Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася".
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Использование в ходе урока разнообразных приёмов: пересказа, беседы по вопросам, работы в группах, элементов анализа текста способствует развитию творческих способностей. развитию речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_turgenevskoy_devushki.doc | 39 КБ |
obraz_turgenevskoy_devushki__.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»
- Цели: показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке».
- Методические приёмы: пересказ, беседа по вопросам, работа в группах, элементы анализа текста.
- Оборудование: презентация, аудиозаписи «Баркаролы» П.И. Чайковского и русской народной песни «Матушка, голубушка».
Ход урока
I Проверка домашнего задания
- Пересказ XVI главы от лица других персонажей (фрау Луизе, Гагина, Аси).
- Представление обложек к книге «Ася».
- - Почему повесть И. С. Тургенева называется «Ася»? Как название связано с темой повести?
( Главная тема повести - любовь; в основе сюжета - история любви, заканчивающаяся разлукой не из- за каких - то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
Повесть называется «Ася» по имени главной героини. Имя Анна (Ася) означает «благодать». Ася олицетворяет настоящую любовь, благодать, которая была явлена герою, а он это понял слишком поздно.
II Постановка проблемного вопроса
- После прочтения повести вы, конечно, размышляли о финале произведения. Попробуйте сформулировать вопрос, который будет наиболее актуален для нашего урока, проблемный вопрос?
(Почему счастье героев не состоялось?)
Запись вопроса в тетрадь.
Работа по группам. (При делении класса на группы используется дифференцированный подход к учащимся)
Беседа - обобщение по образу Аси.
- Чтобы ответить на поставленный вопрос поразмышляем об образе главной героини?
1 группа. Портрет.
-Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси?
2 группа. Основные черты характера Аси.
-Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод.
3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей.
- Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их.
- Какие образы противопоставлены образу Аси?
(Противопоставлены образу Аси образ «коварной вдовы» и образ Ганхен (тоже Анны), служанки из кабачка, недолго горевавшей по жениху, которого забрали в солдаты.
Перед обсуждением групповой работы прослушиваем музыку П. И. Чайковского «Баркарола» и русскую народную песню «Матушка, голубушка».
- Как музыка соотносится с образом героини?
Проверка (презентация 3,4,5 слайды)
III Чтение по ролям и анализ диалога Аси и Н.Н. в главе IX
( От слов: «Пойти куда - нибудь далеко, на молитву» до конца главы.)
- Какова жизненная позиция Аси? Почему страстность девушки, её мечты вызывают колебания в душе Н.Н.?
( Ася постоянно устремлена вверх, ввысь. Она жаждет деятельности, уверена, что «что прожить не даром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг» по силам любому человеку.
Н.Н. давно разуверился в подобных вещах. Откровенный, задушевный разговор героев (IX глава) несколько односторонен: он задушевный только для Аси. Она открывает душу, а не герой. Он не испытывает тех чувств, что Ася.
Окрылённость - способность человека воспарить над обыденностью. Метафора эта на столько близка и понятна Асе, что она тут же «применяет» её к себе («Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…мы вообразим, что мы летаем, что уже выросли крылья»), высвечивает доминанту характера героини: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно идеальному.
- В чём заключается трагедия Аси?
(Большое чувство заставило героиню повзрослеть. «Крылья у меня выросли - да летать некуда». Очень важны эти слова для понятия внутреннего мира героини. В них не просто осознание бесперспективности любви к молодому аристократу, но и предчувствие собственной нелёгкой судьбы - судьбы мятежной, «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.)
- Почему счастье героев не состоялось? (презентация 7 слайд)
(Оно заранее было обречено, об этом говорят образы - символы : печальные глаза статуи мадонны с пронзённым сердцем; река, разделяющая городки З. (господин Н. Н.) и Л. (Гагины), где живут герои; разбитый лунный столб, слова Гагина «она себя погубит, непременно», ведь вы на Асе не женитесь».)
Сопоставим психологическое состояние и действия героев в XI - XII главах и увидим, насколько они не соответствуют друг другу. (презентация 6 слайд) Сделаем вывод:
- Подумайте, можно ли безоговорочно осуждать господина Н.Н.?
Вспомните слова героя: «…я даже нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».
А может быть, герой прав?
IV Слово учителя о «тургеневских» девушках
Звучит музыка П. И. Чайковского «Баркарола».
(презентация 8, 9 слайд)
V Домашнее задание
Написать размышление «В чём привлекательность тургеневской героини для современного читателя?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели : показать способы создания образа; развивать навыки анализа текста, монологической речи; дать понятие о «тургеневской девушке». Методические приёмы : пересказ, беседа по вопросам, работа в группах, элементы анализа текста. Оборудование : презентация, аудиозаписи «Баркаролы» П.И.Чайковского, русской народной песни «Матушка, голубушка».
Работа в группах. 1 группа. Портрет. -Можно ли назвать Асю красавицей? Найдите в тексте детали портрета. В чём особенности портрета Аси? 2 группа. Основные черты характера Аси. -Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н.Н., прокомментируйте, сделайте вывод. 3 группа. Ключевые образы, связанные с Асей. - Найдите в тексте такие образы, прокомментируйте их. - Какие образы противопоставлены образу Аси?
Образ главной героини. Портрет Ася отнюдь не красавица, хотя кажется повествователю «очень миловидной». У неё «самое изменчивое лицо». Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой «Тургеневской девушки». В облике своих героинь автору важны обаяние, грация, свобода, искренность, чистота, неповторимость.
«Её надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая…» 2. Основные черты характера Аси естественность наивность искренность непосредственность « окрылённость » способность глубоко чувствовать стремление к «полёту», к подвигу, к самосовершенствованию самоотверженность доброта, внутренняя сила В. М. Зельдес (1982)
«Крылья у меня выросли – да лететь некуда.» 3.Ключевые образы, связанные с Асей. статуя мадонны легенда о Лорелее Татьяна, героиня «Евгения Онегина» образ летящей птицы В. М. Зельдес (1982)
Сопоставление психологического состояния и действий героев в XI-XII гл. Господин Н. Н. Ася весёлый печальная любуется боится вошёл покраснела, собралась было бежать «не только о будущем – о завтрашнем дне не думал» «всю ночь думала… о многом «мне было очень хорошо» мысли о смерти смеётся бледнеет
Почему счастье героев не состоялось? Н. Н. боится Асиной «странности», боится неожиданности и беспокойства, которое ему сулит женитьба на ней. Он поступает «благоразумно», «по правилам», «как честный человек», а любовь – нарушение всех правил. Героям не суждено быть вместе. Автор наказывает героя за то, что он не узнал любовь, сомневался в ней. Осознание чувства любви к нему пришло слишком поздно. Нельзя откладывать любовь и счастье на завтра. М. В. Зельдес ( 1982 )
Образ «тургеневской девушки»
«Тургеневскую девушку» отличает г лубокий внутренний мир превосходство внутренней красоты над внешней проста, сердечная искренность непосредственность отсутствие фальши и лицемерия сила духа самоотверженность готовность к свершению подвига способность противостоять свету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")
Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока: обобщение и систематизация знанийФорма поведения: урок-исследованиеЦел...
К добру стремленье – подвигу подобно… Образ «тургеневской» девушки (по повести И.С. Тургенева «Ася»).
План урока по литературе...
"Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет". Место повести в сборнике («Петербургские повести»).
Цели урока: Образовательная : путем аналитического изучения показать сквозную тему- тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести - это предназначение и п...
М. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы повести «Собачье сердце». Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...