Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Горина Татьяна Николаевна

Последний урок в системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева "Ася", целью которого является рссмотрение повести в русской критике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

МОТИВ ПРЕВОСХОДСТВА «ТУРГЕНЕВСКОЙ» ДЕВУШКИ В СИЛЕ ХАРАКТЕРА И РЕШИТЕЛЬНОСТИ.

Цель урока:

  1. Учить работе с критическими статьями;
  2. Совершенствовать навыки чтения и анализа критической статьи, монологической речи;
  3. Дать толкование термину «тургеневская девушка».

Терминологическая работа: литературная критика.

        Словарная работа: нравственное превосходство, рандеву.   

        Оформление классной доски:

Д.И. Писарев.  «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова».

Н.Г. Чернышевский.  «Русский человек на rendez-vous».

В процессе работы ученики получают литературоведческую информацию, воспользовавшись материалами карточки-информатора, лежащей перед ними.

В качестве раздаточного материала ученики получают на каждую парту фрагмент статьи Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

ХОД УРОКА

I. Анализ самостоятельных работ.

На дом была задана письменная самостоятельная работа по вариантам: объясните, как драму рассказчика помогают понять слова Тургенева:

1 вариант. «Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься».

2 вариант. «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье».

II. Противоречивость характеров героев и ситуаций в повести «Ася» вызвала сразу после публикации целую волну споров среди читателей-современников. Эти споры получили свое отражение и в высказываниях литературных критиков.

Карточка-информатор

       

    Существуют три отрасли литературы:

  • художественные тексты,
  • литературоведение (наука о литературе)
  •  и литературная критика.

 

 Критика  занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания;

   Основная функция литературной критики - формировать отношения читателя к современному литературно-художественному процессу.

   Жанры литературной критики:

  • рецензия,
  • критическая статья об отдельном произведении,
  • обзор,
  • проблемная статья.

Задание. Прочитайте фрагмент статьи Д.И. Писарева (учебник под  редакцией  Г.И. Беленького, с.327).

  • Какие положительные и какие отрицательные черты в характере героини подчеркивает критик?

 (Предполагаемые ответы учеников:

Жажда впечатлений, кипение молодых сил, но при этом — полная их бессознательность.)

  • Чем можно объяснить гневную отповедь герою?
  • Согласны ли вы с характеристикой Писарева?
  • Соответствует ли такая характеристика авторскому замыслу И.С. Тургенева? Докажите свою точку зрения.

III. В статье «Русский человек на rendez vous», посвященной повести И.С. Тургенева «Ася», современник писателя, критик Чернышевский, показал, как реагировала значительная часть публики на первую публикацию повести, оценивая характер и поступки главной героини.

  • Прослушайте фрагмент статьи Чернышевского и скажите, согласны ли вы с приведенной оценкой.
  • Подумайте, почему публика приняла сторону Н.Н., не желая замечать ни самопожертвования Аси, ни благородства в ее поступках.

Раздаточный материал:

(читает подготовленный ученик, остальные внимательно следят)

«.. сначала, конечно, каждый скажет, что эта девушка очень милая, с благородной душой, с удивительной силой характера, вообще девушка, которую нельзя не полюбить, перед которой нельзя не благоговеть; но все это будет говориться лишь до той поры, пока характер Аси выказывается одними словами, пока только предполагается, что она способна на благородный и решительный поступок; а едва она сделает шаг, сколько-нибудь оправдывающий ожидания, внушаемые ее характером, тотчас сотни голосов закричат: «Помилуйте, как это можно, ведь это

безумие! Назначать rendez vous молодому человеку! Ведь она губит себя, губит совершенно бесполезно! Ведь из этого не может выйти ничего, решительно ничего, кроме того, что она потеряет свою репутацию. Можно ли так безумно рисковать собою?» — «Рисковать собою? Это бы еще ничего, — прибавляют другие. — Пусть она бы делала с собою, что хочет, но к чему подвергать неприятностям других? В какое положениепоставила она этого бедного молодого человека? Разве он думал, что она захочет повести его так далеко? Что теперь ему делать при ее безрассудстве? Если он пойдет за нею, он погубит себя. Я не знаю, благородно ли ставить в подобные неприятные положения людей, не подавших,кажется, никакого особого повода к таким несообразным поступкам. Нет, это не совсем благородно. А бедный брат? Какова его роль? Какую

горькую пилюлю поднесла ему сестра?<...> В самом деле, Ася вредит не только себе, но и всем, имеющим несчастие по родству или по случаю быть близким к ней; а тех, которые для собственного удовольствия вредят всем близким своим, мы не можем не осуждать».

IV. Прочитайте фрагмент статьи Н.Г.Чернышевского (учебник, с. 327—328). Ответьте на вопросы:

  • Почему Чернышевский говорит не о вине, а о беде главного героя повести?

(Предполагаемый ответ учеников:

 Характер героя социально мотивирован. Он сын своей эпохи. И в этом не его вина.)

  • Почему критик утверждает, что в истории с Асей герою требовалась решительность, способность к благородному риску?

(Во-первых, девушка очень молодая, искренняя, импульсивная. В общении с нею нужен был необыкновенный такт и умение понять. Во-вторых, как бы Н.Н. ни отрицал в себе предрассудки, но они довлеют над ним).

V. В чем вы видите нравственное превосходство «тургеневской» девушки, героини повести, над героем?

(Предполгаемые ответы учеников:

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед, заранее предвидя даже те препятствия, которых нет.)

Н.Г.Чернышевский писал о том, что несостоятельность героя становится впервые очевидна в сцене свидания. Так ли это?

 (Еще раньше, в диалоге о крыльях,  Ася завидовала птицам.  А  Н.Н. слишком боялся оторваться от земного опыта,  земных привычек и предрассудков.)

Домашнее задание.

Пересказ с. 330—332 учебника (статья «Художник, мыслитель, человек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.

Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....

Воспитательский час: Сила характера. От чего она зависит.

Воспитательский час: Сила характера. От чего она зависит....

Сила характера

А трудно ли быть самим собой? Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком» Бывает ли такое с вами? Эти вопросы встали перед ребятами на классном часе....

Сочинение-рассуждение ОГЭ "Что такое сила характера?"

Сочинение-рассуждение "Что такое сила характера?". Сборник 2019 г. под редакцией И.П.Цыбулько, вариант 18....