Урок литературы в 5 классе "Ночь чудес и справедливости"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
«Ночь чудес и справедливости»
(По повестиН. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
В рамках методического объединения учителей русского языка и литературы
Урок литературы в 5 классе
«Ночь чудес и справедливости»
(По повестиН. В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»)
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы Алейникова В.А.
2005 – 2006 учебный год
Цели: 1. Совершенствование умений учащихся анализировать поступки
героев.
2. Выявление реалистических и фантастических элементов.
3. Итоговое осмысление повести.
4. Развитие речи учащихся.
5. Воспитание чувства добра и справедливости.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, репродукции картин, рисунки учеников, проектор с презентацией учебного материала
Ход урока:
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя:
(На экране портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера)
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя – одна из самых весёлых повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смеховая народная культура бьёт в ней ключом, мы слышим там отголоски языческих праздников, чувствуем атмосферу неудержимого веселья, рождённого полнотой жизни, и при этом всё здесь пронизано духом православия. Повесть начинается с имени Христа (на экране репродукция с иконы) («Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа») и кончается описанием сельской церкви, которую расписал искусный Вакула. (на экране – церковь).
В начале повести нарождается ясный месяц, возвещающий о приближении праздника Рождества Христова, и тщетно пытаются тёмные силы украсть и спрятать его от людей: свет оказывается сильнее тьмы. В конце произведения Гоголь рисует новую хату, перед которой стоит молодая красивая женщина «с дитятей на руках» как символ вечного обновления жизни, и женщина эта – Оксана, жена кузнеца Вакулы, - «самого набожнейшего из всего села человека».
А на протяжении всей повести посрамляются гордыня, прелюбодеяние, жадность, чревоугодие, зависть. Вознаграждается же трудолюбие, вера, верность, целомудрие… Всё это делает «Ночь перед Рождеством» чудесным рождественским подарком любому читателю.
3. Беседа с классом по вопросам:
- «Ночь перед Рождеством» - рождественская повесть. К какому литературному роду мы отнесём её? (на экране- «эпос»)
- Какие литературные роды вам известны? (эпос, лирика, драма)
- Какие жанры мы включим в эпос? (рассказ, повесть, литературная сказка, эпическая поэма, роман)
- А среди рассказов бывают рождественские? Как они называются? (святочные) Приведите примеры.
Итак, это очередное произведение о великом празднике Рождества Христова.
- Если бы в названии повести не было обозначено время действия, мы могли бы догадаться о нём? По каким признакам?
Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками, несколько раз упоминается о кутье, в конце произведения описывается церковная заутреня.
Словарная работа
- Что такое кутья? (праздничное (рождественское) кушанье)
- Что вы знаете о колядовании? (Колядовать- петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками)
- Понравилась вам повесть? Хотели бы вы очутиться в Диканьке?
А вот и Диканька (на экране- рисунок Т. Соловья «Диканька»)
- Что вы знаете о Рождестве? О праздновании Рождества?
(Учащиеся рассказывают о Рождестве, на экране-
репродукция картины Гвидо Рении «Поклонение
пастухов»)
- А вот уже и молодёжь колядовать пошла. (на экране- рисунок М. Соколова «Ночь перед Рождеством», затем- К. А. Трутовского «Колядки в Малороссии») Смотрите: идут, веселятся, песни поют, играют. Найдите в повести, как описывает автор этот момент. (с. 173)
- Этот человек вам знаком (рис. Т. Соловья «Пасечник Рудый Панько»). Кто это? Кто рассказывает нам все истории, происходившие в Диканьке?
(Вымышленный персонаж, который нужен для
придания достоверности повестям)
- Пасечник поможет нам вспомнить главных героев повести. В его роли выступит ученик нашего класса …
(Ученик зачитывает реплики и речи героев,
учащиеся отгадывают, чьи они)
1. Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?
2. Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.
3. Теперь- то попался кузнец! Теперь- то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, возводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают, что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?
4. Неужели не выбьется из ума моего эта негодная Оксана? Не хочу думать о ней; а всё думается, и, как нарочно, о ней одной только.
5. Э нет, это не моя хата, в мою хату не забредёт кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была эта хата?
Проводим физкультминутку:
Раз- два: встали в ряд,
Наши пальчики болят.
Три- четыре: звёзды в небе,
Мы потянемся за ними.
Чтобы нам колядовать,
Нужно ноженьки размять:
Мы шагаем дружно в ряд:
Раз- два- три- четыре- пять!
Чтобы Гоголя читать,
Нужно глазки нам размять:
Смотрим влево, смотрим вправо,
Смотрим вверх, потом и вниз.
В Рождество мы все гадаем,
Чтоб нам лучше стало жить.
4. Ночь чудес и справедливости
- Итак, Рождественская ночь. Какая она? (полна чудес) Какие же чудеса произошли в эту ночь? Много было чудес?
- Чёрт - Зачем он появился на небе? Какова его цель? О чём он мечтает?
- Ведьма – Солоха - Какая она? Какова её мечта?
- Пацюк - Найдите в тексте и прочитайте по ролям встречу Вакулы с Пацюком
- Какие это герои? (отрицательные, это- нечистая сила)
- А разве может в Рождественскую ночь победить нечистая сила?
(начинается борьба светлых сил с тёмными)
- С чего она начинается? (Вакула «оседлал чёрта и заставил делать то, что
ему нужно)
5. Чудесное путешествие в Петербург
- Найдите в тексте и зачитайте описание полёта Вакулы на чёрте.
- Каким видит Вакула Петербург? (чудеса наяву)
тема справедливости
- Что происходит в Петербурге?
- Чем заканчивается для Вакулы встреча с Императрицей Екатериной II? Почему?
(Вакула – трудолюбивый, талантливый,
работящий, изобретательный, смелый,
справедливый, честный и влюблённый.
Иначе и быть не могло. Он заслужил.)
6. Вывод (итоги урока)
Вот необыкновенная Рождественская ночь прошла.
- Вспомните, о чём мечтали герои в ночь перед Рождеством? Всё ли исполнилось? Почему?
(Не все желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в Рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)
- Какое из желаний хуторян труднее всего было исполнить?
(Достать царицыны черевички и
добиться любви Оксаны)
- А почему исполнилось именно оно? За что вознаграждён Вакула?
(За веру и твёрдость духа, за любовь и
верность, трудолюбие и настойчивость,
смелость и находчивость)
- А почему прощены Оксане её гордыня и высокомерие?
(Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа её обновилась, открылась добру и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки)
Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.
Домашнее задание: впереди у нас ещё один светлый христианский праздник – самый большой и важный – Воскресение Христово (Пасха). Это тоже чудесный день, а предшествует ему не менее чудесная ночь. Я думаю, что вы обязательно загадаете какое- то желание. А к следующему уроку напишите мини – сочинение «Моё заветное желание».
Оценки за урок.
Рефлексия: карточки «Интересно», «Скучно», «Познавательно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поле Чудес (урок литературы в 5-ом классе) с использованием игровых технологий
Урок литературы в 5-ом классе с использованием игровых технологий. Поле Чудес по теме: "Кавказский пленник" ....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Справедливая Россия"
Разработка урока по обществознанию в 9 классе в соответствии с ФГОС о разделении властей в РФ...
Урок литературы в 6 классе «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве
Тип урока -комбинированный урок...
Урок литературы в 5 кл. Тема урока. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Ночь чудес и справедливости.
Цели урока: обобщить и систематизироватьпервоначальные впечатления от прочитанного, выявить черты характера героев, помочь осознать социальную и личностную значимость учебного материала....
Урок литературы в 5 классе. К.Льюис "Алиса в стране чудес"
Урок литературы в 5 классе.Тема урока: К. Льюис «Алиса в стране чудес»Тип урока: сообщение новых знаний.План урока:Вступительное слово учителя....
Конспект урока литературы в 5 классе "Победа добра и справедливости над злом и насилием в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Урок литературы в 5 классе на тему "Победа добра и справедивости над злом и насилием" в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева" предполагает работу над навыком отбора художе...
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...