Образ тургеневской девушки в "Асе" Тургенева
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Колеганова Юлия Юрьевна

Разработка урока по анализу повести И.С. Тургенева "Ася"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_turgenevskoy_devushki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

                                           Ход урока

Пересказ XVI главы от лица других персонажей (фрау Луизе, Гагина, Аси).

Представление обложек к книге «Ася».

- Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»? Как название связано с темой повести?

( Главная тема повести - любовь; в основе сюжета - история любви, заканчивающаяся разлукой не из- за каких - то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

  Повесть называется «Ася» по имени главной героини. Имя Анна (Ася) означает «благодать». Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он это понял слишком поздно.

        - После прочтения повести вы, конечно, размышляли о финале произведения. Попробуйте сформулировать вопрос, который будет наиболее актуален для нашего урока, проблемный вопрос?

(Почему счастье героев не состоялось?)

Запись вопроса в тетрадь.

              Работа по группам. Беседа - обобщение по образу Аси.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос поразмышляем об образе главной героини?

1 группа. Портрет.

-Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси?

2 группа. Основные черты характера Аси.

-Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод.

3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей.

- Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их.

- Какие образы противопоставлены образу Аси?

(Противопоставлены образу Аси образ «коварной вдовы» и образ Ганхен (тоже Анны), служанки из кабачка, недолго горевавшей по жениху, которого забрали в солдаты.

Перед обсуждением групповой работы прослушиваем музыку П. И. Чайковского «Баркарола» и русскую народную песню «Матушка, голубушка».

 - Как музыка соотносится с образом героини?

Проверка (презентация 3,4,5 слайды)

 Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX

   ( От слов: «Пойти куда - нибудь  далеко, на молитву» до конца главы.)

    - Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, её мечты вызывают колебания в душе Н.Н.?

( Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «что прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам любому человеку.

Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. Откровенный, задушевный разговор героев (IX глава) несколько односторонен: он задушевный только для Аси. Она открывает душу,  а не герой. Он не испытывает тех чувств, что Ася.

Окрылённость  - способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта на столько близка и понятна Асе, что она тут же «применяет» её к себе («Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…мы вообразим, что мы летаем, что уже выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно идеальному.

      - В чём заключается трагедия Аси?

(Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да летать некуда». Очень важны эти слова для понятия внутреннего мира героини. В них не просто осознание бесперспективности любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелёгкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом  мире «бескрылых» существ.)

        - Почему счастье героев не состоялось? (презентация 7 слайд)

(Оно заранее было обречено, об этом говорят образы - символы : печальные глаза статуи мадонны с пронзённым сердцем; река, разделяющая городки З. (господин Н. Н.) и Л. (Гагины), где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина «она себя погубит, непременно», ведь вы на Асе не женитесь».)

Сопоставим психологическое состояние и действия героев в XI - XII главах и увидим, насколько они не соответствуют друг другу. (презентация 6 слайд) Сделаем вывод:

         - Подумайте, можно ли безоговорочно осуждать господина Н.Н.?

Вспомните слова героя: «…я даже нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».

А может быть, герой прав?

 Домашнее задание

Написать размышление «В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?»

Образ главной героини:

  1. Портрет
  1. Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У неё «самое изменчивое лицо».
  2. Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «Тургеневской девушки». В облике своих героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость.

«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая…»

2. Основные черты характера Аси

  1.             естественность
  2.             наивность
  3.             искренность
  4.             непосредственность
  5.            «окрылённость»
  6.   способность глубоко чувствовать
  7.   стремление к «полёту», к подвигу, к       самосовершенствованию
  8.   самоотверженность
  9.   доброта, внутренняя сила

«Крылья у меня выросли – да лететь некуда.»

3. Ключевые образы, связанные с Асей.

  1.  статуя мадонны
  2. легенда о Лорелее
  3. Татьяна, героиня «Евгения Онегина»
  4. образ летящей птицы

Сопоставление психологического состояния и действий героев в XI-XII гл.

      Господин Н. Н.

              Ася

                весёлый

           печальная

               любуется

             боится

                вошёл

    покраснела, собралась       было бежать

«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал»

«всю ночь думала… о многом

«мне было очень хорошо»

         мысли о смерти

               смеётся

               бледнеет

Почему счастье героев не   состоялось?

         Н. Н. боится Асиной «странности», боится неожиданности и беспокойства, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь – нарушение всех правил.

         Героям не суждено быть вместе. Автор наказывает героя за то, что он не узнал любовь, сомневался в ней. Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье на завтра.

«Тургеневскую девушку» отличает:

  1. глубокий внутренний мир
  2.  превосходство внутренней красоты над внешней
  3.  проста, сердечная искренность
  4.  непосредственность
  5.  отсутствие фальши и лицемерия
  6.  сила духа
  7.  самоотверженность
  8.  готовность к свершению подвига
  9.  способность противостоять свету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".

Использование в ходе урока разнообразных приёмов:  пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся....

Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.

Последний урок в системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева "Ася", целью которого является рссмотрение повести в русской критике....

Ася как образ "тургеневской девушки"

Открытый урок по литературе в 8 классе на тему "Ася как образ тургеневской девушки"...

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Образ тургеневской девушки и картины В.Э. Борисова–Мусатова.

Это интегрированный урок внеклассного чтения в курсе литературы 8 класса, на котором даётся общая характеристика повести Тургенева  «Первая любовь», сопоставляются героини Тургенева и...