Статья " Воспитание нравственности на уроках литературы"
статья на тему
В статье представлены мысли автора по поповоду воспитания нравственности на уроках литературы в современной школе ( 2014 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о воспитании нравственности на уроках литературы | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственности на уроках литературы в современной школе
Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению,
к признанию равенства душ.
С.Соловейчик
Воспитание современного подростка, часто грубоватого, знающего свои права, но не всегда обязанности, в силу возраста бравирующего своим безразличием к общепринятым ценностям, - задача сложная, но необходимая. Я убеждена, что в каждом ребёнке, даже трудном, есть нравственные качества, которые просто требуют развития. Современные дети не терпят безразличия к своей личности, чувствам. Им необходим внимательный и любящий педагог, понимающий, что мир изменился. Как ни сложно нам это принять, но многие дети стали меньше читать, больше использовать ресурсы интернета для подготовки к урокам, поэтому современный учитель литературы и русского языка должен постараться заинтересовать детей своими уроками. Ведь литература остаётся неиссякаемым источником воспитания нравственных качеств личности. Произведения Н.В. Гоголя, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина и в наше время при грамотном руководстве учителя помогают ребятам видеть добро и зло, становиться лучше.
Современный мир достаточно жесток , телевидение изобилует сценами насилия, компьютерные игры также не способствуют развитию духовности подростка. Хорошо ,если в семье понимают, что ребёнка необходимо развивать, водить в театр, читать ему книги с раннего возраста. Но многие ли могут похвастаться такой семьёй? Что же делать в этой ситуации педагогу? Прежде всего, не опускать руки. Ребёнок - личность, и от нашего отношения к нему во многом зависит дальнейшая жизнь ученика.
Я убеждена , что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это художественное слово, книга. Герцен говорил: « Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Трудно не согласиться с его словами. Жизнь подростка должна быть полной и богатой в нравственном отношении, а грамотно построенные современные уроки литературы могут способствовать этому.
Мне кажется, что современный урок литературы не должен содержать сухую лекцию о жизни писателя или пустой пересказ текста. Урок - всегда диспут, всегда обсуждение качеств героя, моделирование поведенческой ситуации. Я стараюсь с 5 класса настроить своих детей на конструктивный диалог с учителем, учу ребят доказывать своё мнение, опираясь на общепринятые нравственные ориентиры.
Учитель не диктатор , он тьютор, стратег, помощник. Педагог должен уметь представить культурные ценности как объект, доступный к восприятию и пониманию. Но такое искусство связано с личностными качествами и внутренним миром самого учителя. Если преподаватель не верит в свои слова, считает мир изначально злым, а всех детей хулиганами, то он не сможет привить ребёнку нравственные качества. Ведь мир, как бы проходя сквозь личность педагога, воздействует на ученика при условии отклика, отзвука на воздействие в душе учителя. Эпиграфом к моему сайту являются слова Сенеки: « Люди учатся, когда они учат». Я убеждаюсь в этом каждый день, общаясь со своими детьми, кстати, совершенно обычными, на уроках литературы, русского языка и после них.
Какие же задачи должен стремиться выполнить педагог на уроках литературы? Прежде всего, обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств. Учитель также должен вооружить учащихся знаниями о морали, раскрыть сущность социальной и психологической целесообразности моральных норм; привить культуру, формировать привычки и навыки нравственного поведения. Уроки литературы могут помочь ребятам накопить и обогатить опыт нравственного поведения, организовать нравственное самовоспитание учащихся.
Что же такое нравственность? Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон. На нравственности основывается поведение людей, строятся представления о приличиях. Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь – сложная цепь поступков, восприятия и реакций на поступки других. Каждый человек должен оставить свой след в жизни. Что будут помнить о нас внуки? Что дед был грубым или добрым, отзывчивым человеком? Много читал или не взял в руки ни одной книги? Ребята должны задуматься об этом!
Нравственные ценности: честь, совесть, достоинство, милосердие, порядочность, патриотизм, любовь, уважение, доброта, трудолюбие, здоровье, семья, родители. Нравственные учения мира заложены в христианстве, иудаизме, индуизме, исламе, буддизме. Азбукой нравственности является человеческое достоинство.
Что же конкретно учитель может сделать для воспитания нравственности современных детей? Поделюсь своим опытом работы. Уже с пятого класса дети на примере классических произведений учатся видеть нравственные качества героев, обсуждают, как бы они поступили в той или иной ситуации.
Свежи в памяти уроки в 6 классе по роману А.С.Пушкина « Дубровский». Дети очень живо реагировали на происходящее с героями. Ребята пришли к выводу, что честь, совесть, верность слову - необходимые качества не только во времена Пушкина, но и в наше время. Мнения девочек в классе разделились: некоторые считали, что Маше нужно было уйти с Дубровским в любом случае, а другие согласились, что нельзя нарушать данное другому человеку слово. В классе есть мальчик, воспитанный по христианским канонам. Его мнение всегда интересно детям. Ребята пришли к выводу, что месть, нетерпимость к чужому мнению, деспотизм не могут привести к хорошим последствиям. Они задумались о сущности любви, отношениях между родителями и детьми, от времени Пушкина перешли на отношения в современном мире. Желающие написали письма, адресованные героям романа.
Уже с пятого класса ученики знакомятся с произведениями устного народного творчества, задумываются о трудолюбии, честности, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждают малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. При изучении русских сказок и сказки «Снежная королева» я знакомлю детей с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро. Ребята с удовольствием обсуждают поступки героев этих произведений.
Анализ текста - основной вид работы на уроке литературы. Анализируя речь героев, описания природы, портретные характеристики, дети учатся понимать, что хотел сказать им автор. Например, в наблюдении над поведением Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенева дети находят глаголы действия ("улыбается, мычит, махает руками"), зачитывают описание жилища Герасима, обсуждают его жесты, мимику. Это помогает ученикам понять внутренний мир немого дворника. После глубокого обсуждения дети начинают понимать поступок героя и жалеют не только собачку, но и Герасима. Плохо, если такое серьёзное произведение останется в памяти пятиклассников просто жутковатой сказкой. Учитель должен сделать всё для того, чтобы дети задумались о деспотизме, чести и достоинстве, добре и зле.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» помогает увидеть мир глазами ребёнка. Дети знакомятся с бытом деревни в первые годы Советской власти. В произведении поднимаются важные нравственные вопросы, ребята задумываются о дружбе, долге, честности, об истинной доброте и человечности. Рассказ В. Астафьева приобщает юных читателей к духовным ценностям народа.
Неиссякаемым источником воспитания нравственности является поэзия Великой Отечественной войны. Каждый год ученики открывают для себя новых авторов этой эпохи. Ребятам очень нравится презентация с аудиофайлами песен военных лет. Я всегда прошу детей расспросить дедушек и бабушек о годах войны. Дети рассказывают о патриотизме и доблести русских солдат не отвлечённо, а основываясь на воспоминаниях родных. Правда, с каждым годом, к сожалению, всё меньше остаётся ветеранов. Наша школа всегда приглашает участников войны на праздники. Конечно, после живого рассказа о боях в Краснодаре ветерана Шлыкова Н.Г., уроки литературы на военные темы всегда проходят прекрасно.
В прошлом году нас всех поразил рассказ пятиклассника Бибика Константина о его прабабушке, которая спряталась со своими малолетними детьми под столом от немцев, зашедших в дом. Немец, подняв скатерть, приложил палец к губам, чтобы бабушка сидела тихо, и увёл своих товарищей. Дети долго обсуждали эту ситуацию и пришли к выводу, что нравственные качества зависят только от самого человека, а не от того, на чьей стороне он воюет. Для пятиклассников это стало открытием.
На такие уроки я всегда приношу блокнот моего дедушки Павлова И.Г., ветерана и бывшего директора нашей школы № 41. В этом чудом сохранившемся блокноте дедушкина переписка с бабушкой, дневниковые записи и переписанные от руки стихи и песни военных лет. Какое ещё доказательство того, что поэзия поддерживала дух русских солдат, необходимо детям?!
Когда после такой подготовительной работы мои ученики слушают песни, сопровождаемые видеоклипами, на стихи А.Суркова « Бьётся в тесной печурке огонь», М. Исаковского, К. Симонова « Жди меня» и другие, я часто замечаю слёзы на глазах даже не у очень эмоциональных детей. Да и я не могу сдержать эмоции, слушая песни военных лет. Что может быть лучше такого единения учителя с учениками!
Хочется заметить, что многие мои ученики пишут стихи, постоянно участвуют в городских и краевых творческих конкурсах. В этом году победителем конкурса « Крылатые качели» стала Бубнова Елизавета, ученица 8 класса, а Щербина Александр, ученик 6 класса, является призёром краевого конкурса « Люблю тебя, мой край родной». Я думаю, что ребёнок чёрствый и равнодушный не будет писать стихи. Значит, простой учитель литературы может повлиять на внутренний мир подрастающего человека.
Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений понимать, где добро, а где зло, они видят необходимость сострадания, сопереживания, надеюсь, будут расти патриотами. Главное, под чутким руководством неравнодушного педагога, они испытывают различные чувства: радость и огорчение, восторг и печаль. Урок литературы учит поведению в разных жизненных ситуациях , развивает чувства, воспитывает эстетический вкус. Может быть, этого сложно достичь с современными детьми, но всё в наших руках. Закончить хочется словами поэта Асадова:
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
Это дело каждого учителя, а особенно учителя литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ....
Статья "Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы"
Размышление о специфике нравственного воздействия литературы на формирование нравственности и духовности современного школьника....
статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"
Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....
статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы
статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...
Статья "Воспитание патриотизма на уроках литературы"
В статье представлены обоснования необходимости патриотического воспитания...
Статья "Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"
Статья "Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"...
Воспитание нравственности на уроках литературы
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - еди...