Статья "Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы"
статья (литература) по теме
Размышление о специфике нравственного воздействия литературы на формирование нравственности и духовности современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы.
«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие»
Думаю, удивлю многих, озвучив славное имя автора этих строк. Получается, что духовное и нравственное воспитание претерпевало кризис не только в наше время, если так о молодёжи высказывался древнегреческий философ Сократ. Актуально и значимо звучат, сегодня мысли великих педагогов о воспитании. По мнению Д.Локка, «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми и злыми, полезными и бесполезными - благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми».
Сейчас, когда система образования серьёзно реформируется, педагоги ищут модели образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные за долгие годы. Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Принципиальное значение для решения данной проблемы имеют уроки, построенные на примерах классической и современной литературы. Использование материала таких уроков в духовно-нравственном воспитании учащихся возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности поднимались в педагогике с давних времен. Из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляют главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...».
Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы, способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Специфика нравственного воздействия литературы заключается в том, что читатель - ребенок имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя, осмысляя его подход к миру и человеку. Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто так отсиживает положенное время и отвечает автоматически. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся сопереживали, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо. Таким образом, осуществляя процесс самопознания через познание других. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба – не эти ли нравственные проблемы, поднятые в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского должны волновать сердца наших учеников?
Многие произведения современных авторов, включенные в программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому? В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:
*Проблема нравственного выбора и поиск правды в прозе М.Шолохова: однозначны ли в своей человеческой сути Григорий Мелехов, Семен Давыдов, Макар Нагульнов, дед Щукарь, Андрей Соколов?
*Возможен ли «земной рай», созданный ценой крови и насилия (А.Платонов «Чевенгур»), «…будет ли этот «рай» раем, если за него придется заплатить, хотя бы одной слезинкой ребенка» (Ф.М.Достоевский)?
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые авторами литературных произведений, и связанные с ними социальные проблемы. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре.
В завершении хочу сказать, что размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и отечественной культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном - русской словесности на умы, сердца и души наших воспитанников, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»
Хазова Александра Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 217 СПб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...
Воспитание духовной культуры учащихся на уроках литературы и русского языка
Бездуховность стала в наше время массовым явлением. Возникла эта проблема не вдруг, но особенно резко усилилась в последние годы. Не используется при изучении литературы её великая сила, её способност...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ....
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...
Статья " Воспитание нравственности на уроках литературы"
В статье представлены мысли автора по поповоду воспитания нравственности на уроках литературы в современной школе ( 2014 г.)....
Воспитание нравственности на уроках литературы
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - еди...
Духовное воспитание обучающихся на уроках литературы в 7-9 классах»
Вопрос духовного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать ...