Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
- Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, парная – все учащиеся вовлекаются в работу. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Кроме этого, используемая технология развития критического мышления позволяет стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускать механизмы самообразования и самоорганизации. Не присваивается готовая информация, а конструируется своя собственная через графическую систематизация, сочинение синквейнов, мини-сочинений, рассуждений и т.д. Это дает возможность реализовать второй принцип – воспринимать литературу не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я.
- Отбор содержания урока и технологии проведения определялся следующим принципом моей работы – заинтересовать и научить думать. Постаралась раскрыть те грани творческой и личной судьбы писателя, которые остались за рамками уроков по творчеству Грибоедова. Опять же технология развития критического мышления помогает научить думать, а не просто усваивать готовую информацию. Поэтому на таких уроках практически отсутствует работа по учебнику. Ребенку дозволено ошибаться.
- Средства и приемы:
- четкое соблюдение трех фаз урока:
Стадия «вызова» интереса (игровой момент – ассоциативный кроссворд – проверяется знание усвоенного материала, а также прием проблемного подхода к формулировке темы урока).
Стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (прием инсерт - маркировка, прием графической систематизации материала (кластер) и рассказ по ключевым словам), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Стадия – «рефлексии» (размышления) - формируется личностное отношение к материалу и фиксируется с помощью собственного текста (синквейн). Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 176 КБ |
презентация к открытому уроку Неизвестный Грибоедов | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова
«Неизвестный Грибоедов»
Учитель: Куртлацкова О.Н., ГОУ СОШ №918 г.Москва
- Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Николаевна. Давайте представим, что мы знаем друг друга давно, что не одно произведение прочитали вместе и увлекательно путешествовали по страницам книг любимых авторов. Надеюсь, что и сегодня вам будет не скучно на уроке и у нас с вами получится интересный диалог, тем более предмет нашего разговора хорошо вам знаком – это творчество и судьба необычного писателя А.С.Грибоедова.
- Стадия вызова интереса
А сформулировать тему урока вы мне поможете сами. Прежде всего, давайте вспомним, что вам уже известно о личности Грибоедова. Вам необходимо разгадать кроссворд – найти слова, которые являются ключевыми для понимания жизненного пути писателя, и объяснить, какое отношение они имеют к Грибоедову. Назовите эти слова в хронологическом порядке. Здесь спрятано 8 слов.
Ассоциативный кроссворд «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»
Т | П | Е | Р | С | И | Я | А |
А | Я | З | Ы | Ф | Д | Р | П |
Л | Е | Ф | К | С | Е | А | У |
А | И | А | И | Т | М | Н | Й |
Н | И | Н | А | В | О | Й | Ы |
Т | Н | А | Т | И | К | И | Н |
Н | Е | И | З | В | Е | С | Т |
ОТВЕТ
1Т | 4П | Е | Р | С | И | Я | А |
А | 2Я | З | Ы | Ф | Д | Р | П |
Л | Е | 7Ф | К | С | Е | А | У |
А | И | А | И | Т | М | Н | Й |
6Н | И | Н | А | 3В | О | Й | Ы |
Т | Н | А | Т | И | 5К | И | Н |
8Н | Е | И | З | В | Е | С | Т |
Таланты: занимался философией, археологией, политикой, сочинял музыку, музицировал, играл в театре (амплуа – комические старухи, в Остафьеве на домашней сцене играл роль Еремеевны в «Недоросле», Фонвизина).
Языки: знал основные европейские языки, освоил древние и восточные языки (9 языков), окончил 3 факультета).
Война: война 1812 года, добровольно записался в Московский гусарский полк корнетом, но в боях не участвовал.
Персия: дипломатическая служба в Персии (1818)
Комедия: замысел и создание «Горе от ума» (1820-1824). Появилась в свет (в неполном виде) в журнале Ф.В.Булгарина «Русская Талия на 1825 год».
Нина: Чавчавадзе Н., дочь друга, грузинского поэта, жена Грибоедова (1828)
Фанатики: фанатики мусульманских законов, устроив заговор, разгромили русскую миссию. Грибоедов погиб в неравной схватке. (1828)
- Неизвестный – какие ассоциативные связи возникают у вас с этим словом и именем Грибоедова? (неизвестные страницы биографии – год рождения (1790-1795 ?), неизвестные произведения, не дошедшие до нас). – ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ
Итак, тема сегодняшнего урока «Неизвестный Грибоедов». А в качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам высказывание о писателе Петра Бестужева, декабриста и друга Грибоедова, " Ум обильный, душа чувствительная, …дар слова в высокой степени" (П.Бестужев). Это всего лишь три грани драгоценного камня таланта А.С.Грибоедова. И мы постараемся расширить и обобщить знания о его личности и творчестве, поворачивая этот драгоценный камень его гранями к свету с разных сторон.
- Стадия реализации смысла (активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания).
(демонстрация портретов Грибоедова)
А загадка начинается с необычной внешности Грибоедова. Если внимательно всмотреться в портреты писателя, созданные в разное время и разными художниками, может невольно прийти мысль: один ли это человек изображен на них?
Взгляни на лик холодный сей,
Взгляни: в нем жизни нет;
Но как на нем былых страстей
Еще заметен след!
Так ярый ток, оледенев,
Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев,
Храня движенья вид.
Эти стихи Евгения Баратынского устойчивая традиция называет "Надписью к портрету Грибоедова". Может быть, это и не так, но восемь строк поэта со скупой отчетливостью воссоздают образ величайшего нашего драматурга, - образ, загадочный для его современников и, по существу, оставшийся неразгаданным до конца и по сей день.
Чем ближе вглядываемся мы в образ Грибоедова, чем глубже вдумываемся в смысл написанного им, тем более ощущаем кипение и жар его могучей творческой страсти, тем очевиднее становится драматизм его человеческой и писательской судьбы.
Итак, уважаемые ювелиры, приступим. Первая часть нашей работы – это ваше самостоятельное исследование, а затем представление результатов. У нас шесть групп, каждая получает задание по исследованию одной из граней таланта Грибоедова. Необходимый материал на столах.
1, 2 группа читает материал, используя способ ИНСЕРТ
Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения.
- interactive интерактивная
- noting размечающая
- S- system система
- effective для эффективного
- reading and чтения и
- T- thinking размышления
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
3, 4 , 5 группы читают материал, вычленяя ключевые слова для построения кластеров – схем, где в центре имя «Неизвестный Грибоедов», вам нужно пририсовать лучи.
6 группа работает с вопросами по неизвестным текстам произведений Грибоедова. На выполнение заданий 6-7 минут. Начали.
ГРУППА 1
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 1
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писател, делая пометки карадашом
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
В самом деле, чем ближе вглядываемся мы в образ Грибоедова, чем глубже вдумываемся в смысл написанного им, тем более ощущаем кипение и жар его могучей творческой страсти, тем очевиднее становится драматизм его человеческой и писательской судьбы.
Вначале, как будто, ничто не предвещало трагедии. Молодость Грибоедова - безоблачна: веселая "допожарная" дворянская Москва, благополучный, устоявшийся быт родовитой семьи, необыкновенно раннее умственное развитие. Грибоедов "учился страстно"; одиннадцатилетним мальчиком он стал студентом Московского университета и за шесть с половиною лет прошел курс трех факультетов. Потом - 1812 год, патриотическое воодушевление, военная служба, Литва, офицерская среда, литературные безделки - корреспонденция об офицерском празднике, вполне "домашние" стишки. Еще позже - отставка, Петербург, театральные увлечения, французские водевили, "веселая и разгульная жизнь" .
Но только ли таким входит Грибоедов в жизнь и в литературу? Вовсе нет. Это - сложный, противоречивый характер. "Участь умных людей, мой милый, бо'льшую часть жизни своей проводить с дураками, и какая их бездна у нас!" - жалуется он тому же приятелю. "В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему".
Вскоре представился случай "проститься с Петербургом и с праздной рассеянностью". В годы, проведенные на Востоке, сложилось мировоззрение Грибоедова, расширился его идейный кругозор и обогатился житейский опыт. "Секретарь бродящей миссии", "напитанный древними сказаньями", он жадно вбирал в себя впечатления открывшегося перед ним иного культурного мира. Путевые дневники Грибоедова рекомендуют его, как пытливого исследователя, историка, этнографа и лингвиста. Приятель Грибоедова сообщает: "Он трудился беспрестанно над изучением предметов важных. Правоведение, философия. история, политические и финансовые науки составляли его всегдашнее упражнение". Грибоедову были доступны все высоты мировой культуры. Следы громадной учености видны в его разрозненных заметках. Он, конечно, был одним из образованнейших русских людей своего времени.
Примерно к 1825 г. окончательно сформировался и характер Грибоедова, - характер глубоко оригинальный, деятельный, волевой, резко выраженный во всех своих чертах. Вскоре пришла к нему слава - дипломатическая и писательская. Однако полномочный посол и знаменитый автор менее всего склонен был считать себя баловнем судьбы. Достаточно пересмотреть письма Грибоедова, чтобы убедиться в том, насколько тяготился он службой и сомневался в возможности применить на деле свои знания и творческие силы. Ему душно и тошно в "трясинном государстве", где "холод до костей проникает". Для себя он не видит впереди ничего светлого: "Нынче день моего рождения, что же я? На полпути моей жизни, скоро буду стар и глуп, как все мои благородные современники". Служба? Но - "в обыкновенные времена никуда не гожусь: и не моя вина; люди мелки, дела их глупы, душа черствеет, рассудок затмевается и нравственность гибнет без пользы ближнему. Я рожден для другого поприща..." Литература? Но - "вчера я обедал со всею сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен, их мишурных талантов и мелких душишек"; "грошевые их одобрения, ничтожная славишка в их кругу не могут меня утешить".
Остается творчество, независимость художника, свободное и гордое служение "искусствам творческим, высоким и прекрасным", чтобы создать собственный мир идей и образов, мир чистый, благородный и нравственный. Но тут вступают в дело мучительные сомнения в своих творческих силах и возможностях. "Меня слишком лениво посещает вдохновение... "Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую? умею ли писать? Право, для меня все еще загадка. " Это говорилось Грибоедовым уже в ту нору, когда было создано "Горе от ума", обессмертившее его имя.
И, как итог всех этих грустных ламентаций о своей судьбе, - подлинный вопль отчаянья: "Буду ли я когда-нибудь независим от людей? …Поэзия!! Люблю ее без памяти, страстно, но... кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов".Это - замечательная по своей отчетливости автохарактеристика.
Человек гениальных дарований, громадного ума, энциклопедического образования, не только первоклассный поэт, но и блестящий дипломат, удивлявший современников своими "государственными способностями", по их же наблюдениям, заменявший в Иране двадцатитысячную армию, - Грибоедов погиб тридцати четырех лет, не совершив, быть может, и десятой доли того, что совершить было в его силах.
ГРУППА 2
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 2
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карадашом
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
Тенденции общественного и художественного мировоззрения Грибоедова находились в резком противоречии с тем социально-политическим укладом, в условиях которого ему суждено было жить и творить. Как подавляющее большинство великих русских людей старого мира, Грибоедов был жертвой самодержавно-крепостнического строя, глушившего и калечившего все лучшее, передовое, гениальное, что выдвигал русский народ. "Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!" Он заклеймил этот мир в своей комедии, но выхода из него не нашел, да и не мог найти в силу исторических закономерностей. Больше того - он вынужден был служить этому миру.
Тем не менее, он служил - честно и самоотверженно. В этой связи возникают важные вопросы о том, как понимал Грибоедов свой патриотический долг. "Я хочу быть русским" - говаривал Грибоедов, и был им во всех своих чувствах, мыслях и поступках. Он тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, отвагой, душевной красотой и живым умом русского человека. Знаток и поклонник русской старины, прилежно изучавший летописи, народные песни и памятники древней письменности, он любил мысленно переноситься в "былые времена", в "века необузданной вольности", и даже, находясь в гостях у перса, воображал, что "перенесся за двести лет назад", в московский терем. В этой связи находят объяснение антипатии Грибоедова ко всякого рода "клиентам-иностранцам".
В то же время в патриотизме Грибоедова не было ничего от упрямой косности, шовинистической нетерпимости: национальная культура русского народа не мыслилась им в отрыве от общечеловеческой мировой культуры. Одним из самых центральных вопросов, выдвигавшихся в плане решения этой задачи, был вопрос об европеизации России, ее государственного организма, ее общественного и культурного быта. Для Грибоедова существо проблемы европеизации России заключалось в том, чтобы при усвоении опыта западной цивилизации сберечь самобытные основы русской культуры в процессе переключения ее в русло общечеловеческого культурного движения. Он возмущался лживостью и никчемностью искусственно созданных форм европеизированного быта, из-под которых выпирала азиатская дикость крепостничества. Это возмущение продиктовало ему в "Горе от ума" гневный протест против "нечистого духа пустого, рабского, слепого подражанья" ...
На почве подобных настроений сложился воинствующий гуманизм Грибоедова, проникнутый верой в человека и пафосом борьбы за его духовное и социальное освобождение. О своей душе Грибоедов говорил: "Для нее ничего нет чужого, страдает болезнию ближнего, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии".
В частности, гуманистические убеждения Грибоедова со всей силой сказались в его отношении к горским племенам Кавказа. Он любовно изучал их жизнь и нравы. Он прямо призывал правительство отказаться от "предрассудков" шовинистической исключительности и "равно благотворить всем своим поданным, какой бы они нации ни были". Этой стороной своей деятельности, еще мало изученной, Грибоедов явственно перекликается с нашим временем. Его мысль о том, что русскому народу чужда националистическая ограниченность и нетерпимость (по свидетельству современников, он настойчиво выдвигал эту мысль), отвечает нашему представлению о дружбе народов и более, чем когда-либо, именно сейчас со всей силой убедительности звучат слова поэта, что "чрез сие создалась и возвысилась Россия".
Активное и практическое отношение к жизни отличает Грибоедова от подавляющего большинства людей его времени. Грибоедов вовсе не похож на пылких и прекраснодушных героев десятых - двадцатых годов с их бурным романтическим воодушевлением. Практицизм и реализм Грибоедова определили его отношение к декабристам. Он был кровно связан с декабристским движением, с революционным подпольем 1810-1820-х гг. и, вероятно, формально состоял членом тайного общества. Истинная роль, которую играл он в декабристской организации, до сих пор не выяснена, но можно предположить, что она была велика. Нужно думать, что не без оснований Грибоедов был арестован по обвинению в учреждении тайного общества в Отдельном кавказском корпусе и в распространении политической литературы в Грузии. Но он не верил в реальные политические перспективы декабризма, как движения, Изолированного от широких народных масс и тем самым обреченного на неуспех. Предание приписывает ему такую фразу о декабристах: "Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России".
Отсюда - внутренняя противоречивость позиции Грибоедова. Его грандиозные "воображения и замыслы" терпели крушение в обстановке канцелярской рутины. Пушнин имел все основания сказать о Грибоедове: "Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан".
Примерно за год до смерти Грибоедов признался своему задушевному другу Степану Бегичеву: "Все, чем я до сих пор занимался, для меня дела посторонние, призвание мое - кабинетная жизнь, голова моя полна, и я чувствую необходимую потребность писать". А его, между тем, заставляли служить, упрятали в далекое восточное захолустье, куда он уехал в последний раз с предчувствием, что назад уже не вернется.
Однажды Грибоедов промолвился: "Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимая от внешней". Этой же высокой и напряженной жизни русская культура обязана созданием одного из самых драгоценных своих сокровищ, которое мы называем творчеством Грибоедова.
Итак, 1 - я грань драгоценного камня «Ум обильный»
ПРОВЕРКА
Группа 1, 2 –инсерт (в это время группа 3, 4, 5 выносит на доску кластеры, выписывают произведения Грибоедова)
- Что вам показалось интересным в неоднозначной личности Грибоедова и что осталось за страницами учебника?
Группа 3, 4 – опираясь на кластеры, расскажите, что вы узнали нового о писательской судьбе Грибоедова.
КЛАСТЕР
ЧАСТЬ 1
КЛАСТЕР
ЧАСТЬ 2
2 –я Грань «Душа чувствительная»
- А как вы понимаете выражение "душа чувствительная" (дискуссия с учащимися).
Вынести на доску идеи учащихся
Толковый словарь В.Даля: чувствительный человек – восприимчивый, впечатлительный, мягкосердный, у кого острые чувства, нравственное чувство сильно развито.
Прослушивание вальса Грибоедова.
- Как вы думаете, для чего я включила вам эту музыку, как она связана с Грибоедовым?
Одним из талантов Грибоедова было сочинение собственной музыки и музицирование. Он написал несколько вальсов, а данный вальс посвящен любимой девушке, Нине Чавчавадзе, ставшей его женой (портрет на экране)
НА ЭКРАНЕ
М.И.Глинка о Грибоедове:
"Провел около целого дня с Грибоедовым. Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом А.С.Пушкин написал романс "Не пой, волшебница, при мне".
Вот как об этом написал в своем романе "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянов (из главы 2, конец главки 34) о работе над трагедией "Грузинская ночь" (ещё одно подтверждение чувствительности души человека).
Обед кончился, начался чай.
Грибоедов, угловато и быстро, прошел к роялю. Он стал наигрывать.
Гуськом подошли музыканты, Глинка и косматый итальянец. Грибоедов кивнул и продолжал наигрывать.
- Что это такое? - спросил Глинка, и черный хохлик на голове у него приподнялся.
- Грузинская какая-то мелодия, - ответил Грибоедов.
- Что это такое? - крикнул с места Пушкин.
Грибоедов играл и, полуобернувшись к Пушкину, говорил:
- Вообразите ночь в Грузии и луну. Всадник садится на коня, он едет драться.
Он наигрывал.
- Девушка поет, собака лает.
Он рассмеялся и отошел от рояля.
Тут заставили его читать. Трагедия его называлась "Грузинская ночь".
- Но нет их! Нет! И что мне в чудесах
И в заклинаниях напрасных!
Нет друга на земле и в небесах.
Ни в боге помощи, ни в аде для несчастных!
Он знал, что стихи превосходны.
И огляделся.
Пушкин помолчал. Он соображал, взвешивал. Потом кивнул:
- Это просто, почти библия. Завидую вам. Какой стих: "Нет друга на земле и в небесах".
Грибоедов поднял взгляд на Крылова.
Но ничего не сказал Крылов, уронивший отечную голову на грудь.
- А этот отрывок уже не только о чувствительной душе, но и о третьей грани таланта «Дар слова в высокой степени»
Бытует мнение, что великие писатели, написав одно главное свое произведение - обессмертили бы в литературе свое имя.
Можно ли с этим согласиться?
Давайте послушаем результаты работы группы №5 – Только ли комедия Горе от ума обессмертила имя Грибоедова?
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 3
Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер – фишбоун (рыбная кость)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост
Писательская судьба Грибоедова не совсем обыкновенна. Он остался в истории "автором одной книги" (homo unius libri); все, что написано им сверх "Горя от ума", не может идти ни в какое сравнение с бессмертной комедией. Это бесспорно, но, вместе с тем, обычное представление о Грибоедове, как о "литературном однодуме", - представление это искажает правильное историко-литературное осмысление всего художественного наследия Грибоедова от ранних его пьес до поздних трагедийных замыслов и снимает вопрос об интенсивном и сложном пути его творческого развития.
Драматургия молодого Грибоедова - еще вся целиком в традициях "легкой" светской комедии классического стиля, господствовавшей на русском театре в начале XIX века. Полупереводные - полуподражательные "комедии интриги", с которых начал Грибоедов ("Молодые супруги", "Притворная неверность"), построены по узаконенному шаблону, по правилам, предписанным французской драматургической теорией. Традиционные сюжетные перипетии и ситуации, основанные на незамысловатых эффектах любовной интриги, закостенелые формы шестистопного стиха, схематизм в обрисовке персонажей, крайняя бедность, если не полное отсутствие сколько-нибудь весомого идейного содержания - вот, что характеризует эти пьески, в которых ничто еще не предвещает автора "Горя от ума".
Сцены из комедии "Своя семья, или Замужняя невеста" стоят на значительно более высоком идейном и художественном уровне. В частности, глубоко присущее Грибоедову тонкое чувство языка, проникающее в самую природу "театрального", звучащего со сцены слова, подсказало ему здесь тщательно разработанные стиховые диалогические формы, основанные на богатстве и разнообразии живых разговорных интонаций и отражающие речевую практику дворянского общества начала XIX века. Впоследствии эти формы нашли необыкновенно широкое и блестящее применение в "Горе от ума".
В ряду ранних произведений Грибоедова особняком стоит сочиненная им сообща с П. А. Катениным большая оригинальная комедия в прозе "Студент". Это - комедия памфлетно-сатирического склада, написанная в литературно-полемических целях и начиненная пародиями на стихи поэтов сентиментально-элегического стиля. Резкое изображение быта и нравов, известная широта охвата социальной темы (см., например, д. I, явл. 12), нарочитая "грубость" и "простонародность" языка, довольно откровенное пренебрежение каноническими правилами французской теории - все эти качества противопоставляют "Студента" жанру легкой светской комедии, в традициях которой складывалась драматургическая практика молодого Грибоедова. Элементы бытовой сатиры, наличествующие в "Студенте", могут быть соотнесены с "Горем от ума", да и самый образ Звёздова в известной мере предвосхищает образ Фамусова.
Комедия Грибоедова возникла на почве развитой литературно-театральной культуры, уже имевшей к тому времени свои устойчивые традиции. Шаховской, Катенин, Жандр, Кюхельбекер составляли ближайшее дружеское и литературное окружение Грибоедова. В разной мере все они принимали активное участие в деле выработки нового прогрессивного мировоззрения и боролись за национальное самоопределение русского искусства, за его самобытность и народность, за повышение его общественного значения и влияния.
Сила и размах художественного дарования Грибоедова определили масштабы его творческой работы. В "Горе от ума" он оставил далеко позади себя все гипотетически мыслившиеся решения проблемы обновления комедийного жанра, решил их по-своему - смело и гениально, и выступил подлинным реформатором русской комедии, на целое столетие предопределившим пути ее дальнейшего развития. "Горе от ума" завершило на русской почве традиции классической комедиографии XVIII века и, вместе с тем, открыло собою новую эпоху русской драматургии, ознаменованную творчеством Гоголя, Лермонтова, Сухово-Кобылина и Островского.
Грибоедов смело и радикально разрушил канон классической комедии, преодолев ее условность и схематичность, вместив в ее формы широкую общественную тему столкновения двух поколений. Великой удачей "Горя от ума" Грибоедов был обязан свободе своего творческого сознания, независимости своих художественных представлений от нормативных теорий и школьных правил. Именно на примере "Горя от ума" можно с особенной ясностью проследить процесс вызревания реалистического стиля из распадавшейся и отмиравшей художественной системы классицизма.
Таким же художником-реалистом был Грибоедов и в сфере литературного языка. Можно сказать, что, наряду с Крыловым и Пушкиным, Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. Современники единодушно отмечали необыкновенное богатство, чистоту и гибкость стихотворного языка грибоедовской комедии, его "непринужденность", "разговорность" и "русский колорит". В. Ф. Одоевский с полным основанием назвал Грибоедова "единственным писателем, который постиг тайну перевести на бумагу наш разговорный язык". Пушкин предсказал, что половина стихов "Горя от ума" войдет в пословицы.
Особенно интересовали зрелого Грибоедова темы, связанные с историей и борьбой русского народа. Темами своими он выбирает судьбу Ломоносова - самородного гения, выдвинутого из самых глубин народной России ("Юность вещего"), полную драматического напряжения борьбу Руси с половцами ("Серчак и Итляр"), другие героические, события русской истории (замыслы трагедий о Владимире Киевском и Федоре Рязанском, о которых до нас дошли лишь глухие упоминания) и, наконец, Отечественную войну 1812 г. В драме о 1812 г. Грибоедов уже органически связывал тему личной судьбы Героя с общей темой народа, как творца и движущей силы истории.
Однако Грибоедов в своем решении национально-героической темы шел значительно дальше, нежели декабристские поэты. Богатый личный опыт помог Грибоедову глубже и шире раскрыть природу исторического процесса и социальных катастроф. Осознав слабость дворянских революционеров, не имевших опоры в народе, Грибоедов раньше других пришел и к постижению исторических закономерностей жизни народов. Его критический взгляд помог ему правильно понять и оценить роль и значение народа, как главной движущей силы истории. Так в сознании Грибоедова рождается новая, уже последекабристская философия истории, нашедшая отражение (к сожалению, весьма неполное) в его трагедийных замыслах.
Большой интерес в этой связи представляет план трагедии "Родамист и Зенобия", позволяющий в общих чертах установить содержание одного из грибоедовских замыслов, хотя в плане намечена, по существу, лишь завязка трагедии (два акта из предполагавшихся, по-видимому, пяти). Тема трагедии, взятая из древней истории Грузии и Армении, - заговор вельмож против царя-тирана. Заговор терпит крушение - потому что заговорщиками владеют "мелкие страсти" (тогда как Родамист - сильный, волевой характер, с душой, "алчущей великих дел"), потому что они "ссорятся о будущей власти", потому, наконец, что "народ не имеет участия в их деле, - он как будто не существует". В третьем акте трагедии "возмущение делается народным, но совсем не по тем причинам, которыми движимы вельможи".
На линии высокой стиховой трагедии стоит и "Грузинская ночь" (очевидно, последнее произведение Грибоедова). Написанная с целью изобразить "характер и нравы грузин", с широким использованием материала грузинских народных сказок и поверий, трагедия отличается напряжением и бурным разрешением драматических ситуаций и эмоциональной насыщенностью образов. В уцелевших отрывках трагедии с полной очевидностью выявлена ее антикрепостническая направленность. В центре трагедии - героический образ матери-мстительницы.
Трагедийные замыслы Грибоедова решительно противоречат традиционному пониманию его, как "литературного однодума" и вообще без учета их нельзя решить проблему художественного мировоззрения Грибоедова во всем ее объеме. Направление творческого пути Грибоедова - от его ранних салонных комедий, скроенных по французской мерке, до самобытной народно-исторической драмы о 1812 г. - в общем плане может быть определено достаточно точно. Это был путь поэта, возросшего на почве просветительской философии и рационалистической эстетики позднего классицизма, преодолевшего их механистичность, абстрактность и внеисторичность и с силой подлинной гениальности воплотившего тенденции реалистического постижения объективной действительности.
Гениальный поэт остался в истории автором одного произведения. Но Пушкин сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже написал "Горе от ума". В этих словах - признание великой исторической заслуги Грибоедова. Он заложил основы реализма на русской сцене.
КЛАСТЕР – Фишбоун (рыбный скелет)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост
- Мы знаем Грибоедова как создателя великой комедии, а он, оказывается, планировал создать историческую народную драму, писал сатирические произведения и был уже лириком даже в комедии «Горе от ума». А проиллюстрирует нам «дар слова Грибоедова в высокой степени» группа 6.
Группа 6
- Грибоедов – писатель – историк
Рассказ о драме «1812 год» - ответы на вопросы
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 4
Задание: прочтите текст о драме Грибоедова «1812 год», найдите ответы на вопросы.
- В чем новаторство произведения Грибоедова для литературы 20-х годов 19 века? (содержательная сторона, герой, замысел)
- Какие необычные для того времени темы поднимаются в произведении? Прочитайте в качестве примера отрывок из сохранившегося материала драмы?
В драме о 1812 г. Грибоедов уже органически связывал тему личной судьбы Героя с общей темой народа, как творца и движущей силы истории. Уцелевшие план и фрагмент этой драмы представляют собою явление единственное в литературе двадцатых годов. Отечественная война, служившая в официозной литературе источником казенных ложно-патриотических восторгов и сводившаяся к "истории генералов двенадцатого года", предстает в драме Грибоедова, как освободительная народная война. Судя по плану, Грибоедов в полной мере уяснил громадную роль Отечественной войны в становлении национального самосознания русского народа. Его замысел проникнут идеей творческой силы народа ("Сам себе преданный, - что бы он мог произвести?"). Он всячески подчеркивает "народные черты" войны, центральным героем драмы избирает крепостного. Герой остается в Москве при вступлении в нее неприятеля, после - бежит из Москвы и сражается с французами во "всеобщем ополчении без дворян" (тут же "трусость служителей правительства"). Эта тема измены дворянства своему патриотическому долгу защиты отечества затронута и в дошедшей до нас сцене, в монологе Петра Андреевича ("А ныне знать, вельможи - где они?.."). Дальнейшая судьба героя окончательно раскрывает идейный, антикрепостнический смысл драмы. М., совершивший отважные подвиги, попадает в Вильну, где дворянство пожинает плоды победы: "Отличия, искательства; вся поэзия военных подвигов исчезает. М. в пренебрежении у начальников. Отпускается восвояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию". И в итоге - "прежние мерзости. М. возвращается под палку господина, который хочет ему сбрить бороду", и в отчаянии кончает самоубийством. Здесь Грибоедов задался целью художественно реализовать мысль декабристов о трагической судьбе народа-героя, народа-победителя, спасшего Россию в час грозной опасности и после одержанной им великой победы снова ввергнутого в цепи рабства и бесправия.
Конкретно-историческое мышление Грибоедова позволило ему объединить в едином драматургическом замысле две темы - героическую и "гражданственную". Драма должна была не только прославить бессмертный подвиг народа, но и разоблачить своекорыстие, лживость и деспотизм правящего класса. Такое совмещение героического и разоблачительного начал было новым для русской литературы и могло возникнуть лишь в результате реально-критического осмысления национальной истории.
В своем опыте создания национальной народной драмы Грибоедов решительно сломал все нормы классической поэтики. Центральный герой - не только не исторический деятель, но "зауряден" по самому своему социальному положению, и тем не менее сделан участником величайшего исторического события. Наряду с вымышленными героями в драме действуют и исторические лица (Наполеон, Александр I), причем они выведены на сцене прямо, без каких-либо обиняков и условностей. Народ сделан активным участником драматического действия. Установка на реалистическую верность изображения действительности свободно совмещается с введенной в драму фантастической сценой в Архангельском соборе. Резкое нарушение правил классической поэтики сказывается и в полном игнорировании единства времени и места. Грибоедов отказался от традиционного деления пьесы на акты; действие развертывается "по Шекспиру", как историческая хроника со свободным чередованием сцен, перемещаясь с московской площади во дворец Наполеона, в деревню, в Вильну. Конечно, трудно гадать на основании отрывочных наметок Грибоедова, как строилась бы его драма сюжетно и композиционно, но можно говорить о том, что он в данном случае отказывался и от единства действия в том смысле, какой придавала этому понятию классическая теория. Здесь, по-видимому, не было бы единства драматической интриги, но зато было бы иное, более важное единство - идейное, единство исторического события, изображенного во всей сложности его обстоятельств и развития.
Два события современной истории имели для Грибоедова особенно важное значение - Двенадцатый год и декабризм. Это - как бы две стихии его творчества. "Горе от ума" рождено атмосферой 1812 г. Победа русского народа в Отечественной войне всему миру показала национальный облик русского человека, подвела итог целой полосе русской жизни, разрушила иллюзии "времен очаковских" и имела великое революционное значение. 1812 год - первый проблеск русского национального самосознания (что Грибоедов и хотел показать в своей драме о крепостном) и закваска всей русской национальной культуры нового времени.
«1812 год»
Грибоедов А.С.
(год написания не известен)
(План и сцена из драмы) ОТДЕЛЕНИЕ 1
Красная площадь
История начала войны, взятие Смоленска, народные черты, приезд государя, обоз раненых, рассказ о битве Бородинской. М * с первого стиха до последнего на сцене. Очертание его характера.
Собор Архангельский
Трубный глас архангела; на его призыв возникают тени давно усопших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч., Из разных стихий сложенные и с познанием всего, от начала века до днесь, как будто во всех делах после их смерти были участниками, но вместе с тем исчезла у них память о тем, чт_о_ было с ними за пределами сей жизни, и где были, и откудова ныне вновь призваны к бытию. Пророчествуют о године искупления для России, если не для современников, то сии, повествуя сынам, возбудят в них огнь неугасимый, рвение к славе и свободе отечества. Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезают.
Терем царей в Кремле
Наполеон с сподвижниками. Картина взятия Москвы. Н[аполеон] один. Высокие воспоминания. Открывает окно, лунная ночь. Видение - или нет, как случится. Размышление о юном, первообразном сем народе, об особенностях его одежды, зданий, веры, нравов. Сам себе преданный, - что бы он мог произвести?
ОТДЕЛЕНИЕ 2
Галлерея в доме Познякова
Входит офицер R. из приближенных к Наполеону (см. сц[ена] 3-я, 1-го отделения]), исполненный жизни, славы и блестящих надежд. Один поседелый воин с горьким предчувствием опытности остерегает насчет будущих бедствий. Ему не верят. Хохот. Из театра несутся звуки пляски и отголоски веселых песен. Между тем зарево обнимает повременно окна галлереи; более и более устрашающий ветер. Об опустошениях огня. Улицы, пылающие дома. Ночь. Сцены зверского распутства, святотатства и всех пороков. - R* и М* в разных
случаях.
Село под Москвой
Сельская картина. Является М*. Всеобщее ополчение без дворян. (Трусость служителей правительства - выставлена или нет, как случится.)
ОТДЕЛЕНИЕ 3
Зимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертей. Истязание R* и поседелого воина. Сей юноша показывает пример, и оба умирают героями. Подвиги М*. Множество других сцен,
ЭПИЛОГ
Вильна
Отличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М* в пренебрежении у военачальников. Отпускается во-свояси с отеческими наставлениями к покорности и послушанию,
Село или развалины Москвы
Прежние мерзости. М * возвращается под палку господина, который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние ............... {Многоточие - в первопечатном тексте. - Ред.} самоубийство.
<СЦЕНА ИЗ ДРАМЫ>
Петр Ан[дреевич] Дитя мое любезное, <Наташа>! {*} Оставь шитье, узоры кружевные: Не выряжать тебе красы своей На светлых праздниках. Не выезжать С боярами, князьями. Было время: Ласкают и манят тебя с собой И мчат в богато-убранной карете. А ныне знать, вельможи - где они?... Тот князь, твой восприемник от купели? Его жена? Родня? Исчезли все! Их пышные хоромы опустели. Когда слыла веселою Москва, Они роились в ней. Палаты их Блистали разноцветными огнями... Теперь, когда у стен ее враги, Бессчастные рассыпалися дети, Напрасно ждет защитников; сыны, | Как ласточки, вспорхнули с теплых гнезд И предали их бурям в расхищенье. Ты из житья роскошного обратно В убогий дом отцовский отдана, А мне куда с тобой?... Куда укрыться? И если б мог бежать отселе я, Нет! нет!... Не оторвался б от тебя, О матерь наша, мать России всей, Кормилица моя, моих детей! В тебе я мирно пожил, видел счастье, - В тебе и гроб найду. Мой друг, <Наташа>, {*} Гроза над нами носится, - потерпим, И с верою вдадимся той судьбе, Которую господь нам уготовил. Грустна, грустна!... О ком же плачешь ты? О прежних ли подругах и забавах? |
Наташа
Ах, батюшка! Я плачу не о том!
Теперь не та пора...
(Рыдает)
Петр Ан[дреевич]
И те ли времена? О брате что ли?
Наш Алексей... Даруй ему господь
Со славой устоять на ратном поле.
Мне всё твердит: он будет жив.
Наташа
Нет, батюшка, я плачу не об нем.,
(Рыдает пуще прежнего)
Петр Ан[дреевич]
Когда же ты о родине печальна,
Рыдай, мое дитя, - и для тебя
Отрадного я слова не имею.
Бывало, на душе кручинно, - посох в руки,
С тобою сердцу легче, всё забыто...
Утешенный я приходил домой.
Бывало, посетишь и ты меня, отца,
Обнимешь, всё осмотришь... угол мой
На полгода весельем просветится...
А ныне вместе мы, и ним не легче!
Москва! Москва! О, до чего я дожил!...
(Растворяет окно)
{* В первопечатном тексте - Надежда. - Ред.}
- Действительно, Грибоедов перешагнул свой век намного дальше, чем его соратники по перу. Понадобились великие достижения не только Пушкина, но и Баратынского, Лермонтова, Тютчева, чтобы лирическое стихотворение, книга стихов выдвинулись на первый план. Но первый шаг в этом сделал Грибоедов, Грибодов – лирик. Послушайте стихотворение
Прости, Отечество!
Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.
О! не обманывайся, сердце,
О! призраки, не увлекайте!...
Нас цепь угрюмых должностей
Опутывает неразрывно.
Когда же в уголок проник
Свет счастья на единый миг,
Как неожиданно! как дивно! -
Мы молоды и верим в рай, -
И гонимся и вслед и вдаль
За слабо брежжущим виденьем.
Постой! и нет его! угасло! -
Обмануты, утомлены.
И что ж с тех пор? - Мы мудры стали,
Ногой отмерили пять стоп,
Соорудили темный гроб,
И в нем живых себя заклали.
Премудрость! вот урок ее:
Чужих законов несть ярмо,
Свободу схоронить в могилу,
И веру в собственную силу,
В отвагу, дружбу, честь, любовь!!! -
Займемся былью стародавней,
Как люди весело шли в бой,
Когда пленяло их собой
Что так обманчиво и славно!
Не есть ли это образец гражданской лирики?
Но оказывается, "Горе от ума" - одно из первых произведений русской поэзии, где, еще в драматическом платье, выступила поэтическая лирика, освободившаяся от жанровых ограничений оды, послания, элегии.
Группа 6 представит нам отрывки из комедии, которые можно считать законченными произведениями, годными к печати отдельно, как самостоятельные стихи.
Найдите образец гражданской лирики. (Д. 2, Я. 5 – слова Чацкого)
“А судьи кто?” - образец гражданской лирики.
- А ЭТО ЛИРИКА ИНОГО РОДА
Найдите образец лирической поэзии (Д. 4, Я. 2 – слова Чацкого)
Ну вот и день прошел, и с ним
Все призраки, весь чад и дым
Надежд, которые мне душу наполняли.
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть этих встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! - Пустое.
В повозке так-то на пути,
Необозримою равниной, сидя праздно,
Все что-то видно впереди,
Светло, сине, разнообразно;
И едешь час, и два, день целый; вот резво
Домчались к отдыху; ночлег: куда ни взглянешь,
Все та же гладь и степь, и пусто и мертво...
Что это, как не одно из лучших стихотворений в русской лирике?
Недаром в своих заметках по поводу "Горя от ума" Грибоедов называл комедию сценической поэмой и признавался: «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было”. Итак, мы доказали, что Грибоедов – это еще и поэт-лирик.
- Стадия осмысления и рефлексии
- НО «Горька судьба поэтов всех времен». Не избежал этой участи и Грибоедов, поэт – лирик, драматург, комедиограф, историк, публицист, дипломат, музыкант. Не счесть граней его таланта, разрушенных смертью, будто чья-то злая рука специально во время погрома уничтожила все дневники, письма, путевые заметки, планы, оригинал «Горе от ума», оставив нам эти тайны...
На памятнике писателя по просьбе жены начертаны слова
ЭКРАН
"Ум и дела твои бессмертны, в памяти русских»
Вывод: Как эти слова на памятнике соотносятся с темой нашего урока?
ЭКРАН
бриллиант
После смерти Грибоедова царь Николай I принял извинения от иранского шаха и подарок – огромный БРИЛЛИАНТ. «Я предаю вечному забвению тегеранское дело» - заявил государь. Этот камень хранится рядом с портретом Грибоедова в Алмазном фонде России как символ недооцененного таланта великого русского писателя А.С.Грибодова.
В завершении нашего урока давайте попробуем сочинить собственное произведение о Грибоедове в форме синквейна, лаконично заключив в него самое важное, что мы узнали о жизни и творчестве этого писателя.
Составить Синквейн
Правила написания синквейна от французского слова «cing» – пять:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ или более слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
ПРИМЕР
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество
Грибоедов
Талантливый, многогранный
Лирик, драматург, историк
" Ум обильный, душа чувствительная, …дар слова в высокой степени"
Неизвестный
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ
ГРУППА 1
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 1
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писателя , делая пометки карадашом
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
ГРУППА 2
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 2
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писателя, делая пометки карадашом
Способ ИНСЕРТ: + «знаю», ! «интересно», - «не знаю, думал иначе», ? «не понял».
ГРУППА 3
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 1
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писателя, найдите ключевые понятия, систематизируйте данный материал в схеме - кластере в виде солнца, где в центре «Неизвестный Грибоедов», а лучи – ключевые понятия, раскрывающие личность Грибоедова.
ГРУППА 4
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 2
Грань «Ум обильный»
Задание: прочтите текст о личности писателя, найдите ключевые понятия, систематизируйте данный материал в схеме - кластере в виде солнца, где в центре «Неизвестный Грибоедов», а лучи – ключевые понятия, раскрывающие личность Грибоедова.
ГРУППА 5
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 3
Задание: прочтите текст о творчестве Грибоедова, выделите ключевые слова, постройте кластер (схему) – фишбоун (рыбная кость)
Вопрос: Грибоедов – творец одного произведения? – голова
Доказательства: Произведения Грибоедова – скелет
Ответ: Путь Грибоедова – от классицизма до тенденций реализма - хвост
ГРУППА 6
ЛИСТ №1
Орлов В.В.
Грибоедов
Часть 4
Задание 1: прочтите текст о драме Грибоедова «1812 год», найдите ответы на вопросы.
- В чем новаторство произведения Грибоедова для литературы 20-х годов 19 века? (содержательная сторона, герой, замысел)
- Какие необычные для того времени темы поднимаются в произведении? Прочитайте в качестве примера отрывок из сохранившегося материала драмы?
Задание 2: представьте отрывки из комедии Горе от ума», которые можно считать законченными произведениями, годными к печати отдельно, как самостоятельные стихи.
А) Найдите образец гражданской лирики. (Д. 2, Я. 5 – слова Чацкого)
Б) Найдите образец лирической поэзии (Д. 4, Я. 2 – слова Чацкого)
Роман "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова (из главы 2, конец главки 34) о работе над трагедией "Грузинская ночь" (ещё одно подтверждение чувствительности души человека).
Обед кончился, начался чай.
Грибоедов, угловато и быстро, прошел к роялю. Он стал наигрывать.
Гуськом подошли музыканты, Глинка и косматый итальянец. Грибоедов кивнул и продолжал наигрывать.
- Что это такое? - спросил Глинка, и черный хохлик на голове у него приподнялся.
- Грузинская какая-то мелодия, - ответил Грибоедов.
- Что это такое? - крикнул с места Пушкин.
Грибоедов играл и, полуобернувшись к Пушкину, говорил:
- Вообразите ночь в Грузии и луну. Всадник садится на коня, он едет драться.
Он наигрывал.
- Девушка поет, собака лает.
Он рассмеялся и отошел от рояля.
Тут заставили его читать. Трагедия его называлась "Грузинская ночь".
- Но нет их! Нет! И что мне в чудесах
И в заклинаниях напрасных!
Нет друга на земле и в небесах.
Ни в боге помощи, ни в аде для несчастных!
Он знал, что стихи превосходны.
И огляделся.
Пушкин помолчал. Он соображал, взвешивал. Потом кивнул:
- Это просто, почти библия. Завидую вам. Какой стих: "Нет друга на земле и в небесах".
Грибоедов поднял взгляд на Крылова.
Но ничего не сказал Крылов, уронивший отечную голову на грудь.
АНАЛИЗ УРОКА
- Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, парная – все учащиеся вовлекаются в работу. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Кроме этого, используемая технология развития критического мышления позволяет стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускать механизмы самообразования и самоорганизации. Не присваивается готовая информация, а конструируется своя собственная через графическую систематизация, сочинение синквейнов, мини-сочинений, рассуждений и т.д. Это дает возможность реализовать второй принцип – воспринимать литературу не как школьный предмет, а как часть своего духовного Я.
- Отбор содержания урока и технологии проведения определялся следующим принципом моей работы – заинтересовать и научить думать. Постаралась раскрыть те грани творческой и личной судьбы писателя, которые остались за рамками уроков по творчеству Грибоедова. Опять же технология развития критического мышления помогает научить думать, а не просто усваивать готовую информацию. Поэтому на таких уроках практически отсутствует работа по учебнику. Ребенку дозволено ошибаться.
- Средства и приемы:
- четкое соблюдение трех фаз урока:
Стадия «вызова» интереса (игровой момент – ассоциативный кроссворд – проверяется знание усвоенного материала, а также прием проблемного подхода к формулировке темы урока).
Стадия «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (прием инсерт - маркировка, прием графической систематизации материала (кластер) и рассказ по ключевым словам), которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Стадия – «рефлексии» (размышления) - формируется личностное отношение к материалу и фиксируется с помощью собственного текста (синквейн). Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАБОТА В ГРУППАХ 1, 2 группа – инсерт (+ «знаю», - « не знал, думал иначе, ! «интересно», ? «не понял») 3, 4, 5 группа – схема-кластер («солнце») 6 группа – работа по вопросам, знакомство с неизвестными текстами
«Ум обильный»
«Душа чувствительная»
Чувствительный (по словарю В.Даля) чувствительный человек – восприимчивый, впечатлительный, мягкосердный, у кого острые чувства, нравственное чувство сильно развито.
М.Глинка: "Провел около целого дня с Грибоедовым. Он был очень хороший музыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом А.С.Пушкин написал романс "Не пой, волшебница, при мне".
«Дар слова в высокой степени»
Писатель-историк: создание драмы «1812 год» Поэт-лирик: стихотворения различной тематики
"Ум и дела твои бессмертны в памяти русских»
«Я предаю вечному забвению тегеранское дело»
Синквейн (от фр. – «пять») 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ или более слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн Образный, точный Обобщает, развивает, обучает «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» Творчество
Грибоедов Талантливый, многогранный Лирик, драматург, историк " Ум обильный, душа чувствительная, …дар слова в высокой степени" Неизвестный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....
Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...
Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»
Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...
Открытый урок английского языка " Is Robin Hood a hero or a robber? " ,с использованием технологии развития критического мышления
Конспект, презентация и два приложения к уроку на создание условий для формирования должной мотивации учащихся к образовательному процессу средствами инновационных технологий и компетентностного...
Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».
Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Открытый урок с использованием технологии развития критического мышления. 7 класс. Тема урока: Категория состояния.
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием категория состояния; показать отличие категории состояния от наречий и кратких прилагательных.Тип урока: урок объяснения нового материала.Планируемые ...