Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю и составлена к учебнику под редакцией Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l-5.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Литература.5 класс» составлена  на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
  3. Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4.  Примерной программы основного общего образования по литературе, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденной Министерством образования и науки РФ;

5.  Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2009) автора-составителя В. Я. Коровиной;

6.  Рабочей программы по литературе для 5-9 классов автора-составителя В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2011);

7.  Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;

8.  Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013  учебный год.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения   на базовом уровне ступени   основного  общего образования - минимальный уровень.

 В 5 классе на изучение предмета отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель), в т. ч. на написание  сочинений отводится 4 ч.

        В соответствии с учебным планом и расписанием МОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013  учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 69 часов (1час был сокращен за счет резервного урока).

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта  основного  общего образования, примерной программой по литературе и программой по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Решаемые задачи  позволяют достичь цели курса:

  1. приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
  2. развить способности:
  1. воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
  2. формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
  3. осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  4. освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
  5. анализировать и оценивать литературные произведения;
  6. получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  7. развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Содержание стандарта может быть реализовано  следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность:

  1. использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  2. формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  3. овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  4. приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  1. владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Предметные компетенции:

  1. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
  3. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс литературы  опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  2. - выразительное чтение художественного текста;
  3. - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  4. - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  5. - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  6. - анализ и интерпретация произведения, т. е. анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  7. - составление планов и написание отзывов о произведениях;
  8. - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  9. - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  10. - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  11. - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Содержание тем учебного курса 

Введение (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (8 ч)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (1 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

 

Из литературы XIX века (28 ч)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).  «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalеa Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века (22 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.I

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (9 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  1. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  2. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  3. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  5. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  6. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  7. умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  8. владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  9. определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  10. умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  11. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия;
  5. образную природу словесного искусства;
  6. содержание изучаемых литературных произведений;
  7. изученные теоретико-литературные понятия;

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  1. выражать свое отношение к прочитанному;
  2. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  3. владеть различными видами пересказа;
  4. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  5. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  6. воспринимать и анализировать художественный текст;
  7. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  8. определять род и жанр литературного произведения;
  9. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  10. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  11. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
  12. выявлять авторскую позицию;
  13. выявлять свое отношение к прочитанному;
  14. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе изученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  15. владеть различными видами пересказа;
  16. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  17. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  18. писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении.

Перечень учебно-методического обеспечения.

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год издания

1

Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс

В. Я. Коровина

М.: Просвещение

2008-2010

2

Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы

Скрипкина В.А

М.: Дрофа

1996

3

Читаем, думаем, спорим… 5 класс

В.П.Журавлев.  

М.: Просвещение

2008

4

Поурочные разработки 5 класс

Егорова  Н.В.

М.: Вако

2007

5

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс.

Н.В.Охременко, О.В.Федина.

Москва, «Аквариум»

1997

6

Литература. 5 класс.: Учебник  для общеобразовательных учреждений. В двух частях.

В.Я.Коровина.

М.: Просвещение

2009-2012

7

Таблицы и раздаточный материал по литературе для 5 класса (электронный вариант)

8

Литература. 5 класс. Поурочные планы.

В.Я.Коровина.

Учитель

2012

9

Рабочая программа. Литература. 5-9 классы.

В.Я.Коровина.

М.: Просвещение

2011

                                            тематическое планирование.  5 класс. литература (69 часов).

№п/п

Раздел/тема

Сроки прохожде-ния

Система контроля

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать

Уметь

I

Введение. 1час

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Создавать связный текст на необходимую тему

1

Роль книги в жизни человека и общества.

II

Устное народное творчество. 8 часов

Знать о верованиях древних славян, понятие «миф», разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем. Понимать, чем миф отличается от сказки, легенды и былины; как он связан с историей народа. Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Знать жанровые особенности сказки.

Уметь создавать письменное оригинальное произведении. Уметь охарактеризовать героев сказки, различать виды сказок. Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды. Уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа. Владеть навыками устного описания по плану, а затем и письменного описания.

2

Вч  Из славянской мифологии.

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

4

Сказка как вид народной прозы.  Виды сказок.

5

Сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в сказке.

6

Художественный мир волшебной сказки.

7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

8

Образ главного героя и его моральные качества. Герои сказки в оценке народа

9

Р/р  В гостях у кота Баюна.
Сочинение собственной сказки.

Сочинение №1

III

Древнерусская литература. 1 час

Знать жанры древнерусской литературы, особенность связи в летописном тексте отдельных предложений

Уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы.

10

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича.

IV

Из литературы XVIII века. 1 час

Иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Уметь выразительно читать поэтические тексты.

11

М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру».

V

Из русской литературы XIX века. 28 часов

12

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра.

Знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена, специфику жанра басни, понимать аллегорию.

Уметь определять мораль  басни, владеть навыком объяснения смысла морали. Уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

13

И. А. Крылов. Басни.

14

Р/р Обличение человеческих пороков в баснях.

15

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Знать особенности жанра баллады

Уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского, определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными.

16

В. А. Жуковский. Баллада «Кубок».

17

А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности. Знать содержание
и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила»

Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила». Уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм. Уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать и находить «бродячие» сюжеты.

18

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»

19

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»

20

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Знать особенности художественного мира Погорельского

уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

21

Всеволод Михайлович Гаршин. Сказка «Attalea princeps»

Знать содержание произведения.

Уметь характеризовать центральные образы, находить аналогии между темой, образами данной сказки и другими произведениями

22

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино».

Знать определения.

Уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения.

23

«Бородино». Патриотический пафос стихотворения

24

Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести.

Уметь характеризовать повествовательную манеру писателя,

уметь доказывать, что «Заколдованное место» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль.

25

Вч  Реальность и фантастика в повестях Н.В.Гоголя. («Ночь перед Рождеством»).

26

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».

Знать эпитеты, сравнения

Уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова, и находить
эпитеты, сравнения; владеть  начальными навыками литературоведческого анализа.

27

Н. А. Некрасов. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос».

28

И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести.

Знать этапы жизни Тургенева;

понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, жанровые особенности отзыва.

Владеть понятием «сюжет», уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме.

29

Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима.

30

Сострадание и жестокость. Авторская позиция
и способы ее проявления.

31

Р/р Сочинение по рассказу Тургенева «Муму»

Сочинение №2

32

А. А. Фет. В художественном мире поэта.

Знать особенности построения поэтического произведения,

 знать понятие параллелизма.

Знать понятие темы, идеи, средства художественной выразительности.

Уметь выделять средства передачи настроения, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

33

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».

Знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление о теме и идее.

Уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах.

34

Жилин и Костылин.

35

Тема дружбы в произведении.

36

А. П. Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

Знать отличительные признаки юмора и сатиры; особенности художественного мира Чехова.

Владеть навыком показа роли предметной детали в рассказах Чехова, уметь выбирать какое-либо произведение для чтения; аргументированно защищать свою позицию

37

О смешном в литературном произведении.

38

Поэты 19 века о Родине и родной природе.

Знать понятие темы, идеи, средства художественной выразительности.

Уметь выделять средства передачи настроения, уметь сравнивать стихи разных поэтов, уметь выразительно читать наизусть.

39

Р/р Выразительное чтение  наизусть.

VI

Из русской литературы XX века. 22 часа

40

Человек и природа. И. А. Бунин «Косцы».

Понимать особый мир произведения Бунина.

Уметь сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей.

41

В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе».

Знать этапы характеристики героев повести, знать композицию повести. Понимать смысл названия повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; дать развернутый письменный ответ на один из вопросов, объяснить смысл названия повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», определять позицию автора.

42

Гуманистический смысл произведения.

43

Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

44

Особенности портрета и пейзажа в повести.

45

Р/р Сочинение по повести В. Г. Короленко.

Сочинение №3

46

С.Есенин. Стихотворения.

Знать особенности художественного мира Есенина.

Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь сопоставлять поэтические произведения разных поэтов.

47

Вч  А.И.Куприн «Тапер»,  «Белый пудель».

Знать содержание рассказа.

Владеть умением анализа текста художественного произведения.

48

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

Знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа.

Уметь составлять характеристику героев, владеть первичными навыками лингвистического анализа текста

49

П. П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка»

50

К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».

Знать содержание сказки
К. Паустовского, черты художественного мира Паустовского.

Уметь определять тему произведения, выделять проблемы, находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях.

51

Тема и проблема произведения.

52

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»

Знать особенности жанра пьесы-сказки.

Владеть умениями анализа текста художественного произведения, уметь давать оценку действий героев, представлять аргументированное собственное мнение.

53

А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.

Знать приемы раскрытия характеров литературных героев.

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

54

С. Черный. «Кавказский пленник».

Знать содержание рассказа.

Владеть умением анализа текста художественного произведения, уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники.

55

В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

Знать своеобразие творчества В. П. Астафьева.

Знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа.

56

Черты характера героя и его поведение в лесу.

57

«Открытие» Васюткой нового озера.

58

Р/р Сочинение по рассказу «Васюткино озеро».

Сочинение №4

59

Дети и война. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»

Знать план характеристики литературного героя.

Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста

60

Дети и война. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Знать план анализа поэтического произведения.

Владеть навыками анализа поэтического произведения, уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов

61

Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.

Понимать роль в стихотворении средств художественной выразительности.

Уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности.

VII

Из зарубежной литературы. 9 часов

Знать жанровые особенности баллады.

Уметь находить в тексте жанровые особенности баллады; владеть навыками анализа поэтического произведения.

62

Р. Стивенсон. «Вересковый мед»

63

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа.

Знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, знать, что в наше время обозначают слова «робинзон» и «робинзонада».

Уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения; уметь объяснять слова «робинзон» и «робинзонада», приводя примеры из разных произведений.

64

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке.

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, знать жанровые и композиционные особенности сказки, понимать и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанного бабушкой в конце сказки «Снежная королева».

Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

65

Противопоставление красоты внутренней и внешней.

66

Победа добра, любви и дружбы над злом.

67

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира.

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена.

Уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование), оценивать и анализировать поступки героев.

68

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», понимать, как реальность и миф сочетаются в рассказе.

Уметь объяснить смысл рассказа; уметь охарактеризовать образ героя.

69

Вч  Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном ( или  П.Мериме «Маттео Фальконе»).

Знать содержание.

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы, уметь сопоставлять различные произведения, сходные по теме (например, со сказкой В. М. Гаршина «Attalea princeps»).Уметь давать характеристику литературным героям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....