Образ тургеневской девушки в "Асе" Тургенева
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Разработка урока по анализу повести И.С. Тургенева "Ася"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_turgenevskoy_devushki.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
Ход урока
Пересказ XVI главы от лица других персонажей (фрау Луизе, Гагина, Аси).
Представление обложек к книге «Ася».
- Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»? Как название связано с темой повести?
( Главная тема повести - любовь; в основе сюжета - история любви, заканчивающаяся разлукой не из- за каких - то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
Повесть называется «Ася» по имени главной героини. Имя Анна (Ася) означает «благодать». Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он это понял слишком поздно.
- После прочтения повести вы, конечно, размышляли о финале произведения. Попробуйте сформулировать вопрос, который будет наиболее актуален для нашего урока, проблемный вопрос?
(Почему счастье героев не состоялось?)
Запись вопроса в тетрадь.
Работа по группам. Беседа - обобщение по образу Аси.
- Чтобы ответить на поставленный вопрос поразмышляем об образе главной героини?
1 группа. Портрет.
-Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси?
2 группа. Основные черты характера Аси.
-Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод.
3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей.
- Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их.
- Какие образы противопоставлены образу Аси?
(Противопоставлены образу Аси образ «коварной вдовы» и образ Ганхен (тоже Анны), служанки из кабачка, недолго горевавшей по жениху, которого забрали в солдаты.
Перед обсуждением групповой работы прослушиваем музыку П. И. Чайковского «Баркарола» и русскую народную песню «Матушка, голубушка».
- Как музыка соотносится с образом героини?
Проверка (презентация 3,4,5 слайды)
Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX
( От слов: «Пойти куда - нибудь далеко, на молитву» до конца главы.)
- Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, её мечты вызывают колебания в душе Н.Н.?
( Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «что прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам любому человеку.
Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. Откровенный, задушевный разговор героев (IX глава) несколько односторонен: он задушевный только для Аси. Она открывает душу, а не герой. Он не испытывает тех чувств, что Ася.
Окрылённость - способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта на столько близка и понятна Асе, что она тут же «применяет» её к себе («Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…мы вообразим, что мы летаем, что уже выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно идеальному.
- В чём заключается трагедия Аси?
(Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да летать некуда». Очень важны эти слова для понятия внутреннего мира героини. В них не просто осознание бесперспективности любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелёгкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.)
- Почему счастье героев не состоялось? (презентация 7 слайд)
(Оно заранее было обречено, об этом говорят образы - символы : печальные глаза статуи мадонны с пронзённым сердцем; река, разделяющая городки З. (господин Н. Н.) и Л. (Гагины), где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина «она себя погубит, непременно», ведь вы на Асе не женитесь».)
Сопоставим психологическое состояние и действия героев в XI - XII главах и увидим, насколько они не соответствуют друг другу. (презентация 6 слайд) Сделаем вывод:
- Подумайте, можно ли безоговорочно осуждать господина Н.Н.?
Вспомните слова героя: «…я даже нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».
А может быть, герой прав?
Домашнее задание
Написать размышление «В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?»
Образ главной героини:
- Портрет
- Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У неё «самое изменчивое лицо».
- Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «Тургеневской девушки». В облике своих героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость.
«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая…»
2. Основные черты характера Аси
- естественность
- наивность
- искренность
- непосредственность
- «окрылённость»
- способность глубоко чувствовать
- стремление к «полёту», к подвигу, к самосовершенствованию
- самоотверженность
- доброта, внутренняя сила
«Крылья у меня выросли – да лететь некуда.»
3. Ключевые образы, связанные с Асей.
- статуя мадонны
- легенда о Лорелее
- Татьяна, героиня «Евгения Онегина»
- образ летящей птицы
Сопоставление психологического состояния и действий героев в XI-XII гл.
Господин Н. Н. | Ася |
весёлый | печальная |
любуется | боится |
вошёл | покраснела, собралась было бежать |
«не только о будущем – о завтрашнем дне не думал» | «всю ночь думала… о многом |
«мне было очень хорошо» | мысли о смерти |
смеётся | бледнеет |
Почему счастье героев не состоялось?
Н. Н. боится Асиной «странности», боится неожиданности и беспокойства, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь – нарушение всех правил.
Героям не суждено быть вместе. Автор наказывает героя за то, что он не узнал любовь, сомневался в ней. Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье на завтра.
«Тургеневскую девушку» отличает:
- глубокий внутренний мир
- превосходство внутренней красоты над внешней
- проста, сердечная искренность
- непосредственность
- отсутствие фальши и лицемерия
- сила духа
- самоотверженность
- готовность к свершению подвига
- способность противостоять свету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".
Использование в ходе урока разнообразных приёмов: пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся....
Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.
Последний урок в системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева "Ася", целью которого является рссмотрение повести в русской критике....
Ася как образ "тургеневской девушки"
Открытый урок по литературе в 8 классе на тему "Ася как образ тургеневской девушки"...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")
Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма поведения: урок-исследованиеЦел...
К добру стремленье – подвигу подобно… Образ «тургеневской» девушки (по повести И.С. Тургенева «Ася»).
План урока по литературе...
Образ тургеневской девушки и картины В.Э. Борисова–Мусатова.
Это интегрированный урок внеклассного чтения в курсе литературы 8 класса, на котором даётся общая характеристика повести Тургенева «Первая любовь», сопоставляются героини Тургенева и...