Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Дзержинская Юлия Александровна

Использование в ходе урока разнообразных приёмов:  пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_turgenevskoy_devushki.doc39 КБ
Файл obraz_turgenevskoy_devushki__.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

                 Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

  1. Цели: показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке».
  2. Методические приёмы: пересказ, беседа по вопросам, работа в группах, элементы анализа текста.
  3. Оборудование: презентация, аудиозаписи «Баркаролы» П.И. Чайковского и русской народной песни «Матушка, голубушка».

                                           Ход урока

          I     Проверка домашнего задания

  1. Пересказ XVI главы от лица других персонажей (фрау Луизе, Гагина, Аси).
  2. Представление обложек к книге «Ася».
  3. - Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»? Как название связано с темой повести?

( Главная тема повести - любовь; в основе сюжета - история любви, заканчивающаяся разлукой не из- за каких - то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

  Повесть называется «Ася» по имени главной героини. Имя Анна (Ася) означает «благодать». Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он это понял слишком поздно.

       

        II   Постановка проблемного вопроса

- После прочтения повести вы, конечно, размышляли о финале произведения. Попробуйте сформулировать вопрос, который будет наиболее актуален для нашего урока, проблемный вопрос?

(Почему счастье героев не состоялось?)

Запись вопроса в тетрадь.

              Работа по группам. (При делении класса на группы используется дифференцированный подход к учащимся)

Беседа - обобщение по образу Аси.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос поразмышляем об образе главной героини?

1 группа. Портрет.

-Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси?

2 группа. Основные черты характера Аси.

-Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод.

3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей.

- Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их.

- Какие образы противопоставлены образу Аси?

(Противопоставлены образу Аси образ «коварной вдовы» и образ Ганхен (тоже Анны), служанки из кабачка, недолго горевавшей по жениху, которого забрали в солдаты.

Перед обсуждением групповой работы прослушиваем музыку П. И. Чайковского «Баркарола» и русскую народную песню «Матушка, голубушка».

 - Как музыка соотносится с образом героини?

Проверка (презентация 3,4,5 слайды)

                    III     Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX

   ( От слов: «Пойти куда - нибудь  далеко, на молитву» до конца главы.)

    - Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, её мечты вызывают колебания в душе Н.Н.?

( Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «что прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам любому человеку.

Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. Откровенный, задушевный разговор героев (IX глава) несколько односторонен: он задушевный только для Аси. Она открывает душу,  а не герой. Он не испытывает тех чувств, что Ася.

Окрылённость  - способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта на столько близка и понятна Асе, что она тут же «применяет» её к себе («Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…мы вообразим, что мы летаем, что уже выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно идеальному.

      - В чём заключается трагедия Аси?

(Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да летать некуда». Очень важны эти слова для понятия внутреннего мира героини. В них не просто осознание бесперспективности любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелёгкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом  мире «бескрылых» существ.)

        - Почему счастье героев не состоялось? (презентация 7 слайд)

(Оно заранее было обречено, об этом говорят образы - символы : печальные глаза статуи мадонны с пронзённым сердцем; река, разделяющая городки З. (господин Н. Н.) и Л. (Гагины), где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина «она себя погубит, непременно», ведь вы на Асе не женитесь».)

Сопоставим психологическое состояние и действия героев в XI - XII главах и увидим, насколько они не соответствуют друг другу. (презентация 6 слайд) Сделаем вывод:

         - Подумайте, можно ли безоговорочно осуждать господина Н.Н.?

Вспомните слова героя: «…я даже нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».

А может быть, герой прав?

        IV   Слово учителя о «тургеневских» девушках

Звучит музыка П. И. Чайковского «Баркарола».

                               (презентация 8, 9 слайд)

         V     Домашнее задание

Написать размышление «В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

Слайд 2

Цели : показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке». Методические приёмы : пересказ, беседа по вопросам, работа в группах, элементы анализа текста. Оборудование : презентация, аудиозаписи «Баркаролы» П.И.Чайковского, русской народной песни «Матушка, голубушка».

Слайд 3

Работа в группах. 1 группа. Портрет. -Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси? 2 группа. Основные черты характера Аси. -Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод. 3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей. - Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их. - Какие образы противопоставлены образу Аси?

Слайд 4

Образ главной героини. Портрет Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У неё «самое изменчивое лицо». Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «Тургеневской девушки». В облике своих героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость.

Слайд 5

«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая…» 2. Основные черты характера Аси естественность наивность искренность непосредственность « окрылённость » способность глубоко чувствовать стремление к «полёту», к подвигу, к самосовершенствованию самоотверженность доброта, внутренняя сила В. М. Зельдес (1982)

Слайд 6

«Крылья у меня выросли – да лететь некуда.» 3.Ключевые образы, связанные с Асей. статуя мадонны легенда о Лорелее Татьяна, героиня «Евгения Онегина» образ летящей птицы В. М. Зельдес (1982)

Слайд 7

Сопоставление психологического состояния и действий героев в XI-XII гл. Господин Н. Н. Ася весёлый печальная любуется боится вошёл покраснела, собралась было бежать «не только о будущем – о завтрашнем дне не думал» «всю ночь думала… о многом «мне было очень хорошо» мысли о смерти смеётся бледнеет

Слайд 8

Почему счастье героев не состоялось? Н. Н. боится Асиной «странности», боится неожиданности и беспокойства, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь – нарушение всех правил. Героям не суждено быть вместе. Автор наказывает героя за то, что он не узнал любовь, сомневался в ней. Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье на завтра. М. В. Зельдес ( 1982 )

Слайд 9

Образ «тургеневской девушки»

Слайд 10

«Тургеневскую девушку» отличает г лубокий внутренний мир превосходство внутренней красоты над внешней проста, сердечная искренность непосредственность отсутствие фальши и лицемерия сила духа самоотверженность готовность к свершению подвига способность противостоять свету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).

Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...