ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
статья по литературе по теме
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferencii_samoylenko_g.v._sosh22.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.
Самойленко Г.В.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ № 22»
Образование всегда должно быть посвящено воспитанию. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины, среди которых важное место принадлежит литературе.
Урок – основа всего воспитательного процесса в школе, звено, связывающее учеников с жизнью. Именно на уроках формируется человек, закладывается его потенциал.
Мы часто жалуемся, что дети перестали читать. Интернет, телевидение, СМИ приносят информацию, легкую, доступную, не требующую работы мысли. Идет простой набор информации. А ведь без развития гуманитарного сознания невозможен прогресс общества. В решении задач развития гуманитарного сознания первостепенную роль играют уроки литературы, так как именно искусство влияет на сознание и поведение учеников. Именно литература позволяет ответить на многие жизненные вопросы.
Однако изучение литературы на уроках затрудняется многими факторами. Во-первых, нельзя авторитарно заставить задуматься над прочитанным. Необходимо ученика увлечь. Во-вторых, современные ученики несколько далеки от проблем классической литературы: они живут в другом мире, им тяжело воспринимать философию классических произведений. У современных школьников свое понимание свободы и несвободы, оценка поступков героев трактуется с точки зрения современного прагматизма, да и границы между добром и злом часто размыты. Культура современного общества навязывает потребительские установки, стремление к роскоши, отодвигая на задний план трудолюбие, любовь, порядочность. Нельзя обойти стороной и, на мой взгляд, такую проблему, как подбор произведений для учебных хрестоматий.
Некоторые произведения, включенные в школьную программу, прочитываются учениками формально, не проникают в души ребят, а те, что пробуждали интерес, от которых загорались глаза, которые обсуждались очень эмоционально, из программы убрали. Мои десятиклассники читали «Историю одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, но лишь по принуждению. Зато сколько эмоций было после прочтения романа «Господа Головлевы»! По опыту работы могу судить, что произведение А. Грина «Зеленая лампа», противопоставляющее целеустремленность и пустое времяпрепровождение, восьмиклассникам нравилось: «Спускаясь по темной лестнице, зажигайте хотя бы спичку», - слова героя, сумевшего многого добиться благодаря случаю, западают в души подростков, могут служить установкой современным школьникам. Я ценю творчество А.П. Платонова, не могу понять, почему в хрестоматии по литературе для 8 класса его рассказ «Возвращение» вытеснил произведение К.Г.Паустовского «Телеграммы». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны? Возможно. Но современные дети, не тяготеющие к чтению, зато сидящие у экранов телевизоров и мониторов компьютеров, в первую очередь уловили далеко не нежные чувства супругов. Мы обвиняем Интернет, а сами навязываем быстрое взросление. Уж лучше доброту и милосердие, а заодно и отношение к пожилым людям показать на примере Манюшки, безграмотной деревенской девчонки, испытывающей страх перед смертью, но понимающей, что нельзя оставлять умирающую Катерину Петровну в одиночестве. В этом же рассказе и пример дочери, устраивающей выставки художникам, но позабывшей свою мать. Одно произведение преподает несколько уроков… Вернее, преподавало. А вот произведение Антуна де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в шестом классе, наверное, рано читать. Сказка. Но не только. Повесть-сказка, мудрая притча о любви, верности, дружбе, ответственности. «Это печально, когда забывают друзей», «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать», «Самое главное - то, что не увидишь глазами»… такие слова надо суметь прочувствовать, осмыслить, пронести через сердце. Думаю, лучше это произведение будет восприниматься более взрослыми ребятами.
И все-таки литература – живое семя, и, несмотря на недовольство учителей учениками, власть интернета, все более распространяющийся прагматизм, падает это семя в благодатную почву – детскую душу. На уроках литературы большой простор для воспитания. Главное – знакомить ребят с литературой, учить их вдумчиво читать. Через постижение литературы мы сумеем ввести детей в большую, взрослую, жизнь.
Как же можно воспитывать нравственные качества учащихся в современной школе по современным программам? Нравственность постигается, прежде всего, через литературу, поскольку наполнена она этическими критериями и поисками человеческих идеалов. Учителю литературы необходимо определить, как усилить воспитательное воздействие художественного произведения на школьников, найти пути формирования личности учащихся на уроках и во внеклассной работе. Нельзя на уроках литературы допускать подмены живого размышления над прочитанным, оценочных суждений и нравственных выводов учащихся усвоением готовых формулировок. Важно организовать чтение произведения так, чтобы анализ был не только обучающим, но и нравственно впечатляющим, пробуждающим потребность видеть нравственные смыслы в общении с художественным произведением. Для этого при чтении произведения следует направлять учащихся, обращать их внимание на поступки героев, мотивы таких поступков. Необходимо помочь школьникам понять часто произносимые слова: «Литература – учебник жизни».
В хрестоматии для пятого класса есть удивительное произведение В.Г.Короленко «В дурном обществе». Изменение Васи после встречи с Валеком и Марусей не остаются незамеченными пятиклассниками. Необходимо заострить внимание школьников на причинах изменений.
Спрашиваю:
- Что привлекло Васю в Валеке и Марусе?
- Какие изменения произошли в мальчике после встречи с «детьми подземелья»?
- Какого человека можно назвать добрым? Что такое добро?
- Можем ли мы сказать, что Вася был добрым человеком, способным прийти на помощь новым друзьям? Докажите отрывком из текста.
- Известно изречение: «Платить добром за добро». Кто из героев произведения поступил согласно этой мудрости? (Пан Тыбурций пришел в дом судьи и рассказал правду)
Сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» и С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» помогают ребятам осмыслить и оценить безнравственные поступки. Рассуждая о Фильке и его делах, пятиклассники часто говорят, что мальчик поступил плохо, ударив коня: конь-то фронтовой и обижать его нельзя.
- А если бы конь не был фронтовым, можно ли оправдать поступок Фильки?
- Почему людям удалось победить лютую стужу?
Помогли сельчанам умение прощать, взаимовыручка. А Филька сумел для себя сделать правильные выводы.
Одним из интереснейших произведений в школьной программе является «Старуха Изергиль» Максима Горького. Разная философия жизни, представленная в рассказе, - настоящий нравственный урок для школьников.
При чтении возникают вопросы:
- Какие поступки во имя самоутверждения совершает Лара?
- Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?
- Перечитаем эпизоды суда над Данко и Ларой.
- Назовите отличительные качества Данко и Лары.
- Чем отличаются гордость и гордыня?
Обязательно проводим словарную работу, даем толкование понятий «гордость» и «гордыня».
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
- В каких произведениях вы встречались с гордыми людьми?
Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.
- Встречались ли вам герои, обладавшие подобным качеством?
Вопросы на сопоставление героев разных произведений побуждают учащихся глубже осмыслить нравственные понятия, а учителю сделать вывод о степени осмысления.
Делается вывод о философии жизни героев:
- для Лары – это жизнь для себя, без людей;
- для Данко – жить с людьми и для людей.
К сожалению, сегодня нет в школьной программе произведения К.Г.Паустовского «Телеграмма». Но я нахожу время и провожу урок внеклассного чтения. Реакция восьмиклассников на рассказ показывает, что не напрасно. Уроки доброты, сострадания, с одной стороны, и холодность, равнодушие, с другой, побуждают ребят задуматься о своем отношении к мамам, бабушкам. Часто люди, прикрываясь занятостью, забывают о близких, оставляют их в одиночестве. «Как часто вы навещаете своих бабушек? Часто ли звоните им? Находите ли время поговорить?» - ответы на вопросы убеждают в моей правоте: уроки доброты необходимы, значит, надо побуждать подростков читать.
Каждый год учащиеся обогащаются, произведения классической литературы. Невозможно оставаться равнодушным к отношениям Лизы и Эраста, не может пройти бесследно судьба Родиона Раскольникова, останутся в памяти нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Главное – суметь раскрыть учащимся мир литературных героев.
Вся литература содержит в себе нравственные уроки. М. Горький предлагал литературу назвать человековедением. Ведь книги несут в себе нравственную силу, энергию добра. А на уроках перед нами сидят дети, чьи души не очерствели, может быть, только чуть приспосабливаются к современной жизни, подстраиваются под взрослых. А какими взрослыми они вырастут, зависит во многом от нас, учителей литературы. «Словесник в школе – главная фигура. Если его не считают за таковую, он сам себе должен знать цену. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев и весь сонм великих нашей отечественной словесности. Литература, родной язык, затем история, прежде всего, творят сына Отечества, а уж затем пусть в него закладывают «профильные задатки», - говорил В.Распутин.
________________________________________________________
Литература.
1.Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.
2. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации/Ом. Государственный педагогический институт им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991.
4.Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания//
Педагогика, 1997, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.
В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....
Статья "Воспитание духовности и нравственности на уроках литературы"
Размышление о специфике нравственного воздействия литературы на формирование нравственности и духовности современного школьника....
статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"
Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Статья " Воспитание нравственности на уроках литературы"
В статье представлены мысли автора по поповоду воспитания нравственности на уроках литературы в современной школе ( 2014 г.)....
Воспитание нравственности на уроках литературы
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - еди...