компетентностный подход к изучению культуры речи на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход к обучению культуре речи на уроках русского языка.
Онищенко Лилия Владимировна,
МБОУ СОШ №4 г-к Анапа,
учитель русского языка и литературы
Адрес: г-к Анапа, ул. Владимирская 66,кв 6.
Электронный адрес: lilia.salamandra@yandex.ru
Современное обучение русскому языку предполагает усиление практической направленности, требует компетентностного подхода, при котором формируется всесторонне развитая личность, обладающая теоретическим мышлением, языковой интуицией, владеющая культурой речевого общения и поведения.
На уроках русского языка учащиеся, решая задачи жизненного характера на основе компетентностного подхода, формируют и развивают коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Коммуникативная компетенция- это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Сегодня мы нуждаемся в речевой личности, т.е. человеке, который в любой ситуации может чётко и грамотно сообщить необходимые сведения, обстоятельно ответить на вопрос, корректно вести спор, грамотно строить диалог. Это необходимо, чтобы войти в жизнь образованным и уверенным в себе человеком. Этому служит культура речи. И здесь компетентностные задания являются перспективными, т.к. при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер.
Современные учебники русского языка соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, так УМК под редакцией С.И.Львовой, по которому я работаю, обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей школьников, овладение общеучебными умениям, «Культура речи» вынесена в отдельный раздел.
Какие же компетентностные задания мы можем предложить учащимся при изучении культуры речи? Уже в 5 классе, работая над проблемными вопросами, школьники учатся объяснять понятия «культура речи», «норма»; оценивать примеры с позиции «правильно» - «неправильно», пользоваться соответствующими словарями.
Большое внимание уделяется редактированию ошибок в письменной речи, анализу звучащей речи, проведению мини-исследований, творческим работам, проектной деятельности.
Проиллюстрировать различные виды компетентностных заданий можно на примере изучения речевого этикета.
Учащимся предлагается составить диалоги и инсценировать их, работая в парах:
-придумайте и разыграйте сценку «В кабинете врача», построенную по всем правилам современного русского речевого этикета;
-разыграйте сценку «В автобусе». Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.
-работая парами, инсценируйте разные варианты диалогов в следующих ситуациях:
А) пригласите одноклассника в гости;
Б) постарайтесь отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть одноклассника;
В) попросите одноклассника дать почитать вам книгу;
Г) вам преподнесли подарок, который не очень обрадовал вас;
Д) попросите вернуть книгу (диск, кассету), которую у вас взяли давно.
Для проведения лингвистических мини-исследований можно предложить следующие задания:
-проанализируйте роль слов и выражений «так сказать», «как бы», «ну вот», «типа того», «прикинь», «конкретно» и т.п. в речи современной молодежи. Опишите ситуацию, когда таких слов было употреблено много, но без пользы для взаимопонимания, что и привело к казусу.
Например:
Портной примеряет брюки клиенту.
-Не длинны?
-Ну, короче…Типа того…
Мастер укорачивает:
-А теперь?
-Ну, короче…Конкретно…
Мастер снова укорачивает. Они уже едва закрывают колени, но желание клиента-закон.
-Сейчас как?
-Ну, короче… Прикинь…
-Так бы и сказали, что вам нужны шорты…
-Работа в группе. Расскажите о собственных наблюдениях над речью детей и взрослых, о метких и уместных высказываниях. Заведите тетрадь «Жемчужины речевого мастерства».
Творческие задания формируют коммуникативную компетенцию (умение создавать высказывание, текст определённого стиля, типа, жанра). Это сочинения-миниатюры, рассказы (Придумайте рассказ, в котором слова «благодарю», «спасибо» были бы употреблены с горькой иронией). Можно предложить учащимся написать приглашение, оформив его как sms-сообщение или оригинальное поздравление к празднику, юбилею.
Проектное задание развивает индивидуальность, творческую инициативу, познавательные навыки, критическое мышление, навыки самостоятельного движения в информационном поле. Интересные темы может выбрать как учитель, так и сам учащийся:
-Культура речи и современная жизнь.
-Этические нормы речевой культуры.
-Невербальные средства общения.
-Русский язык в молодежной субкультуре.
-Язык как культурный код народа.
-Соблюдение правил речевого этикета в споре, дискуссии.
-Владение речевым этикетом - это важно?
Таким образом, при изучении культуры речи компетентностные задания являются одним из способов повышения эффективности предметного содержания.
Язык помогает нам познавать мир и совершенствовать себя, чтобы стать успешным человеком, полезным обществу и стране. Прекрасно сказал об этом известный современный лингвист Л.И.Скворцов: «В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации и Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации, глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательны для всякого образованного человека и патриота».
Литература:
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Павлова Л.Г, Кашаева Е.Ю. / Ростов н/Д: Феникс,2005.-256 с.
- А.М. Головизин Русский язык .9 класс. Условия успешной коммуникации: элективный курс / авт.-сост. А.М.Головизин. / Волгоград: Учитель,2008. -95с.
- Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. / М.:Дрофа,2004
- Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля. / М.:Просвещение,2006 – 239с.
- Т.И.Павлова, Т.В.Белоусова Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы. Методический конструктор. Учебное пособие. / тм Легион Ростов-на-Дону,2012 -72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"
В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...
Методическая разработка "Обучение культуре речи на уроках русского языка"
Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию...
Синтаксис и культура речи. Обобщающий урок русского языка в 11 классе.
На первое место выходят уроки обобщающего характера, объединенные в блоки и имеющие практическую направленность. Немаловажную роль играют уроки, содержащие вопросы культуры речи....
Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать...
Презентация "Обучение культуре речи на уроках русского языка"
Методическая разработка на тему: «Обучение культуре речи на уроках русского языка» имеет теоретический характер и практическую направленность. Цель данной работы: способствовать формированию у школьни...
Презентация "Работа по культуре речи на уроках русского языка"
Лекционный материал на тему6 "Работа по культуре речи на уроках русского языка"...