охарактеризовать стиль произведения   литературы (И.-К.).

Стр.51-54

                                                                                                         Русская литература ХIХ века (7 ч.)

9

 Басня как литературный

 жанр.

Истоки басенного жанра.

И.А.Крылов. Обличение

 человеческих пороков

 в баснях.

Аллегорическое отражение

 исторических событий в баснях.

 Понятие об эзоповом языке.

Презентация.

Знакомство с биографией И.А.

Крылова, жанровыми признакам.


Знакомство с баснями, развитие

 Умения понимать иносказатель-

ный подтекст басен и их

мораль.

басня

Эзопов язык

Проблемная лекция,

 беседа, портрет

 Крылова,

иллюстрации к

басням

Обучение

 чтению.

Инсценированиее  

басни.

Индивидуальная: 

выразительное

чтение наизусть,

создание

иллюстраций к

басням с

цитатами

-комментариями

Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.).

  знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Продвинутый: знать фрагменты

 из жизнеописания Эзопа, басни

 Эзопа, Лафонтена.

 (И.-К.)

Стр. 55-56, басни Эзопа, Лафонтена

Групповая: 

инсценирование

басни, создание

иллюстраций к

басням.

 

10

Вн.чт. Басни В.Тредиаковского,

 А.Сумарокова,  В.Майкова,

И.Хемницера.

Беседа.

Проблемная лекция,

 беседа, выставка

 книг, иллюстрации

наизусть

11

В.А.Жуковский

 «Спящая – царевна». Сюжет и

 герои.

Презентация.


Познакомить учащихся с

началом жизненной и

творческой биографии поэта,

переводными балладами.

Беседа, работа с

 книгой,

иллюстрации

Индивидуальная: 

выразительное

чтение сказки

Базовый: знать отличие литературной сказки от народной (К.).

Продвинутый: знать и уметь приводить

 примеры антитезы (И.-К., Я.)

Стр. 67-80, вопросы 1-6

12

«Кубок». Герои баллады.

 Нравственно –

психологические

проблемы баллады.

Баллада.

Обучение

 чтению

Беседа.

Индивидуальная:

 выразительное

чтение баллады,

 создание

 иллюстраций

Базовый: знать особенности жанра баллады (К.).

Продвинутый: уметь определять

 роль пейзажа

Стр. 80-86

13

А.С.Пушкин. Детские и

лицейские годы жизни поэта.

 «Няне» как поэтизация образа

 Арины  Родионовны.

Пролог к поэме «Руслан и

Людмила» как собирательная

картина народных сказок.

Презентация.









Познакомить учащихся с детскими и лицейскими годами поэта, историей создания сказки, развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказок с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждении, сопоставление сказки с народной, сопоставительная характеристика центральных героев сказки.  

Проверка знаний учащихся; повышение уровня самостоятельности.

Беседа.

Работа с книгой,

Демонстрация

репродукций к сказке

Групповая: 

сообщения о детских

 и лицейских годах

А. С. Пушкина.

 Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога

Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.).

Продвинутый: знать содержание и

понимать идею поэмы “Руслан и

Людмила” (Я.)

Стр. 87-89, стих наизусть

14

«Сказка о мертвой царевне

 и о семи богатырях».

 Сюжет

сказки. Система образов.

Р.Р. Сходство и различие

 литературной

 и народной сказки.

Рифма, ритм, строфа.

Презентация.

Беседа.

Развитие речи.

Коллективная: работа над терминами “ритм”, “стихотворная и прозаическая речь”.

Индивидуальная: 

сравнить “Сказку о

мертвой царевне…”

со “Спящей

красавицей” В. А.

Жуковского в виде

сравнительной

таблицы и сказкой

“Белоснеж-ка” из

сборника братьев

Гримм

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  (Л.-К.., Я.).

Продвинутый: уметь определять

сходство и различия сказок Пушкина,

Жуковского и братьев Гримм,

понимать и находить “бродячие” с

южеты (КУЛЬТ.)

Стр.91-108, вопросы 1-12

Рифма, ритм,

речь

15

Р.Р. Обучающее сочинение.

 

 

Развитие речи.

 

Индивидуальная: раскрыть одну из тем – Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

– В чем превосходство царевны над царицей?

– Что  помогло

Елисею в поисках

невесты?

Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).

Продвинутый: владеть начальными

навыками литературоведческого

анализа (Я.)

Стр.109-117

                                                                                                   Русская литературная сказка ( 19 ч.)

16

А.Погорельский «Черная

 курица,

 или подземные

 жители».

Сюжет сказки.

Познакомить учащихся с нравоучительным содержанием и причудливым сюжетом сказки, со сказочно-условным и достоверно реальным в сказке.

Литературная

сказка

Обучение

 чтению.

Беседа.

Групповая: 

сообщения о жизни

писателя,

Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Стр. 118-151, вопросы 1-7

17

Сказочно-условное

 фантастическое и

достоверно-реальное

в сказке.

Ритм, рифма

Обучение

 чтению.

Беседа.

ТВ. работа

18

В.М.Гаршин. «Attalea

Princepc».

 Героическое и обыденное в

сказке. Пафос произведения.

Заострить внимание учащихся на героическом и обыденном в сказке.

Обучение

 чтению.

Беседа

Групповая: 

сообщения о жизни

писателя,

Стр.153-162, вопросы 1-8

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о

поэте.

«Бородино».  Историческая

основа и патриотический

пафос стихотворения.

Презентация.

Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался характер решительный, вольный и страстный одновременно; дать первое представление о лирике Лермонтова.

гипербола

Обучение

 Чтению ; книги,

иллюстрации,

посвященные

Бородинской битве

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: 

выразительное

чтение

стихотворения

наизусть

       

Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать

патриотический пафос стихотворения,

мастерство М. Ю. Лермонтова в

создании батальных сцен (И.-К.)

Стр.164-171, вопросы 1-9

20

Вн.чт. Пленный рыцарь»,

 Ветка Палестины».

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя;                                                  

Сделать иллюстра

цию

21

 

Н.В.Гоголь. слово о писателе.

 «Заколдованное место».

Поэтизация народной

жизни в повести.

 Презентация.



Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического, трагического и комического.

Фантастика.

Юмор.

Рассказ

учителя

Беседа.

чтение текста

произведения,

комментирование

Групповая: работа с текстом, подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: 

Создать

 иллюстрацию,

составить

кроссворд по

произведению

Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).

Продвинутый: уметь доказывать, что

 “Заколдованное место” – это


Стр.172-184

 1 повесть из сборни

ка- пересказ

22

Р.Р. Сочинение « Моя

 любимая повесть».

Творческая

работа.

ТВ. работа

23

Н.А.Некрасов. слово о поэте.

«На волге». Раздумья поэта о

судьбе народа.

Презентация.




Познакомить с биографией и чертами личности поэта, знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым;

особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному

Эпитет.

Обучение

 чтению.

Коллективная: 

работа с текстами

произведений,

частичный анализ.

Базовый: уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.)

Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный

нос”, его символическое значение

 (КУЛЬТ., Я.)

Стр.186-192, вопросы 1-4

24

Вн.чт. «Есть женщины в

 русских селеньях…»,

«Крестьянские дети».

Презентация.

Беседа.

Проблемные вопросы

Индивидуальная: 

выразительное

чтение наизусть

Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.)

Продвинутый: владеть  начальными

навыками литературоведческого

анализа (Я.)

Стр.192-206, вопросы 1-8

25

 Р./р. Сочинение  по поэме

 Н. А. Некрасова “Мороз,

 Красный  нос”

Самостоятельное

планирование и

проведение

исследования

Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

– Сказочные

традиции в поэме

ТВ. работа

26

И.С.Тургенев. Слово о

 писателе. «Муму».

Презентация.


Познакомить с обстоятельствами, объясняющими возникновение рассказа, показать своеобразие Тургенева повествователя, показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Портрет,

 пейзаж

Рассказ

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диа-

логов по лицам.

Индивидуальная: 

Пересказ основных

эпизодов


Базовый: знать этапы жизни Тургенева.

Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа

в рассказе, уметь охарактеризовать

литературного героя, сопоставлять

поступки героев рассказа, делать

выводы, рассуждать, формулировать

свои впечатления от рассказа, в том

числе и в письменной форме (Я., Р.)

Стр. 207-225, рассказ о Герасиме

27

Взаимоотношения героев.

Нравственный облик

 Герасима.

Осуждение крепостничества.

Презентация.

Сравнение,

 гипербола

Обучение

чтению

беседа

практикум

Стр. 225-242, вопросы 1-10

28

Р.Р. Обучающее сочинение.

ТВ. работа

ТВ. работа

29

Вн.чт. Стихотворения в прозе.

беседа

Творч.

Толстого

30

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.

 «Кавказский пленник».

Презентация.

Знакомство с детством писателя, его человеческими идеалами, нашедшими свое отражение в романе-эпопее «Война и мир», обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами.

сравнение

Обучение

чтению

Базовый: знать этапы жизни Толстого; владеть понятием “сюжет”.

Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа

в рассказе, уметь охарактеризовать

литературного героя, сопоставлять

поступки героев рассказа, делать

выводы, рассуждать, формулировать

свои впечатления от рассказа, в том

числе и в письменной форме (Я., Р.)

Стр.248-278, озаглавить части рассказа

31

Р.Р. Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика

 героев.

Презентация.

сюжет

Развитие

речи

Знать опре

деления слов- идея, сюжет, рассказ

32

Р.Р. Сочинение по рассказу

 Л.Н.Толстого «Кавказский

пленник».

Развитие

речи

ТВ. работа

33

А.П.Чехов. Слово о писателе.

 «Хирургия» как

 юмористический рассказ.

Презентация.

Знакомство с биографией Чехова, развитие читательских умений, введение новых понятий, развитие навыков групповой работы.

юмор

Рассказ

учителя

практикум

Групповая: 

инсценирование или

 чтение по ролям

 рассказа “Хирургия”

Базовый: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Продуктивный уровень: КУЛЬТ., К.

Стр.279-288, вопросы

34

Вн. чт. Рассказы Антоши

Чехонте.

Презентация.

Внеклассное

чтение

Инсцениро-

вание

                                                                                    Поэты ХIХ века о Родине и родной природе ( 4 ч.)

35

А.А.Фет. Слово о поэте.

«Весенний дождь».

Презентация.

Показать мастерство поэта. Освоение навыков чтения.

Обучение

чтению

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

Индивидуальная: 

заучивание наизусть, выразительное чтение, сравнить

стихи Тютчева и Фета









Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

Продуктивный: Я., Р.





Стр. 245-247, другие стихи Фета

36

Лирика

Ф.И.Тютчева.

Стихотворный ритм

 как средство передачи чувств

и настроений.

Презентация.







Показать мастерство русских поэтов ХIХ века в создании образа Родины, продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения. Развивать творческие способности учащихся.

Стихотворный

ритм

Беседа,

Выразительное

чтение

наизусть

практикум

37

Вн. чт. Лирика И.С.Никитина,

А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова,

И.З.Сурикова.

А.В.Кольцов. Слово о

 поэте.

 «Что ты спишь, мужичок?...».

«Косарь», «Разлука». Проблема

крестьянской доли. Поэтизация

крестьянского труда.


 Презентация.

Урок-концерт

 

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов XIX века.

Индивидуальная: 

выразительное

чтение наизусть и

анализ стихотворений

Стр.290-299, литератур

ная справка об авторе

38

 Р./р. Сочинение-миниатюра.

“Красота русской природы”

 (по стихам Кольцова,

Тютчева, Фета)

Развивать монологическую речь учащихся, учить выразительному чтению стихотворений.

 обобщить знания по поэзии XIX в., учить писать сочинение-миниатюру

Народно-

песенный

образ

.Беседа.

Проблемные задания

Урок

контроля

Коллективная:

 Комментированное

 чтение

стихотворения,

беседа по вопросам.

Индивидуальная: 

раскрыть

поэтическую

красоту русской

природы в

сочинении-

миниатюре

Базовый: знать особенности

построения поэтического

 произведения,

уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.

Продвинутый: уметь выделять фольклорные элементы из художественного произведения.

Репродуктивный: И.-К.

Базовый: овладеть навыком написания сочинения-миниатюры.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа.

Творческий: Я., Р.

Чернов.

вариант

Литература ХХ века ( 18 ч.)

39

Вн. чт. А.И.Бунин. Слово

 о писателе. «Косцы».

Обучение словесному рисованию, выразительному чтению, развитие аналитических навыков.

Внеклассное

чтение

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбурция.

Индивидуальная: 

выступления на

темы “Жизнь и

смерть Маруси” и

 “Жизнь и характер

 Валека”;

выразительное

чтение

Заключительной

сцены повести.

Письменные ответы

на вопросы по

повести

Стр.3-10

(2-я часть)

40

В.Г.Короленко. Слово о

писателе. «В дурном обществе».

Портрет как средство

 изображения героев.

Презентация.

Знакомство с жизнью и личностью Короленко, развитие навыков выразительного чтения и аналитического пересказа.

Развитие навыков комментированного чтения.

композиция

Обучение

чтению

Беседа

Работа с главами

повести,

Базовый: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

1. Каким вы представляете себе Васю (Валека, Тыбурция и т. д. – на выбор)?

2. Какой эпизод повести вам

запомнился больше всего? Почему?

Стр.11-47, смысл названия

41

Р.Р. Изображение города и

его обитателей в повести.

Презентация.

Развитие речи и навыков работы над сочинением. Продолжение работы над терминами.

Развитие

речи

Стр. 47, вопросы 1-9, пересказ эпизода

42

Р.Р. Сочинение по повести

 В.Г.Короленко «В дурном

обществе».

практикум

Написать сочинение

43

А.И.Куприн. Слово о писателе.

«Тапер».

Музыка в рассказе Куприна.

Презентация.

Познакомить с особым миром героев, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Рассказ

учителя

беседа

Индивидуальная: 

Письменные ответы

на вопросы по

повести

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое.

Продвинутый: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

(Р., Я.)

10 вопросов

44

Вн. чт. А.И.Куприн

«Чудесный доктор».

беседа

презентация

45

П.П.Бажов. Слово о писателе.

 «Хозяйка Медной горы».

Презентация.

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.  

сказ

Обучение

 чтению

Стр. 53-68, описание репродук

ций картин по сказу

46

Трудолюбие и талант Данилы.

 Образ Хозяйки Медной горы.

Презентация.

Беседа

Проблемные

вопросы

5 вопросов

Для теста

47

К.Г.Паустовский. Слово о

писателе. Герои и их поступки.

Презентация.

Познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя

беседа

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки отрывков из рассказов К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Индивидуальная: 

сообщение о

романтизме,

словесное рисование

Базовый: знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Продвинутый: знать черты

романтизма, уметь выделять эти черты в произведении.

Продуктивный: И.-К

Стр. 68-78, пересказ близко к тексту

48

Р.Р. Роль пейзажа в сказке

 «Теплый хлеб».

Презентация.

Развитие

речи

Стр.78-84, вопросы 1-6

49

Вн. чт. К.Г.Паустовский

 «Заячьи лапы».

Внеклассное

чтение

иллюстрация

50

С.Я.Маршак. Слово о

писателе.

 Пьеса-сказка «Двенадцать

 месяцев».

Герои пьесы-сказки.

Презентация.

Пьеса-сказка

драма

Обучение

чтению

беседа

Групповая: 

придумать сказку

заданного вида,

создать

 иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему

построения волшебной сказки;

уметь отличать виды сказок

 (Р., И.-К.)

Стр. 85-101, вопросы 1-5, стр. 102-105

51

 Вн. чт. Традиции народных

сказок.

Художественные

особенности пьесы-сказки.

Внеклассное

чтение

Развитие

речи

пересказ

52

А.П.Платонов. Слово о

писателе. «Никита».

Душевный мир главного

 героя.

Презентация.




Познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя, с представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

фантастика

Рассказ

учителя

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое. 

Индивидуальная: 

письменно ответить

на вопрос: “Каким

предстает мир перед

 главным героем

рассказа А.

Платонова

“Никита”?



Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев (К.).

Продвинутый: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

(Р., Я.)

Стр. 106-115, вопросы учебника

беседа

53

Вн. чт. Е.И.Носов. «Варька».

Беседа

Проблемные

вопросы

план

54

В.П.Астафьев. Слово о

писателе. «Васюткино озеро».

Презентация.



Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

автобиография

Рассказ

учителя

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: 

подготовить

сообщения о начале

 литературной

деятельности

писателя



Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.).

Продвинутый: знать об

автобиографических произведениях

писателя; уметь определять значение

картин природы в рассказе, уметь

охарактеризовать героя, объяснить

смысл названия рассказа (И.-К., Я.)

Стр.116-146, смысл названия, иллюстра

ции

55

«Открытие» Васюткой

 нового озера.

Презентация.

Обучение

 чтению

план

56

Вн. чт. «зЗачем я убил

коростеля?»,  «Белогрудка».

беседа

10 вопросов

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе ( 2 ч.)

57

Вн. чт. Русские поэты ХХ века

 о Родине. (И.А.Бунин, Дон

 Аминадо)

Русские поэты ХХ века о

 природе. (А.А.Пркофьев,

Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов)

Презентация.




Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.  

Проведение анализа

-исследования

произведения,

аналитическая

беседа,

выразительное

чтение стихов,

работа со словарями

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов ХХ века.

Индивидуальная:

 Выразительное

 чтение наизусть и

 анализ

стихотворений



Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Исследовательский: 

И.-К.

Наизусть

по выбору

58

Вн. чт. С.А.Есенин. Слово

 о поэте. Поэтическое

изображение

родной природы. Юмор в

рассказах Саши Черного.

Саша Черный. Слово о писателе.

Юмор в рассказах Саши

Черного. 


 Презентация.

практикум

беседа


Выразительное

чтение

наизусть

«Ради жизни на Земле…» (2 ч.)

59

К.М.Симонов. Слово о поэте.

Война и дети.

Презентация.

Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XX века .

Рассказ

учителя

Индивидуальная:

 Выразительное

 чтение наизусть и

 анализ

стихотворений

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Исследовательский: 

И.-К.

Стр.148-154

60

А.Т.Твардовский. Слово о

 поэте. «Рассказ танкиста».

Презентация.

беседа

наизусть

Зарубежная литература ( 8 ч.)

61

Р.Стивенсон. «Вересковый мед».



Познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя, главную мысль произведения

баллада

беседа

Базовый: знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказать, что роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения (И.-К.).

 

Стр. 182-186

62

 

Вн. чт. Д.Дефо. Слово о

 писателе. «Робинзон Крузо».

Презентация.

Внеклассное

Чтение

Работа с книгой,

беседа

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо “Робинзон Крузо” (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на тему:

– Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

Стр.187-199, таблица

63

Х.-К. Андерсен. Слово о

писателе. «Снежная королева».

Внутренняя красота героини.

Презентация.

Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

Рассказ

учителя

беседа

Коллективная: ответы на вопросы по произведению, дискуссия.

Индивидуальная

Подготовить

 портретную,

сравнительную

характеристику

героев

Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки (И.-К.).

Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия,

прочитанных

 бабушкой в конце сказки “Снежная

 королева”: “Если не будете как дети,

не войдете в царствие небесное!”

Стр.201-236

64

 

Вн. чт. Наши любимые

сказки Андерсена.

Творческая работа.

Внеклассное

чтение

 

Инсцениро-

вание

65

Ж. Санд. «О чем говорят

 цветы».



Познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования

Обучение

чтению

Стр.237-250, вопросы 1-3

66

М.Твен. Слово о писателе.

 «Приключения Тома Сойера».

 Внутренний мир

героев М.Твена.

Презентация.

беседа

 

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: 

словесный портрет

героев

(словесное

рисование)

Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.)

Продвинутый: оценивать и

анализировать поступки героев (И.-К.)

Стр.251-268, вопросы

67

Дж. Лондон. Слово о писателе.

 «Сказание о Кише».

Нравственное взросление

 героя рассказа.

Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание”

Беседа

Проблемные

вопросы

 

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: 1 - краткий пересказ; 2 – пересказ от лица одного из персонажей; 3 – пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

Базовый: знать биографию Д. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя (И.-К.).

Продвинутый: понимать и доказывать

 как реальность и миф сочетаются в

рассказе (И.-К., Р.)

Стр.269-280, вопросы

68

Урок-праздник «Путешествие

 по стране Литературии»


 

   Презентация.








Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Какие книги из прочитанных за год показались самыми важными, интересными и почему?

 

 

 

Развитие

речи

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: 

выступления,

доказательные

рассуждения.

Базовый: знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение;  

ТВ. работа

69

Итоговый урок.  

   Презентация.                                                                                           

Беседа

70

Рекомендация книг для

летнего чтения

беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)

Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...