Конспект открытого урока по химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления
план-конспект урока по химии (9 класс)
Продолжить формировать знания по теме "Металлы".Вспомнить положение в периодической системе, особенности строения атомов.Рассмотреть свойства, основанные на осорбенностях счтроения электронных оболочек. Выяснить какова роль металлов в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_v_9_klasse.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока по химии в 9 классе с применением технологии
развития критического мышления.
Учитель: Федосеева О.Н.
Должность - учитель
Специализация – учитель химии - биологии
Квалификационная категория – высшая.
Тема: Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Содержательная цель учителя:
Сформировать представление о металлах;
Способствовать усвоению материала о положении металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, особенностях строения атомов металлов, физических свойствах металлов, основанных на их строении, роли металлов в жизни человека.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а так же с прогнозированием результатов своей деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Планируемые результаты:
Предметные: Сформировать представление о металлах, способствовать усвоению материала о положении металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, особенностях строения атомов металлов, физических свойствах металлов, основанных на их строении, роли металлов в жизни человека.
Метапредметные:
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, вносить коррективы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
Коммуникативные: учиться управлять поведением партнера: убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать действия.
Личностные:
Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ);
- практические (выполнение лабораторной);
- наглядные (презентация);
- частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки).
Методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре.
Образовательные ресурсы:
- Презентация в PowеrPoint (Проектор);
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- Учебник: О.С. Габриелян, Химия, 9 класс;
- Инструктивная карточка для проведения данного урока;
- Наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы;
- Интернет – ресурсы.
Ход урока.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин).
Учитель: Приветствует детей, с помощью приёма «Всей ладонью», знакомит с присутствующими коллегами. Желает плодотворной, творческой работы.
I. Стадия «Вызова». Актуализация знаний. Мотивационный этап. ( Актуализацию знаний совмещаем с мотивационным этапом .Формируем потребность в знании) (4 минуты)
Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ. (Работа с текстом. Восприятие информации)
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве, в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверены в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
Учитель: Подвожу к осознанию темы. Целеполагание. Приём покопаемся в памяти. (5 минут)
Перед тем как учащиеся начнут работать с литературой, предлагается немного подумать о металлах и в течение 3 мин письменно ответить на вопросы: Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Время от времени учитель задает вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. (Мозговой штурм)
Обсуждаются вопросы:
Какие вещества называются простыми?
Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы)
С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)
О каких бедных жителях в тексте идёт речь? (Металлы)
Что вы знаете о металлах?
Или вам кажется, что вы знаете?
Или вы думаете, что вы это знаете?
Проводится обмен знаниями о металлах в парах. Обсуждение имеющихся знаний из курса 8 класса, зарождение новых идей, которые фиксируются на доске (для сравнения полученных знаний на стадии рефлексии).
Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся). Учитель корректирует.
(запись темы урока в тетрадь)
Тема: Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов. (Слайд 1)
Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу. Поработаем со словарём.
Вспомним, что обозначает термин – химия?
(Работа с термином – глоссарий)
Обучающиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. (Планируем совместную деятельность с учениками)
В результате беседы составляем план изучения.
План изучения темы. (Слайд 2)
1. Определить местоположение металлов в Периодической системе.
2. Повторить особенности строения металлов и металлическую связь. (На основании положения металлов в Периодической системе)
3. Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
Учитель: Внимательно посмотрим на ПСХЭ и вспомним положение Ме. (Работа с ПСХЭ учебника)
Обучающиеся: Из курса химии 8 кл. мы знаем положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Учитель: внимательно посмотрим на ПСХЭ, в ней есть граница, разделяющая Ме и Не, это диагональ от ? до ?.
Обучающиеся: от В (порядковый номер 5) к Аt(порядковый номер 85) .Нижний левый угол занимают Ме, они начинают каждый период, полностью образуют I, II, III группы, кроме водорода и бора, содержатся в остальных побочных подгруппах Б (побочных ) верхнего правого угла. Таким образом, Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть верхнего правого угла. Металлов гораздо больше, чем неметаллов: больше 80 элементов – Ме.
II. Стадия осмысления. (Первичное усвоение новых знаний) (20 минут) Приём. «Двухчастный дневник». Данный прием дает возможность ученику тесно связать новую информацию со своим личным опытом, способствует взаимообучению при работе в парах. Лист бумаги делится на две части: левая – пометки (где происходит заполнение конспекта), правая – вопросы (или комментарии). «Двухчастный дневник» заполняется по этапам при выполнении:
1-й этап – работа с информационным текстом «Строение атомов металлов» (Приложение. № 1). Учащиеся прорабатывают текст с карандашом в руке и проставляя на полях пометки:
“+” – поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
“-” – поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
“V” – поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
“?” – поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу .(Прием «Пометки на полях»).
Далее учащиеся заполняют левую часть таблицы, а в правой части проставляют соответствующую пометку. В левой части таблицы составляем схемы строения атомов – натрия ,магния ,алюминия. (Сличаем с эталоном) (Слайд №.3)
2-й этап – Используя коллекцию «Металлы», справочный материал и параграф учебника 8 выполните лабораторную работу «Физические свойства металлов» (Приложение. № 2).
Не забываем правила работы по ТБ: (Вспоминаем в процессе беседы)
- Выполняй работу строго по инструкции.
- При выполнении работы будь аккуратен.
- Во время эксперимента не отвлекайся.
- Фиксируй результаты.
Обучающиеся заполняют таблицу, работая по инструктивной карточке (Работа с раздаточным материалом).
Учитель: У нас остается не заполненными электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.
Демонстрация: Теплопроводность металлов.
Алюминиевую поволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.
Ребята, сделайте соответствующий вывод (Металлы проводят тепло).
Демонстрация: Электропроводность металлов.
Замыкается электрическая цепь.( Опыт готовится заранее двумя обучающимися на основании знаний из физики) (Одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы – прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается.
Сделайте соответствующий вывод (Металлы проводят электрический ток).
Учащиеся делают итоговый вывод о том, какими общими физическими свойствами обладают металлы.
Вся информация заносится в левую колонку дневника. В правую – возникающие вопросы или комментарий.
Учитель: Ребята вы – большие молодцы, а теперь пора нам встать и немного отдохнуть.(Физкультминутка )
III этап . Первичная проверка понимания (Организована работа по закреплению материала с помощью проблемного вопроса по определению М.В.Ломоносова.).
Учитель: Вспомните определение М.В. Ломоносова: «Металлы – суть ковкие блестящие тела». Можно ли с ним согласиться?
Обучающиеся: Отвечают на вопросы, используя в качестве опоры записи в тетради левого столбца и результаты лабораторной работы.
Учитель: Сделаем вывод. Какие физические свойства характерны для металлов?
Какие физические свойства обуславливают свободно передвигающиеся электроны? Какая связь обуславливает основные физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, твердость, (металлическая).
IV- й этап – Первичное закрепление знаний. (Обучающиеся самостоятельно выбирают задания соответствующего уровня. Работают С ЭОР – РЭШ (Тренировочные задания) https://resh.edu.ru/subject/lesson/1607/train/#195239
Осуществляет взаимопроверку с использованием демонстрации ответов на слайде. Оценивают свои работы сличая с эталоном ответа.
1-7 оценка – 3
1-14 оценка-4
1-16 оценка- 5
ОТВЕТЫ – (Эталон)
1. Me .Na-Au-Ba-Ti-Sr-Sc-Ag-Pt Не. N-Se_S-P-Te-As
2. ответ 2
3. Be-Mg-Ca-Sr-Ba
4. Cr-Mn-Fe-Co-Ni
5. Na-K-Cs-F
6. Na-Mg-Al-Fr
7. S- молекулярная, Si-атомная, Pb-металлическая, ZnCl2 –ионная
8. Ni-металлическая
H2S- ковалентная полярная
KF-ионная
I2-ковалентная неполярная
9. ответ- 2,3,4
10.ответ- 1,2,4
11.алюминий +3, калий +1, бериллий +2, железо +2,+3
12. марганец +4,+7, стронций+2, натрий +1, алюминий+3
13.алюминий
14.калий
15.ответ 2
16. ответ 1.
V. Стадия – рефлексии (5 минут).
Применяемый прием «Кластер» (графическое отображение полученного материала в
собственной интерпретации) – работа в группах (Схема кластера). Эксперты докладывают о результатах работы в группах. Построение кластера по 3этапам стадии осмысления. Правило составления кластера (Слайд 5).
- В середине записывается ключевое слово или предложение.
- Вокруг записываются слова, или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
- По мере того, как возникают идеи, они записываются и устанавливаются те связи между идеями, которые кажутся подходящими.
- Необходимо выписать столько идей, сколько приходит на ум, пока не будут исчерпаны все идеи.
Работа в группах. Результаты фиксируются на доске (желающие), сравниваются результаты правой и левой части дневника, корректируются ошибки .Учитель предлагает свой вариант кластера.
Учитель: Вернёмся к нашему плану изучения темы (Слайд 2). Подведём итоги нашей работы.
Подведение итогов: Свободный микрофон. Мысли вслух (3 минут).
Продолжите предложения:
«Сегодня я узнал ...»
«Было интересно ...»
«Я научился ...»
«Я понял, что ...»
«У меня получилось ...»
«Теперь я могу ...»
«Меня удивило ...»
«В жизни мне пригодится ...»
Озвучиваю отметки за урок, поощряю активных учеников.
Приложение 1
Информационный текст «Строение атомов металлов».
Как велик и многообразен мир химии! Вам может показаться, что даже самому прилежному ученику никогда его не постичь. Однако поверьте, что ваши опасения напрасны. Ведь в нашем распоряжении знания, добытые на протяжении нескольких столетий многими поколениями ученых – химиков. К тому же у нас есть периодический закон химических элементов и волшебница – Менделеевская таблица.
Более 80% известных химических элементов являются металлами. М.В. Ломоносов характеризовал металл как «светлое тело, которое ковать можно».
Если в периодической системе элементов Д.И. Менделеева провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх от диагонали будут находиться элементы – неметаллы (исключая элементы побочных подгрупп), а слева внизу – элементы-металлы (к ним же относятся элементы побочных подгрупп). Элементы, расположенные вблизи диагонали (например, Be, Al, Ti, Ge, Nb, Sb и др.), обладают двойственным характером.
Общее в строении атомов металлов – малое число электронов на наружном энергетическом уровне. Обычно у металлов 1-2 электрона на внешнем слое, изредка больше. Этим объясняется их слабая по сравнению с неметаллами электроотрицательность. Поэтому металлы легко отдают электроны, то есть проявляют восстановительные свойства. Каждый лишний внешний электрон уменьшает металлические свойства элемента. Чем больше радиус атома, тем слабее связаны наружные электроны с ядром и тем более выражены металлические свойства.
В соответствии со строением электронных оболочек к ним относятся s-элементы I и II групп, все элементы d- и f- семейств, p – элементы III (кроме бора), а также олово и свинец (IV группа), висмут (V группа) и полоний (VI группа).
Элементы – металлы, относящиеся к s – семейству, составляют главные подгруппы I и II группы, а принадлежащие к d – семейству, образуют побочные подгруппы. У атомов d – элементов внутри периодов слева направо происходит заполнение d- подуровней предвнешнего уровня.
Металлы, в атомах которых происходит заполнение f – подуровней третьего от конца уровня, образуют семейства лантаноидов и актиноидов, каждое из которых содержит по 14 элементов.
Элементы металлы образуют простые вещества – металлы. В обычных условиях – это кристаллические вещества (кроме ртути). При сближении атомов, в результате образования кристаллической решетки валентные орбитали соседних атомов перекрываются, благодаря чему электроны свободно перемещаются из одной орбитали в другую, осуществляя связь между всеми атомами кристалла металла. Такой тип химической связи называется металлической связью.
Металлическая связь характерна для металлов в твердом и жидком состоянии. Однако в парообразном состоянии атомы металлов, как и всех веществ, связаны между собой ковалентной связью. Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Прочность связи в кристалле больше, чем в молекуле металла, а потому процесс образования металлического кристалла протекает с выделением энергии.
Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, поскольку и в ее основе лежит обобщение валентных электронов. Однако электроны, которые осуществляют ковалентную связь, находятся вблизи соединенных атомов и прочно с ними связаны. Электроны же, осуществляющие металлическую связь, свободно перемещаются по всему кристаллу и принадлежат всем его атомам. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупкие, а с металлической – пластичные.
Металлической связью и строением металлической кристаллической решетки объясняются физические свойства металлов, которые сильно различаются и то же время им присуща некоторая общность.
Приложение 2.
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы «Физические свойства металлов» Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Коллекция «Металлы». (алюминиевая и медная проволока)
- Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.
- Несколько раз перегните образцы металлов и, установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
- Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.
Металл | Твёрдость | цвет | Блеск | пластичность | Теплопроводность | Электропроводность |
AL | ||||||
Си |
Список литературы:
1.Егоров А. С. Репетитор по химии: пособие /A.C. Егоров.- Феникс,2012.-762с.
2. Химия.9 класс: учебник . для общеобразовательных . учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд. М: «Дрофа», 2012год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.
Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...
Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...
конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам"
В работе представлен конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам", сопровождающийся презентацией для интерактивной доски....
Конспект открытого урок физики в 8-м классе "Применение закона Джоуля-Ленца"
Конспект открытого урок физики в 8-м классе "Применение закона Джоуля-Ленца"Цель урока:Образовательная:ü Формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причи...
Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".
Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....