Открытый урок "Истоки поэзии С. Есенина".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Открытый урок " Истоки поэзии С. Есенина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_k_eseninu.rar | 9.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Урок по литературе в 11 классе
Тема: “Сергей Есенин как национальный поэт.
Истоки творчества С.Есенина.”
Цели урока: 1. образовательная - знакомство с личностью поэта, с особенностями его творческого метода; выяснить истоки поэзии С.Есенина; обучение анализу лирического произведения;
2. развивающая - развитие творческого и логического мышления учащихся, расширение их кругозора, развитие устной и письменной речи; личная оценка творчества С.Есенина;
3. воспитательная - воспитание любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина; культу-
ра общения, воспитание гуманных и патриотических чувств к Родине, любви к прекрасному, нравственных идеалов; пробуждение
эстетических переживаний;
4. познавательная – обогащение словарного запаса
учащихся, углубленное изучение русской литературы 20 века
(поэзии) через понимание ее красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественную фотографию.
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
Оборудование: портреты и фотографии Есенина, запись песни
«Отговорила роща золотая», презентация «По есенинским местам»,
Стихотворения С. Есенина, выставка книг о Есенине, на доске
записаны эпиграфы к уроку.
Методические приемы: лекция-диалог учителя и учащихся;
выразительное чтение и анализ стихотворений школьниками; индивидуальная, творческая и исследовательская работа.
Эпиграфы к уроку:
Родился с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
С.Есенин
Какой же слиток таланта метнул Творец
в эту избу, в это сердце деревенского драчливого
парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое
для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за око-
лицей - красоты, которую тысячу лет топчут и не
замечают? ...
А.И.Солженицын «На родине Есенина»
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
Ход урока:
- Объяснение новой темы.
- Вступительное слово учителя: С. Есенин! Наверное, у каждого, кто
услышит это имя, дрогнет и зазвенит в душе какая-то струна. И вспомнятся
любимые строки: « Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, клененочек маленький матке зеленое вымя сосет». Это одно из
первых стихотворений ( 1910г.) поэта. Даже в самом его имени слышится
что-то по - весеннему радостное, звонкое и вместе с тем тревожное, грустное,
«от осени что-то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах.
Скажешь: «Есенин»,- и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут
весенними прическами березы, запахнет « черемуха душистая», как будто
сама фамилия поэта создана для выражения и сути России с ее пейзажами и
до сих пор никем не разгаданным народом. А глаза Есенина - бездонные,
лучистые, добрые – в них отражена вся «голубая Русь»!
Сообщения 2 уч-ся о жизни и творческом пути Есенина
(дидактическая задача: в ходе лекции уч-ся создают конспект на основе
рассказов одноклассников).
2.Попробуем войти в думы и жизнь С.Есенина, представить, что он чувствовал. Сейчас мы совершим путешествие по есенинским местам –
В село Константиново, на Рязанщину, на берег реки Оки – и вспомним
дорогие сердцу стихотворения.
Обратите внимание на то, какую палитру использует поэт в своем творчестве?
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
Какое значение имеет цвет у Есенина?
Какую роль играют образы-символы?
Каков лирический герой поэта?
3. Творческие работы учащихся.
Презентация « По есенинским местам» с музыкальным сопровождением
(романс на стихи С.Есенина» Отговорила роща золотая…»)
Уч-ся читают наизусть стихотворения поэта и делают их краткий анализ:
- « О пашни, пашни, пашни…»
- «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
- «Весенний вечер»
- «За горами, за желтыми долами…»
- «Разбуди меня завтра рано…»
- «Наша горница…» «Изба крестьянская…»
- «В хате»
- «Привет тебе, жизни денница!»
- «Я по-прежнему такой же нежный…»
- «Приехали. Дом с мезонином…»
- «Я иду долиной. На затылке кепи…»
- «Я посетил родимые места…»
- «Эх вы, сани! Что за сани!»
- «Гой ты, Русь, моя родная…»
- «Дымом половодье…»
- «Сыплет черемуха снегом…»
- «Край любимый…»
- «Вяжут кружево…»
- «За темной прядью перелесиц…»
- «О Русь! Малиновое поле…»
- «Тебе одной плету венок…»
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
- Закрепление изученного (практическая работа):
1. любимые изобразительные средства Есенина – развернутые метафоры,
олицетворения, сравнения ( ребята приводят примеры);
- постоянные цвета: голубой и синий – небо, вода, покой и тишина,
бескрайние просторы Руси;
красный и его оттенки (розовый, рыжий, багряный, алый, малиновый,
сиреневый) – красота окружающего мира, яркость, утро и вечер;
зеленый – цветущая земля, радость жизни;
золотой, желтый – солнце, спеющая пшеница;
белый – цветение, чистота;
серебристый – красота ночи, лунное сияние, вечерние сумерки;
- образы – символы: цветущий сад – поэзия; листья –слова;
ягненок- месяц; старуха – изба; береза- Русь, девушка; ива – печаль,
грусть, тревога; клен – лирический герой Есенина; яблоня и вишни –
люди;
- Лирический герой Есенина автобиографичен, исповедален, ощущает
кровную связь с Родиной, открыт миру и людям.
- Обобщение изученного:
ИСТОКИ ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА
Отчий дом-------семейный очаг--------материнская любовь
народно-песенная основа----------историческая память
русская природа --------Родина ---------ЧЕЛОВЕК
ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
- Итоги урока. Заключительное слово учителя:
С.Есенин- истинно национальный поэт. Один японский турист после
посещения дома-музея Есенина в Константинове сказал: « Что русскому-
Константиново, то японцу - сакура и Фудзияма».
Поэт – наше достояние, более трехсот стихотворений Есенина
положено на музыку. Романс «Отговорила роща золотая» сопровождал
нашу презентацию. Есенин - «поэзии российский Моцарт…»
(заключительное стихотворение С.Островского «Я пою тебя живого»
читает ученик).
- Объявление оценок. Домашнее задание:
прочитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору)
и проанализировать его.
Фамилия Тимошина Саткинский муниципальный район
Имя Алла Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отчество Игоревна средняя общеобразовательная школа № 40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.
С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...
Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"
Презентация к уроку "Истоки поэзии С. Есенина"...
Презентация "Природа художественного образа в поэзии С. Есенина"
Данная презентация поможет разобраться в поэзии С. Есенина, раскрыть художественные образы в его творчестве....
Презентация "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина"
Данная презентация содержит слайды - иллюстрации к стихам Сергея Есенина о Родине, о природе....
Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"
Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации....
Урок русского языка на тему "Своеобразие поэзии С.Есенина"
Задача урока-ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии С.А. Есенина, показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта....
"Древесные мотивы поэзии С. Есенина" - презенитация
Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из дерев...