Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии С.Есенина"
методическая разработка по литературе на тему
Литературно-музыкальная композиция "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина" содержит материал к одноименной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompoziciya_-rodina_v_poezii_s.esenina.doc | 36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
“В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ…”
(посвященная творчеству Сергея Есенина)
ВЕДУЩИЙ: Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать, и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: ”Жизнь ценится не за длину.” “Ведь я мог дать нетто, что дал,”-признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России.
ЧТЕЦ. Стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…”
ВЕДУЩИЙ: Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. ”Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах,”- вспоминал он в 1925 году в автобиографии. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.
ЧТЕЦ. Стихотворение “Все живое особой метой…”
ВЕДУЩИЙ: Из автобиографии поэта”Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам.” Дальше поэт рассказывает о его встрече с Блоком:”Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.”
ВЕДУЩИЙ: А.Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал:”9 марта…1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…”
ЧТЕЦ. Стихотворение “Запели тесаные дроги…”
ВЕДУЩИЙ: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением:”Россия…Какое хорошее слово… и роса, и сила, и синее что-то.”
ЧТЕЦ. Стихотворение “Русь моя, деревянная Русь…”
ВЕДУЩИЙ: Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял:”Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве.”
ЧТЕЦ. Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”
ВЕДУЩИЙ: Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.
ЧТЕЦ. Стихотворение “Край ты мой заброшенный…”
ВЕДУЩИЙ: С Родиной связана лучшая метафора Есенина – “страна березового ситца.” Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее:” Спит черемуха в белой накидке,” “Словно белою косынкой, подвязалася сосна,” “Отговорила роща золотая березовым веселым языком…”
Учащиеся исполняют песню “ Отговорила роща золотая…”
ВЕДУЩИЙ: Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.
Учащиеся исполняют песню “Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”
ВЕДУЩИЙ: По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта.
Учащиеся исполняют песню “ Не жалею, не зову, не плачу…”
ВЕДУЩИЙ: Стихи, обращенные к матери!.. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.
Звучит песня “Письмо матери”
ВЕДУЩИЙ: Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. В 1924 – 1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”
ЧТЕЦ Cтихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ!”
ВЕДУЩИЙ: О животных, “о братьях наших меньших” поэт рассказывал с неизменной нежностью. Есть у Есенина стихотворение “Собаке Качалова” (воспоминания Василия Ивановича Качалова)
ЧТЕЦ. Стихотворение “Собаке Качалова”
ВЕДУЩИЙ: Время Есенина – время крутых поворотов в истории России… Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия, и октябрьским залпом “Авроры”
ЧТЕЦ. Стихотворение “…Россия! Сердцу милый край!” (отрывок из поэмы “Гуляй-поле”)
ВЕДУЩИЙ: Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не понимая разрушения и разорения русской земли,ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.
ЧТЕЦ. Отрывок из стихотворения “Русь уходящая”
ВЕДУЩИЙ: “Зимний цикл” – последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в саамы канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем не много.
Звучит песня в исполнении А.Малинина “Мне осталась одна забава”
ВЕДУЩИЙ: Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение.
ЧТЕЦ. Стихотворение “До свиданья, друг мой, до свиданья”
ЧТЕЦ. Стихотворение В.Князева “В маленькой мертвецкой у окна…”
ВЕДУЩИЙ: 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.
Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом.
ЧТЕЦ. Стихотворение Т.Смертиной “Да кто ж так до сердца проймет?”
Звучит песня “ Над окошком месяц…”
ВЕДУЩИЙ читает отрывок из рассказа В.Астафьева “Есенина поют”
ЧТЕЦ Стихотворение Т.Зубковой “Есенинское небо над Россией…”
Хор исполняет заключительные строки стихотворения
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василек хрустально-синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль.
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Тема Родины в поэзии Сергея Есенина"
Данная презентация содержит слайды - иллюстрации к стихам Сергея Есенина о Родине, о природе....
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Россия – Родина моя»
Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Россия - Родина моя" предназначается для внеклассной работы по литературе в 5-8 классах. Его целью является воспитание чувства патриотизма. любви к Родин...
Литературно-музыкальная композиция "Россия - Родина моя", посвященная Дню России
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню России. Проводилось в ГАПОУ "Ишимский политехнический техникум" в июне 2015 года....
Электронный образовательный ресурс для учащихся 9 класса "Литературная гостиная "Любовь к Родине в поэзии Сергея Есенина""
Литературный вечер посвящён памяти Сергея Есенина – великого русского поэта....
Интегрированное занятие. Литературно-музыкальная композиция "Россия - родина моя"
Литературно-музыкальная композиция "Россия - родина моя"представлена как интегрированное занятие с обучающимися ОКОУ "Льговская школа-интернат для детей с ОВЗ" и воспитанниками ДШИ...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая дню рождения С. А. Есенина
В работе рассказывается о жизни и творчестве Сергея Александровича Есенина. В сценарии, кроме биографических сведений, подобраны инсценировки из его поэм, песни и романсы на его стихи, музыкальные фра...
Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."
На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...